Разработка открытых уроков на тему «Семья и традиционные семейные ценности» для родителей учеников 7–8 классов
Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения обусловлена целым рядом факторов. Во–первых, в условиях стремительных социокультурных изменений остро встает вопрос сохранения традиционных семейных ценностей и воспитательного потенциала института семьи. Во–вторых, наблюдается дефицит родительских компетенций в вопросах воспитания детей. В–третьих, требуются новые эффективные формы партнерства школы и семьи.
В этой связи цель моего участия в конкурсе – внести вклад в развитие методик и практик взаимодействия школы и семьи, распространение лучших технологий развития родительских компетенций. Представляю Вашему вниманию методическую разработку уроков на тему «Семья и традиционные семейные ценности» для родителей учеников 7–8 классов.
В подростковом возрасте происходит активное формирование ценностных ориентаций, мировоззрения и жизненных установок. При этом семья как базовый социальный институт играет ключевую роль в трансляции традиционных ценностей подрастающему поколению. Однако в условиях трансформации института семьи и кризиса традиционных ценностей остро встает задача целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса.
В связи с этим разработанные уроки призваны актуализировать для родителей значимость трансляции традиционных семейных ценностей детям, оказать методическую поддержку в осуществлении воспитательной функции семьи.
Цель разработки – содействовать укреплению института семьи и трансляции традиционных семейных ценностей подрастающему поколению.
Актуальность методической разработки обусловлена рядом факторов. Во–первых, в условиях трансформации семейных отношений и кризиса традиционных ценностей, остро встает вопрос целенаправленного педагогического сопровождения процесса нравственного становления подростков в семье. Во–вторых, наблюдается дефицит систематической просветительской работы с родителями по вопросам семейного воспитания.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Формирование у подростков ценностного отношения к семье, осознания ее роли в жизни человека и общества.
- Обогащение знаний родителей о возрастных особенностях детей, эффективных методах нравственного воспитания в семье.
- Налаживание конструктивного взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
Для решения поставленных задач применяются разнообразные методы: дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры и др.
В результате освоения курса наблюдается повышение ценности семьи для подростков, а также рост компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
Надеюсь, представленные материалы окажутся полезными для коллег. Рассчитываю, что представленные материалы внесут вклад в укрепление взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.
Буду признательна предоставленной возможности представить свой опыт работы в этом направлении.
С уважением, Бакалдина М.А.
Методическая разработка
Категория обучающихся: учащиеся 7–8 классов, их родители/законные представители.
Срок реализации: 32 часа (16 встреч по 2 академических часа).
Форма организации: очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня.
Основные формы и методы: лекция, дискуссия, работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, творческие задания, семейные проекты.
Планируемые и достигнутые результаты:
- у подростков сформировано ценностное отношение к семье;
- родители обогатили знания по вопросам семейного воспитания;
- налажено конструктивное взаимодействие семьи и школы;
- повышена педагогическая культура родителей; 5. актуализированы семейные ценности и традиции.
Тематический план курса:
- Вводное занятие. Значение семьи в жизни человека и общества.
- Традиционные семейные ценности: история и современность.
- Роли в семье. Особенности распределения ролей.
- Межличностное общение в семье. Конфликты и пути их решения.
- Нравственные основы семейных отношений.
- Воспитание уважения к старшим в семье.
- Семейные традиции и обычаи. Творческий проект.
- Родительский авторитет. Стили воспитания.
- Возрастные особенности подростков.
- Эффективное взаимодействие с подростком в семье.
- Духовно–нравственное развитие ребенка в семье.
- Поощрение и наказание в семейном воспитании.
- Семейное чтение как средство воспитания.
- Роль семейного досуга для сплочения семьи.
- Значение совместного труда в воспитании детей.
- Итоговое занятие. Семейный вернисаж.
Данная программа может быть использована в общеобразовательных организациях для организации системной просветительской работы с учащимися и родителями по укреплению семейных ценностей и традиций.
