Мастер - класс "Семья и семейные ценности".
Солонцова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №16»
Г. Соликамск
«Семья и семейные ценности»
Цель: повышение родительской компетенции, привлечение их к активному участию в обмене мнениями, идеями по вопросам воспитания детей, формирования семейных ценностей.
Задачи:
1. Организовать обмен мнений родителей, их точек зрения по актуальным вопросам воспитания детей в современных условиях в форме «Мировое кафе».
2. Повысить осведомленность родителей о понятиях «семья», «семейные ценности», помочь осознать важность в формировании семейных традиций, ответственного родительства.
3. Привлекать родителей к активному участию в жизнедеятельности классного коллектива, укреплять взаимодействие семьи и школы.
Место проведения: учебный кабинет.
Дата проведения:15 февраля 2024 г.
Количество участников – родителей: 11 человек.
Предварительная работа: рисуночный тест обучающихся «Моя семья» и его интерпретация, презентация «Семейное кафе», видеоролик – притча «Про кота», подарочные календарики для родителей с QR – кодом на уроки «Семейной любви» Е.В. Бачевой.
Данное мероприятие «Семья и семейные ценности» было проведено в рамках конкурса профессионального мастерства педагогических работников МАОУ «СОШ №16», посвященного году Семьи.
В организационном моменте для создания эмоционального настроя, активизации сплочения коллектива родителей использовался психологический прием «Встанем в круг». Вывести и сформулировать тему родителями помог ряд фотографий, которым необходимо было придумать названия.
В основе мастер – класса использовалась технология «Мировое кафе» («The World Cafe») – метод, позволяющий организовать живое обсуждение, сфокусировать неформальную дискуссию. В течение занятия родители смогли поучаствовать в работе трёх столов и обсудить самые значимые вопросы: «Семья», «Семейные ценности», «Проблемы в семье».
Семья –это самое близкое окружение человека, а главные семейные ценности – любовь, добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
В завершении занятия всем было предложено посмотреть видеоролик «Про кота». Его я оставила без обсуждения, поставив многоточие…Мне хотелось, чтобы родители сами постарались его пережить и понять. Думаю, что это удалось! Многие плакали, а значит, тронуло сердце, защемило душу…
Считаю, что благодаря совместной работе с родителями удалось достигнуть поставленной цели и решению поставленных задач. В работу вовлечены были все участники мастер – класса. Была создана атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в вопросах «Семья», «Семейные ценности», «Проблемы в семье». Они активно обменивались мнениями, идеями по вопросам воспитания детей, принятию решения.
Для рефлексии было использовано тренинговое упражнение «Клубочек», где родители – гости семейного кафе, передавая друг другу клубок, смогли поделиться впечатлениями, мнениями о данном мероприятии. Было сказано много добрых слов, пожеланий о дальнейшем сотрудничестве Семьи и Школы.
ХОД МАСТЕР –КЛАССА
Добрый вечер, уважаемые родители и гости. Я рада нашей встрече.
Сегодня я Вас приглашаю в «Семейное кафе". Я, "Хозяйка этого кафе", на каждом столе есть ватманы бумаги – это блюда, маркеры и карандаши – столовые приборы, которые нам будут необходимы для приготовления блюд.
А ингредиентами станут Ваши мысли, идеи и мнения.
Игра с родителями
Прошу выйти ко мне и образовать 2 круга: внутренний круг 5 человек, внешний круг 5 человек. Встаньте друг против друга, лицом к лицу, улыбнитесь.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь… (внешний круг делает шаг вправо);
- Пожмите друг другу руку, передайте импульс (внешний круг делает шаг вправо);
Похлопайте друг друга по плечу, помашите ладошкой и займите прежние места.
Анализ рисуночного теста «Моя семью» и интерпретация (рисунки детей на доске).
Совсем недавно, на уроках изобразительного искусства дети рисовали свою семью.
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают? какое общее впечатление складывается? Как Вы думаете , какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал? (радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то)
Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил.
Детский рисунок – это не диагноз, просто рисунок, но через него одним глазком мы можем заглянуть во внутренний мир маленькой личности.
Мы сейчас постараемся ответить на вопрос «Что такое для человека семья и семейные ценности» и обсудить самые важные вопросы.
Уважаемые гости, предлагаю распределить роли. За каждым столом нужно назначить «хозяина». Хозяин стола во время всех раундов обсуждений не покидает стол, его задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи.
(Участники за каждым столиком совещаются и выбирают «хозяина стола»).
Другие гости стола меняют столы в ходе мероприятия, для того, чтобы поделиться своими мыслями (ингредиентами) для создания своего блюда для кафе. Время работы не более 3 минут. Меняемся столами по часовой стрелке.
1 стол - «Семья – это?»
2 стол - «Семейные ценности - »
3 стол - «Проблемы в семье - »
После окончания работы всех столов, все вместе готовим десерт из обсуждений.
Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд. В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений!
Я желаю вам провести время с пользой и удовольствием
Предлагаю хозяину каждого стола подвести итоги работы за столами.
Выводы 1 стол
Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Всё начинается с семьи. Или почти всё начинается с родительского дома.
Родительский дом...
У каждого из нас он свой, но есть и то общее, что связывает нас всех: здесь мы сказали свои первые слова, сделали первые шаги и совершили первые в своей жизни открытия. Здесь проходит наше детство, сюда мы стремимся в юности, и даже став мамами и папами, мы спешим в свой родительский дом. Он – начало начал. Здесь рождается Любовь и Ненависть, Добро и Зло, Хамство и Порядочность. Невезение и Успех берут свое начало тоже здесь. И быть ли родительскому дому родным, зависит от желания взрослых учиться родительству.
И как говорит Елена Бачева
«Хотите сохранить семью – учитесь родительству. Даже, если вы на сегодня в статусе бабушки и дедушки, родительству учиться никогда не поздно. Учитесь и будьте счастливы!»
Выводы 2 стол
В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв связи между поколениями. Семья, её уклад и традиции для многих перестали быть ценностью.
3 стол
Спасибо, уважаемые родители. Картина ясна. Проблемы, трудности есть абсолютно в каждой семье. Даже в самой благополучной! Они тоже есть.
Я хочу остановиться на проблеме дефицита живого общения родителей и детей. Мы все сегодня живем в стремительном темпе: нужно зарабатывать деньги, платить кредиты, реализовывать себя в профессии и где – то рядом растут наши дети…Каждый день – хотя бы полчаса глаза в глаза своему ребенку. «Как у тебя дела? Как прошел день? Что тебя порадовало, а что огорчило». Будет живой диалог с ребенком и проблем, поверьте, станет меньше.
Уважаемые гости кофе, десерт попробовали! Теперь мы можем принять решение.
Стихотворение Р. Рождественского «Всё начинается с любви»
Просмотр видеоролика «КОТ»
Давайте всегда своих близких любить,
Давайте семейные ценности чтить,
Ведь только в Семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!
Рефлексия
Я прошу всех гостей кафе выйти и встать в один круг один круг.
Тренинговое упражнение «Клубочек».
Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы одна большая семья, должны действовать вместе.
На память о нашей встрече я хочу Вам подарить календарики.
2024 г – год Семьи, пусть будет как можно больше значимых событий в вашей семье!
Благодарю всех за работу.
Список литературы:
Е.Бачева «Уроки семейной любви», г. Пермь.
Р. Рождественский «Все начинается с любви».
Тренинговые упражнения
https://portal.tpu.ru/SHARED/b/BELPEN/img1/Posob/ctr9.html