Литературное кафе «Путешествие в серебряный век по следам «Бродячей собаки»»
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||||
Автор |
Карева Ольга Вячеславовна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Луги Ленинградской области |
||||
УМК |
В.Я.Коровин, В.П.Журавлев Литература. 8 класс.часть1,2, М.: Просвещение, 2015. |
||||
Предмет |
литература |
Класс |
8 |
Форма |
литературное кафе |
Тема уроков |
Путешествие в «серебряный век» по следам «Бродячей собаки» |
||||
Время |
80 минут (два спаренных урока) |
||||
Цель урока |
Создание условий для погружения в эпоху начала ХХ века, формирования личностного восприятия многообразия и сложности творческой атмосферы «серебряного века». |
Задачи |
||
Образовательные: |
Развивающие: |
Воспитательные: |
Познакомить с творчеством знаменитых представителей различных видов искусства (музыки, поэзии, танца, кино). Сформировать представление о поэзии символизма, акмеизма, футуризма. |
Развивать творческие способности детей через театрализацию и выразительное чтение стихотворений поэтов «серебряного века» и собственного сочинения. Развивать логическое и образное мышление, познавательную активность, применяя электронные образовательные ресурсы.. |
Воспитывать позитивный настрой по отношению к получению знаний, повышать уровень познавательного интереса к русской культуре и истории, воспитывать творческую целеустремленную, интеллектуальную деятельную личность. |
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
Знать: основные понятия темы, имена представителей искусства «серебряного века» и их вклад в русскую художественную культуру. Уметь: через выразительное чтение передавать авторский замысел; анализировать стихотворение, писать синквейн. |
Познавательные: формирование умений осмысленного чтения; формирование интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные: развивать умения работать по намеченному плану, в соответствии с поставленными целями; формировать умения для проявления в учебной деятельности инициативности и самостоятельности; вносить необходимые коррективы в ходе работы, учитывать характер сделанных ошибок, уметь оценивать свои действия, высказывать своё мнение, делать выводы; Коммуникативные: формирование умения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, уметь вступать в диалог; быть ответственным за результат своих действий, наблюдать за действиями одноклассников, анализировать их деятельность, уметь увидеть неточности и корректировать их. |
Формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование индивидуального мировоззрения, широкого кругозора. |
Основные понятия |
«серебряный век», арт-кафе, символисты, акмеисты, футуристы |
|
Тип |
Усвоение новых знаний |
|
Форма проведения |
Комбинированная |
|
Методы обучения |
Репродуктивный, проблемный, практический |
|
Формы организации учебной деятельности |
Фронтально-коллективная, групповая, индивидуальная |
|
Мультимедийная техника: проектор. |
||
Оборудование |
Столики, оформленные как в кафе, поставленные по секторам в соответствии с группой детей, представляющих то или иное направление (синий – символисты, серый – акмеисты, желтый - футуристы), безопасные свечи, меню, чай, кофе, сладости, костюмы, карточки с заданиями в виде косточек, альбом «Большая свиная книга» для записей впечатлений и отзывов, а также рисунков, синквейнов, одноразовые вилки, на которые приклеены желтые губки для мытья посуды (для конкурса «Танец с булочками») |
|
Аудио и видео сопровождение |
1. Минус А.Вертинский «Танго Магнолия» (аудио) http://x-minus.me/track/30780/%D0%B2-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%80%D0%B5; 2. Романс на стихи Константина Подревского в исполнении Вертинского «Дорогой длинною» (видео) https://www.youtube.com/watch?v=59_FQc_qOA8; 3. Романс на стихи О.Мандельштама «Тristia» в исполнении Алексея Кортнева (аудио) https://ipleer.fm/song/47986051/Aleksej_Kortnev_-_Romans_stihi_O._Mandelshtam/; 4. «Танец с булочками» из комедии «Золотая лихорадка» https://www.youtube.com/watch?v=BE8pux7N3dA; 5. Танец Т.Карсавиной https://www.youtube.com/watch?v=pQJT1ukdhms; 6. Минус И.Кальман «Второй дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа» (Шимми) (аудио) http://x-minus.me/track/166701/%D0%B4%D1%83%D1%8D%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8D%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0; 7. Видеоролик «Поэты серебряного века» https://www.youtube.com/watch?v=VvwMdNBwO7w. |