No Тема занятия Цель Основные вопросы Формы и Дидактические материалы
п/п методы
1. |
Вводное занятие. Значение семьи в жизни человека и общества. |
Ознакомить участников с целями, задачами и структурой курса. Раскрыть и проанализировать роль семьи как фундаментального социального института в условиях современных социокультурных трансформаций. |
|
Проблемная мини–лекция, дискуссия, метод «мозговой штурм». |
Мультимедийная презентация «Семья как социокультурный феномен». Раздаточные информационные материалы. |
2. |
Традиционные семейные ценности: история и современность. |
Проанализировать традиционные семейные ценности в ретроспективе и их трансформацию в условиях социальных перемен XXI века. |
1. Генезис семейных ценностей: историко–культурный аспект. 2. Вызовы современности и дестабилизация традиционных ценностей. 3. Стратегии сохранения воспитательного и аксиологического потенциала семьи. |
Проблемная лекция, кейс– метод, дискуссия. |
Мультимедийная презентация «Семейные ценности: традиции и вызовы». Кейсы с проблемными ситуациями. |
3. |
Роли в семье. Особенности распределения ролей. |
Раскрыть многообразие семейных ролей и проанализировать оптимальные модели их распределения. |
|
Мини–лекция, ролевая игра, дискуссия. |
Схема «Типология семейных ролей». Сценарий ролевой игры. |
4. |
Межличностное общение в семье. Конфликты и пути их решения. |
Раскрыть роль семейного общения, проанализировать причины конфликтов и стратегии их разрешения. |
|
Проблемная мини–лекция, кейс–анализ, тренинг. |
Кейсы с проблемными ситуациями. Памятка «Конструктивное разрешение конфликтов». |
5. |
Нравственные основы семейных отношений. |
Сформировать представление о нравственных основах построения семейных отношений. |
|
Лекция с элементами дискуссии, анализ примеров, тренинг. |
Презентация «Нравственные основы семейных отношений». Примеры нравственного поведения. |
6. |
Воспитание уважения к старшим в семье. |
Сформировать представления о значении уважительного отношения к старшему поколению и способах его воспитания. |
|
Лекция с элементами беседы, просмотр и обсуждение видеофрагментов, дискуссия. |
Презентация «Уважение к старшим». Видеофрагменты. Памятка для родителей. |
7. |
Семейные традиции и обычаи. Творческий проект. |
Создать ценностное отношение к семейным традициям посредством творческой деятельности. |
|
Мини–лекция, групповая работа над проектами, презентации проектов. |
Презентация «Семейные традиции». Инструкция по выполнению проекта. |
8. |
Родительский авторитет. Стили воспитания. |
Сформировать представление о родительском авторитете и эффективных стилях семейного воспитания. |
|
Лекция с элементами беседы, дискуссия, упражнения. |
Презентация «Родительский авторитет». Опросник. |
9. |
Возрастные особенности подростков. |
Повысить психолого– педагогическую компетентность родителей в вопросах возрастного развития. |
1. Психофизиологические особенности подростков. 2. Социальное развитие в подростковом возрасте. 3. Проблемы взаимоотношений подростков и родителей. |
Лекция с элементами беседы, анализ ситуаций, дискуссия. |
Презентация «Возрастные особенности». Карточки с ситуациями. |
10. |
Эффективное взаимодействие с подростком в семье. |
Обучить эффективным способам взаимодействия с подростками в семейном контексте. |
|
Мини–лекция, тренинг, ролевая игра. |
Презентация «Общение с подростком». Сценарий игры. |
11. |
Духовно– нравственное развитие ребенка в семье. |
Обогатить представления о средствах духовно– нравственного развития ребенка в семье. |
|
Лекция с элементами беседы, мозговой штурм, дискуссия. |
Презентация «Духовно– нравственное развитие ребенка». Методические рекомендации. |
12. |
Поощрение и наказание в семейном воспитании. |
Сформировать компетентность родителей в применении мер поощрения и наказания. |
|
Лекция–беседа, обсуждение ситуаций, упражнения. |
Презентация «Поощрение и наказание». Карточки с ситуациями. Памятка. |
13. |
Семейное чтение как средство воспитания. |
Раскрыть воспитательные возможности совместного чтения в семье. |
|
Лекция с элементами беседы, презентации книг, дискуссия. |
Презентация «Семейное чтение». Книжная выставка. Памятка. |
14. |
Роль семейного досуга для сплочения семьи. |
Показать значение совместной досуговой деятельности для укрепления семьи. |
|
Мини–лекция, мозговой штурм, разработка плана досуга. |
Презентация «Семейный досуг». Методические рекомендации по планированию досуга. |
15. |
Значение совместного труда в воспитании детей. |
Раскрыть воспитательные возможности совместного труда в семье. |
|
Лекция–беседа, анализ ситуаций, разработка рекомендаций. |
Презентация «Семейный труд». Карточки с ситуациями. Памятка. |
16. |
Итоговое занятие. Семейный вернисаж. |
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки, организовать рефлексивный анализ занятий курса. |
|
Защита творческих проектов, дискуссия, написание эссе. |
Творческие работы учащихся и родителей. Рефлексивная анкета. |
Методическое обеспечение курса включает:
- программу курса;
- календарно–тематический план;
- разработки занятий;
- диагностический инструментарий;
- раздаточные материалы для учащихся и родителей;
- презентации, видеоматериалы.
