Разработка открытых уроков на тему «Семья и традиционные семейные ценности» для родителей учеников 7–8 классов

1
0
Материал опубликован 25 January

Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения обусловлена целым рядом факторов. Во–первых, в условиях стремительных социокультурных изменений остро встает вопрос сохранения традиционных семейных ценностей и воспитательного потенциала института семьи. Во–вторых, наблюдается дефицит родительских компетенций в вопросах воспитания детей. В–третьих, требуются новые эффективные формы партнерства школы и семьи.

 

В этой связи цель моего участия в конкурсе – внести вклад в развитие методик и практик взаимодействия школы и семьи, распространение лучших технологий развития родительских компетенций. Представляю Вашему вниманию методическую разработку уроков на тему «Семья и традиционные семейные ценности» для родителей учеников 7–8 классов. 

В подростковом возрасте происходит активное формирование ценностных ориентаций, мировоззрения и жизненных установок. При этом семья как базовый социальный институт играет ключевую роль в трансляции традиционных ценностей подрастающему поколению. Однако в условиях трансформации института семьи и кризиса традиционных ценностей остро встает задача целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса.

В связи с этим разработанные уроки призваны актуализировать для родителей значимость трансляции традиционных семейных ценностей детям, оказать методическую поддержку в осуществлении воспитательной функции семьи.

Цель разработки – содействовать укреплению института семьи и трансляции традиционных семейных ценностей подрастающему поколению.

Актуальность методической разработки обусловлена рядом факторов. Во–первых, в условиях трансформации семейных отношений и кризиса традиционных ценностей, остро встает вопрос целенаправленного педагогического сопровождения процесса нравственного становления подростков в семье. Во–вторых, наблюдается дефицит систематической просветительской работы с родителями по вопросам семейного воспитания.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Формирование у подростков ценностного отношения к семье, осознания ее роли в жизни человека и общества.
  2. Обогащение знаний родителей о возрастных особенностях детей, эффективных методах нравственного воспитания в семье.
  3. Налаживание конструктивного взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

Для решения поставленных задач применяются разнообразные методы: дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры и др.

В результате освоения курса наблюдается повышение ценности семьи для подростков, а также рост компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.

Надеюсь, представленные материалы окажутся полезными для коллег. Рассчитываю, что представленные материалы внесут вклад в укрепление взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

 

Буду признательна предоставленной возможности представить свой опыт работы в этом направлении.

 

С уважением, Бакалдина М.А. 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Категория обучающихся: учащиеся 7–8 классов, их родители/законные представители.

Срок реализации: 32 часа (16 встреч по 2 академических часа).

Форма организации: очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня.

Основные формы и методы: лекция, дискуссия, работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, творческие задания, семейные проекты.

Планируемые и достигнутые результаты:

  1. у подростков сформировано ценностное отношение к семье;
  2. родители обогатили знания по вопросам семейного воспитания;
  3. налажено конструктивное взаимодействие семьи и школы;
  4. повышена педагогическая культура родителей; 5. актуализированы семейные ценности и традиции.

Тематический план курса:

  1. Вводное занятие. Значение семьи в жизни человека и общества.
  2. Традиционные семейные ценности: история и современность.
  3. Роли в семье. Особенности распределения ролей.
  4. Межличностное общение в семье. Конфликты и пути их решения.
  5. Нравственные основы семейных отношений.
  6. Воспитание уважения к старшим в семье.
  7. Семейные традиции и обычаи. Творческий проект.
  8. Родительский авторитет. Стили воспитания.
  9. Возрастные особенности подростков.
  10. Эффективное взаимодействие с подростком в семье.
  11. Духовно–нравственное развитие ребенка в семье.
  12. Поощрение и наказание в семейном воспитании.
  13. Семейное чтение как средство воспитания.
  14. Роль семейного досуга для сплочения семьи.
  15. Значение совместного труда в воспитании детей.
  16. Итоговое занятие. Семейный вернисаж.

Данная программа может быть использована в общеобразовательных организациях для организации системной просветительской работы с учащимися и родителями по укреплению семейных ценностей и традиций. 

