Рабочая программа внеурочной деятельности «Самоопределение» (8–9 класс)
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – КОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Выгоничского района Брянской области |
243365, Брянская область, Выгоничский район, д. Скрябино ул Школьная 1 А e-mail: kokino032@mail.ruTел: 8 (48341) 2-43-73 ИНН 3208003278 КПП 320801001 ОГРН 1023201936405 | |
|
Рабочая программа согласована____________20__ г.
Утверждена приказом №____ от ______________
з/директора по воспитательной работе директор МБОУ – Кокинская СОШ
________________________/Е.В. Потворова/
___________________ /Самойленко Т.И../
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Самоопределение»
общеинтеллектуального направления
Класс: 8-9
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Самопределение» для 8-9 классов разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 г.) с изменениями;
Закон ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.)
ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);
ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) с изм. (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
положения о рабочей программе учебного предмета, курса.
Главной отличительной особенностью программы является ее разновозрастная направленность. Данная программа носит развивающий характер и рассчитана на подростков 8 и 9 классов, которые могут осваивать ее в разновозрастной группе. Второй немаловажной особенностью является тренинговая форма работы как преобладающая и основная.
Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у восмиклассников и девятиклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем.
С другой стороны, уже в подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.
Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности восьмиклассников и девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению. Образование должно готовить ребенка к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д.
Методы и формы работы:
- Словесные методы: устное изложение, беседа рассказ, беседа, анализ текста, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- Наглядные методы: демонстрации видеоматериалов, иллюстраций рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций; наблюдение и самонаблюдение за психологическими явлениями и свойствами личности Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- Практические методы: Тренинг; тренировочные упражнения; лабораторные работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Основной тип занятия – урок с элементами тренинга. Основная форма проведения занятий - урок. Группа учащихся не должна быть больше 15 человек. Желательно, чтобы во время занятий парты располагались по периметру комнаты. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у учащихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий.
На занятиях применяются активные групповые методы работы - тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, психотехнические приемы. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому начало курса направлено на формирование мотивации и создание необходимой психологической атмосферы в группе.
Но также есть темы требующие теоретического типа занятий (лекция, семинар), практического (отработка на себе психологических техник), диагностического ( проведение самодиагностики).
Наряду с этим, в программе используются современные технологии и методики: здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
Форма обучения – очная.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Самоопределение» в 8-9 классах выделяется 34 ч. (1 ч в неделю).
Цели и задачи курса
Цели данного курса:
1.Подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению.
2.Развитие «гибких» компетенций.
3. Развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи элективного курса:
1.Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
2.Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3.Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
4.Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
2. Планируемые личностные и метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УДД: | |
-действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо); - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; | - владение основами самоконтроля, самооценки; классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, | - умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; -формирование знаний о современных профессиях; формирование знаний об истории города, поселка. | -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению - формирование умения слушать и вступать в диалог; формирование умения в постановке вопросов; – владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в психологических и социально-гуманитарных дисциплин; |
Предметные результаты
К концу года ученик научится: | К концу года ученик получит возможность научиться: |
- познавать социальную и личностную значимость профессионального самоопределения - проявляют интерес к ситуации выбора профессии - оперировать понятиями о личности, способностях. - классифицировать профессий по разным основаниям. - разбираться в сущности и этапы профессиональных проб - самопрезентации и самораскрытия. - составлять резюме - составлять формулу профессии; - составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; - анализировать профессиограммы и психограммы. | - изучать собственную личность, способности - ставить цели по саморазвитию. - пользоваться основами тайм-менеждмента и self-менеджмента - изучать психофизиологические особенности личности, связанные с выбором профессии - навыкам самоконтроля - анализировать профессиональную деятельность по основным признакам - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии - выполнять профессиональные пробы. |
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Самоопределение» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся; а также итоговое занятие, на котором в творческой форме учащиеся показывают чему научились в течение курса. В течение учебного года осуществляется различного рода психологические диагностики, пролонгированное наблюдение и самонаблюдение. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодное участие в «Дне науки и творчества» с исследовательскими работами, выполненными в результате освоения курса.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Учебный план
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» призван для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поможет познакомиться с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе.
