Урок - путешествие: «Устное народное творчество. Фольклор»
ГБОУ РМЭ «Савинская школа - интернат»
Аннотация к уроку
Урок разработан для учащихся 1 класса (начало учебного года - I четверть) не посещавших детский сад и не умеющих читать. В связи с этим, урок проведен в форме игры, что помогает сделать урок живым, эмоциональным, увлекательным.
Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы. Основной дидактической задачей этого урока является повторение изученного материала по теме "Устное народное творчество". На уроке дети повторяют, что такое унт, какие произведения относятся к унт, совершают путешествие по станциям, где их встречают сказочные герои и предлагают различные задания, конкурсы, игры.
Урок предполагает домашнее задание. Каждый из ребят должен был подготовить рисунок с загадкой. Ученик загадывает загадку и показывает рисунок. (Прямое значение загадки). Остальные должны отгадать. Например, крашеное коромысло над рекою повисло - рисунок коромысла и реки. Попутно идет объяснение новых слов.
В процессе урока происходит смена деятельности – коллективная работа у доски, выставка книг, составление разрезных сказок, игра - хороводный вариант жмурок.
В течение урока дети находятся в постоянном движении.
Автор: Румянцева Лариса Вячеславовна
Дата: октябрь 2017 г.
Технологическая карта урока
Название УМК |
|
Предмет |
Чтение |
Класс |
1 |
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Вид урока |
Урок - путешествие |
Тема урока |
Устное народное творчество. Фольклор. |
Академические компетенции |
Повторить виды устного народного творчества, особенности волшебной сказки, виды сказок, загадок; учить отличать героев волшебной сказки от героев других сказок. Расширить понятийно-категориальный аппарата на основе терминов "народная сказка", "волшебная сказка" "присказка", "приговорка". |
Социальные компетенции Адаптивный коррекционный механизм |
Формирование компетенции классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке. Коррекция образной функции мышления на основе выявления признаков предметов в загадках; сравнительной функции мышления на основе сопоставления положительных и отрицательных героев сказки; конструирующей функции мышления на основе выделения главной мысли загадки. |
Место урока в системе уроков по изучаемой теме |
I четверть Подготовительный период |
Основные понятия и термины темы |
"Народная сказка", "волшебная сказка" "присказка", "приговорка". |
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) |
Демонстрационный материал: бралевские карточки(для невидящих) с отгадками, игра «Собери сказку», объемные сказочные герои Раздаточный материал: Программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ПК |
Формы работы (условные обозначения, используемые в технологической карте) |
Фронтальная Ф индивидуальная – и парная - п групповая -г |
Методический конструктор урока
Этап урока |
Время (мин) |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы учителя |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФУУД |
I этап. Самоопределение к деятельности |
1 |
Проблемная ситуация. Мы сегодня подведем итоги по теме устное народное творчество унт. - Как мы тренируем умения красиво говорить ? (проговариваем скороговорку) - Подойдите к стенду с книгами (выставка книг) - Кто сможет прочитать названия книг на выставке? - Есть ли на обложке фамилия автора? (нет) - С чем это может быть связано? (Автор неизвестен. А дошли до нас эти произведения потому, что пересказывались народом с давних пор «из уст в уста») - Как называются такие произведения? (Такие произведения называются унт) - Сегодня мы совершим путешествие в страну унт. |
Объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, частично поисковый метод |
Ф |
Мотивирует учащихся к изучению темы. |
Классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке. |
Социальные компетенции: - развитие эстетических чувстви чувства прекрасного в процессе ознакомления с фольклором русского народа |
II этап. Актуализация знаний |
1 |
- Посмотрите что изображено на слайде. - Где мы можем встретить этих героев (в сказках) - А это что за предметы? (волшебные вещи) - А они откуда взялись? (из сказок) Выберите одно из сказочных средств передвижения на котором мы отправимся в путешествие. - Я думаю на ковре-самолете (все уместимся и ковер быстро передвигается) Мы на ковре-самолете в тридевятом царстве в тридесятом государстве. В каких произведениях вы слышали это выражение? (в сказках) |
Работа с брайлевскими карточками - демонстрация |
И ф |
Актуализирует знания школьников о видах сказок |
Проявляют интерес к изучению темы |
Адаптивный коррекционный механизм: коррекция образной функции мышления |
III этап. Организация учебно-познавательной деятельности 1 станция Виды сказок Этап самостоятельной работы (Составление фрагмента сказки и определение вида сказки) 2 станция Загадки IV этап Офтальмологическая пауза 3 станция Пословицы 4 станция Русские народные игры V этап. Физминутка Игра «Яша» 5 станция Народные приговорки считалки. Возвращаемся на 3 станцию Пословицы Этап рефлексии Итог урока |
4 3 3 5 4 2 4 3 2 2 1 |