 

 

No      Тема занятия       Цель                                        Основные вопросы                               Формы и Дидактические материалы

п/п                                                                                                                                                        методы

1.

Вводное занятие. Значение семьи в жизни человека и общества.

Ознакомить участников с целями, задачами и структурой курса. Раскрыть и

проанализировать роль семьи как фундаментального социального института в условиях современных социокультурных трансформаций.

  1. Цели, задачи и ожидаемые результаты курса. 
  2. Семья как микромодель общества и институт социализации. 
  3. Роль семьи в трансляции традиционных ценностей в условиях глобальных вызовов.

Проблемная мини–лекция, дискуссия, метод «мозговой штурм».

Мультимедийная презентация «Семья как социокультурный феномен». Раздаточные информационные материалы.

2.

Традиционные семейные ценности: история и современность.

Проанализировать традиционные семейные ценности в ретроспективе и их трансформацию в условиях социальных перемен XXI века.

1. Генезис семейных ценностей: историко–культурный аспект.   2. Вызовы современности и дестабилизация традиционных ценностей.  

3. Стратегии сохранения воспитательного и аксиологического потенциала семьи.

Проблемная лекция, кейс– метод, дискуссия.

Мультимедийная презентация «Семейные ценности: традиции и вызовы». Кейсы с проблемными ситуациями.

3.

Роли в семье. Особенности распределения ролей.

Раскрыть многообразие семейных ролей и проанализировать оптимальные модели их распределения.

  1. Типология семейных ролей и функций.  
  2. Традиционные и современные модели распределения ролей.                

Мини–лекция, ролевая игра, дискуссия.

Схема «Типология семейных ролей». Сценарий ролевой игры.

4.

Межличностное общение в семье.

Конфликты и пути их решения.

Раскрыть роль семейного общения, проанализировать причины конфликтов и стратегии их разрешения.

  1. Коммуникация как фактор семейной стабильности. 
  2. Конфликтогенные факторы и деструктивные паттерны общения. 
  3. Пути конструктивного разрешения конфликтов.

Проблемная мини–лекция, кейс–анализ, тренинг.

Кейсы с проблемными ситуациями. Памятка

«Конструктивное разрешение конфликтов».

 

5.

Нравственные основы семейных отношений.

Сформировать представление о нравственных основах построения семейных отношений.

  1. Этика семейных отношений: ценностный аспект. 
  2. Принципы нравственного поведения в семье.  
  3. Проявление уважения и заботы в семье.

Лекция с элементами дискуссии, анализ примеров, тренинг.

Презентация «Нравственные основы семейных отношений». Примеры нравственного поведения.

6.

Воспитание уважения к старшим в семье.

Сформировать

представления о значении уважительного отношения к старшему поколению и способах его воспитания.

  1. Роль бабушек и дедушек в современной семье.  
  2. Традиции почитания старших в истории и культуре.             

Лекция с элементами беседы, просмотр и обсуждение видеофрагментов, дискуссия.

Презентация «Уважение к старшим». Видеофрагменты.

Памятка для родителей.

7.

Семейные традиции и обычаи.

Творческий проект.

Создать ценностное отношение к семейным традициям посредством творческой деятельности.

  1. Роль традиций в сплочении семьи.  
  2. Творческие семейные проекты.   3. Презентация и обсуждение проектов.

Мини–лекция, групповая работа над проектами, презентации проектов.

Презентация «Семейные традиции». Инструкция по выполнению проекта.

8.

Родительский авторитет. Стили воспитания.

Сформировать представление о родительском авторитете и эффективных стилях семейного воспитания.

  1. Понятие родительского авторитета.  
  2. Типы родительского поведения.  
  3. Пути укрепления авторитета.

Лекция с элементами беседы, дискуссия, упражнения.

Презентация «Родительский авторитет». Опросник.

9.

Возрастные особенности подростков.

Повысить психолого– педагогическую компетентность родителей в вопросах возрастного развития.

1. Психофизиологические особенности подростков.    2. Социальное развитие в подростковом возрасте.  

3. Проблемы взаимоотношений подростков и родителей.

