Исследовательский проект «Что нам стоит дом построить?!»

7
2
Материал опубликован 27 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Исследовательский проект представленный на районной научно-практической конференции "Мыслить. Творить. Мечтать." Автор проекта Яппарова Карина. Работа основана на наблюдениях за строительством осиного гнезда  и выведением ее потомства. В работе использованы фотографии из личного фото альбома Яппаровой Карины. Данный проект разделил первое место с работой Лавровой Юлиана "Тайны любимого лакомства".

Предварительный просмотр презентации

Из травинок и хвои Строят домик муравьи. Из деревьев и коры Домик делают бобры. Чтобы было ей тепло, Ищет белочка дупло. Из чего, ты мне скажи, Домик делают ежи?

Вам сегодня расскажу Про архитектора лесного, Что всегда поёт «Жу-жу» – Про полосатую осу. Человек не очень любит этих грозных насекомых, потому что боится быть ужаленным. Многие люди убивают ос, уничтожают их гнёзда. В своей работе я хочу рассказать об этих удивительных насекомых и поделиться советами, как человеку мирно жить рядом с осой. Актуальность проекта:

Цели проекта: пополнение знаний о насекомых нашего посёлка развитие интереса к живой природе формирование бережного отношения к природе Задачи проекта: изучить биологию осы бумажной познакомиться с образом жизни осы бумажной выработать навыки поведения при встрече с осой.

Методы исследования: описание измерение сравнение эксперимент наблюдение

Оса бумажная Объект исследования Предмет исследования Строение, поведение и жизнедеятельность бумажных ос Результаты моего исследования могут быть представлены на уроках естествознания: «Окружающий мир», «Экология» и «Биология» Практическое значение

Ос относят к общественным насекомым, потому что живут они большими колониями. В каждой колонии проживают тысячи особей. Ещё этих ос называют бумажными. Своё гнездо осы строят из бумаги, которую изготавливают самостоятельно. Летом, на даче, я стала свидетелем основания новой колонии одной-единственной самкой. Но обо всём этом по порядку…

Сооружение гнезда происходило в несколько этапов. Сначала самка на веточке смородины соорудила стебелёк. Рано утром оса построила первую ячейку. 5 июля

В тот же день оса построила ещё 2 ячейки. Когда оса отлетела от гнезда, я подошла поближе и заглянула внутрь. В ячейках лежали маленькие бусинки – самка отложила в каждую ячейку по 1 яйцу: 5 июля у нашей осы появилось потомство. 5 июля

Отложив 3 яйца, оса продолжила строительство гнезда. Новую ячейку начинала строить с заострённого колпачка. Ячейки строила против часовой стрелки. Когда солнце стало садиться, оса улетела и до позднего вечера не появлялась. Оса строит гнездо только днём.

Я заметила, что оса часто летала к старому дачному пню, от которого откусывала маленькие деревянные щепочки. Из старой древесины она изготавливала серый комочек бумаги. Потом оса садилась на край ячейки и растягивала принесённый комочек в тоненькую ниточку.

Оказывается, чтобы яйцо не выпало из ячейки, оса приклеивает его к стенке домика специальным липким веществом. 7 июля Через 2 дня домик осы состоял из 10 ячеек. Новые ячейки были пусты. В ячейках с яйцами я заметила крупные капли. Сначала подумала, что это роса, но тогда почему их не было в других ячейках?

9 июля На пятый день наблюдений меня ждал сюрприз: из яиц развились личинки. В соседних ячейках самка отложила ещё 2 яйца. яйцо личинки Оса откладывает яйца постепенно, чтобы успевать ухаживать за потомством.

Личинка, как и яйцо, приклеено в ячейке липким веществом. Предположу, что клейкое вещество не только удерживает, но и защищает личинку осы от перегрева в жаркий солнечный день.

9 июля На пятый день строительства гнездо осы состояло из 24 ячеек. За 1 день оса строила в среднем по 5 ячеек. Дата Срок строительства гнезда Количество ячеек 5 июля 1 день 3 ячейки 7 июля 3 дня 10 ячеек 9 июля 5 дней 24 ячейки

Каждая построенная ячейка имеет 6 одинаковых стенок. Длина одной стенки составляет всего 3-4 мм. Сама ячейка напоминает конус. Форма ячейки очень удобна для червеобразных личинок. Маленькое окошечко защищает личинок от хищников.

