Классный час «Традиционные семейные ценности. Государственная политика поддержки семьи»

6
0
Материал опубликован 27 May 2017 в группе

Классный час «Традиционные семейные ценности. Государственная политика поддержки семьи», составленный по технологии активных методов обучения..

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Кузнецова Александра Михайловна учитель истории и обществознания МБОУ «Весьегонская СОШ»

Предмет

классный час

Класс, профиль класса/группа, количество человек

11 класс

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия

Традиционные семейные ценности. Государственная политика поддержки семьи.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

 

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Классный час по формированию представлений о семейных ценностях современной России

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 26 обучающихся: 7девушек, 19 юношей. Общий интеллектуальный уровень учащихся – средний. Общий уровень знаний удовлетворительный. Большинство обучающихся мотивированы на получение новых знаний имеют «симпатии» среди друзей или подруг противоположного пола. Обучающиеся умеют организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяют между собой роли в группе, групповая работа является для них привычной. Классный час составлен с учетом личностных индивидуальностей. Учащиеся в процессе классного часа имеют возможность слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы. При этом знают, что учитывается и работа коллектива в целом, поэтому стараются предоставить возможность продемонстрировать участие в работе группы каждому её члену. Каждый сможет почувствовать себя значимым, коллектив становится более сплоченным.

Цели урока/ занятия

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации имеющихся знаний и способностей к коллективной учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ и формирование системы понятий по изучаемой теме, определение их практической значимости.

Задачи урока/ занятия

образовательные:

воспитательные:

развивающие:

  • сформировать знания о семейных ценностях;

    закрепить знания о семье как социальном институте и сформировать знания о возможностях получения помощи со стороны государства;

    закрепить умение применять навыки анализа теоретического материала, подбора аргументов, их правильного формулирования;

    воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

    сформировать представление о непреходящей значимости семейных ценностей;

    воспитывать коммуникативную культуру общения;

    развивать познавательный интерес и логическое мышление;

    развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

    развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Актуализируют и закрепят знания о семье и браке, их функциях и тенденциях развития.

Приобретут и закрепят знания о семейных ценностях и возможностях получения помощи со стороны государства, умения коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, выступать и защищать свою точку зрения.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Традиционные семейные ценности, тенденции развития семьи в современном мире, государственная политика поддержки семьи.

Подробный конспект

Фаза1 «Начало образовательного мероприятия».

Этап «Приветствие» (3 минуты).

Цели этапа: создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелание добра.

Активный метод «Ромашка»

Необходимые материалы: заготовки для ромашки жёлтая серединка и белые лепестки по количеству учеников, магниты по количеству лепестков+1 для серединки.

Предварительная подготовка: педагог заранее заготавливает лепестки из белой бумаги для создания ромашки.

Технология проведения: В начале урока обучающимся предлагается поприветствовать класс, но сделать это необычным способом – написать своё пожелание классу на лепестках ромашки. Обучающимся раздаются листы-лепестки. Все записывают свои пожелания и, выходя к доске, формируют ромашку, зачитывая пожелания на урок всем.

Инструкция учителя обучающимся:

Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня предлагаю сделать это с помощью ромашки. На листах-лепестках напишите свои пожелания и приветствия одноклассникам на урок. Я желаю всем отличного взаимодействия в команде и прикрепляю первый лепесток. Каждый из вас пишет и зачитывает своё пожелание и приклеивает лепесток рядом.

УУД, которые формирует данный метод: личностные и коммуникативные – осознавать собственные чувства, сказать добрые слова, выразить своё отношение к другим людям.

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Коммуникативная компетентность – настрой учащихся на работу, пожелание добрых слов, следование правилами работы в группе , идти на контакт с людьми.

- Социальная компетентность - доброжелательное расположение друг к другу.

Этап «Вхождение или погружение в тему» (3 минуты)

Цели этапа: сформулировать цель урока, отработать прием целеполагания.

Активный метод «Кладовая знаний»

Технология проведения: в группе предлагается подумать, как приветствие связано с темой «Семья и брак», которую они изучают, и наметить пути развития темы. Опираясь на вопросы учителя, самостоятельно сформулировать цель урока.

