12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бугакова Людмила Владимировна
Аккаунт удалён

Семья как основной институт воспитания и социализации

Социализация-это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей». Социализация личности определяется как процесс становления личности путём освоения индивидом духовных ценностей, выработанных человечеством. Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и социальной ситуацией. Б.Г. Ананьев рассматривал социализацию как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социализации заключается в формировании индивидуальности.

Г.М. Андреева [2, 7] указывает на существование трех стадий социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. На всех стадиях социализации общество оказывает воздействие на формирование личности как непосредственно, так и через группу. Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Одним из примеров институтов социализации является семья.

Семья является одним из основных социальных институтов воспитания и социализации человека. Формирование ребёнка в семье происходит не только в результате того, как воспитывают взрослые своего ребёнка, но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Ребёнок впитывает модель поведения отца и матери, принимая её за образцовую. При общении с бабушками и дедушками, с сёстрами и братьями также складывается социальный опыт ребёнка. Но не всегда этот приобретённый опыт соответствует представлениям родителей о желаемом поведении их ребёнка.

Семья-это основной институт, где происходит становление личности человека. Взрослея, человек развивается и под воздействием других социальных институтов, но в семье происходит основное развитие личности. Именно семья закладывает основу дальнейшего поведения ребёнка, его образ жизни и иерархию ценностей.

В семье ребёнок получает всю информацию об окружающем мире. Представление ребёнка о мире и существующих в нём правилах поведения формируется из наблюдений за поведением своих родителей. Родители в окружении своих детей ведут себя неосознанно, порой не задумываясь, что несут и показывают негативный пример поведения и отношения к другим людям. Разговаривая с ребёнком, не подбирают слов и выражений, показывающих адекватную модель взаимодействия между людьми, что учит детей в последствие вести себя неподобным образом с другими. Не следят за проведением свободного времени с детьми в семье и не контролируют время, отведённое на общение с ребёнком. Самое худшее, когда родители совсем не находят времени на общение со своими детьми. Именно от типа взаимоотношений в семье, связанных с воспитанием, зависит будущее становление личности человека.

При наличии диктата в семье одни родственники подавляются другими. Такому типу взаимоотношений присуще уничтожение инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнётся с неудачами. При типе взаимоотношений-опека, родители трудятся, обеспечивая потребности ребёнка. Как правило, ограждают его от забот, вследствие чего по жизни он во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имея ни самостоятельности, ни инициативы. Ещё одной проблемой, вытекающей из данного типа взаимоотношений в семье, является не умение существовать и работать в коллективе.

Наиболее успешным типом взаимодействия в семье, оказывающий положительное влияние на социализацию личности является метод сотрудничества. Он проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребёнка при этом успешно преодолевается.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер. Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу. Семья даёт понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности. Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребёнок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи. Современная семья должна нести в себе функции безопасности психологической сферы, эмоционального комфорта и подготовки ребёнка к жизни в обществе.

















































Список использованной литературы:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 2013

Андреева Г.М. Семейная психология. Спб.: Речь, 2017

Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2015

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2014

Макаренко А.С. 1981 г.: Книга для родителей

Эльконин Э.Г. Детство и общество, Спб, изд. Ленато, 2015

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.