Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Серебряный век русской литературы. Арт-кафе "Бродячая собака"»
Внеклассное мероприятие по литературе
Тема: Литература Серебряного века.
Встреча в Арт-кафе «Бродячая собака».
Цели:
1. Воспитание любви к русской классической поэзии.
2. Формирование интереса к изучению литературы рубежа веков.
3. Развитие познавательных интересов.
Оборудование: проектор.
Оформление доски. Надписи:
Кафе «Бродячая собака»,
Поэтический вечер-диспут
«Что такое настоящая поэзия»,
Тезисы из Манифестов символистов,
акмеистов, футуристов
Оборудование. Непринужденная обстановка кафе (столики, цветы, стаканы с чаем). Костюмы (ведущий в бабочке, яркая одежда футуристов).
Таблички: Творцы, фармацевты, футуристы, символисты, акмеисты, имажинисты, вне направлений
Поэты
1.Акмеизм Николай Гумилев - Руслан Багаев
2.Акмеизм Анна Ахматова: Софа Джанаева
3.Футуризм Владимир Маяковский - Алан Никголов
4.Футуризм: Игорь Северянин - Олег Марзоев
5.Символизм: Бальмонт - Тагланов
6.Символизм: Блок - Руслан Атаев
7.Символизм: Гиппиус - Яна Тедеева
8.Вне литературных направлений Цветаева - Мария Хвастикова
9. Имажинизм - Есенин: Мирошников
10. Журналист: Кирносова Маргарита
Учитель: Я приглашаю вас в Кафе «Бродячая собака». Приглашаю окунуться в атмосферу начала 20 века, в атмосферу споров, диспутов, почувствовать, как остро стоял вопрос о дальнейшем развитии искусства, и особенно поэзии.
Это было время поэтическое. Какое созвездие имен: И.Анненский, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Брюсов, И.Северянин, В.Маяковский, А.Блок.
В 1933 году критик Оцуп предложил назвать это время Серебряным веком.
Серебряный век – это взлет русской культуры. Это время величайших достижений в науке, живописи, философской мысли и, конечно, в поэзии. Это острое желание свободомыслия, особое ощущение своего «я» в этом катастрофическом мире.
Итак, давайте перенесемся в 1914 год, зайдем в «Бродячую собаку» и станем свидетелями разгоревшегося спора о том, какой должна быть современная поэзия, нужна ли оно в столь сложных условиях. Ведь 1914 год – это год начала Первой Мировой войны, это время кризиса буржуазных отношений, это предреволюционное грозовое время. Но все же… мы приглашены на встречу.
В Петербурге чудом или волею судьбы и сейчас сохранилось место, в котором искусство Серебряного века до сих пор живет. В ночь на 1 января 1912 года на улице Итальянская дом 4 родилось кабаре «Бродячая собака». Члены этого по сути закрытого клуба делили людей на Творцов и фармацевтов. Чтобы попасть в «Собаку» нужно было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, повернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. И тут же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен.
Посередине главного зала стоял большой стол, за которым сидели поэты: Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Гиппиус. Анну АХМАТОВУ ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЛА СВИТА ПОКЛОННИКОВ, а Владимир Маяковский возлежал на турецком барабане в позе раненого гладиатора и бил в него всякий раз, когда в дверях появлялась чья-то фигура
«Сoбaкa» нaчинaлa рaбoту с 11 вечерa и прoдoлжaлa дo утрa, пoнaчaлу встречи прoисхoдили пo средАм и суббoтaм, пoтoм «режим» стaл интенсивнее. Для зaписей стихoв, мнений, идей, пoжелaний в «Сoбaке» имелaсь «Свинaя книгa» /нaзвaние oт свинoй кoжи ее переплетa/. Сo временем этoт фoлиaнт преврaтился в свoеoбрaзную летoпись учреждения, исписaнный и изрисoвaнный, oн вмещaл в себя не тoлькo стихoтвoрные нaбрoски и шaржи, нoтные зaписи экспрoмтoв и кaрикaтуры, нoтные зaписи экспрoмтoв и кaрикaтуры. «Свинaя книгa» лежaлa при вхoде, нaд кoтoрым крaсoвaлся сoбственный герб – сидящaя сoбaкa, пoлoжившaя лaпу нa aнтичную мaску.
Ведущий 1 - Никита Герасименко
Здесь, в кабаре «Бродячая собака»
Летали часто пробки в потолок,
Но эти своды поглотил, однако,
Бурливой Леты пенистый поток.
Мне грезится, мелькают где-то лица:
Ахматова, Бальмонт и Гумилев
Сюда готовы были устремиться,
Чтоб обрести в гостях у музы кров.