Программа рассчитана на 9 месяцев (34 ч.) и включает в себя 3 смысловых раздела и итоговое занятие – диагностика уровня развития познавательных процессов и эмоционального фона ребенка.
Курс предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно.
Большинство описанных в программе упражнений - известные психологические техники, иногда модифицированные для решения поставленных задач.
Учебно-тематический план
№п/п | Темы и формы организации (урок, экскурсия, практическая работа) | Количество часов по видам деятельности | Дата проведения | ||
теоретические | практические | план | факт | ||
1 | Личная ответственность. | 0 | 1 | | |
2 | Моя личность | 1 | 0 | | |
3 | Навыки будущего «Soft skils» | 0 | 1 | | |
4 | Группа и команда | 0 | 1 | | |
5 | Я командный игрок или нет | 0 | 1 | | |
6 | Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие | 1 | 1 | | |
7 | Self-менджемент | 1 | 0 | | |
8 | Самопрезентация | 1 | 0 | | |
9 | Человек и профессия | 0 | 1 | | |
10 | Цели. Учимся ставить реальные цели и готовить план | 0 | 1 | | |
11 | Время – наш помощник или наш враг | 0 | 1 | | |
12 | Я и время | 0 | 1 | | |
13 | Что мешает в достижение целей | 0 | 1 | | |
14 | Что такое профессионограмма | 0 | 1 | | |
15 | Эффектичное мышление. | 1 | 0 | | |
16 | Мое первое резюме | 0 | 1 | | |
17 | Что такое эмоции? Что такое эмоциональный интеллект? | 0 | 1 | | |
18 | Мой эмоциональный интеллект | 0 | 1 | | |
19 | Стресс. Как с ним бороться? | 1 | 0 | | |
20 | Эмоции в деловом и личном общении. | 0 | 1 | | |
21 | Общение. Личное и деловое общение. Деловая этика. | 0 | 1 | | |
22 | Тренинг развития мотивов межличностного общения. | 0 | 1 | | |
23 | Креативность. | 0 | 1 | | |
24 | Самопрезентация | 0 | 1 | | |
25 | Социум и я. Социальный интеллект | 0 | 1 | | |
26 | Социум и я. Я в глазах окружающих. | 0 | 1 | | |
27 | Общение и уважение. Общение с разными людьми. | 0 | 1 | | |
28 | Точки опоры. Мои внутренние ресурсы | 1 | 1 | | |
29 | Уверенное и неуверенное поведение. | 0 | 1 | | |
30 | Мы выбираем, нас выбирают. | 0 | 1 | | |
32 | Самоопредение. | 0 | 1 | | |
33 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 0 | 1 | | |
Содержание изучаемого курса
Тема 2. «Навыки будущего «Soft skils». (1 ч.) Теоретическое занятие. Теоретические вопросы: Что такое «мягкие» и «твердые» компетенции.
Тема 3. «Моя личность». (1 ч.) Практическое занятие. Лабораторная работа. Вводная диагностика личности – тип темперамента.
Тема 4. «Группа и команда» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинговое занятие. Цель занятия -сплочение группы, установление контакта. Теоретические вопросы: Группка и команда.
Тема 5. «Я командный игрок или нет»(1 ч.). Практическое занятие. Тренинговое занятие. Диагностика личностных особенностей – САН, характер (тест Леонгарда, опросник Шмишека).
Тема 6. «Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие» (1 ч). Практическое занятие. Тренинг.
Тема 7. «Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие» (1ч.). Практическое занятие. Лабораторная работа. Диагностика.
Тест 8. «Self-менджемент» (1 ч.). Теоретическое занятие. Теоретические вопросы – что такое Self-менджемент, основы Self-менджемента.
Тест 9. « Самопрезентация» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг с элементами арт-терапии. Теоретические вопросы – что такое самопрезентация, функции.
Тема 10. «Человек и профессия» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг Теоретические вопросы: Этапы выбора профессии.
Тема 11. «Цели. Учимся ставить реальные цели и готовить план» (1 ч.). Практическое занятие.
Тема 12. «Время – наш помощник или наш враг» (1 ч.). Теоретическое занятие. Основы тайм-менджмента.
Тема 13. «Я и время» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг.Диагностика особенностей восприятия.