Ввиду ограниченности объема заявки, далее в приложении представлены некоторые фрагменты проведения занятий и их результатов.
Отзывы от учеников:
- «Этот курс помог мне научиться спокойно и вежливо объяснять родителям свою позицию, они гораздо лучше меня понимают.»
- «Благодаря тренингам активного слушания я стал гораздо внимательнее относиться к мнению папы и мамы, хотя не всегда с ними соглашаюсь.»
- «Мы с родителями научились находить компромиссы в спорных ситуациях. Я понял, что надо уступать не только им, но и мне тоже.»
- «Очень понравились ролевые игры на отстаивание своей позиции и отработал уверенное выражение собственного мнения.»
- «Я перестала воспринимать советы родителей как поучения.»
- «Главное, чему я научился – уважать мнение родителей, даже если не согласен, помогает нам лучше понимать друг друга.»
- «Больше всего мне понравилось выражать благодарность за заботу родителей, поняла, насколько они для меня важны!»
Отзывы от родителей:
- «Этот курс помог мне научиться спокойнее реагировать на эмоциональные вспышки сына–подростка и меньше критиковать его мнение.»
- «Благодаря практике активного слушания я стала гораздо внимательнее относиться к точке зрения дочери–подростка, даже если она мне кажется нелогичной и повысило наше взаимопонимание.»
- «Мы с сыном на тренинге отрабатывали умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях, очень полезный навык, который пригодится ему во взрослой жизни.»
- «Я научилась больше ценить индивидуальность дочери–подростка и не воспринимать ее мнение как вызов своему авторитету, мы стали больше доверять друг другу.»
- «Главный итог курса для меня – понимание, что подростку важно чувствовать мое уважение к его растущей самостоятельности.»
- «Мы осознали важность поощрения даже маленьких успехов сына–подростка и регулярного выражения благодарности за то, что он делает хорошо и укрепляет наши отношения.»
Приложение
Материал 2 занятия:
Уважаемые родители, предлагаю подойти к обсуждению семейных ценностей.
Предлагаю совершить увлекательное путешествие по истории и современности традиционных семейных ценностей.
Отправная точка – Древняя Русь. Какие ценности лежали в основе семьи того времени? Конечно, патриархальность, многодетность, почитание родителей. Семья – крепость, в которой отец–богатырь оберегает всех своей силой и мудростью, а мать–заботница хранит домашний очаг.
Двигаемся дальше – к дворянским усадьбам XIX века. Здесь уже звучат нотки романтизма. Браки по расчету сменяет идея брака по любви. Но по–прежнему крепки устои семьи, верность, уважение старших.
И вот мы в советскую эпоху. Традиции или «пережиток прошлого»? Семья теперь ячейка нового общества. Главное – коллектив, а не личность. Но в глубине души люди по–прежнему ценят крепость родственных уз.
Остановка XXI век. Что с семейными ценностями сейчас, в век индивидуализма и интернета? Ответы неоднозначны. Много разводов, неполных семей. Но важность семьи как никогда осознается. И пусть на новом витке ценности обретут формы, адекватные времени. Главное – чтобы в центре всегда оставались любовь, уважение, верность, забота.
С точки зрения психоанализа, семья – это своего рода театр, в котором каждый играет определенную роль. Как писал Зигмунд Фрейд, ребенок бессознательно воспринимает родителей как героев древнегреческой трагедии, наделенных божественной силой и величием.
Однако в эпоху постмодерна, по мнению социологов (Ж. Бодрийяр, З. Бауман), происходит «разоблачение» традиционных семейных ролей, разрушение «театральности» семьи. Родители утрачивают сакральный ореол в глазах детей.
В рамках психоаналитической теории Мелани Кляйн возраст 12–14 лет соответствует стадии депрессивной позиции. В этом возрасте происходит дальнейшая интеграция личности подростка, развитие целостного образа родителей, преодоление идеализации детско– родительских отношений.