И за три года все-таки успели
Отлить в металл молитвы и грехи.
Словесные баталии гремели,
Рождая гениальные стихи.
Ведущий 2 - Венера Гасиева
Давайте и мы перенесемся сквозь призму времени и на часок заглянем в легендарное кабаре. Закройте глаза, прислушайтесь, Это поет Вертинский, один из самых популярнейших исполнителей Серебряного века.
Ведущий 1: Дамы и Господа, приветствуем ВАС в кабаре «Бродячая собака»
Ведущий 2: Вы слышали новость: Дмитрий Мережковский привез с Кавказа юную жену. Ей нет еще и 20. Узенькая, с узким лицом в ореоле пышных волос
Ведущий 1: ведет она себя дерзко, язвительно, ее уже окрестили петербургской САПФО. А вот и она. Дорогая Зинаида Николаевна Гиппиус.
Зинаида Гиппиус (Яна Тедеева)
Моей души, в ее тревожности,
Не бойся, не жалей.
Две молнии, — две невозможности,
Соприкоснулись в ней.
Ищу опасное и властное,
Слиянье всех дорог.
А всё живое и прекрасное
Приходит в краткий срок.
И если правда здешней нежности
Не жалость, а любовь, —
Всесокрушающей мятежности
Моей не прекословь.
Тебя пугают миги вечные...
Уйди, закрой глаза.
В душе скрестились светы встречные,
В моей душе — гроза.
Меня часто называют сатанессой, ведьмой, декадентской Мадонной. У меня мужской аналитический склад ума. Женский мир мне кажется скучным, банальным. Мужчины меня боятся за ум. А женщины за красоту.
Бальмонт: Браво! Браво! Зиночка! Я люблю ВАС!
Гиппиус: Тише, Константин, Мой муж услышит и вызовет вас на дуэль.
Ведущий:
Россия была влюблена в Бальмонта. Все – от светских салонов до глухого городка в провинции – знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады.
Им восторгались, пророчили великое будущее; о нём спорили, его низвергали; над ним смеялись, им любовались. Кто же он? «Самовлюблённый напыщенный стихотворец» или «гениальный поэт, яркая звезда на литературном небосклоне»?
Бальмонт:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин!
2. Ведущий: Приезд Бальмонта был настоящей сенсацией. Как все радовались! Он входил, высоко подняв лоб, словно неся золотой венец славы. Его встречали, окружали, усаживали, ему читали стихи. Экзальтированные дамы в порыве влюблённости заявляли о готовности выброситься из окна, забывая, что «Бродячая собака» находится в подвале и из окна никак нельзя выброситься, можно только вылезти, и то с трудом и без всякой опасности для жизни.
- Здесь недостаточно высоко, - презрительно отвечал Бальмонт, тоже, видимо, не сознавая, что сидит в подвале. Вот так вот
Поет Илья Гиоев
Блок: Мой друг, разрешите пожать Вам руку. Вы сегодня на высоте.
Бальмонт: Спасибо Александр Александрович, а вы нас чем сегодня порадуете?
Ведущий 1: Блок – символист. Образная символика не исчезает из его творчества до конца жизни. В раннем творчестве он свято верил в мировую гармонию, которая воплощена в образах Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. В реальной жизни этот идеальный образ поэт связывал со своей любимой и женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, ей он посвятил целый цикл «Стихов о Прекрасной Даме»
Блок:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
2.Ведущий: Блок был одним из самых талантливых младосимволистов
Уже в начале прошлого века он предвидел трагическое в своей судьбе и в судьбе России
Гумилев: « Символизм закончил свой круг развития и теперь падает,
да здравствует новое направление, акмеизм требующее большего равновесия
Блок: Ой, давайте лучше о поэзии. Вы только что из Африки Николай Степанович. Наверное, по жене соскучились, посвятили ей что-нибудь?
Гумилев Да, конечно
Я И ВЫ
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Ведущий: Ваша супруга сегодня с Вами? Говорят, она становится знаменитой поэтессой?
Гумилев: Какая она поэтесса? Сегодня модно чтобы жены поэтов сочиняли, жены художников писали картины, жены музыкантов играли и пели.
А впрочем, спросите у нее.
Ведущий: Первые стихи Ахматовой имели некоторый налёт мелодраматизма (позднее она негативно относилась к этим первым своим поэтическим опытам), но скоро в её произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние героини через описание её внешнего поведения, через выразительные, чёткие детали. Итак, встречайте, Анна Андреевна Ахматова
Ведущий: Говорят недавно Альтман написал Ваш портрет?
Ахматова: Не говорите мне об этом портрете. Кому нравится быть синей мумией.
