Занятие психологического развития-тренинга «Серебрянное копытце» (1-2 класс)

3
2
Материал опубликован 4 April 2019

Пояснительная записка к презентации

 

Муниципальное образовательное учреждение

 «Основная школа № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

психолого-педагогического занятия с элементами тренинга

по внеурочной деятельности

в рамках Недели чтения на тему «Серебряное копытце»

в общеобразовательном классе,

идля детей с ОВЗ 1-2 классов

 

 

 

 

Автор:

Гридяева И.А., педагог-психолог

 

 

 

 

 

г. Переславль-Залесский

 

2018 г.

 Учебный предмет внеурочная деятельность

 

Тема занятия: «Серебряное копытце»

Цель урока: создание условий для развития когнитивных функций у учащихся начальных классов и для детей с ОВЗ.

Задачи:

Обучающие:

·         Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

·         Совершенствовать речевую деятельность с помощью вербальных средств коммуникации.

 

Развивающие:

·         Развивать умения произвольно излагать свои мысли, строить суждения, умозаключения, логические закономерности, обогащать словарный запас.

·         Развивать зрительное, слуховое, художественно – эстетическое восприятие, слуховую, зрительную оперативную и долговременную память, воображение, речь, мелкую моторику, эмоционально – нравственные ориентиры.

·         Развивать творческие способности

Воспитывающие:

·         Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.

·         Учить детей, понимать, оценивать чувства и поступки других;

·         Воспитывать у учащихся добрые качества, чувство сплоченности.

·         Приобщить к культурно-историческим ценностям русского народа.

Формируемые УУД:

Познавательные:

·      Развитие наглядно-образного мышления, воображения, формирование представлений об окружающем мире.

·      Формирование действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, сходств и различий.

·      Развитие когнитивных процессов (внимания, восприятия, наглядно-образного мышления, памяти, воображения) с использованием  мультимедийных средств.

 

Коммуникативные:

·      Развивать способность слушать и передавать смысл увиденного, понимать речь других.

 

Личностные:

·      Формировать адаптационные способности в образовательной и социальной среде.

·      Формировать на примере героев сказки эмпатические способности, положительные модели поведения.

·      Формировать мотивацию к систематическому чтению и активному слушанию, как

средству познания окружающего мира и способа успешного обучения.

 Ход урока

 

1. Организационный этап.

1.1.Приветствие

2. Мотивационный

2.1.Введение в тему занятия

2.2. Игра «Ассоциации»

 3. Основной этап.

3.1. Упражнение «Это было, было…»

3.2. Упражнение «Богатство Урала»

3.3. Упражнение «Нарисуй героев сказки»

 4. Подведение итога урока.

 

Оборудование:

·         мультипликационный фильм «Серебряное копытце» по одноименному произведению П.П.Бажова (компакт-диск«Любимые мультфильмы - 9»)

·         сувенирное яйцо из яшмы на подставке

·         презентация  «Уральские камни-самоцветы»

·         цветные карандаши

·         листы формата А4

·         мультимедийное оборудование (ноутбук, колонки, проектор, экран, фотоаппарат)

 

Этап занятия

Действия педагога-психолога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Цель: знакомство с учащимися

Ведущий знакомится с учащимися, разъясняет правила групповой работы:

«Добрый день, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по одному очень интересному и красивомусказу, который написал уральский писатель Павел Петрович Бажов,с героями которой мы с вами познакомимся, а также узнаем, чем богат Урал.»

Слушают учителя

П: восприятие речи педагога;

воображение: построение тематических зрительных образов в процессе активного слушания.

 

2. Мотивационный этап

Цель: настроить учащихся на дальнейшую работу, на получение обратной связи, снятие тревожности;

Формированиевоображения, абстрактного и словесно-логического мышления.

Упражнение «Ассоциации»

«Ребята, а теперь давайте каждый из вас вспомнит и назовет подходящее слово к времени года «зима». Если вам трудно найти нужный ответ, буду задавать вопросы!»

