Самостоятельная работа для уроков литературы «Устное народное творчество. Песни»
Устное народное творчество. Вариант 1
Распредели русские народные песни, отрывки из которых приведены ниже, по видам (календарные песни, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, частушки).
1 – Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождества принесла!
2 – Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
3 – В саду яблонька стоит,
Соловей на ней сидит,
Громко песенки поет,
Вам спокою не дает,
К себе девицу зовет.
Где сойдемся – там поклонимся,
Разойдемся – распростимся.
4 – Голубь мира, голубь мира,
Ты лети из края в край.
Всем, кто хочет жизни мирной,
Наш привет передавай.
5 – Прощай, ты наш высок терем
Со широким подворьицем!
Прощайте, сосед-соседушка,
Прощай, широкая улица!
Прощайте, голубушки-подруженьки!
6 – Из-за леса, из-за темного
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкатилося,
Выезжал туто добрый молодец,
Добрый молодец Емельян-козак,
Емельян-козак, сын Иванович.
По приведенным ниже примерам из русских народных песен узнай и напиши названия подчеркнутых изобразительно-выразительных средств языка.
1 – Как у нашей яблоньки
Ни верхушек нет, ни отросточек;
Как у нашей княгинюшки
Ни отца нету, ни матери…
2 – Вдоль по улице метелица метет;
За метелицей мой миленький идет.
3 – Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле…
4 – Нет больше народного заступника.
Емельян, ты наш родной батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось…
Напишите определение: ЧАСТУШКИ – это …
Напишите четыре особенности ПРЕДАНИЙ.
Устное народное творчество. Вариант 2
Распредели русские народные песни, отрывки из которых приведены ниже, по видам (календарные песни, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, частушки).
1 – Снежки белые, пушисты
Покрывали все поля,
Одного лишь не покрыли –
Горя лютого мово.
Есть кусочек среди поля,
Одиношенек стоит,
Он не сохнет, он не вянет,
И листочков на нем нет.
А я, горькая, несчастна,
Всегда плачу по милом.
День тоскую, ночь горюю,
Потихоньку слезы лью.
2 – Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
3 – Расцвела черемуха,
И поют соловушки.
Мы фашистов выгнали
Из родной сторонушки.
4 – Мимо саду-винограду
Пролегала дорожка.
По этой по дорожке
Мала девушка шла.
Шла девушка маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Сама чернобровая.
5 – Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
«Сколь вам, матушки, и гнаться – расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдешь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!»
6 – Сплачется на Москве царевна:
«Ох-ти мне, молоды, горевати,
Что идет к Москве изменник,
Ино Гриша Отрепьев Рострига,
Что хочет меня полонити,
А полонив меня, хочет постритчи,
Чернеческой чин наложити!»
По приведенным ниже примерам из русских народных песен узнай и напиши названия подчеркнутых изобразительно-выразительных средств языка.
1 – По ком вы, кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжелые
Не по тятеньке, не по маменьке –
За походы удалые, за житье свободное!
2 - Из-за леса, леса темного
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкатилося,
Выезжал туто добрый молодец…
3 – Красна девушка идет,
Словно павушка плывет…
4 – Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.
Дайте определение: ПРЕДАНИЯ – это…
Выберите из приведенных ниже утверждений те, которые являются верными и запишите номера верных утверждений.
1 – Частушка появилась в глубокой древности.
2 – Частушка не может петься с припевом.
3 – В частушках постоянно присутствует рифма.
4 – Исполнялись частушки только двумя девушками.
5 – Во многих частушках отражается время создания и даже история страны.