Тема 14. «Что мешает в достижение целей» » (1 ч.). Практическое занятие. Лекция с элементами арт-терапии.
Тема 15. «Что такое профессионограмма» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг с элементами лекции.
Тема 16. «Эффектичное мышление» (1 ч.). Теоретическое занятие. Теоретические вопросы: Мышление, Интеллект, Что такое эффективное мышление.
Тема 17. «Мое первое резюме» (1 ч.). Практическое занятие – учимся составлять резюме. Виды резюме.
Тема 18. «Что такое эмоции? Что такое эмоциональный интеллект?»(1 ч.). Теоретическое занятие. Теоретические вопросы : Эмоции и чувства, эмоциональный интеллект.
Тема 19. «Стресс. Как с ним бороться?»(1 ч.). Практическое занятие. Лабораторная работа – поиск информации в различных источниках. Теоретические вопросы : отличие волнения от стресса, стресс и депрессия.
Тема 20. «Мой эмоциональный интеллект»(1ч.). Практическое занятие. Диагностика эмоционального интеллекта – Н.Холл, Д.Люсин. Анализ результатов.
Тема 21. «Эмоции в деловом и личном общении»(1 ч.). Практическое занятие. Тренинг.
Тема 22. «Общение. Личное и деловое общение. Деловая этика» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг с элементами лекции. Теоретические вопросы: маячки в общении, значение невербалики в общении.
Тема 23. «Тренинг развития мотивов межличностного общения» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.
Тема 24. «Креативность» (1ч.). Практическое занятие. Лекция с элементами арт-терапии.
Тема 25. «Самопрезентация» (1ч.). Практическое занятие. Творческое задание.
Тема 26. «Социум и я. Социальный интеллект» (1ч.). Практическое занятие. Диагностика социального интеллекта. Анализ результатов.
Тема 27. «Социум и я. Я в глазах окружающих» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.
Тема 28. «Общение и уважение. Общение с разными людьми» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.
Тема 29. «Точки опоры. Мои внутренние ресурсы» (1ч.). Практическое занятие. Диагностика
Тема 30. «Точки опоры. Мои внутренние ресурсы» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг .
Тема 31. «Уверенное и неуверенное поведение» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.
Тема 32. «Мы выбираем, нас выбирают» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг-собеседование. Отработка навыков самопрезентации.
Тема 33. «Самоопредение»(1ч.). Практическое занятие. Промежуточный анализ проделанной работы.
Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.). Практическое занятие. Подведение итогов.
. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Самоопределение» (8-9 класс)
(34 часа)
№ темы п / п по плану | Дата | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | |
план. | факт. | ||||
1 | | | Личная ответственность. | 1 | Знакомятся с правилами работы в группе, сплочение группы происхождением названия области, города, истории нашего города. Изучают Теоретические вопросы: что такое «Самоопределение», «ответственность», «виды ответственности, личная ответственность Применяют элементы сказкотерапии. |
2 | | | Моя личность | 1 | Проводят диагностику личности – тип темперамента. |
3 | | | Навыки будущего «Soft skils» | 1 | Смотрят видео «Что такое «мягкие» и «твердые» компетенции». Конспектируют полученные знания загадки, решать ребусы. Самонаблюдение – поиск в своей личности «твердых» и «мягких» компетенций. |
4 | | | Группа и команда | 1 | Изучают теоретический вопрос «что такое группа и команда» Тренинговое занятие. Сплочение группы, установление контакта. |
5 | | | Я командный игрок или нет | 1 | Самодиагностика личностных особенностей |
6 | | | Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие | 1 | Смотрят фильм о «Личности» Рисуют «Карта моего Я» Участвуют в тренинге.. |
7 | | | Self-менджемент | 1 | Изучают теоретические вопросы – что такое Self-менджемент, основы Self-менджемента Конспектируют полученные знания |
8 | | | Самопрезентация | 1 | Изучают теоретические вопросы – что такое самопрезентация, функции. Участвуют в тренинге с элементами арт-терапии Составляют рассказ о себе. |
9 | | | Человек и профессия | 1 | Изучают теоретические вопросы: Этапы выбора профессии. Участвуют в тренинге. |
