Эссе «Педагог 21 века»

4
0
Материал опубликован 5 February 2023 в группе


Эссе »Педагог 21 века»

Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Осознав законы природы, люди хотели передать их своим потомкам. Так на заре человечества возникла школа, возникла профессия учитель. И с тех пор, с тех далеких времен, учитель остается главной фигурой в образовательном процессе. Всем известно, что работа его бесконечна, неохватна и чрезвычайно важна.

Образно, с долей шутки, о ней сказал Дональд Куинн: «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя».

Министерством просвещения был подготовлен для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года. В структуру нацпроекта «Образование» включены девять федеральных программ: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» и «Социальные лифты для каждого».

«Учитель будущего» — одна из программ федерального нацпроекта. И вот что говорит об учителе министр Ольга Васильева: «Сегодня уже не материально-техническая база волнует людей, а именно качество подготовки. Вопросы собственно к тому, кто учит, чему учит и как учит». И еще одна цитата: «Учитель — главное и незаменимое звено в системе образования. И о какой бы образовательной цифровой среде мы ни говорили, мы все равно соглашаемся с тем, что нам требуется развитие в первую очередь для учителя».

Так кто же он такой – учитель будущего? Когда мы говорим об учителе будущего, сразу возникают ассоциации с человеком, окруженным техникой, компьютерами. Этакий инженер. Учитель находится в кабинете, оснащенном по полной программе, существует международная и межгалактическая связь и уже решаются проблемы сохранения не только нашей планеты, но и всей Солнечной системы. Общение с коллегами и детьми только через компьютер. Никаких записей на бумаге не ведется, книг нет. Технически все идеально, прогресс на лицо. Или еще попробуем представить, что вместо учителей в школах преподают механизированные роботы, этакие «железки»-учителя.

Но в моем представлении учитель будущего – это точно не машина, не компьютер, не биоробот. Учитель будущего - это Человек. Мне кажется, что во все времена на первом месте в Учителе должна быть человечность: щедрая душа, любящее детей сердце, внимательный и добрый взгляд, умение зажечь искру в детских глазах.

Есть замечательное выражение, отражающее всю суть нашего труда: "Ребенок не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь". Если к этому добавить умение владеть современными технологиями обучения, то такой человек и будет настоящим Учителем.

Можно придумать множество самых продуктивных идей, выстроить множество самых разнообразных моделей школ, но они останутся на бумаге, если не будет человека, который сможет все эти идеи реализовать на практике. Иными словами, чтобы Школа будущего стала реальностью, а сама школа работала эффективно, необходима подготовка всех участников образовательного процесса (и прежде всего учителей) к работе в новых условиях.

Что потребует будущее от учителя?

Современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что наш мир меняется с огромной скоростью, способствуют этому и новые технологии. Учитель будущего должен следить за такими процессами, умело использовать все новшества и изобретения в процессе обучения. Кроме того, он может и своих школьников научить правильно обращаться с гаджетами, интернет-ресурсами и платформами. Школьникам, которые готовятся к ЕГЭ, подойдут приложения и сайты, где, например, разбираются сложные случаи орфографии и пунктуации или тесты по биологии. Одно из таких приложений - «Слово дня». Оно каждый день присылает пользователям слова вроде «имплицитный», «катавасия» и «рефрен» и объясняет их значение. Учитель посоветует ребятам этот ресурс и, пока другие преподаватели ругают «бесполезные» новые технологии, научит молодежь ими пользоваться и извлекать выгоду из них. Иными словами, учитель будущего должен идти не просто в ногу со временем, а на шаг вперед.

Немаловажная задача - заинтересовать каждого ученика своим предметом, найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя глубоких знаний и любви к предмету. Подавляющее большинство учеников смотрят телевизоры, пользуются сотовыми телефонами, компьютерами, Интернетом, им уже сегодня не стоит труда самостоятельно получить необходимую информацию. Значит, к уровню образованности учителя современного предъявляются еще более высокие требования. Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Сделать это сможет только тот, кто сам постоянно учится и совершенствуется. Ведь если учитель успешно начал свою педагогическую деятельность, но при этом перестал учиться, то уже через несколько лет его нельзя считать хорошим учителем: он отстал от быстро меняющегося времени. Учитель должен меняться во времени! Поэтому должна быть создана эффективная система подготовки и переподготовки учительских кадров.

Для того, чтобы понять, что именно изменилось и почему мы говорим о новом учителе будущего, достаточно оглядеться по сторонам. Мы очень быстро поймём, что именно изменилось:

Приоритет в мировом опыте образования сместился с выучивания фактов на поисковую грамотность.

Умение обращаться с компьютером из желательного навыка превратилось в необходимость: многие задания даются в интерактивной форме.

Взяв на вооружение социальную психологию, многие школы начали применять персонализированный подход, позволяющий скорректировать программу каждого в соответствии с его нуждами

Школьное образование в целом решено было пересмотреть в связи с появлением ранее не сущестовавших рабочих мест и необходимостью воспитывать соответствующие навыки уже на школьной скамье.

Так что все просто: новые задачи —  новые требования. Не долбежка, а мотивирование на самостоятельный поиск. Не догма, а творчество. Не устаревшее из учебника, а живое и актуальное из окружающего мира. Не формальный авторитет, а реальный межличностный контакт

Если верить исследованиям, приведённым в книге “Эмоциональный интеллект в бизнесе” , большая часть успеха в личном деле зависит не от того, насколько хорошо вы считаете, а от того, насколько хорошо вы умеете выстраивать отношения с другими людьми. Преподавательская работа в этом смысле максимально показательна, даром что слово “бизнес” к ней если и применимо, то в самом широком смысле. В общем деле обучения будущего поколения определённые личные качества выходят на передний план. Умение найти подход и увидеть за двадцать пятым учеником личность становится как никогда актуальным.

Итак, понятие “современный хороший учитель, учитель 21 века” можно наполнить следующим:

Современный учитель — это неравнодушный, мотивированный, чуткий человек, который в состоянии видеть каждого ученика и реагировать на его индивидуальные особенности. С течением времени эти качества учителя становятся все более актуальными.

Современный учитель - это человек, умеющий и любящий учиться сам, то есть человек, готовый к самообразованию, к изменениям, не догматичный.

Современный учитель - это тот, кто способен уловить волну интереса ученика и использовать ее.

Современный учитель - это уже не транслятор знаний. Он, скорее, проводник в мир предмета, тот, кто дает инструменты для исследования и учит ими пользоваться. "Говорящие головы" уходят в прошлое.

Уважаемые коллеги! Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя по-новому, творчески относиться к своей педагогической деятельности. Счастье педагога слагается из ученических побед, и от того, как работает учитель, зависит, каким станет его ученик, будет ли он успешен, реализует ли себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.

Хочу закончить своё выступление словами Роберта Рождественского, который так сказал об учителе:

В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.