Лекция с элементами беседы, анализ ситуаций, дискуссия.

Презентация «Возрастные особенности». Карточки с ситуациями.

10.

Эффективное взаимодействие с подростком в семье.

Обучить эффективным способам взаимодействия с подростками в семейном контексте.

  1. Принципы общения с подростком.  
  2. Активное слушание и эмпатия.    3. Техники разрешения конфликтных ситуаций.

Мини–лекция, тренинг, ролевая игра.

Презентация «Общение с подростком». Сценарий игры.

11.

Духовно– нравственное развитие ребенка в семье.

Обогатить представления о средствах духовно– нравственного развития ребенка в семье.

  1. Сущность духовно– нравственного развития. 
  2. Роль семьи в привитии нравственных ценностей. 
  3. Педагогические средства духовно–нравственного развития.

Лекция с элементами беседы, мозговой штурм, дискуссия.

Презентация «Духовно– нравственное развитие ребенка».

Методические рекомендации.

12.

Поощрение и наказание в семейном воспитании.

Сформировать компетентность родителей в применении мер поощрения и наказания.

  1. Значение поощрения и наказания в воспитании.  
  2. Способы эффективного поощрения.  
  3. Конструктивные способы наказания.

Лекция–беседа, обсуждение ситуаций, упражнения.

Презентация «Поощрение и наказание». Карточки с ситуациями. Памятка.

13.

Семейное чтение как средство воспитания.

Раскрыть воспитательные возможности совместного чтения в семье.

  1. Значение чтения для развития ребенка.  
  2. Выбор книг для семейного чтения. 
  3. Формы семейного чтения.

Лекция с элементами беседы, презентации книг, дискуссия.

Презентация «Семейное чтение». Книжная выставка. Памятка.

14.

Роль семейного досуга для сплочения семьи.

Показать значение совместной досуговой деятельности для укрепления семьи.

  1. Значение совместного досуга.  
  2. Виды семейного досуга.  
  3. Планирование досуга с учетом потребностей семьи.

Мини–лекция, мозговой штурм, разработка плана досуга.

Презентация «Семейный досуг». Методические рекомендации по планированию досуга.

15.

Значение совместного труда в воспитании детей.

Раскрыть воспитательные возможности совместного труда в семье.

  1. Роль труда в развитии личности.  
  2. Виды совместного труда в семье.   3. Методика организации совместного труда.

Лекция–беседа, анализ ситуаций, разработка рекомендаций.

Презентация «Семейный труд».

Карточки с ситуациями. Памятка.

16.

Итоговое занятие. Семейный вернисаж.

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки, организовать рефлексивный анализ занятий курса.

  1. Презентация творческих проектов участников.  
  2. Круглый стол по результатам обучения.  
  3. Рефлексивное эссе по итогам курса.

Защита творческих проектов, дискуссия, написание эссе.

Творческие работы учащихся и родителей. Рефлексивная анкета.

 

 

Методическое обеспечение курса включает:

  1. программу курса;
  2. календарно–тематический план;
  3. разработки занятий;
  4. диагностический инструментарий;
  5. раздаточные материалы для учащихся и родителей;
  6. презентации, видеоматериалы.

Ввиду ограниченности объема заявки, далее в приложении представлены некоторые фрагменты проведения занятий и их результатов.

 

Отзывы от учеников:

 

  1. «Этот курс помог мне научиться спокойно и вежливо объяснять родителям свою позицию, они гораздо лучше меня понимают.»
  2. «Благодаря тренингам активного слушания я стал гораздо внимательнее относиться к мнению папы и мамы, хотя не всегда с ними соглашаюсь.»
  3. «Мы с родителями научились находить компромиссы в спорных ситуациях. Я понял, что надо уступать не только им, но и мне тоже.»
  4. «Очень понравились ролевые игры на отстаивание своей позиции и отработал уверенное выражение собственного мнения.»
  5. «Я перестала воспринимать советы родителей как поучения.»
  6. «Главное, чему я научился – уважать мнение родителей, даже если не согласен, помогает нам лучше понимать друг друга.»
  7. «Больше всего мне понравилось выражать благодарность за заботу родителей, поняла, насколько они для меня важны!»