|
Актуальность использования средств ИКТ |
Обеспечение наглядностью учебный материал (иллюстрации, видео) Необходимость применения для выполнения практических заданий |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
Этапы урока, цель, время: |
Деятельность учителя и заранее подготовленных учеников-ведущих |
Деятельность обучающихся: |
1. Орг. момент. Создание психологического атмосферы урока, настрой на восприятие материала 1 мин. |
Учитель вместе с Коломбиной и Пьеро приглашает в кафе. Презентация. /data/files/a1501848712.pptx (Бродячая собака) Слайд 1 |
Занимают места за игровыми столиками по секторам. Коломбина и Пьеро зажигают свечи, предлагают чай или кофе. |
2. Изучение нового материала: знакомство с историей создания арт-кафе «Бродячая собака»; знакомство с творчеством Александра Вертинского; 5 мин. |
1. Пьеро исполняет переделанную песню Вертинского «Танго Магнолия». Слайды 2-4 (Минус песни включается кнопкой на слайде 2) 2. Коломбина рассказывает кратко историю создания «Бродячей собаки». |
Слушают информацию. Все вместе исполняют «Собачий гимн» Приложение №3. |
знакомство с поэтами, классификация предложенных стихотворений; 10 мин. |
1. Учитель предлагает внимательно посмотреть на новых посетителей кафе, вслушаться в их речи и догадаться, какие заказы сделали Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Северянин. Раздает карточки-косточки со стихотворными строками. 2. После выполнения заданий учитель называет правильные ответы. Слайды 12-15 (Во время выполнения заданий звучит романс на стихи Константина Подревского в исполнении Вертинского «Дорогой длинною» - включается при нажатии на изображение музыкальных ключей на слайде 11) 3. Задаёт вопрос классу: Какой поэт не пришел сегодня? А вот почему он не пришел вы сумеете догадаться, выполнив следующее задание. |
1. Заранее подготовленные ученики показывают сценку «Встреча поэтов». Приложение №3. 2. Выполняют предложенные задания в группах. Приложение №2. 3. Отвечают, что не пришел Мандельштам. Предполагают возможную причину отсутствия. |
восстановление рифм в стихотворении Мандельштама «Петрополь». Выполнение заданий такого типа способствует развитию логического мышления, привлекает внимание к поэтическому слову, помогает увидеть подтекст; 15 мин. |
1. Учитель предлагает выполнить следующее задание, раздает карточки с деформированным стихотворением. Напоминает о заданном вопросе про болезнь Мандельштама и о заполнении «Большой свиной книги». Слайды 16-17 (Во время выполнения заданий звучит романс на стихи О.Мандельштама «Тristia» в исполнении Алексея Кортнева. Включается на изображении скрипки и бабочки на слайде 16). 2. После выполнения заданий учитель называет правильный ответ. Дается краткая справка о судьбе Мандельштама. Задается вопрос: «Какие слова в стихотворении помогли догадаться о тяжелом психологическом состоянии поэта»? 3. Победитель этого конкурса объявляется королем поэтов, «коронуется» собачьим ошейником и цепью. Слайд 18. |
1. Выполняют предложенные задания в группах. 2. Представители от каждой группы выразительно читают восстановленное стихотворение. 3. По наводящим вопросам анализируют стихотворение и делают вывод о том, что настроение стихотворения вызвано тяжелой судьбой поэта, ощущением «бездомия». Приложение №2. |
* Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений-стилизаций собственного сочинения. 10 мин. |
Учащимся нужно было придумать посвящение «Бродячей собаке» и королю поэтов в стиле тех направлений, поэзию которых они представляют. Слайды 19 – 21 |
Учащиеся зачитывают свои стихотворные посвящения. После выступления каждого из поэтов представители других направлений высказывают мнение, которое демонстрирует несогласие с программой направления. Приложение №1. |
знакомство с историей возникновения кино, с творчеством Чарли Чаплина, развитие актерских способностей; 10 мин. |
