12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легович Светлана Ивановна180
Закончила физический факультет (кафедра ядерной физики) в Белорусском Государственном Университете им. В.И. Ленина, а также очную аспирантуру Института Ядерной Энергетики Академии наук БССР.
Россия, Московская обл., Дубна

Преподаватель Легович С. И. Колледж университета «Дубна»

«Сетеголизм – диагноз 21 века»


Конец 20-го века характеризуется бурным развитием компьютерной техники, и на сегодняшний день трудно представить офис, учреждение и даже любую квартиру без компьютера или мобильного телефона. Но так ли безобидны эти «блага» современной техники? Дети и подростки быстро привыкают к компьютеру, так как в виртуальной реальности они строят свой мир, подгоняют его под собственные нужды и представления действительности. У ребенка формируется неадекватное отношение к окружающему миру, ему трудно найти свое место в реальной жизни.

В данной работе определены основные типы компьютерной зависимости - сетеголизма и кибераддикции, рассмотрены медицинские противопоказания и проведено исследование компьютерной зависимости студентов колледжа университета «Дубна». По полученным результатам построены наглядные гистограммы отведенного времени на пользование компьютерной техникой, сделаны выводы и сформулированы рекомендации по решению данной проблемы.


Содержание

1. Введение 4
2.
Роль компьютера в нашей жизни 5
3 Медицинские противопоказания 6
4. Экспериментальная часть 7
5. Заключение 12
6. Список литературы 13


Введение

Предлагаемая работа представляет собой попытку изучения проблемы современной молодежи – компьютерной зависимости. Ни для кого не секрет, что большинство молодых людей проводят за компьютером не менее 5-10 часов в день, что пагубно сказывается на их здоровье, успеваемости, отношении к жизни и самому себе. Поэтому была поставлена цель исследовать компьютерную зависимость студентов нашего колледжа.

Объектом изучения – являются студенты 1, 2 и 3-го курсов.

Предмет исследования – изучение влияния компьютерной зависимости на становление личности молодого человека и его самовоспитание.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

изучить результаты исследований в этом направлении ученых разных стран;

провести собственное исследование;

сформулировать выводы.

При работе над данной темой нами были использованы следующие методы исследования: аналитический, статистический, метод систематизации.

Работа имеет практическую направленность: она ориентирована на разновозрастную аудиторию: школьники, студенты, учителя, родители, классные руководители, педагоги-организаторы и все, кому не безразлична судьба будущих поколений.

Значимость данной работы обусловлена ее теоретической и практической направленностью. Теоретическая значимость состоит в том, что наблюдения и выводы, сделанные нами, позволяют более пристальней рассмотреть такую проблему, как компьютерная зависимость.

Практическая значимость данной работы заключается в следующем: материалы работы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках информатики, биологии, психологии и для проведения классных часов.

Продуктом работы является ее описание, учебная презентация, которая является визуализирующей частью представленной работы.

                                   Роль компьютера в нашей жизни

Целью данной работы было исследование начальной стадии компьютерной зависимости молодежи и ее влияния на самочувствие и успеваемость учащихся. Для реализации поставленной задачи изучены результаты исследований в этом направлении ученых разных стран и проведен собственный эксперимент.

Мы не представляем свою жизнь без компьютера, он вошел во все сферы нашей деятельности: работа, учеба, досуг, новые знакомства, связь с друзьями, источник необходимой информации и т. д. Но так ли безобиден наш «друг»? Предоставляя нам, казалось бы, все возможности современного мира, не отбирает ли он самое главное – нас самих? Порой нам некогда поговорить друг с другом, заняться любимым видом спорта, просто пойти погулять и полюбоваться природой, почитать книгу, выучить уроки, помочь по хозяйству – нас ждет и манит Он. Если во времена нашего детства в каждом дворе собирались веселые «стайки» ребятишек, играли в различные подвижные игры, а ребята постарше до вечера пропадали на волейбольных площадках, походах, велопробегах и просто с гитарой у костра, то теперь визитной карточкой молодого человека стал мобильный телефон или домашний монстр. Компьютерные игры захватили нас настолько, что за победу в international киберспортивном турнире платят больше, чем за нобелевскую премию, а для киберспортсменов будут строиться школы. Многие молодые люди проводят за компьютером более 10-15 часов в сутки, не редко забывая принимать пищу и реагировать на окружающих, известны случаи смерти от истощения за компьютером - виртуальный мир полностью вытеснил реальный. Каждый из нас не раз был свидетелем того, как школьники и студенты пропускали занятия по причине участия в длительных играх: World of Warcraft, Counter Strike, Dota 2 и др. Подростки становятся более агрессивными. Были случаи, когда дети нападали на родителей, которые пытались ограничить время компьютерных игр.

                                 Медицинские противопоказания

Игры и длительное общение в социальных сетях ломают психику подростков. [5; 8]

Наиболее вредное влияние на психику детей и подростков оказывают «игры-стрелялки», в которых сцены насилия могут оказаться разрушительными для психики, провоцируя детей на агрессивное поведение в реальной жизни. [7]

Также от длительного и частого использования компьютера, у человека появляются проблемы со зрением и осанкой. [5; 8]

Ученые многих стран уже бьют тревогу – мы теряем молодое поколение, юноши и девушки находят себе виртуальных мужей, жен, заводят виртуальных детей и живут в кибермире. [8]

По статистике, количество людей, зависимых от компьютеров, в мире составляет около 10 % всех пользователей. Пятая часть россиян, старше 15 лет, ежедневно пользуется Всемирной паутиной. От этой болезни могут страдать сотни тысяч наших соотечественников. [1]

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы:

навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;

постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

пристрастие к  работе  (играм,  программированию игр или другим видам деятельности);

непреодолимая тяга поиска информации в сети. [2; 4; 5]


С другой стороны компьютер принес в нашу жизнь все блага современного мира: новые технологии, доступность и своевременность любой информации, пространственное проектирование и моделирование, новые горизонты науки и т. д. Бесспорно, компьютер – ядро современной жизни, все сферы человеческой деятельности замыкаются на применении компьютерной техники.