 

Вопросы для обсуждения:

- Какие вы знаете зимние месяцы?

- Что бывает зимой?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Что происходит зимой с животными?

- Как выглядит зимняя одежда?

-Какие вы знаете зимние забавы?

(авторское)

Учащиеся по очереди отвечают по существу вопроса.

 

П: восприятие речи педагога и учащихся (слухового)

внимание:

сосредоточенность на поставленной задаче

воображение:построение тематических зрительных образов в процессе активного слушания

мышление:

систематизация понятий

К: включение в процесс речевого взаимодействия(диалога)

Л: мотивация к активному слушанию, познанию явлений окружающего мира

 

3. Основной этап

Упражнение «Это было, было…»

Цель: формировать умения находить сходства и различия простанственно-временных представлений «древность» (старина)  и «современность»;

расширить представления об окружающем мире;

развитие зрительного, слухового, эстетического  восприятия.

 

Ход упражнения: педагог - психолог предлагает детям посмотреть мультипликационный фильм «Серебряное копытце».

После просмотра учащимся задаются вопросы.

1. Понравился ли вам мультфильм? Чем?

2. Как вы думаете, события какого  времени отражены в мультфильме нашего

(современного) или далёкого

(древнего)? Как вы это определили?

3. Чем занимался дед Кокованя и Даренка?

Занимаются ли сейчас таким родом деятельности современные люди?

4. Как вы думаете, посещала ли Дарёнка школу? Какой могла быть школа в далёком времени?

5. Схожи ли интересы детей нашего времени от интересов детей далёкого времени? Чем?

6. Какими словами Дарёнка манила козла? Кличут ли так сейчас современные дети животных, даже если придут в зоопарк?

7.      Похоже ли жилище современных людей, обстановка в нем с жилищем в давние времена? Чем похоже и чем отличается?

8. Какое средство передвижения, в последствии ставшее спортивным инвентарем использовал Кокованя?

            (авторское)

 

Коллективно смотрят мультфильм

 

Отвечают по существу вопроса.

П: восприятие речи педагога, зрительного, слухового восприятия и памяти, эстетического восприятия с помощью мультимедийных средств

Воображение: построение тематических зрительных образов в процессе активного слушания

 

 

Упражнение «Богатство Урала»

Цель: активизировать познавательную активность с помощью иллюстраций о многообразии предметов окружающего мира

 

Ведущий предлагает учащимся к просмотру авторскую презентацию «Уральские камни-самоцветы», делая упор на историческое прошлое в замысле произведений П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Про великого полоза», «Каменный цветок», «Две ящерки», «Серебряное копытце» т.д. По ходу демонстрации слайдов выборочно уточняет, какой из камней упоминается в конкретном произведении, а также поясняет месторасположение региона. (прил. 1)

Слушают учителя, задают интересующие вопросы.

 

П: развитие наглядно-образного мышления;

познание предметов и явлений окружающего мира

 

К: включение в процесс речевого взаимодействия

 

Л: мотивация к поисково-познавательнойактивности

 

Упражнение «Нарисуй героев сказки»

Цель: развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения в процессе рисования, художественно-эстетической направленности

Ведущий предлагает на листе формата А4 каждому участнику на выбор изобразить сюжет сказки или его героев, а перед этим задает учащимся вопросы по сюжету сказки: «Ребята, перед тем как вы будете рисовать давайте вспомним, о чем говорилось в произведении? Я вам буду задавать вопросы, вот и проверим, насколько вы  хорошо запомнили увиденное.»

 

Слушают, отвечают по существу вопроса и приступают к рисованию.

Викторина к произведению https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-dlja-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-po-skazke-pavla-bazhova-serebrjanoe-kopytce.htmlот 12.12.2018

1.Какое было прозвище у старика? (Кокованя)

2.Как звали девочку-сиротку? (Дарёнка)

3.Кого попросила взять девочка у Коковани? (кошку)

4.Как звали кошку? (Мурёнка)

5.С каким музыкальным инструментом сравнивал дед кошку? (с балалайкой)

 

6.Что рассказывал вечерами Кокованя Дарёнке? (сказки)

7.О Ком больше всего любила слушать девочка?