Ключевым процессом является поиск подростком собственной идентичности, автономии от родителей, что, в свою очередь, сопряжено с переживаниями утраты детской безопасности и конфликтами в семье.
Вместе с тем подросток остро нуждается в эмоциональной поддержке семьи. Отвержение или излишняя критика родителей могут нанести травму формирующейся личности.
Поэтому важнейшими семейными ценностями в этом возрасте являются: безусловное принятие подростка; поддержка его стремления к автономии; сохранение доверительных отношений; совместное обсуждение проблем; формирование ответственности подростка на основе любви и уважения его достоинства.
Реализация этих ценностей во многом определяет успешность развития идентичности и личности подростка.
Согласно данным исследований (М. Перре, Э.Г. Эйдемиллер и др.), это приводит к кризису семейной идентичности, диффузии ролевых границ и, как следствие, росту тревожности и девиантного поведения у детей.
Как же решить эту проблему? Предлагаю обратиться к метафоре семьи как оркестра. Когда все музыканты слаженно играют свои партии под управлением дирижера, рождается гармоничная мелодия. Так и в семье важно, чтобы каждый играл свою роль, но вместе создавалась симфония семейных отношений. А основой оркестрового строя выступают традиционные ценности.
Какие мысли это у вас вызывает? Давайте продолжим дискуссию.
Родитель 1: Мне нравится это сравнение с оркестром. Действительно, в семье важно, чтобы каждый выполнял свои обязанности. Муж – добытчик, жена – хранительница очага, дети – ученики. Тогда будет мир и согласие.
Родитель 2: Я не согласна! Сейчас нельзя жестко распределять роли в семье по половому признаку. Муж и жена должны в равной степени заботиться о детях, вести хозяйство, быть друзьями.
Родитель 3: Я думаю, семья – это действительно похоже на оркестр. Нужен дирижер – глава семьи, который бы направлял всех остальных музыкантов–членов семьи. Без единого руководства будет только какофония.
Родитель 4: По–моему, главное, чтобы в семье царили любовь, уважение и взаимопонимание всех членов семьи. Тогда и роли распределятся естественно, в зависимости от ситуации. А традиционные ценности – это просто общие моральные ориентиры.
Родитель 5: Согласна, семья – это прежде всего отношения между людьми. А не распределение функций. Мы же не роботы в оркестре! Так что давайте говорить о гибкости, понимании, терпении в семье. А с традициями надо быть осторожнее – времена меняются.
Педагог: Благодарю всех за активное участие! Дискуссия получилась очень интересной. Давайте подытожим основные мысли и продолжим обсуждение.
Материал 7 занятия:
Уважаемые родители и ребята! Для проекта «Семейные традиции» я предлагаю вам нестандартные креативные идеи, которые помогут оживить традиции вашей семьи и передать их детям в увлекательной форме.
Вариант 1. Семейное древо традиций 3D – это увлекательная возможность создать объемную модель генеалогического древа и разместить на нем символы ваших традиций и ценностей. Вы можете выполнить древо в технике декупаж, используя фотографии, старинные открытки, значки. А затем снять видеоэкскурсию по этому необычному арт–объекту.
Вариант 2. Семейный квест традиций – захватывающая игра для всей семьи. Родители прячут по дому или на улице предметы и подсказки, рассказывающие о традициях. А дети с удовольствием ищут сокровища и отгадывают, что это за традиции. Так можно оживить забытые семейные обычаи.
Вариант 3. Театр теней «Наши традиции» – это возможность создать оригинальных персонажей, декорации, сюжет и показать представление теней, рассказывающее историю вашей семьи. Запишите это чудесное действо на видео!
Воплощайте любые неординарные идеи ярко и с фантазией! Главное – делать это с радостью всей семьёй, у вас получится запоминающийся творческий проект!
Материал 8 занятия:
Уважаемые родители, дорогие ребята! Давайте обсудим важную тему – как подросткам сбалансированно относиться к авторитету родителей, не теряя при этом собственную индивидуальность.
Родители для нас как старшие товарищи в онлайн–игре. У них высокий уровень, крутые скиллы, они прошли квесты, которые нам ещё предстоит пройти. Поэтому разумно прислушиваться к мнению старших.
Однако подростковый возраст – время становления собственной личности, поиска ценностей и ориентиров. Иногда взгляды родителей могут восприниматься как ограничение свободы.
В таких случаях важно научиться вежливо, аргументированно выражать свою позицию, не отвергая при этом авторитет родителей. Умение конструктивно обсуждать разногласия, искать компромисс – важный навык для подростка.