1 станция. Нас встречает Иван Царевич и дает нам задание собрать сказку. (Пока дети собирают.) Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные. Они отправляются в разные путешествия, где с ними происходят всякие приключения и чудеса. - И из какой сказки ваши герои? Курочка ряба- бытовая Репка- бытовая Аленушка и братец Иванушка –волшебная Колобок - о животных Гуси лебеди – волшебная Теремок –о животных - Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые) - Поднимите руку у кого герои из волшебной сказки, из сказки о животных, бытовой сказки? Почему? Сказка – это устный рассказ, повествующий о необыкновенной, но поучительной истории. - Так чему же учат нас сказки? (Сказки учат быть добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, а лодыри, трусы и обманщики высмеиваются в сказках) Ребята, угадайте о ком это говорится? Не лежалось на окошке- Покатился по дорожке (колобок) А что я вам загадала? (Если не догадаются. А это что? Зимой и летом одним цветом (ель) А что я загадала?) 2 станция Загадки Давайте поиграем. (На столе лежат отгадки.) - Кто знает загадки о предметах которые здесь нарисованы? Сто одежек и все без застежек (Капуста) Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь) Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук) Неизвестно где живет Налетит –деревья гнет, Засвистит- по речке дрожь, Озорник, а не уймешь (Ветер) Без окон, без дверей Полна горница людей. (Огурец) По горам по долам ходит шуба да кафтан. (Баран) Сидит Пахом на коне верхом, Книги читает, А грамоты не знает. (Очки) Нам выпала станция очки. Давайте разделим отгадки на группы: о животных, о растениях, о явлениях природы, о предметах … Каждый из вас должен был подготовить рисунок с загадкой. Ученики загадывают загадку и показывают рисунок. Остальные должны отгадать (изображено прямое значение загадки) Н-р, 1. Желтая курица под тыном дуется. (Тыква) 2. Крашеное коромысло Над рекою повисло. (Радуга) 3. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух) 4. Красная девица по небу ходит. (Солнце) 5. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель) Мы с вами потрудились хорошо, молодцы, теперь можно и отдохнуть. Говорят: «Делу – время, потехе – час» А еще какие вы знаете пословицы о труде? Терпенье и труд все перетрут. (Только благодаря труду и терпенью, можно добиться великих свершений) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Ничего нельзя сделать, если не прилагать усилия) Семь раз отмерь –один раз отрежь. (Прежде чем что-то выполнить, несколько раз нужно подумать, проверить) Труд кормит, а лень портит. Значит к какой мы станции подъехали? Умелые руки не знают скуки. Маленький труд лучше большого безделья. Каков мастер, такова и работа. Кто не работает – тот не ест Глаза боятся, руки делают Значит к какой мы станции подъехали? В прежние времена люди много трудились физически. И им необходим был отдых. Есть очень много интересных русских игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки во время отдыха. Они дошли до нас. С какими русскими народными играми мы знакомы. «У медведя во бору», «Мороз -Красный нос», «Яша». Обычно русские народные игры сопровождаются какими-либо словами. Поиграем в игру «Яша». Посчитаемся, кто водящий? Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз - два - три, А водить-то будешь ты! ЯША. Эта игра – хороводный вариант жмурок. Из числа играющих по считалке выбирается водящий – «Яша». Играющие встают в круг. В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривая: Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша Ты грызешь орешки Для своей потешки. «Яша делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша», встав с закрытыми глазами кружится. Играющие поют: Свои руки положи, Имя правильно скажи. По окончании слов Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь дотрагивается до него и отгадывает кто это. Правило: окружающие не должны подсказывать водящему. Скажем добрые слова хорошим деткам Приговорки во время игры для девочек: Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка. Для мальчиков: Наш Илюшенька Ненаглядненький Наш хорошенький, Наш пригоженький. Ой, а мы и не заметили, что остановились на станции: Народные игры и приговорки, считалки. А когда еще говорят приговорки? Например, заболел пальчик, что мы говорим? У лисы боли, У медведя боли А Костины боли уходите за горы. Ты Илюшенька не плачь Я куплю тебе калач На шею повешу А потом утешу Для чего народ сочинял приговорки? ( В них дети чувствуют любовь своих близких От них становиться легче, и дети становятся послушными) Эти игры и приговорки тоже являются унт. Во время игры мы подружились еще больше, повеселились. А какие пословицы вы знаете о дружбе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Друзья всегда придут на помощь, а за деньги не все можно купить) Нет друга – ищи, а нашел - береги. Старый друг лучше новых двух. Пословицы это тоже унт Какие виды унт мы сегодня повторили? С чего мы начали урок? Какой вид унт вспомнили в начале урока? Чему учит унт? О значении унт ребята выучили стихи: В сказке солнышко горит Справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт. С друзьями всегда интересней Когда загадаешь загадку Когда мозг и бурлит и кипит Мысли бьются и пляшут в присядку. Взрослые и дети любят поиграть Побегать и попрыгать и даже покричать. Ведь игра развивает смекалку, Цепкий взгляд, ловкость ног, ловкость рук. Если даже с друзьями ты в ссоре Игра примирит всех вокруг.
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А.С.Пушкин) УНТ это искусство и поэтому имеет важное познавательное и эстетическое значение |
Система вопросов на повторение, демонстрация Систематизация знаний, демонстрация объемных предметов Частично-поисковый метод объяснение Игра Предупреждение утомляемости Промежуточный контроль |
Ф И Ф И Ф И И Ф Ф Ф Ф И Ф И ф |
Учит обосновать свое мнение Учитвыполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, использу учебного диалога. Организует самооценку уч-ся
Организует и проводит игру |
Выполняют учебное задание в соответствии с целью; - выполняют самопроверку и корректировку учебного задания; - формулируют высказывание Выполняют упражнения по разучиванию стихов к игре Выделяют игры, приговорки, считалки; Выполняют самооценку |
Познавательные умения: - определять вид унт и обосновать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения -распределять виды унт на группы
|
Любовь