 

Отзывы от родителей:

 

  1. «Этот курс помог мне научиться спокойнее реагировать на эмоциональные вспышки сына–подростка и меньше критиковать его мнение.»
  2. «Благодаря практике активного слушания я стала гораздо внимательнее относиться к точке зрения дочери–подростка, даже если она мне кажется нелогичной и повысило наше взаимопонимание.»
  3. «Мы с сыном на тренинге отрабатывали умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях, очень полезный навык, который пригодится ему во взрослой жизни.»
  4. «Я научилась больше ценить индивидуальность дочери–подростка и не воспринимать ее мнение как вызов своему авторитету, мы стали больше доверять друг другу.»
  5. «Главный итог курса для меня – понимание, что подростку важно чувствовать мое уважение к его растущей самостоятельности.»
  6. «Мы осознали важность поощрения даже маленьких успехов сына–подростка и регулярного выражения благодарности за то, что он делает хорошо и укрепляет наши отношения.»

 

             

Приложение

             

 

 

Материал 2 занятия:

 

 

Уважаемые родители, предлагаю подойти к обсуждению семейных ценностей.

 

Предлагаю совершить увлекательное путешествие по истории и современности традиционных семейных ценностей.

Отправная точка – Древняя Русь. Какие ценности лежали в основе семьи того времени? Конечно, патриархальность, многодетность, почитание родителей. Семья – крепость, в которой отец–богатырь оберегает всех своей силой и мудростью, а мать–заботница хранит домашний очаг.

Двигаемся дальше – к дворянским усадьбам XIX века. Здесь уже звучат нотки романтизма. Браки по расчету сменяет идея брака по любви. Но по–прежнему крепки устои семьи, верность, уважение старших.

И вот мы в советскую эпоху. Традиции или «пережиток прошлого»? Семья теперь ячейка нового общества. Главное – коллектив, а не личность. Но в глубине души люди по–прежнему ценят крепость родственных уз.

Остановка XXI век. Что с семейными ценностями сейчас, в век индивидуализма и интернета? Ответы неоднозначны. Много разводов, неполных семей. Но важность семьи как никогда осознается. И пусть на новом витке ценности обретут формы, адекватные времени. Главное – чтобы в центре всегда оставались любовь, уважение, верность, забота.

 

С точки зрения психоанализа, семья – это своего рода театр, в котором каждый играет определенную роль. Как писал Зигмунд Фрейд, ребенок бессознательно воспринимает родителей как героев древнегреческой трагедии, наделенных божественной силой и величием.

Однако в эпоху постмодерна, по мнению социологов (Ж. Бодрийяр, З. Бауман), происходит «разоблачение» традиционных семейных ролей, разрушение «театральности» семьи. Родители утрачивают сакральный ореол в глазах детей.

В рамках психоаналитической теории Мелани Кляйн возраст 12–14 лет соответствует стадии депрессивной позиции. В этом возрасте происходит дальнейшая интеграция личности подростка, развитие целостного образа родителей, преодоление идеализации детско– родительских отношений.

Ключевым процессом является поиск подростком собственной идентичности, автономии от родителей, что, в свою очередь, сопряжено с переживаниями утраты детской безопасности и конфликтами в семье.

Вместе с тем подросток остро нуждается в эмоциональной поддержке семьи. Отвержение или излишняя критика родителей могут нанести травму формирующейся личности.

Поэтому важнейшими семейными ценностями в этом возрасте являются: безусловное принятие подростка; поддержка его стремления к автономии; сохранение доверительных отношений; совместное обсуждение проблем; формирование ответственности подростка на основе любви и уважения его достоинства.

Реализация этих ценностей во многом определяет успешность развития идентичности и личности подростка.

Согласно данным исследований (М. Перре, Э.Г. Эйдемиллер и др.), это приводит к кризису семейной идентичности, диффузии ролевых границ и, как следствие, росту тревожности и девиантного поведения у детей.