Давайте подумаем, какие правила и упражнения помогут нам выстраивать баланс между пиететом к мнению родителей и стремлением к самовыражению.
Правила:
- Вежливо выслушивай мнение родителей до конца, не перебивая.
- Выражай свою позицию спокойно, используя «Я–сообщения».
- Избегай категоричных суждений типа “Вы всего не понимаете!”.
- Принимай разумные советы родителей, даже если они тебе не нравятся.
- Не нарушай значимых для родителей правил без уважительной причины.
Упражнения:
- Упражнение на активное слушание в диалоге.
- Обсуждение спорных ситуаций и поиск компромиссов.
- Ролевая игра на отстаивание позиций и поиск согласия.
- Выполнение просьб родителей с уважением.
- Выражение благодарности родителям за их заботу и жизненный опыт.
Давайте опробуем эти правила и упражнения на практике, чтобы научиться лучше понимать друг друга!
Материал 13 занятия:
Неформальная беседа с учениками:
Эй, братишки и сестренки! Собирайте команду и погнали в мега–крутое приключение по миру книг! Будет огонь, драйв и адреналин!
Стартуем на огромной Поляне Эпических Книжных Приколов. Представляете, тут растут настоящие деревья, но вместо листьев – книжные страницы! Выбирайте вместе самые огненные истории – фантастику, детективы, приключения. Это будет первая ваша книжная победа! А все знают, что читающие подростки – самые креативные и крутые ребята.
Двигаем дальше через реку Вдохновилово к Библиотеке Королевских Авторов. Обалдеть, сколько здесь шикарных книг – классика, фэнтези, боевики! Выбирайте вместе с родаками самые топовые, которые зацепят вас на раз. Это будет настоящая книжная охота за сокровищами!
Финиш – уютная Беседка Семейного Чтива. Зависайте тут всей командой в мягких креслах за чтением вслух по очереди. Пусть это станет вашей фирменной традицией и ритуалом!
Ну что, снова нафармили море эмоций и впечатлений? Теперь вы знаете, что чтение – это клёво, интересно и полезно. Вперёд за новыми книжными приключениями! Счастливого чтива!
Беседа с родителями:
Уважаемые родители, давайте подробно разберем, почему так важно совместное семейное чтение книг.
Во–первых, чтение сближает членов семьи. Когда вы читаете и обсуждаете книгу, у вас появляется общая тема для разговора, возникает духовная близость.
Во–вторых, в процессе чтения дети учатся слушать и понимать друг друга, уважать чужое мнение и укрепляет взаимопонимание в семье.
В–третьих, выбор и чтение книги — совместный процесс. Он позволяет лучше узнать интересы и предпочтения членов семьи.
В–четвертых, совместное чтение — это повод провести время вместе. Отказ от гаджетов в пользу книги укрепляет реальное общение.
В–пятых, чтение и обсуждение книг передает детям ваши моральные ценности и ориентиры.
Таким образом, совместное семейное чтение – это отличный инструмент для укрепления взаимопонимания и доверия в семье. Давайте возрождать эту традицию!
Материал 14 занятия:
Дорогие родители и подростки! Давайте поговорим о том, как сделать семейный досуг по– настоящему интересным и сплачивающим.
Совместный досуг очень важен – это возможность провести время всей семьей, лучше узнать друг друга, укрепить отношения.
Какие формы досуга наиболее интересны подросткам сегодня? Давайте проведем мозговой штурм!
(Мозговой штурм, предложения детей и родителей)
Отличные идеи! Давайте на их основе составим планы семейного досуга:
- Посещение VR–центра – увлекательные игры и путешествия в виртуальной реальности. Можно выбрать любые тематики – от полетов в космосе до экшена.
- Мастер–класс по созданию видеоигр – подростки смогут попробовать себя в роли разработчика игр. Это отличный способ проявить креатив.
- Тематический квест по городу с использованием мобильных приложений – современный интерактивный квест с геолокацией, загадками, мини–играми.
- Посещение тематического парка с косплеем – можно выбрать любимую вселенную (Гарри Поттер, Звездные Войны) и примерить образы героев.
- Мастер–класс по созданию компьютерных игр или приложений – отличный вариант для развития цифровых навыков.
Важно планировать досуг, учитывая интересы как детей, так и взрослых. Тогда это будет по–настоящему сплачивающее времяпрепровождение для всей семьи!