1. Учитель кратко рассказывает о возникновении синематографа - изобретении братьев Люмьер. 2. Ученик в костюме Чарли Чаплина и ученица в костюме актрисы немого кино рассказывают о творчестве Чаплина, предлагают обучающимся поучаствовать в кинопробах. Слайды 22-24 (Видео включается кликом мышки на изображение кинокамеры) |
1. Обучающиеся слушают краткие исторические справки; 2. Смотрят эпизод «Танец с булочками» из комедии «Золотая лихорадка»; 3. Повторяют за актерами, используя вилки с приклеенными губками для мытья посуды. |
знакомство с творчеством Сергея Дягилева, понятием «Русские сезоны», а также с творчеством Тамары Карсавиной; 5 мин. |
1. Учитель кратко рассказывает о русском балете Дягилева. 2. Предлагает посмотреть танец Т.Карсавиной и высказать свое мнение. Почему русский балет – великое достояние России. Слайды 25-26 (Видео включается кликом мышки на фото с изображением Карсавиной) |
1. Обучающиеся слушают краткую справку о балете Дягилева. 2. Смотрят танец Карсавиной. 3. Высказывают свое мнение. 4. Подготовленные ученики читают наизусть посвящения Карсавиной, написанные М.Кузминым и А.Ахматовой из сборника «Букет для Карсавиной» Приложение 3. |
знакомство с танцами, модными в начале ХХ века: чарльстоном и шимми, с творчеством Имре Кальмана; мастер-класс по исполнению шимми. 10 мин. |
1. Учитель приглашает новых гостей – трех учеников в костюмах в стиле эпохи. Слайды 27-28. |
1. Ученики-ведущие рассказывают о модных в начале ХХ века танцах, об опереттах Имре Кальмана. 2. Исполняют «Второй дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа» (Шимми) (И.Кальман «Баядера «). 2. Проводят мастер-класс по исполнению шимми. 3. Остальные ученики слушают, танцуют. |
3. Итоговая часть. Рефлексия деятельности на уроке Цели: формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности; развитие логического и образного мышления. 14мин. |
1. Учитель предлагает составить синквейн «Мой серебряный век», оставить записи в «Большой свиной книге». 2. Оценивает работу учащихся. 3. Демонстрирует видеоролик «Поэты серебряного века». 4. Делится своим восприятием эпохи, которое меняется с возрастом, читает наизусть стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно», Пастернака «Гамлет» и первое четверостишье «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Высказывает надежду на то, что эти слова будут путеводными в жизни учеников. Слайды 29-32. (Видео включается на слайде 31 при нажатии на изображение свечи.) |
1. Пишут синквейны. Приложение 1. 2. Озвучивают свои работы. 3. Оставляют записи в «Большой свиной книге». |
Приложения
Приложение 1
Поэтическое творчество учеников
1. Предварительное задание для команд. Учащимся нужно было придумать посвящение «Бродячей собаке» и королю поэтов в стиле тех направлений, поэзию которых они представляют
Символисты (Автор: Томилова Ксения 8 класс )
Ночь явилась манией печали,
Задувая свечи за собой,
Развязав крылатые сандалии,
Подала их мне: «Лети со мной».
Вздох ее придал биенье сердца
Тишине дрожащего молчанья.
В перевернутом пространстве дверца
Приоткрылась в глубину сознанья.
За кулисой сцены те же лица,
За дверями тайны нет ответа.
Только ночь, боясь прозренья света,
Все звала скорей от утра скрыться.
И спустилась я в подвал собачий,
Где поэтов ночь скрывала верно,
Здесь сегодня гавкают и плачут,
Призывают утро к воскрешенью.
Акмеисты (Автор: Волкова Дарья)
***
Лижет дождь прозябшее окошко
И мурлычет песенку свою…
Слушай, дождь, не превращайся в кошку,
Душу лапой не скреби мою.
Знаешь, я могла бы ливнем жгучим
В миг один всю землю оросить,
Ливнем из соленых слез кипучих.
Только знаю – глупо слезы лить.
***
Я не хотела мягким силуэтом
Стекать с листа
И жалкою улыбкою при этом
Кривить уста,
И делать жест, как пожелал художник,
В мечтах скользя.
Писать с крапивы травку-подорожник
Босым нельзя.
Футуристы (Автор: Ермаков Роман)
Вам! Купившим билеты за 3 рубля!
В «Собаку» пришедшие штаны клешить.
Вы послушайте меня нежного, громкоголосого!
Что за лесенка? -
кто-то скажет, -
Нету рифмы,
размеров нет.
Маяковский
Владимир
покажет
На чём стоит
белый свет.
