12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коротченкова Алиса Евгеньевна8

t1703596960aa.jpg

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение –


КОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Выгоничского района Брянской области


243365, Брянская область, Выгоничский район, д. Скрябино ул Школьная 1 А

e-mail: kokino032@mail.ruTел: 8 (48341) 2-43-73

ИНН 3208003278 КПП 320801001 ОГРН 1023201936405






Рабочая программа согласована____________20__ г.

Утверждена приказом №____ от ______________

з/директора по воспитательной работе директор МБОУ – Кокинская СОШ

________________________/Е.В. Потворова/

___________________ /Самойленко Т.И../

МП


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Самоопределение»

общеинтеллектуального направления



Класс: 8-9





Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Самопределение» для 8-9 классов разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 г.) с изменениями;

Закон ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.)

ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);

ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) с изм. (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644);

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

положения о рабочей программе учебного предмета, курса.


Главной отличительной особенностью программы является ее разновозрастная направленность. Данная программа носит развивающий характер и рассчитана на подростков 8 и 9 классов, которые могут осваивать ее в разновозрастной группе. Второй немаловажной особенностью является тренинговая форма работы как преобладающая и основная.

Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у восмиклассников и девятиклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем.

С другой стороны, уже в подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности восьмиклассников и девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению. Образование должно готовить ребенка к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д.



Методы и формы работы:

- Словесные методы: устное изложение, беседа рассказ, беседа, анализ текста, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- Наглядные методы: демонстрации видеоматериалов, иллюстраций рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций; наблюдение и самонаблюдение за психологическими явлениями и свойствами личности Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- Практические методы: Тренинг; тренировочные упражнения; лабораторные работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Основной тип занятия – урок с элементами тренинга. Основная форма проведения занятий - урок. Группа учащихся не должна быть больше 15 человек. Желательно, чтобы во время занятий парты располагались по периметру комнаты. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у учащихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий.

На занятиях применяются активные групповые методы работы - тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, психотехнические приемы. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому начало курса направлено на формирование мотивации и создание необходимой психологической атмосферы в группе.

Но также есть темы требующие теоретического типа занятий (лекция, семинар), практического (отработка на себе психологических техник), диагностического ( проведение самодиагностики).

Наряду с этим, в программе используются современные технологии и методики: здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

Форма обучения – очная.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Самоопределение» в 8-9 классах выделяется 34 ч. (1 ч в неделю).


Цели и задачи курса



Цели данного курса:

1.Подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению.

2.Развитие «гибких» компетенций.

3. Развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи элективного курса:

1.Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

2.Повышение профессиональной грамотности учащихся.

3.Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

4.Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.







2. Планируемые личностные и метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностные результаты


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:


Познавательные УУД:


Коммуникативные УДД:


-действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;




- владение основами самоконтроля, самооценки; классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-формирование знаний о современных профессиях;

формирование знаний об истории города, поселка.


-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

формирование умения в постановке вопросов;

владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в психологических и социально-гуманитарных дисциплин;





Предметные результаты

К концу года ученик научится:


К концу года ученик получит возможность научиться:


- познавать социальную и личностную значимость  профессионального самоопределения

- проявляют интерес к ситуации выбора профессии

- оперировать понятиями о личности, способностях.

- классифицировать профессий по разным основаниям.

- разбираться в сущности и этапы профессиональных проб

 -  самопрезентации и самораскрытия.

- составлять резюме

 - составлять формулу профессии;

- составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;

- анализировать профессиограммы и психограммы.


- изучать собственную личность, способности

- ставить цели по саморазвитию.

- пользоваться основами тайм-менеждмента и self-менеджмента

- изучать психофизиологические особенности личности, связанные с выбором профессии

- навыкам самоконтроля

- анализировать профессиональную деятельность по основным признакам

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии

- выполнять профессиональные пробы.


Результативность.