Инструкция учителя обучающимся:

Ребята, на прошлом уроке мы изучали два социальных института – семья и брак. Как вы думаете, почему сегодня я предложила начать урок с ромашки. (Выслушать предположения, если никто не догадается, дать вопрос-подсказку – символом какого праздника является ромашка ?) Какая семейная пара стала символом этого праздника и почему? Как вы считаете, как может быть сформулирована цель нашего урока? О чём сегодня пойдёт речь? Учитель обобщает высказанные предположения и сообщает тему урока.

УУД, которые формирует данный метод: регулятивные, включая действия саморегуляции - самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; выбора наиболее эффективных способов решения задач;

личностные - способность установления учащимися связи между целью урока и ее мотивом; знаково-символические - использовать наглядные модели, разгадывать их скрытый смысл.

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Информационная компетентность - формируются умения отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

- Коммуникативная компетентность - включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

- Социальная компетентность – оценивать общественную значимость отдельных явлений и событий.

Этап «Формирование ожиданий обучающихся». (4мин.)

Цели этапа: сформулировать ожидания и опасения по теме. Мотивировать обучающихся на работу.

Задачи: развить коммуникативно-эмоциональную сферу личности обучающихся, настроить учащихся на работу, развить самостоятельность обучающихся.

Необходимые материалы: заготовки солнышек и тучек, доска, магниты.

Предварительная подготовка: вырезать из цветной бумаги солнышки и тучки.

Активный метод «Погода в доме»

Технология проведения: учитель предлагает обучающимся разделиться на 4 группы, заранее раскладывает на столы вырезанные солнышки и тучки. Учащиеся самостоятельно группируются вокруг рабочих столов и выполняют поставленное задание: формулируют свои опасения и ожидания устно или прописывают в своих тетрадях, затем совместно командой прописывают ожидания на «солнышках», опасения на «тучках». Учитывается мнение каждого участника команды:

Инструкция учителя обучающимся:

Мы определили, что наша цель сегодня – пополнить свои знания о семье семейными ценностями. Вы молоды, вам предстоит создание своей семьи в будущем, я думаю, вы представляете, что это не просто. Многие, создавая семью, чего-то ждут, чего-то опасаются. Подумайте, есть ли у вас ожидания и опасения по этому поводу. Для решения этой и последующих задач предлагаю вам разделиться на 4 группы и занять столы, на которых разложен материал для работы – солнышки и тучки. Каждый из вас сначала записывает свои ожидания и опасения в тетрадь, потом вы анализируете их в группе и записываете ожидания на солнышки, опасения – на тучки. Прикрепляете их на доску над ромашкой с одной стороны солнышки, с другой – тучки. У вас 3 минуты на выполнение задания.

После выполнения задания анализируют ожидания и опасения.

УУД, которые формирует данный метод: регулятивные, включая действия саморегуляции, т.к. учит управлять проявлениями своих эмоций, контролировать время;

личностные - анализ и высказывание собственных ощущений, преодоление барьера стеснительности;

коммуникативные - работать в группе, обсуждать, находить компромисс.

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Коммуникативная и социальная – обсуждать командные опасения и ожидания.

Фаза 2 «Работа над темой»

Этап «Инпут» (интерактивная лекция) (10мин.)

Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Необходимые материалы: Подготовленный лист ватмана, цветные маркеры, презентация для визуализации излагаемого учителем материала.

Предварительная подготовка: Прикрепить лист ватмана, в центре указать название темы, остальное пространство ватмана поделить на сектора, пронумеровать. Подготовить презентацию.

Технология проведения: Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Инструкция учителя обучающимся:

Ребята, вы видите в центре ватмана тему нашего классного часа. Обдумайте, пожалуйста, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Учитель ведет объяснение и на плакате образуются 4 сектора: 1)традиционные семейные ценности; 2)тенденции развития семьи в современном мире; 3)проблема ценностей; 4) государственная политика поддержки семьи. (см. текст инпута приложение 1 и презентацию приложение 2)

УУД, которые формирует данный метод: личностные - вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

знаково-символические - использовать наглядные модели, чертежи и схемы и т.д.;

коммуникативные - работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения;

познавательные, включая общеучебные и логические.