Отдохнув, в понедельник на работу пришел –
и жизнь
хороша,
и жить
хорошо!
В субботу
Задачу пойми,
кабинетный работник!
Метлу возьми,
шагай на субботник!
Дружно взялись –
кипит работа.
Усердно трудись
до седьмого пота!
А если звезды на небе зажглись,
И луна зардела!
Поэт за перо возьмись!
И отдай народу душу и тело!
2. Лучшие синквейны, созданных детьми как итоговый продукт занятия.
Серебряный век,
Изящный, эпотажный, магический,
Околдовывает, манит, притягивает.
Звенит как хрустальный бокал с серебристым шампанским -
Тайна.
Серебряный век,
Поэтичный, лиричный, талантливый,
Творит, кричит, плачет.
«Покой нам только снится…» -
Экзальтация.
Серебряный век,
Многогранный, бездонный, непознанный,
Вдохновляет, сопереживает, рефлексирует.
«Давайте будем жить вместе, а…» -
Отражение.
Приложение 2
Задания для команд
1. Прочитайте меню, подумайте, какие блюда заказали А.Ахматова, Н.Гумилев, И.Северянин. Кто из поэтов не пришел?
Ответ.
Ахматова – устрицы во льду.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты в первый раз одна с любимым".
Гумилев – акулья уха.
Здравствуй, Красное Море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котел!
На утесах твоих, вместо влажного мха,
Известняк, словно каменный кактус, расцвел.
На твоих островах в раскаленном песке,
Позабыты приливом, растущим в ночи,
Издыхают чудовища моря в тоске:
Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи.
…………………………………………
На обрывистый берег выходят слоны,
Чутко слушая волн набегающих шум,
Обожать отраженье ущербной луны,
Подступают к воде и боятся акул.
И ты помнишь, как, только одно из морей,
Ты исполнило некогда Божий закон,
Разорвало могучие сплавы зыбей,
Чтоб прошел Моисей и погиб Фараон.
Северянин – мороженое из сирени
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал...
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!
Сирень - сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок...
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитнем, попробуй!
Ей-Богу, похвалишь, дружок!
Не пришел Мандельштам – мороженое с бисквитом и шоколадом
"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы, мечтанье летит.
2. Восстановите стихотворение О.Мандельштама:
Мне холодно. Прозрачная ………
В зеленый пух Петрополь ………,
Но, как медуза, …………………
Мне отвращенье легкое ………….
По набережной ………………….
Автомобилей мчатся …………..,
Летят стрекозы и жуки ……….,
Мерцают звезд …………………,
Но никакие звезды …………
Морской воды тяжелый ………
Слова для справок: одевает, реки, весна, светляки, волна, внушает, стальные, не убьют, золотые, изумруд
Ответ.
Мне холодно. Прозрачная весна
В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звезд булавки золотые,
Но никакие звезды не убьют
Морской воды тяжелый изумруд.
Приложение 3
Отрывки из сценария
1. Вводная часть.
Ученик в костюме Пьеро исполняет первый куплет переделанной песни Вертинского «Танго Магнолия».
В сосновом рае возле Петербурга, в Луге
Приют нашел бродячий старый пес
И в третьей школе солнцем осененной
В стихи свой сунул нос.
Двадцатый век, точней его начало,
Нас привлекал поэзией всегда.
Ахматова по-новому звучала,
И Блок, и Мандельштам
Там-там
И нежно вспоминая,
В двадцатый век играя,
Перенесемся с вами в арт-кафе.
Представим, как там было,
Когда луна всходила,
И таяла в стакане страсть большой любви.
Там-там
Ученица в костюме Коломбины зажигает свечи, предлагает чай и сладости, ведет непринужденный рассказ с Пьеро и залом.
Кто не знал, что такое «Бродячая собака», тот не жил в Петербурге в начале 10-х годов.
В новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год на углу Итальянской и Михайловской площади в доме П.Я. Дашкова в подвальном помещении, где раньше хранились бесценные вина, открылось знаменитое артистическое кабаре. Оно просуществовало всего три с небольшим года, а слава о нем продолжает греметь и по сей день.