Результативность и целесообразность работы по программе «Самоопределение» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце  года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся; а также итоговое занятие, на котором в творческой форме учащиеся показывают чему научились в течение курса. В течение учебного года осуществляется различного рода психологические диагностики, пролонгированное наблюдение и самонаблюдение. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодное участие в «Дне науки и творчества» с исследовательскими работами, выполненными в результате освоения курса.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Учебный план

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» призван для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поможет познакомиться с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе.

Программа рассчитана на 9 месяцев (34 ч.) и включает в себя 3 смысловых раздела и итоговое занятие – диагностика уровня развития познавательных процессов и эмоционального фона ребенка.

Курс предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно.

Большинство описанных в программе упражнений - известные психологические техники, иногда модифицированные для решения поставленных задач.

Учебно-тематический план


п/п

Темы и формы организации (урок, экскурсия, практическая работа)

Количество часов

по видам деятельности


Дата проведения

теоретические

практические

план

факт

1


Личная ответственность.

0

1




2

Моя личность

1

0



3

Навыки будущего «Soft skils»

0

1



4

Группа и команда

0

1



5

Я командный игрок или нет

0

1



6

Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие

1

1



7

Self-менджемент

1

0



8

Самопрезентация

1

0



9

Человек и профессия

0

1



10

Цели. Учимся ставить реальные цели и готовить план

0

1



11

Время – наш помощник или наш враг

0

1



12

Я и время

0

1



13

Что мешает в достижение целей

0

1



14

Что такое профессионограмма

0

1



15

Эффектичное мышление.

1

0




16

Мое первое резюме

0

1



17

Что такое эмоции? Что такое эмоциональный интеллект?

0

1



18

Мой эмоциональный интеллект

0

1



19

Стресс. Как с ним бороться?

1

0



20

Эмоции в деловом и личном общении.

0

1



21

Общение. Личное и деловое общение. Деловая этика.

0

1



22

Тренинг развития мотивов межличностного общения.

0

1



23

Креативность.

0

1



24

Самопрезентация

0

1



25

Социум и я. Социальный интеллект

0

1



26

Социум и я. Я в глазах окружающих.

0

1



27

Общение и уважение. Общение с разными людьми.

0

1



28

Точки опоры. Мои внутренние ресурсы

1

1



29

Уверенное и неуверенное поведение.

0

1



30

Мы выбираем, нас выбирают.

0

1



32

Самоопредение.

0

1



33

Итоговое занятие. Подведение итогов.

0

1



Содержание изучаемого курса

Тема 2. «Навыки будущего «Soft skils». (1 ч.) Теоретическое занятие. Теоретические вопросы: Что такое «мягкие» и «твердые» компетенции.

Тема 3. «Моя личность». (1 ч.) Практическое занятие. Лабораторная работа. Вводная диагностика личности – тип темперамента.

Тема 4. «Группа и команда» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинговое занятие. Цель занятия -сплочение группы, установление контакта. Теоретические вопросы: Группка и команда.

Тема 5. «Я командный игрок или нет»(1 ч.). Практическое занятие. Тренинговое занятие. Диагностика личностных особенностей – САН, характер (тест Леонгарда, опросник Шмишека).

Тема 6. «Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие» (1 ч). Практическое занятие. Тренинг.

Тема 7. «Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие» (1ч.). Практическое занятие. Лабораторная работа. Диагностика.

Тест 8. «Self-менджемент» (1 ч.). Теоретическое занятие. Теоретические вопросы – что такое Self-менджемент, основы Self-менджемента.

Тест 9. « Самопрезентация» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг с элементами арт-терапии. Теоретические вопросы – что такое самопрезентация, функции.

Тема 10. «Человек и профессия» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг Теоретические вопросы: Этапы выбора профессии.

Тема 11. «Цели. Учимся ставить реальные цели и готовить план» (1 ч.). Практическое занятие.

Тема 12. «Время – наш помощник или наш враг» (1 ч.). Теоретическое занятие. Основы тайм-менджмента.

Тема 13. «Я и время» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг.Диагностика особенностей восприятия.

Тема 14. «Что мешает в достижение целей» » (1 ч.). Практическое занятие. Лекция с элементами арт-терапии.