Создавать одинаковые ячейки помогают глаза и усики. Глаза и усики – математические приборы осы. усики простые глаза сложные глаза

Количество ячеек Количество стенок Экономия 1 6 3 15 3 7 30 12 19 72 42 Сооружение ячеек по кругу позволяет осе экономить строительный материал и силы. Технология строительства гнезда

А силы осе нужны для заботы о потомстве. Маленькие личинки беспомощные и не могут себя прокормить. Оса приносила своим малышам сладкий нектар цветов и ягод.

Оса дополнительно выкармливает маленьких личинок сладкими выделениями насекомых. Я обратила внимание, что оса часто подлетала к растению, на котором обитала тля. Известно, что тля питается растениями и выделяет сладкий сок.

10 июля Когда оса кормила личинку, она складывала крылышки и заползала в ячейку.

12 июля Накормив одну личинку, оса переползала на соседнюю ячейку и начинала кормить другую. Кормление одной личинки занимало 10-12 с. За 1 прилёт самка осы приносила пищу сразу для нескольких личинок. Я заметила, что и при кормлении оса ползает по гнезду против часовой стрелки.

16 июля На 11 день развития личинки стали большими и толстыми, они совсем не похожи на стройную осу. В своём домике личинка висит вниз головой, но толстое и широкое тельце удерживает её в ячейке.

Подросших личинок оса выкармливала муравьями. Муравейник был под кустом смородины, на котором оса построила гнездо.

19 июля Растущим личинкам требовалось больше места...

19 июля … и оса стала достраивать «верхние этажи» ячеек.

19 июля Оса трудилась весь день и на закате завершила свою работу.

25 июля Одна ячейка была уже полностью закрыта колпачком. Через 2 дня все 5 ячеек с личинками были закрыты колпачками. Спустя 21 день, как оса отложила яйца, на поверхности ячеек появились крышечки из тонкой паутины.

12 августа В середине августа я обнаружила, что колпачки были нарушены, а ячейки стали пустыми. Завершилось развитие потомства и молодые осы покинули своё гнездо.

Превращение личинки в осу длилось 20 дней. В стадии куколки личинка ничего не кушала и развивалась за счёт накопленных запасов. Молодые осы вдвое меньше личинок. За время превращения личинка теряет половину своих запасов.

Полное развитие потомства продолжалось 41 день. В это время самка осы особенно агрессивна. Почувствовав любую опасность, она начинает атаковать. Оса защищает гнездо от божьих коровок, пауков и пчёл, которые любят полакомиться её личинками. Оса может почувствовать опасность и от человека, поэтому на природе нужно соблюдать определённые правила.

Нельзя одеваться в пёструю одежду и пользоваться духами. Нельзя размахивать руками. Нельзя убивать осу. Нельзя пить сладкий сок, есть сочные фрукты и даже бутерброд с колбасой. Как подружиться с осой, или правила поведения на природе

Стенки гнезда имеют очень тонкое переплетение и напоминают кружевную салфетку. Ажурное плетение создаёт лёгкость и пропускает кислород. Гнездо – природное архитектурное сооружение. Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:

Признаки 1-е гнездо 2-е гнездо Масса гнезда 1, 4 г 6,4 г Количество ячеек 73 297 Масса одной ячейки 0,0191 г 0,0215 Гнездо очень лёгкое. Масса гнезда 100 ячеек весит всего 2 грамма

Осиное гнездо хорошо переносит зимние морозы и не намокает даже под проливным дождём. Гнездо осы на 10 дней поместила в морозильную камеру при температуре -180 С. Размеры и структура гнезда не изменились. Гнездо 15 минут поливала из душа холодной водой. Ячейки внутри не промокли и масса гнезда не увеличилась.

Этапы строительства гнезда: сооружение стебелька построение 1-ой ячейки построение ячеек по внутреннему кругу построение ячеек по внешнему кругу достраивание верхних этажей в ячейках с личинками

Гнездо – идеальный домик для развития потомства осы. лёгкое прочное выдерживает низкие температуры не намокает пропускает О2

Развитие бумажных ос проходит в 4 этапа: яйцо личинка куколка молодая оса 4 дня 17 дней 20 дней

Оса живёт по определённым законам природы. Человек не должен нарушать природную гармонию. Строительство гнезда, откладывание яиц и перемещение осы при выкармливании потомства проходит с востока на запад, по движению солнца.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Мария, спасибо, очень интересная работа. Такая тема, безусловно, полезна и юному автору, и тем, кому проект адресован.

10 July 2017

Спасибо.

10 July 2017