Как же решить эту проблему? Предлагаю обратиться к метафоре семьи как оркестра. Когда все музыканты слаженно играют свои партии под управлением дирижера, рождается гармоничная мелодия. Так и в семье важно, чтобы каждый играл свою роль, но вместе создавалась симфония семейных отношений. А основой оркестрового строя выступают традиционные ценности.

 

Какие мысли это у вас вызывает? Давайте продолжим дискуссию.

 

Родитель 1: Мне нравится это сравнение с оркестром. Действительно, в семье важно, чтобы каждый выполнял свои обязанности. Муж – добытчик, жена – хранительница очага, дети – ученики. Тогда будет мир и согласие.

Родитель 2: Я не согласна! Сейчас нельзя жестко распределять роли в семье по половому признаку. Муж и жена должны в равной степени заботиться о детях, вести хозяйство, быть друзьями.

Родитель 3: Я думаю, семья – это действительно похоже на оркестр. Нужен дирижер – глава семьи, который бы направлял всех остальных музыкантов–членов семьи. Без единого руководства будет только какофония.

Родитель 4: По–моему, главное, чтобы в семье царили любовь, уважение и взаимопонимание всех членов семьи. Тогда и роли распределятся естественно, в зависимости от ситуации. А традиционные ценности – это просто общие моральные ориентиры.

Родитель 5: Согласна, семья – это прежде всего отношения между людьми. А не распределение функций. Мы же не роботы в оркестре! Так что давайте говорить о гибкости, понимании, терпении в семье. А с традициями надо быть осторожнее – времена меняются.

 

Педагог: Благодарю всех за активное участие! Дискуссия получилась очень интересной. Давайте подытожим основные мысли и продолжим обсуждение.

 

 

             

 

 

Материал 7 занятия:

 

Уважаемые родители и ребята! Для проекта «Семейные традиции» я предлагаю вам нестандартные креативные идеи, которые помогут оживить традиции вашей семьи и передать их детям в увлекательной форме.

Вариант 1. Семейное древо традиций 3D – это увлекательная возможность создать объемную модель генеалогического древа и разместить на нем символы ваших традиций и ценностей. Вы можете выполнить древо в технике декупаж, используя фотографии, старинные открытки, значки. А затем снять видеоэкскурсию по этому необычному арт–объекту.

Вариант 2. Семейный квест традиций – захватывающая игра для всей семьи. Родители прячут по дому или на улице предметы и подсказки, рассказывающие о традициях. А дети с удовольствием ищут сокровища и отгадывают, что это за традиции. Так можно оживить забытые семейные обычаи.

Вариант 3. Театр теней «Наши традиции» – это возможность создать оригинальных персонажей, декорации, сюжет и показать представление теней, рассказывающее историю вашей семьи. Запишите это чудесное действо на видео!

Воплощайте любые неординарные идеи ярко и с фантазией! Главное – делать это с радостью всей семьёй, у вас получится запоминающийся творческий проект!

 

 

             

 

 

Материал 8 занятия:

 

Уважаемые родители, дорогие ребята! Давайте обсудим важную тему – как подросткам сбалансированно относиться к авторитету родителей, не теряя при этом собственную индивидуальность.

 

 

Родители для нас как старшие товарищи в онлайн–игре. У них высокий уровень, крутые скиллы, они прошли квесты, которые нам ещё предстоит пройти. Поэтому разумно прислушиваться к мнению старших.

Однако подростковый возраст – время становления собственной личности, поиска ценностей и ориентиров. Иногда взгляды родителей могут восприниматься как ограничение свободы.

В таких случаях важно научиться вежливо, аргументированно выражать свою позицию, не отвергая при этом авторитет родителей. Умение конструктивно обсуждать разногласия, искать компромисс – важный навык для подростка.

Давайте подумаем, какие правила и упражнения помогут нам выстраивать баланс между пиететом к мнению родителей и стремлением к самовыражению.

Правила:

  1. Вежливо выслушивай мнение родителей до конца, не перебивая.
  2. Выражай свою позицию спокойно, используя «Я–сообщения».
  3. Избегай категоричных суждений типа “Вы всего не понимаете!”.
  4. Принимай разумные советы родителей, даже если они тебе не нравятся.
  5. Не нарушай значимых для родителей правил без уважительной причины.