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Учебно-познавательная - этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют мыслительный процесс, заставляют задуматься , какими будут следующие разделы темы, пока они не обозначенные.

Этап «Проработка содержания темы» (15 мин.)

Активный метод «Знания идут по кругу»

Цель: Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе, совершенствовать умение обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Задачи: творчески применить изученные ранее теоретические положения о семье и браке для решения поставленных задач.

Необходимые материалы: Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Предварительная подготовка: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5, в данном случае 4). (см. приложение 3)

Технология проведения: Участники разбиваются на группы по числу вопросов (4 человека в каждой). Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем, по команде учителя, группы переходят по часовой стрелке к следующей остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Инструкция учителя обучающимся:

Ребята, надеюсь, каждый из вас когда-нибудь решит создать свою семью. Чтобы семья была крепкой и семейная жизнь счастливой, одного желания бывает недостаточно. Нужно обладать определёнными знаниями. Давайте закрепим полученные сегодня знания, вполне возможно, они вам ещё пригодятся. Назовём нашу работу «Знания идут по кругу». Я прошу группы распределиться по «остановкам», они обозначены листами ватмана с вопросами. В течение 4 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты на лист ватмана. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. На это ей даётся 1 минута.

УУД, которые формирует данный метод: регулятивные - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, способность к мобилизации сил и энергии;

коммуникативные - во время выполнения задания вступать в диалог, направленный на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата;

познавательные, включая общеучебные и логические;

знаково-символические - использовать наглядные модели, разгадывать их смысл.

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Информационная компетентность - формируются умения отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

- Коммуникативная компетентность - включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап «Эмоциональная разрядка» (2 мин.)

Активный метод «Обнимашки».

Цель: Расслабиться после интеллектуальной работы.

Необходимые материалы: Не требуются

Предварительная подготовка: Не требуется

Технология проведения: Каждый юноша (девушка) обнимает каждую девушку со словами: «Устала, родная (родной)?» и с интонациями сочувствия. Каждая девушка (юноша) отвечает на объятия со словами: «Люблю тебя, милый» с интонацией теплоты и благодарности.

Инструкция учителя обучающимся:

Вы знаете, ребята, статистика показывает, что причиной конфликтов, а иногда и развода в семье является неумение партнёров проявлять свои чувства, высказывать их словами. Оказывается, этому тоже нужно учиться, и не всем эта наука – высказывать открыто свои чувства – даётся легко. Предлагаю потренироваться. Представьте, что вернулись домой поле трудного рабочего дня. Обнимите друг друга и произнесите фразы в зависимости от ситуации 1) с сочувствием «Устала родная ?», если девушка подошла к юноше, или «Устал, родной?», если юноша подошёл к девушке. В ответ вы должны сказать фразу с теплотой и благодарностью, соответственно или «Люблю тебя, милый», или «Люблю тебя, милая».

УУД, которые формирует данный метод: личностные - высказывать позитивное отношение, проявлять сочувствие, любовь, благодарность.

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Коммуникативная и социальная - владение «театрализованными» формами игровой деятельности, управление проявлениями своих эмоций.

Этап «Рефлексия». (5 мин.)

Активный метод «Семейный ужин»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Необходимые материалы: Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

Предварительная подготовка: Не требуются

Технология проведения: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день в семье закончился, все собрались на семейный ужин, чтобы поделиться впечатлениями. В конце ужина хозяйка просит их ответить на несколько вопросов, если требуется, поясняя их:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист ватмана, комментируя.

Инструкция учителя обучающимся:

Представьте, что сегодняшний день в нашей семье закончился семейным ужином. И я, как хозяйка ужина, прошу вас ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Пожалуйста, добавьте…

Напишите свои ответы на карточках, выходите, приклейте и прокомментируйте ваши ответы.

УУД, которые формирует данный метод: регулятивные, включая

действия саморегуляции : умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

личностные - формировать позитивную моральная самооценка и моральные чувства;

Ключевые компетенции, формируемые методом:

- Социальная - формируется способность занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО

Технология АМО содействует раскрытию темы и освоению материала учащимися в полной мере.

