«С уверенностью в будущее»
Цель занятия: отработка навыков уверенного поведения; самопознание, самосовершенствование, познание своего, не выявленного потенциала; повышение уверенности в сфере межличностного общения.
Задачи занятия:
1) Формирование положительного настроя на работу в группе;
2) Способствование осознанию себя;
3) Развитие навыков, необходимых для уверенного поведения;
4) Укрепление чувства собственного достоинства;
5) Развитие навыков и умений, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Содержание занятия:
I Этап. Вводная часть.
Здравствуйте уважаемые участники тренинга! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии. Наш тренинг направлен на повышение уверенности в себе. Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Я надеюсь, что наше сегодняшнее занятие пройдёт успешно.
А сейчас для того, чтобы настроиться на работу в группе и познакомиться друг с другом выполним одно несложное упражнение.
Упражнение «Для приветствия»
Психолог: “Мы начнем с того, что каждый по кругу представится, назовет своё имя и расскажет о своих безусловных достоинствах, чертах характера, сильных сторонах в нескольких словах, а также расскажет об одном положительном событии, которое прошло с ним сегодня за 1 день.
Хорошо после того как мы все друг с другом познакомились я предлагаю вам ознакомиться с основными правилами работы в тренинговой группе.
Правила работы в тренинговой группе
В нашем тренинге мы должны придерживаться определённых правил.
Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты". Общение по принципу "здесь и теперь". во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты плохо поступил".
Активное участие в происходящем. Мы активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
II этап. Основная часть.
Упражнение «Позитивные мысли»
Цель: Развитие осознания сильных сторон своей личности; поддержка позитивных мыслей о себе, симпатии к себе, способности относится к себе с юмором, выражение гордости собой как человеком, описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков. Инструкция: Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору.
Вопросы для обсуждения: Легко ли было выполнить данное упражнение? Что было выполнить сложно и почему?
Упражнение «Ступеньки»
Цель: помочь участникам тренинга выстроить адекватную самооценку.
Материал: бумага, ручка, карандаш
Ход упражнения: Участникам предлагается нарисовать лесенку из 10 ступеней.
Психолог: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, психолог сообщает ключ к этой методике:
1-4 ступенька – самооценка занижена
5-7 ступенька – самооценка адекватна
8-10 ступенька – самооценка завышена
Вопросы для обсуждений:
Соответствует ли данный результат вашим представлениям о самооценке? Почему вы так считаете?
Упражнение «Помоги другу».
Психолог: «Уважаемые участники тренинга, представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вам позвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощи и поддержки. Что бы вы ему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочках бумаги свои пожелания и советы неуверенному подростку. (Работа в группах. Выступления представителей групп).
Вопросы для обсуждений: Трудно вам было найти слова в поддержку неуверенного человека? На самом деле, чем больше вы поддерживаете других людей, тем сами становитесь увереннее.
Упражнение «Я – звезда»
Цель: отработка навыков уверенного поведения.
Процедура: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Вопросы:
Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
Что схожего между Вами и выбранной звездой?
Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
Где было легче, показывать или отгадывать?
Ролевая игра «Я могу быть разным»
Цель: развитие рефлексии, умения анализировать виды самоутверждения подростков.
Психолог: «Сейчас через проигрывание ситуаций мы постараемся определить, что может чувствовать и как себя ведет человек, когда он является уверенным, неуверенным или агрессивным человеком. Каждому из вас нужно будет сыграть в предложенной мной ситуации определенную роль (ведущий раздает всем карточки с ролями, затем зачитывает ситуацию 1, и трое подростков обыгрывают ее тремя способами и т. д.), пока все участники не поучаствуют в игре»
Вопросы для обсуждения:
- Как ведёт себя агрессивный человек? (Агрессивный человек ведет себя грубо, нахально, нападает, угрожает, смотрит свысока и т. д.). - Какие чувства вызывает у вас такой человек? (Агрессивный человек вызывает неприятные ощущения).
- Как ведёт себя неуверенный человек? (Неуверенный человек говорит тихо, выпрашивает, смотрит умоляющим взглядом и т. д.). - Какие чувства вызывает у вас такой человек? (Неуверенный в себе человек вызывает жалость). - Как ведёт себя уверенный человек? (Уверенный человек частично уступает, предлагает, действует, аргументирует и т. д.)
- Какие чувства он у вас вызывает? (Уверенный в себе человек дает ощущение надежности).
III этап. Заключительная часть.
Рефлексия. Подведение итогов.
Подводя итог нашего тренинга, хочу напомнить, что уверенность не приходит просто так, сама по себе, чтобы она появилась – следует проявлять активность, включаться в дела, накапливать и осмысливать жизненный опыт.
Хотелось бы, чтобы сегодняшнее занятие позволило вам лучше понять самих себя, определить, на что именно вам следует обратить внимание, чтобы стать более уверенными в себе – а значит, более счастливыми и успешными людьми и лидерами.
Заключительное упражнение «Пожелания в круг».
Психолог предлагает закончить встречу пожеланиями чего-нибудь приятного друг другу (соседу) это может быть комплимент, либо пожелание, связанное с темой тренинга или всей группе в целом. Последним - пожелание группе от психолога.
Рефлексия. «Что нового узнали в процессе тренинга?», «Расскажите, с какими трудностями столкнулись на занятии?» «Что было самым важным на занятии?», « Что заставило задуматься на занятии?» Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге? Какие чувства, эмоции испытали во время тренинга? Что нового узнали о себе, о группе? Легко ли вам было выполнять задания? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?
Психолог: Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Я благодарю вас за участие в занятии, до скорых встреч!
Рекомендации выпускникам: как укрепить свою уверенность в себе?
1. Помните, идеальных людей не бывает, и Вы не исключение, поэтому позволяйте себе совершать ошибки. Относитесь к этому спокойно. Любая ошибка - это опыт, который позволяет Вам совершенствоваться!
2. Быть уверенным в себе не значит дерзко, агрессивно или оскорбительно относиться к другим.
3. Применяйте самовнушение.
4. Замечайте свои удачи и достижения, даже небольшие. Хвалите себя за них!
5. Не концентрируйтесь на том, что и как подумают или скажут о Вас окружающие.
Начните уже сейчас немного больше верить себе, ценить и любить себя и у Вас все получиться!
И напоследок — почаще улыбайтесь! Ведь улыбка — один из самых главных признаков уверенного в себе человека!