Упражнения:

  1. Упражнение на активное слушание в диалоге.
  2. Обсуждение спорных ситуаций и поиск компромиссов.
  3. Ролевая игра на отстаивание позиций и поиск согласия.
  4. Выполнение просьб родителей с уважением.
  5. Выражение благодарности родителям за их заботу и жизненный опыт.

Давайте опробуем эти правила и упражнения на практике, чтобы научиться лучше понимать друг друга!

 

             

Материал 13 занятия:

 

Неформальная беседа с учениками:

 

Эй, братишки и сестренки! Собирайте команду и погнали в мега–крутое приключение по миру книг! Будет огонь, драйв и адреналин!

Стартуем на огромной Поляне Эпических Книжных Приколов. Представляете, тут растут настоящие деревья, но вместо листьев – книжные страницы! Выбирайте вместе самые огненные истории – фантастику, детективы, приключения. Это будет первая ваша книжная победа! А все знают, что читающие подростки – самые креативные и крутые ребята.

Двигаем дальше через реку Вдохновилово к Библиотеке Королевских Авторов. Обалдеть, сколько здесь шикарных книг – классика, фэнтези, боевики! Выбирайте вместе с родаками самые топовые, которые зацепят вас на раз. Это будет настоящая книжная охота за сокровищами!

Финиш – уютная Беседка Семейного Чтива. Зависайте тут всей командой в мягких креслах за чтением вслух по очереди. Пусть это станет вашей фирменной традицией и ритуалом!

Ну что, снова нафармили море эмоций и впечатлений? Теперь вы знаете, что чтение – это клёво, интересно и полезно. Вперёд за новыми книжными приключениями! Счастливого чтива!

 

Беседа с родителями:

 

Уважаемые родители, давайте подробно разберем, почему так важно совместное семейное чтение книг.

Во–первых, чтение сближает членов семьи. Когда вы читаете и обсуждаете книгу, у вас появляется общая тема для разговора, возникает духовная близость.

Во–вторых, в процессе чтения дети учатся слушать и понимать друг друга, уважать чужое мнение и укрепляет взаимопонимание в семье.

В–третьих, выбор и чтение книги — совместный процесс. Он позволяет лучше узнать интересы и предпочтения членов семьи.

В–четвертых, совместное чтение — это повод провести время вместе. Отказ от гаджетов в пользу книги укрепляет реальное общение.

В–пятых, чтение и обсуждение книг передает детям ваши моральные ценности и ориентиры.

Таким образом, совместное семейное чтение – это отличный инструмент для укрепления взаимопонимания и доверия в семье. Давайте возрождать эту традицию!

 

 

             

Материал 14 занятия:

 

Дорогие родители и подростки! Давайте поговорим о том, как сделать семейный досуг по– настоящему интересным и сплачивающим.

Совместный досуг очень важен – это возможность провести время всей семьей, лучше узнать друг друга, укрепить отношения.

Какие формы досуга наиболее интересны подросткам сегодня? Давайте проведем мозговой штурм!

 

(Мозговой штурм, предложения детей и родителей)

 

Отличные идеи! Давайте на их основе составим планы семейного досуга:

  1. Посещение VR–центра – увлекательные игры и путешествия в виртуальной реальности. Можно выбрать любые тематики – от полетов в космосе до экшена.
  2. Мастер–класс по созданию видеоигр – подростки смогут попробовать себя в роли разработчика игр. Это отличный способ проявить креатив.
  3. Тематический квест по городу с использованием мобильных приложений – современный интерактивный квест с геолокацией, загадками, мини–играми.
  4. Посещение тематического парка с косплеем – можно выбрать любимую вселенную (Гарри Поттер, Звездные Войны) и примерить образы героев.
  5. Мастер–класс по созданию компьютерных игр или приложений – отличный вариант для развития цифровых навыков.

Важно планировать досуг, учитывая интересы как детей, так и взрослых. Тогда это будет по–настоящему сплачивающее времяпрепровождение для всей семьи!

Комментарии
Комментариев пока нет.