Пьеро. Душой кабаре и его бессменным арт-директором был Борис Пронин. Именно он со своей кипучей энергией и заветной мечтой об «общине безумцев» привлек А. Толстого, Н. Евреинова, С. Судейкина, Н. Сапунова, И. Фомина, И. Петрова и других известных людей к созданию своего нового детища. В кабаре были установлены определенные правила посещения. Поэты, художники и прочие творцы всех мастей имели статус «действительных членов» или друзей «Собаки», со своим гимном, эмблемой, гербом, «книгой отзывов» и бесплатным входом. Тех, кто хотел просто посмотреть и приобщиться к блистательной богеме Петербурга, иронично именовались «фармацевтами», а входной билет для них был совсем недешев (не правда ли – очень современно!).
Коломбина. Для многих «собака» стала домом и успешной сценой для реализации творческих идей. Надеемся, что и в ваших сердцах найдется приют для «Бродячей собаки».
Пьеро. Так исполним же «Собачий гимн».
Коломбина. Не забудьте после каждого куплета сказать свое «Гав»
Коломбина и Пьеро читают наизусть текст гимна.
Гимн Всеволода Князева
Написан к открытию "Бродячей Собаки", состоявшемуся в ночь на 1 января 1912 г.
Во втором дворе подвал,
В нем – приют собачий.
Каждый, кто сюда попал –
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
На дворе метель, мороз,
Нам какое дело!
Обогрел в подвале нос
И в тепле все тело.
Нас тут палкою не бьют,
Блохи не грызут!
Гав!
Лаем, воем псиный гимн
Нашему подвалу!
Морды кверху, к черту сплин,
Жизни до отвалу!
Лаем, воем псиный гимн,
К черту всякий сплин!
Гав!
Пьеро. Но вот и первые гости….
2. Встреча гостей.
В кабинет входит ученица в образе А.Ахматовой и ученик в образе Н. Гумилева, они о чем-то говорят, останавливаются около столика.
Ахматова.
Да, я любила их – те сборища ночные.
На низком столике – стаканы ледяные,
Над чёрным кофеем голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки...
Гумилев помогает Ахматовой сесть.
Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам-
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Садится рядом с Ахматовой, берет в руки меню.
В кабинет входит ученик в образе И.Северянина. В зале шепот («Король поэтов») и аплодисменты.
Северянин молча с достоинством кланяется в знак приветствия.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!
Садится рядом с Ахматовой.
Учитель. Поэты делают заказы, а Вы, уважаемые гости, попробуйте узнать их гастрономические пристрастия.
Ученики выполняют задание №1.
Далее поэты озвучивают свои заказы (см. Приложение 2)
Ахматова. Игорь Васильевич, а что Вам больше по душе: чай или кофе, собаки или кошки?
Северянин. Конечно, кофе и кошки, Анна Андреевна, а еще Петербург и Мандельштам. Вы меня уже спрашивали. Кстати, Мандельштам тоже большой любитель мороженого.
Ахматова
Да, Да… помню.
"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы, мечтанье летит.
3. Встреча новых гостей.
Ученица в роли Веры Холодной. Господа, у нас заморский гость, прямо проездом из Штатов звезда немого кино Чарли Чаплин.
Ученик в роли Чаплина (речь с английским акцентом) И моя френд , актриса Вера Холодная. Я приехал делать пробы на новый синема. Элементарно. Сцена в ресторане. Посмотрите уже отснятые пробы….. Это есть я. Репит, квикли, повторить.
Вера Холодная. Камера, проба1, дубль 1.
Чаплин. Верочка, нужна массовка. Эпизод «Танцы в ресторане»
5. Посвящения Карсавиной, написанные М.Кузминым и А.Ахматовой из сборника «Букет для Карсавиной»
Михаил Кузьмин
Полнеба в улице далекой
Болото зорь заволокло,
Лишь конькобежец одинокий
Чертит озерное стекло.
Капризны беглые зигзаги:
Еще полет, один, другой...
Как острием алмазной шпаги
Прорезан вензель дорогой.
В холодном зареве, не так ли,
И Вы ведете свой узор,
Когда в блистательном спектакле
У Ваших ног - малейший взор?
Вы - Коломбина, Саломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
Златится слово "красота".
А.Ахматова
…Как песню слагаешь ты легкий танец,
О славе он нам сказал.
На бледных щеках розовеет румянец,
И с каждой минутой все больше пленных,
Забывших свое бытие.
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твое.
Тикунов Данила Геннадьевич
Тикунов Данила Геннадьевич
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна