12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Вячеславовна40
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола
 Республика Марий Эл

ГБОУ РМЭ «Савинская школа - интернат»

Аннотация к уроку

Урок разработан для учащихся 1 класса (начало учебного года - I четверть) не посещавших детский сад и не умеющих читать. В связи с этим, урок проведен в форме игры, что помогает сделать урок живым, эмоциональным, увлекательным.

Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы. Основной дидактической задачей этого урока является повторение изученного материала по теме "Устное народное творчество". На уроке дети повторяют, что такое унт, какие произведения относятся к унт, совершают путешествие по станциям, где их встречают сказочные герои и предлагают различные задания, конкурсы, игры.

Урок предполагает домашнее задание. Каждый из ребят должен был подготовить рисунок с загадкой. Ученик загадывает загадку и показывает рисунок. (Прямое значение загадки). Остальные должны отгадать. Например, крашеное коромысло над рекою повисло - рисунок коромысла и реки. Попутно идет объяснение новых слов.

В процессе урока происходит смена деятельности – коллективная работа у доски, выставка книг, составление разрезных сказок, игра - хороводный вариант жмурок.

В течение урока дети находятся в постоянном движении.

Автор: Румянцева Лариса Вячеславовна

Дата: октябрь 2017 г.

Технологическая карта урока

Название УМК

 

Предмет

Чтение

Класс

1

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Вид урока

Урок - путешествие

Тема урока

Устное народное творчество. Фольклор.

Академические компетенции

Повторить виды устного народного творчества, особенности волшебной сказки, виды сказок, загадок; учить отличать героев волшебной сказки от героев других сказок. Расширить понятийно-категориальный аппарата на основе терминов "народная сказка", "волшебная сказка" "присказка", "приговорка".

Социальные компетенции

Адаптивный коррекционный механизм

Формирование компетенции классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке.

Коррекция образной функции мышления на основе выявления признаков предметов в загадках; сравнительной функции мышления на основе сопоставления положительных и отрицательных героев сказки; конструирующей функции мышления на основе выделения главной мысли загадки.

Место урока в системе уроков по изучаемой теме

I четверть Подготовительный период

Основные понятия и термины темы

"Народная сказка", "волшебная сказка" "присказка", "приговорка".

Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Демонстрационный материал: бралевские карточки(для невидящих) с отгадками, игра «Собери сказку», объемные сказочные герои

Раздаточный материал:

Программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ПК

Формы работы (условные обозначения, используемые в технологической карте)

Фронтальная Ф

индивидуальная – и

парная - п

групповая -г


 

Методический конструктор урока

Этап урока

Время (мин)

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы учителя

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФУУД

I этап. Самоопределение к деятельности

1

Проблемная ситуация.

Мы сегодня подведем итоги по теме устное народное творчество унт.

- Как мы тренируем умения красиво говорить ? (проговариваем скороговорку)

- Подойдите к стенду с книгами (выставка книг)

- Кто сможет прочитать названия книг на выставке?

- Есть ли на обложке фамилия автора? (нет)

- С чем это может быть связано? (Автор неизвестен. А дошли до нас эти произведения потому, что пересказывались народом с давних пор «из уст в уста»)

- Как называются такие произведения? (Такие произведения называются унт)

- Сегодня мы совершим путешествие в страну унт.

Объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, частично поисковый метод

Ф

Мотивирует учащихся к изучению темы.

Классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке.

Социальные компетенции:

- развитие эстетических чувстви чувства прекрасного в процессе ознакомления с фольклором русского народа

II этап.

Актуализация знаний 

1

- Посмотрите что изображено на слайде.

- Где мы можем встретить этих героев (в сказках)

- А это что за предметы? (волшебные вещи)

- А они откуда взялись? (из сказок)

Выберите одно из сказочных средств передвижения на котором мы отправимся в путешествие.

- Я думаю на ковре-самолете (все уместимся и ковер быстро передвигается)

Мы на ковре-самолете в тридевятом царстве в тридесятом государстве.

В каких произведениях вы слышали это выражение? (в сказках)

Работа с брайлевскими карточками - демонстрация

И

ф

Актуализирует знания школьников о видах сказок

Проявляют интерес к изучению темы

Адаптивный коррекционный механизм:

коррекция образной функции мышления

III этап. Организация учебно-познавательной деятельности

1 станция

Виды сказок

Этап самостоятельной работы 

(Составление фрагмента сказки и определение вида сказки)

2 станция

Загадки

IV этап

Офтальмологическая пауза

3 станция

Пословицы

4 станция

Русские народные игры

V этап.

Физминутка

Игра «Яша»

5 станция Народные приговорки считалки.

Возвращаемся на

3 станцию

Пословицы

Этап рефлексии

Итог урока

4

3

3

5

4

2

4

3

2

2

1

1 станция. Нас встречает Иван Царевич и дает нам задание собрать сказку.

(Пока дети собирают.)

Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные. Они отправляются в разные путешествия, где с ними происходят всякие приключения и чудеса.

- И из какой сказки ваши герои?

Курочка ряба- бытовая

Репка- бытовая

Аленушка и братец Иванушка –волшебная

Колобок - о животных

Гуси лебеди – волшебная

Теремок –о животных

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

- Поднимите руку у кого герои из волшебной сказки, из сказки о животных, бытовой сказки? Почему?

Сказка – это устный рассказ, повествующий о необыкновенной, но поучительной истории.

- Так чему же учат нас сказки? (Сказки учат быть добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, а лодыри, трусы и обманщики высмеиваются в сказках)

Ребята, угадайте о ком это говорится?

Не лежалось на окошке-

Покатился по дорожке (колобок)

А что я вам загадала?

(Если не догадаются. А это что? Зимой и летом одним цветом (ель)

А что я загадала?)

2 станция Загадки

Давайте поиграем. (На столе лежат отгадки.)

- Кто знает загадки о предметах которые здесь нарисованы?

Сто одежек и все без застежек (Капуста)

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)

Неизвестно где живет

Налетит –деревья гнет,

Засвистит- по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь (Ветер)

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

По горам по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Сидит Пахом на коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки)

Нам выпала станция очки.

Давайте разделим отгадки на группы: о животных, о растениях, о явлениях природы,

о предметах …

Каждый из вас должен был подготовить рисунок с загадкой.

Ученики загадывают загадку и показывают рисунок. Остальные должны отгадать (изображено прямое значение загадки)

Н-р, 1. Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)

2. Крашеное коромысло

Над рекою повисло. (Радуга)

3. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух)

4. Красная девица по небу ходит. (Солнце)

5. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Мы с вами потрудились хорошо, молодцы, теперь можно и отдохнуть. Говорят: «Делу – время, потехе – час»

А еще какие вы знаете пословицы о труде?

Терпенье и труд все перетрут. (Только благодаря труду и терпенью, можно добиться великих свершений)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Ничего нельзя сделать, если

не прилагать усилия)

Семь раз отмерь –один раз отрежь. (Прежде чем что-то выполнить, несколько раз нужно подумать, проверить)

Труд кормит, а лень портит.

Значит к какой мы станции подъехали?

Умелые руки не знают скуки.

Маленький труд лучше большого безделья.

Каков мастер, такова и работа.

Кто не работает – тот не ест

Глаза боятся, руки делают

Значит к какой мы станции подъехали?

В прежние времена люди много трудились физически. И им необходим был отдых.

Есть очень много интересных русских игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки

во время отдыха. Они дошли до нас. С какими русскими народными играми мы знакомы.

«У медведя во бору», «Мороз -Красный нос», «Яша».

Обычно русские народные игры сопровождаются какими-либо словами.

Поиграем в игру «Яша». Посчитаемся, кто водящий?

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз - два - три,

А водить-то будешь ты!

ЯША.

Эта игра – хороводный вариант жмурок. Из числа играющих по считалке выбирается водящий – «Яша». Играющие встают в круг. В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

«Яша делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша», встав с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании слов Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь дотрагивается до него и отгадывает кто это.

Правило: окружающие не должны подсказывать водящему.

Скажем добрые слова хорошим деткам

Приговорки во время игры для девочек:

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Для мальчиков:

Наш Илюшенька

Ненаглядненький

Наш хорошенький,

Наш пригоженький.

Ой, а мы и не заметили, что остановились на станции: Народные игры и приговорки, считалки.

А когда еще говорят приговорки?

Например, заболел пальчик, что мы говорим?

У лисы боли,

У медведя боли

А Костины боли уходите за горы.

Ты Илюшенька не плачь

Я куплю тебе калач

На шею повешу

А потом утешу

Для чего народ сочинял приговорки?

( В них дети чувствуют любовь своих близких От них становиться легче, и дети становятся послушными)

Эти игры и приговорки тоже являются унт.

Во время игры мы подружились еще больше, повеселились. А какие пословицы вы знаете о дружбе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Друзья всегда придут на помощь, а за деньги не все можно купить)

Нет друга – ищи, а нашел - береги.

Старый друг лучше новых двух.

Пословицы это тоже унт

Какие виды унт мы сегодня повторили?

С чего мы начали урок? Какой вид унт вспомнили в начале урока?

Чему учит унт?

О значении унт ребята выучили стихи:

В сказке солнышко горит

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

С друзьями всегда интересней

Когда загадаешь загадку

Когда мозг и бурлит и кипит

Мысли бьются и пляшут в присядку.

Взрослые и дети любят поиграть

Побегать и попрыгать и даже покричать.

Ведь игра развивает смекалку,

Цепкий взгляд, ловкость ног, ловкость рук.

Если даже с друзьями ты в ссоре

Игра примирит всех вокруг.

 

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей.

Что за золото! (А.С.Пушкин)

УНТ это искусство и поэтому имеет важное познавательное и эстетическое значение

Система вопросов на повторение, демонстрация

Систематизация знаний,

демонстрация объемных предметов

Частично-поисковый метод

объяснение

Игра

Предупреждение утомляемости

Промежуточный контроль

Ф

И

Ф

И

Ф

И

И

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Ф

И

ф

Учит

обосновать свое мнение

Учитвыполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, использу учебного диалога.

Организует самооценку уч-ся

 

Организует и проводит игру

Выполняют учебное задание в соответствии с целью;

- выполняют самопроверку и корректировку учебного задания;

- формулируют высказывание

Выполняют упражнения по разучиванию стихов к игре

Выделяют игры, приговорки, считалки;

Выполняют самооценку

Познавательные умения:

- определять вид унт и обосновать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

-распределять виды унт на группы

 

 

Дата проведения: 13 октября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Любовь, 15.09.18 в 10:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Добавила в избранное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.