Тема 15. «Что такое профессионограмма» (1 ч.). Практическое занятие. Тренинг с элементами лекции.

Тема 16. «Эффектичное мышление» (1 ч.). Теоретическое занятие. Теоретические вопросы: Мышление, Интеллект, Что такое эффективное мышление.

Тема 17. «Мое первое резюме» (1 ч.). Практическое занятие – учимся составлять резюме. Виды резюме.

Тема 18. «Что такое эмоции? Что такое эмоциональный интеллект?»(1 ч.). Теоретическое занятие. Теоретические вопросы : Эмоции и чувства, эмоциональный интеллект.

Тема 19. «Стресс. Как с ним бороться?»(1 ч.). Практическое занятие. Лабораторная работа – поиск информации в различных источниках. Теоретические вопросы : отличие волнения от стресса, стресс и депрессия.

Тема 20. «Мой эмоциональный интеллект»(1ч.). Практическое занятие. Диагностика эмоционального интеллекта – Н.Холл, Д.Люсин. Анализ результатов.

Тема 21. «Эмоции в деловом и личном общении»(1 ч.). Практическое занятие. Тренинг.

Тема 22. «Общение. Личное и деловое общение. Деловая этика» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг с элементами лекции. Теоретические вопросы: маячки в общении, значение невербалики в общении.

Тема 23. «Тренинг развития мотивов межличностного общения» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.

Тема 24. «Креативность» (1ч.). Практическое занятие. Лекция с элементами арт-терапии.

Тема 25. «Самопрезентация» (1ч.). Практическое занятие. Творческое задание.

Тема 26. «Социум и я. Социальный интеллект» (1ч.). Практическое занятие. Диагностика социального интеллекта. Анализ результатов.

Тема 27. «Социум и я. Я в глазах окружающих» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.

Тема 28. «Общение и уважение. Общение с разными людьми» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.

Тема 29. «Точки опоры. Мои внутренние ресурсы» (1ч.). Практическое занятие. Диагностика

Тема 30. «Точки опоры. Мои внутренние ресурсы» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг .

Тема 31. «Уверенное и неуверенное поведение» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг.

Тема 32. «Мы выбираем, нас выбирают» (1ч.). Практическое занятие. Тренинг-собеседование. Отработка навыков самопрезентации.

Тема 33. «Самоопредение»(1ч.). Практическое занятие. Промежуточный анализ проделанной работы.

Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.). Практическое занятие. Подведение итогов.

. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Самоопределение» (8-9 класс)

(34 часа)

темы п / п

по плану

Дата


Тема занятия


Количество часов


Виды деятельности

план.

факт.

1



Личная ответственность.

1

Знакомятся с правилами работы в группе, сплочение группы происхождением названия области, города, истории нашего города.

Изучают Теоретические вопросы: что такое «Самоопределение», «ответственность», «виды ответственности, личная ответственность

Применяют элементы сказкотерапии.

2



Моя личность

1

Проводят диагностику личности – тип темперамента.

3



Навыки будущего «Soft skils»

1

Смотрят видео «Что такое «мягкие» и «твердые» компетенции».

Конспектируют полученные знания загадки, решать ребусы.

Самонаблюдение – поиск в своей личности «твердых» и «мягких» компетенций.


4



Группа и команда

1

Изучают теоретический вопрос «что такое группа и команда»

Тренинговое занятие. Сплочение группы, установление контакта.

5



Я командный игрок или нет

1

Самодиагностика личностных особенностей

6



Что я знаю о себе. Что знают обо мне окружающие

1

Смотрят фильм о «Личности»

Рисуют «Карта моего Я»

Участвуют в тренинге..

7



Self-менджемент

1

Изучают теоретические вопросы – что такое Self-менджемент, основы Self-менджемента

Конспектируют полученные знания

8



Самопрезентация

1

Изучают теоретические вопросы – что такое самопрезентация, функции.

Участвуют в тренинге с элементами арт-терапии

Составляют рассказ о себе.