( о козле)

8.Сколько веточек на голове было у козлика? (пять)

9.Когда Кокованя ушел за лошадью в деревню, кого увидела девочка? (козлика)

10.Сколько дней не было Коковани? (три дня)

11. С кем подружилась кошка? (с козликом)

12. Куда запрыгнул козлик и стал добывать драгоценные камни? (на крышу балагана)

13. Куда нагрёб драгоценных камней Кокованя? (в шапку)

14./data/files/n1554372905.pptx (Камни Урала)Какие камни стали находить люди на том месте много лет спустя? (хризолиты)

П: развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения;

реминисценция (вспоминание)событий, героев и явлений сказа с  помощью наводящих вопросов;

воображения и творческих способностей: воссоздание событий, героев и явлений сказа помощью изобразительных средств

4. Итог занятия

Цель: завершение групповой работы, получение обратной связи

Подведение итогов проводится в виде обсуждения, получения обратной связи по итогам занятия от каждого участник. После обсуждения ведущий предлагает сделать групповое фото и устроить выставку рисунков (прил. 5).

Вопросы для обсуждения:

- Что запомнилось вам сегодня из нашего занятия?

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?

- Что было самым интересным?

- Что вы сегодня узнали нового?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, что вы получили на сегодняшнем занятии?

- Появился ли у вас интерес к прочтению произведения «Серебряное копытце»  и других сказов Павла Бажова после нашего занятия?

- Захотелось ли вам побывать в Оружейной палате Московского Кремля и увидеть своими глазами ее сокровища?

- Рассказали бы ли вы своим родителям или друзьям, знакомым о сегодняшнем занятии?

- Порекомендуете ли вашим друзьям и знакомым посмотреть этот мультфильм и почитать это произведение?

https://infourok.ru/prezentaciya-aktivnie-formi-raboti-na-zanyatiyah-po-podgotovke-detey-k-shkole-257937.html от14.12.2018

Слушают, отвечают по существу вопроса.

 

К: включение в процесс речевого взаимодействия

 

П:формирование действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

 

Л: способность взаимодействовать в образовательной среде, появление стойкого интереса к систематическому чтению как

средству познания окружающего мира и способа успешного обучения

 

 4.     Список используемой литературы

 

Викторина для детей младшего школьного возраста по сказке Павла Бажова «Серебряное копытце» https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-dlja-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-po-skazke-pavla-bazhova-serebrjanoe-kopytce.html 12.12.2018

М.А. Зобнина - Читай, пиши, рисуй. Изд: Киров, 1994 г.

Презентация "Активные формы работы на занятиях по подготовке детей к школе! - https://infourok.ru/prezentaciya-aktivnie-formi-raboti-na-zanyatiyah-po-podgotovke-detey-k-shkole-257937.html 14.12.2018

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

 

5. Приложение 1: презентация «Уральские камни-самоцветы» (22 слайда)

 /data/files/n1554372905.pptx (Камни Урала)

Предварительный просмотр презентации

Уральские камни-самоцветы Составитель: педагог-психолог МОУ ОШ № 3 г.Переславля-Залесского Гридяева И.А. 2018

Малахит

Яшма

Топаз

Агат

Александрит

Змеевик

Родонит

Опал

Обсидиан

Аметист

Лазурит

Хризолит

Аквамарин

Гранат

Родохрозит

Алмаз

Изумруд

Корунды Рубин Сапфир

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Своеобразно! Молодец!!!

8 April 2019

Благодарю, Оксана! Занятие апробировано на 3 классах, один из них инклюзия, два других - норма и интегрированный. Прошло успешно, довольны и дети и учителя. Тематические зарисовки основная масса детей делают только по "алмазам".

10 April 2019