                                     Экспериментальная часть

Было проведено исследование в рамках колледжа университета «Дубна», как время, проведенное в социальных сетях, влияет на успеваемость студентов и их самочувствие. Цель первого исследования – выявить зависимость успеваемости от количества времени, проведенного в Internet. Мы провели анкетирование среди студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов колледжа, проживающих в общежитии, в котором участвовало 106 человек.

Большинство вопросов из теста взяты из материалов интернет статьи Кулакова С.А. [6]

Ответы оцениваются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

1. Сколько времени Вы проводите за компьютером? (менее 1 часа в день - 1 балл, 1-2 часа в день – 2 балла, 3-4 часа в день - 3 балла, более 5-ти часов – 4 балла)

2. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

3. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

4. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?

5. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

6. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?

7. Как часто из-за времени, проведенном в сети, страдает Ваше образование и/или работа?

8. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

9. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?

10. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?

11. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

12. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

13. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

14. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?

15. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

16. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

17. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?

18. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

19. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

20. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

21. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

22. Какие у Вас текущие оценки по «точным» и гуманитарным предметам?

23. Помогает ли Интернет в подготовке к зачетам, контрольным работам и урокам?

24. Много ли времени остается после общения в социальных сетях для подготовки к урокам? (4-5 часов - 1 балл, 3-4 часа - 2 балла, 1-2 часа - 3 балла, менее 1 часа – 4 балла, вообще не остается – 5 баллов)

25. Есть ли у Вас задолженности и по каким предметам? (нет задолженностей – 1 балл, 1-2 задолженности – 2 балла, 3-4 задолженности – 3 балла, 4-5 задолженностей – 4 балла, более 5 задолженностей – 5 баллов)

26. Как Вы сами оцениваете свое отношение к компьютеру? (жизненно необходим -5 баллов, хороший помощник в учебе - 2 балла, бесполезная игрушка – 1 балл)

27. Занимаетесь ли Вы спортом и хватает ли на это времени? (да - 1 балл, иногда– 2 балла, редко – 3 балла, никогда – 4 балла)

28. Как часто Вы читаете художественную литературу, и какой жанр предпочитаете? (постоянно -1 балл, иногда – 2 балла, редко – 3 балла, никогда – 4 балла)

29. Как часто Вы гуляете с друзьями, ходите в кино, театр, на концерты? (постоянно - 1 балл, иногда - 2 балла, редко – 3 балла, никогда – 4 балла)

30. Есть ли у Вас хобби и хватает ли на него времени? (да -1 балл, иногда - 2 балла, редко - 3 балла, нет - 4 балла).

При сумме баллов 70-80 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.

При сумме баллов 81 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Курс

Ниже 60 баллов

60-89 баллов

90 баллов и выше

Первый

58 %

42 %

0 %

Второй

43 %

55 %

2 %

Третий

29 %

66 %

5 %


t1663720609aa.gif



t1663720609ab.gif

Вторая часть исследования посвящена поиску зависимости успеваемости студентов нашего колледжа от времени, проведенного за компьютером. Были выписаны оценки учащихся по всем предметам за период с 5 сентября 2021 года по 25 ноября 2021 года и учли задолженности студентов второго и третьего курсов с предыдущего года обучения. Была проведена градация по признаку «точные» и гуманитарные предметы.

После анализа полученных результатов выяснено, что больше всего «страдают» точные дисциплины, так как конкретные решения заданий труднее найти в Интернете, а построение чертежей и составление схем – вообще невозможно. Результаты исследования сведены в показательную таблицу:

Время, проведенное за компьютером (без учета подготовки к урокам)

Средний балл по гуманитарным наукам

Средний балл по точным наукам

17:00 – 20:00

4,3

3,9

17:00 – 21:00

3,8

3,6

17:00 – 23:00

3,5

3,1

17:00 – 24:00

3,2

3,0


​​​​​​​ Заключение

По полученным результатам исследования был сделан вывод, что пора бить тревогу, не дожидаясь, когда наши товарищи будут вынуждены принудительно лечиться. Кроме этого, не должен страдать уровень обучения, так как списанные ответы и решения никому пользы не принесут. В общежитии колледжа проведена лекция по проблеме компьютерной зависимости и показана презентация «Сетеголизм – диагноз 21 века». Считаем, что эту работу надо провести среди всех студентов колледжа и объяснить последствия компьютерной зависимости не только студентам, но и их родителям.


Список литературы:

http://healthinfo.ua/articles/aktual/2824

http://pandia.ru/text/78/268/6498.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимость

http://www.tiensmed.ru/programmer4.html

http://www.kantuev.ru/igrovaya/

http://www.psypodderjka.ru/content/view/85

http://tvoymalysh.com.ua/view/2186

С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова «Как справиться с компьютерной зависимостью», М.: Эксмо, 2008. - 63 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.