Ведущий: Последнее время вы стали часто посещать наше кабаре?
Ахматова: Да здесь я чЕрпаю вдохновение. Люблю засиживаться до утра, пить ароматный кофе.
Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий
1.Ведущий: А кто из женщин, по вашему мнению, достоин звания ПОЭТЕССЫ?
Ахматова: несомненно, Марина Цветаева
Поет Яна Тедеева «Мне нравится…» 1-2 куплета (не полностью)
Ведущий 2
Друзья, вы, конечно, узнали стихи нашей замечательной царь-девицы, нашей Марины? Пела о ней Зинаида Гиппиус, хотя в парижской эмиграции, и без того невыносимо чужой и нищей, жизнь ей отравила Зинаида Гиппиус, отчаянно боявшаяся, как бы гениальная Цветаева не перехватила у неё пальму первенства. Но сегодня у нас есть редкая возможность увидеть и услышать ее в нашем кабаре! Итак, уважаемые, слово Марине Цветаевой!
Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины,—
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
Ведущий 1: А теперь поговорим о футуризме. Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, провозглашал создание нового искусства. Свои принципы футуристы изложили свои принципы в манифесте «Пощёчина общественному вкусу». Вот их лозунги:
- Поэзия есть праздник бракосочетания слов!
- Только мы – лицо нашего времени…
- Пушкин непонятнее иероглифов…
Бросить Пушкина, Достоевского и проч., и проч., с Парохода Современности!
- Даёшь новое искусство! – долой грамматику, синтаксис, пунктуацию! – даёшь новые слова, рифмы, размеры!
- Поэзия – истрёпанная девка, а красота – кощунственная дрянь.
- Нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни!
Ведущий 2 : Встречайте Король поэтов эгофутуризма Игоря Северянина
Олег Марзоев
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Ведущий 1:
Говорят, что поэт должен быть пророком. У вас бывают пророческие стихи?
Северянин:
Да конечно. Иногда мне кажется, что скоро настанут тревожные времена, войны и потрясения ждут Россию.
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Маяковский- Алан Никголов:
Хватит хватит этой мути.. Стихи должны разжигать сердце, разрешите мне выйти на эстраду, и я сделаю «эпатЕ», немножечко буржуев расшевелю, какой-то у вас вечер кислый.
Ведущий 2: Владимир Маяковский был самым ярким поэтом - футуристом.
Он не сразу стал поэтом. По одной из версий, именно после прочитанного в «Бродячей собаке» стихотворения «Вам» кафе было закрыто.
Преемником “Собаки” стал “Приют комедиантов”.
Вот таков он - ЭПАТАЖНЫЙ Маяковский.
Эпатажный на людях и нежный и ранимый, чувственный и внимательный с женщинами
Маяковский:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
«Поэтическая дуэль»
Маяковский: В наше материалистическое время тот поэт, кто полезен
Есенин: А я считаю что в любое время полезен тот, кто поэт.
Маяковский: Только вот вопрос товарищ Есенин кто поэт, а кто нет
Есенин: Время покажет, товарищ Маяковский.
Ведущий 1: Так зачем нам ждать вот они вот они наши судьи
Предлагаю поэтическую дуэль Маяковский-Есенин
Правила дуэли: каждый выстрел не более одного четверостишия Господа дуэлянты пожмите друг другу руки Кто будет первым?
Маяковский: Я уступаю
Есенин:
Быть поэтом это значит тоже
Если правду жизни не нарушит
Рубцевать себя по нежной коже
Кровью чуств ласкать чужие души
Маяковский:
Как вы смеете называться поэтом
И серенький чирикать как перепел
Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе.
Есенин:
Мне грустно на тебя смотреть
Какая боль какая жалость
Знать только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась
Маяковский:
Я хочу ответить любителю женщин
Довольно жить законом
Данным Адамом и Евой
Клячу истории загоним ЛЕВОЙ ЛЕВОЙ ЛЕВОЙ
Есенин:
Пока вы тут орали я подумал,
Я подумал стоит ли мне перед вами душу свою открывать.
Да ладно Бог с вами
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ведущий 2: Вы нарушаете условия дуэли
Маяковский: Пусть читает
Есенин:
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
На сцену выходит представитель журналистов (Маргарита Кирносова)
«Подождите! Я представитель газеты «Слово».
Мне смешно сегодня находиться здесь. Сегодня, когда идет война, когда сотни раненых и искалеченных находятся в госпиталях…»
(Журналист зачитывает сводки с фронтов, называет официальные цифры убитых и раненых, подчеркивает глобальность происходящих событий).
«Не время сегодня сидеть в уютном кафе, рассуждать о поэзии, когда проливается кровь. Вы же патриоты!..»