10 | | | Цели. Учимся ставить реальные цели и готовить план | 1 | Смотрят презинтацию «Что такое цели» Участвуют в дискуссии «Цели и их значение» Рисуют плакат «Мои цели» |
11 | | | Время – наш помощник или наш враг | 1 | Смотрят отрывок фильма «Время» Участвуют в викторине. |
12 | | | Я и время | 1 | Участвуют в тренинге Проводят самодиагностика особенностей восприятия. |
13 | | | Что мешает в достижение целей | 1 | Слушают лекцию Участвуют в занятии элементами арт-терапии |
14 | | | Что такое профессионограмма | 1 | Участвуют в тренинге с элементами лекции. Составляют профессионограмму по образцу. |
15 | | | Эффектичное мышление. | 1 | Изучают теоретические вопросы: Мышление, Интеллект, Что такое эффективное мышление. Составляют конспект |
16 | | | Мое первое резюме | 1 | Изучают виды резюме посредством сети Интернет. Учатся составлять резюме. Виды резюме. |
17 | | | Что такое эмоции? Что такое эмоциональный интеллект? | 1 | Изучают Теоретические вопросы : Эмоции и чувства, эмоциональный интеллект. Коспектируют полученные знания. |
18 | | | Мой эмоциональный интеллект | 1 | Проводят диагностика эмоционального интеллекта – Н.Холл, Д.Люсин. Анализируют результаты. |
19 | | | Стресс. Как с ним бороться? | 1 | Поиск информации в различных источниках. Коспект в творческой форме. |
20 | | | Эмоции в деловом и личном общении. | 1 | Участвуют в тренинге. Разбирают кэйсы «Эмоции». |
21 | | | Общение. Личное и деловое общение. Деловая этика. | 1 | Изучают теоретические вопросы: маячки в общении, значение невербалики в общении. Смотрят отрывок фильма «Обмани меня» |
22 | | | Тренинг развития мотивов межличностного общения. | 1 | Просматривают фильм «Обмани меня», Обсуждают увиденное, делятся впечатлениями. Участвуют в тренинге. |
23 | | | Креативность. | 1 | Изучают теоретические вопросы «что такое креатичность» Участвуют в занятии по арт-терапии |
24 | | | Самопрезентация | 1 | Смотрят подборку видео по теме. Анализируют увиденное. Рисуют на тему «Моя личность» |
25 | | | Социум и я. Социальный интеллект | 1 | Диагностика социального интеллекта. Анализ результатов. |
26 | | | Социум и я. Я в глазах окружающих. | 1 | Участие в тренинге. |
27 | | | Общение и уважение. Общение с разными людьми. | 1 | Смотрят подборку видео по теме. Анализируют увиденное. |
29 30 | | | Точки опоры. Мои внутренние ресурсы | 2 | Диагностика внутренних ресурсов Участие в тренинге. |
31 | | | Уверенное и неуверенное поведение. | 1 | Смотрят подборку видео по теме. Анализируют увиденное. |
32 | | | Мы выбираем, нас выбирают. | 1 | Подготовка к итоговому занятию. |
33 | | | Самоопредение. | 1 | Собирают материал для презентации и проекта. |
34 | | | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | Подведение итогов. Представление творческих работ. |
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Ведущей задачей курса является формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. А также развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии, формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Для решения этих задач использовались следующие пособия:
1. Сборник методических пособий Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники).
2.Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
3. Рабочей программы Д.С. Девяткиной, О.С. Челноковой«Познай себя»для старшеклассников.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы предметных картинок, аудио, видео и презентации.
Список литературы:
1.Голикова, Л. Ориентиры в океане литературы / Л. Голикова // Библиотека.- 2010.- № 1.- С. 44-50.- Мухаметова, А. М.Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст.
2.Новак, М. Профориентационная методика "РАДИ" / М. Новак // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2010.- № 19. - С. 4-6.
3.Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.- С. 25-32.
4.Сухарева Е. Без ошибок : занятие по профориентации для старшеклассников / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.). - 2010.- № 5. - С. 20-21. - Библиогр. в конце ст.
5.Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73.
6.Усова, Н. В.Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38. О профессии учитель.
8.Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010.
15