9



Человек и профессия

1

Изучают теоретические вопросы: Этапы выбора профессии.

Участвуют в тренинге.

10



Цели. Учимся ставить реальные цели и готовить план

1

Смотрят презинтацию «Что такое цели»

Участвуют в дискуссии «Цели и их значение»

Рисуют плакат «Мои цели»

11



Время – наш помощник или наш враг

1

Смотрят отрывок фильма «Время»

Участвуют в викторине.

12



Я и время

1

Участвуют в тренинге

Проводят самодиагностика особенностей восприятия.


13



Что мешает в достижение целей

1

Слушают лекцию

Участвуют в занятии элементами арт-терапии

14



Что такое профессионограмма

1

Участвуют в тренинге с элементами лекции.

Составляют профессионограмму по образцу.

15



Эффектичное мышление.

1

Изучают теоретические вопросы: Мышление, Интеллект, Что такое эффективное мышление.

Составляют конспект

16



Мое первое резюме

1

Изучают виды резюме посредством сети Интернет.

Учатся составлять резюме. Виды резюме.

17



Что такое эмоции? Что такое эмоциональный интеллект?

1

Изучают Теоретические вопросы : Эмоции и чувства, эмоциональный интеллект.

Коспектируют полученные знания.


18



Мой эмоциональный интеллект

1

Проводят диагностика эмоционального интеллекта – Н.Холл, Д.Люсин.

Анализируют результаты.

19



Стресс. Как с ним бороться?

1

Поиск информации в различных источниках.

Коспект в творческой форме.

20



Эмоции в деловом и личном общении.

1

Участвуют в тренинге.

Разбирают кэйсы «Эмоции».

21



Общение. Личное и деловое общение. Деловая этика.

1

Изучают теоретические вопросы: маячки в общении, значение невербалики в общении.

Смотрят отрывок фильма «Обмани меня»

22



Тренинг развития мотивов межличностного общения.

1

Просматривают фильм «Обмани меня»,

Обсуждают увиденное, делятся впечатлениями.

Участвуют в тренинге.

23



Креативность.

1

Изучают теоретические вопросы «что такое креатичность»

Участвуют в занятии по арт-терапии

24



Самопрезентация

1

Смотрят подборку видео по теме.

Анализируют увиденное.

Рисуют на тему «Моя личность»

25



Социум и я. Социальный интеллект

1

Диагностика социального интеллекта.

Анализ результатов.

26



Социум и я. Я в глазах окружающих.

1

Участие в тренинге.

27



Общение и уважение. Общение с разными людьми.

1

Смотрят подборку видео по теме.

Анализируют увиденное.

29

30



Точки опоры. Мои внутренние ресурсы

2

Диагностика внутренних ресурсов

Участие в тренинге.

31



Уверенное и неуверенное поведение.

1

Смотрят подборку видео по теме.

Анализируют увиденное.

32



Мы выбираем, нас выбирают.

1

Подготовка к итоговому занятию.

33



Самоопредение.

1

Собирают материал для презентации и проекта.

34



Итоговое занятие. Подведение итогов.

1

Подведение итогов.

Представление творческих работ.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Ведущей задачей курса является формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. А также развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии, формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Для решения этих задач использовались следующие пособия:

1. Сборник методических пособий Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники).

2.Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.

3. Рабочей программы Д.С. Девяткиной, О.С. Челноковой«Познай себя»для старшеклассников.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы предметных картинок, аудио, видео и презентации.






Список литературы:


1.Голикова, Л. Ориентиры в океане литературы / Л. Голикова // Библиотека.- 2010.- № 1.- С. 44-50.- Мухаметова, А. М.Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст.

2.Новак, М. Профориентационная методика "РАДИ" / М. Новак // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2010.- № 19. - С. 4-6.

3.Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.- С. 25-32.

4.Сухарева Е. Без ошибок : занятие по профориентации для старшеклассников / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.). - 2010.- № 5. - С. 20-21. - Библиогр. в конце ст.

5.Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73.

6.Усова, Н. В.Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38. О профессии учитель.

8.Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010.

15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.