Применение АМО, во-первых, позволяет ученику осуществлять самостоятельный поиск решения поставленной задачи, во-вторых, активная деятельность, организованная на уроке, обеспечивает эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, в-третьих, процесс совместной работы способствует более тесному общению учащихся, создает условия для развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Урок полностью соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе у учащихся формируются определенные УУД.

Использованная литература, источники информации

http://standart.edu.ru Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400 ФГОС: Основное общее образование

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4939 Здоровье и развитие подростков

http://www.moi-universitet.ru/list/mainlist/lists/: электронный курс «Технология интерактивного обучения», электронный курс « Активные методы обучения»

Электронная книга «Копилочка АМО»

Приложение 1

Инпут

«Традиционные семейные ценности и государственная политика поддержки семьи».

1.Традиционные семейные ценности.

Как вы думаете, что мы имеем в виду под семейными ценностями?

В данном случае под ценностями понимается осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с определёнными представлениями, которые всеми признаются как важные, значимые, играющие определяющую роль в судьбе человека. Одной из таких общечеловеческих ценностей является семья. Но и внутри семьи есть свои ценности. Учёные делят их на две группы: интегрирующие и дифференцирующие. Появление второй группы – заслуга 20 века, а вот интегрирующие ценности имеют многовековую историю. Давайте с них и начнём.

1. Ценности супружества. Сможете назвать их сами? Конечно, это любовь, верность, взаимное уважение, поддержка и в горе и в радости, а так же брак, как официальный союз мужчины и женщины.

2. Ценности родительства. Это рождение и воспитание детей, продолжение рода, ценность материнства и отцовства.

3. Ценности родственных связей. Понимание кровной связи, поддержание контактов, совместные встречи родственников разных поколений, оказание внимания (поздравления, благодарности, сообщение о значимых событиях в жизни).

К дифференцирующим ценностям относят те, которые на первый план выдвигают не общие, а отдельные интересы каждого из супругов.

Например, ценности саморазвития, ценности профессиональной занятости, ценности внесемейных коммуникаций и даже ценности, связанные с демократизацией отношений в семье. Давайте попробуем разобрать на примерах. У кого – нибудь есть варианты? (Смысл и дифференцирующая роль ценностей уясняется в ходе беседы).

2. Тенденции развития семьи в современном мире.

Изменение семейных ценностей меняет и характер самой семьи, её функции.

1. Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена;

2. Преобладание нуклеарных семей;

3. Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений;

4.Рост числа неполных семей;

5. Усиливается девиантное поведение в семье - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие;

6. Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания;

7. Уменьшается число законных браков, растет число свободных;

8. Рост социальных сирот.

Все эти тенденции присущи и России, а ведут они к обострению демографической проблемы.

Поэтому государство в современном обществе заинтересовано в поддержке семьи на разных стадиях её существования.

3.Государственная политика поддержки семьи:

- экономические меры (дополнительные отпуска, денежные пособия, особые льготы);

- психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях;

- медицинская помощь и т.д.

 

Приложение 3

Вопрос на первом листе ватмана:

Какие варианты государственной помощи семье вам известны. Распределите ваши знания по группам:

помощь молодым семьям;

помощь молодым родителям;

помощь многодетным семьям;

помощь семьям, имеющим детей инвалидов;

Вопрос на втором листе:

Какие меры по государственной поддержке семьи могут решить проблему, проиллюстрированную данной диаграммой?

Вопрос на третьем листе:

В начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей.

К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7.

Сегодня этот показатель равен 1,5 – 2.

Из тысячи человек населения, которые состоят из двудетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет - 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи.

Какую связь между этими данными и темой сегодняшнего урока вы можете найти?

Перечислите возможные причины. Составьте  схему- «Тенденции  и изменения в развитии современной семьи»

Вопрос на четвёртом листе:

Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?

Если семья то заполните таблицу

Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.

Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.

У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина(21 год) и Константин(14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.

Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.

У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.

Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

Каков состав семьи?

Каковы основания семейных связей?

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.