Ведущий 1
Уважаемые! Нам брошен вызов. Нужна ли поэзия сегодня? Что такое поэзия? Каким должно быть искусство в трудные времена?
Ответы: Выступления участников мероприятия
Выступление учащихся
А.А. Блок. Мы голос из будущего. И хотим рассказать о судьбе тех, кто составляет славу и гордость России…
В 1921 году Блок написал, что перестал слышать музыку революции. Он серьезно болеет. Мучает все: голод, холод, душевные переживания. Когда Блок, наконец, получит разрешение на выезд за границу на лечение, сделать этого уже не сможет. Через несколько дней его не станет.
- Н.Гумилев. 1921 год. Пройдя через застенки ЧК, Гумилев , несправедливо обвиненный в контрреволюционном заговоре, будет расстрелян.
- А.А.Ахматова. 1925 год. Выходит Постановление об изъятии поэтессы из обращения, что означает творческую смерть. 30- годы - годы страха и ужаса (аресты сына, мужа), в 1946 году исключена из Союза писателей. Восстановлена лишь в 1953 году. Умерла в 1966 году.
- В.В. Маяковский. Посвятил свою жизнь служению революции. Нестерпимо относился ко всякой «дряни»: бюрократизму, мещанству, волоките и другим недостаткам советского строя. Организовал выставку
«20 лет творческой деятельности». Но никто из руководителей официально не посетил выставку, выказав тем самым пренебрежение к поэту. Это стало ударом. И хотя в предсмертной записке есть такие слова:
«Семейная лодка разбилась о семейный быт»,- не только это стало причиной самоубийства поэта. Маяковского не стало в 1930 году.
Поэты не рождаются случайно (Тальков)
Учитель: Трагически сложилась судьба большинства гениев Серебряного века. Они прошли сквозь революции, Мировую и Гражданскую войны, эмиграцию, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения.
Но пронесли, несмотря ни на что, свою веру в великую Россию и любовь к своей Родине.
Каковы бы ни были поэтические устремления поэтов начала века, они талантливы, а значит, их творения будут близки миллионам читателей. И каждый найдет для себя поэта, которому поверит и откроет свою душу и свое сердце. Не одним материальным живет человек, он думает, мыслит, страдает, радуется, сомневается. Самые верные друзья в такие разные минуты жизни человека, и в самые трудные времена жизни страны, - это книги. Поэт дарит нам счастье обрести себя, понять себя. Как правильно звучит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». И как страшно, когда поэт платит за свое творчество счастьем, близкими, а часто – жизнью.
Рефлексия
Ребята! Нужна ли поэзия? Какой должна быть поэзия? Сейчас я прошу вас ответить на эти вопросы. Вот перед вами листы цветной бумаги. Напишите, коротко, что открыла вам поэзия Серебряного века (достаточно ключевыми словами или существительными)
В это время звучит музыка Земфиры «Марина Цветаева» (клип 2 мин)
Учащиеся коротко отвечают на вопрос и прикрепляют листы на ватман или…..????
Учитель зачитывает некоторые высказывания учащихся, благодарит за работу.
Ведущий 2. Уж скоро утро
Понемногу кафе пустеет. Поэты, конечно, засиживаются дольше всех. Гумилёв и Ахматова ждут утреннего поезда, другие сидят за компанию. Потом, за компанию, все вместе поедут на вокзал, где в ожидании поезда пьют чёрный кофе. Разговор уже плохо клеится, больше зевают.
На улицах пусто и темно. В церквях звонят к утренней молитве. Дворники сгребают выпавший за ночь снег. Скоро начнётся новый день со своими радостями и заботами. Прощай, “Собака”! До вечера!
Ведущий 1: Мы возвращаемся в XXI век. Мне кажется, чем то они похожи начало XX и начало XXI. Те же тревоги, надежды, сомнения и разочарования……
Учитель:
Мне кажется, еще их помнят стены.
Они поймали эхо голосов,
Хотя минуты были те мгновенны,
И век Серебряный был заперт на засов.
И написала на салфетке чистой,
Услышав томный запредельный вздох,
Послание далеким символистам,
Творившим здесь на рубеже эпох.
Увидев абрис стройной незнакомки,
Понятно, что поэзия жива.
Перо на шляпе, руки, профиль тонкий
Мне подсказали нужные слова.
Нет, не хочу я с этим расставаться!
Мне образы и запахи нужны,
Чтоб трепетать, любить и восторгаться
Туманной дымкой призрачной страны.
Поет Илья Гиоев Маяковский «Любит не любит»
видеоhttps://www.youtube.com/watch?v=DdyhhwXxrVo&t=1s
Горбачёва Марина Юрьевна