Урок по географии «Северные безлесные зоны России» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 13 December 2015

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1450021996.doc (Пояснительная записка к уроку)


Общие сведения

Коренцова Ирина Петровна

МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки

Стаж работы – 26лет;

Квалификационная категория – высшая;

Предмет – география;

УМК: УМК издательства Вентана –Граф

География России: Природа. Население/ В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; под редакцией чл.-корр.РАО В.П. Дронова.-М.:Вентана-Граф, 2013.

Тема урока: Северные безлесные природные зоны

Класс – 8;

Тип учебного занятия — _Урок открытия нового знания:__урок-исследование

Конспект-сценарий урока.

Урок№41: Северные безлесные природные зоны

Цель урока:

Формирование умения использования теоретических положений о северных безлесных зонах для решения учебных задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Воспитание уважения к Отечеству на основе формирования целостного мировоззрения о природе русского Севера.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формирование самостоятельных умений по определению цели, задач и планирования результатов своего обучения.

Формирование умений работать индивидуально и в группе.

Формирование и развитие ИКТ- компетенции.

Формирование умений по владению основами само и взаимооценки.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Исследование особенностей природных зон арктических пустынь, тундр, хозяйственной деятельности человека и ее влияние на окружающую среду.

Развитие картографической грамотности, развитие умений и навыков использования разнообразных источников географической информации для решения учебной проблемы.

Оборудование: УМК издательства Вентана –Граф авторов: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя География России: Природа. Население. 2013. (параграф 35), рабочая тетрадь №2 стр.8-11, атлас, интерактивная карта: Россия климатическая, физическая карта России, Goolge maps,презентация –сопровождение урока, дидактический раздаточный материал: фрагмент книги М.Поло «Разнообразие мира»- приложения №1, №2, лист самоконтроля.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивационно - ориентировочный

   
 

Создание мотивационной установки.

Определение темы, цели урока и учебной проблемы

Учитель приветствует учеников .

Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.

 -Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

-Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему!

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

Я рада вас видеть на уроке географии.

2.Эпиграфом к уроку мы возьмем слова великого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена:

«У души есть загадочное стремление заполнять пустые пространства, преодолевать опасности и трудности, искать неизвестное. Это стремление, заставляющее действовать, - божественная сила, заложенная в глубинах нашей сущности. Именно она влекла первых охотников в новые области. Это пружина величайших наших деяний, человеческой мысли, которая расправляет крылья и не признает границу своей свободы».

Предлагает объяснить значение эпиграфа. Одобряет ответы учащихся

Давайте поработаем с фрагментом книги М.Поло «Разнообразие мира», чтобы определить тему урока и главную учебную проблему. Приложение1.

2.1.Вспомним, кто такой Марко Поло?

2.2. Какие черты русских людей выделяет путешественник?

2.3. Какая главная черта природы России им описывается? Почему?

2.4.Предположите проблему урока.

2.5.Какие природные зоны находятся на севере России?

2.6.Сформулируйте тему и цель урока.

Корректирует и одобряет ответов учеников.

На основе ответов учащихся формулирует тему и цель урока.

Итак, мы сообща сформулировали проблему: «Как приспособиться живым организмам к условиям холодного Севера»?

Какие способы и методы будем использовать?

Какими источники будем использовать?

Обобщает ответы: анализируем тематические карты атласа, Goolge maps, текст учебного пособия, дополнительных источников информации в сети Интернет, выявляем географические закономерности природных компонентов для комплексной характеристики природной зоны для высказывания предположений по поводу решения данной учебной проблемы.

Желают друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок

Пытаются объяснить значение эпиграфа, предполагают о возникновении учебных трудностей при изучении новых территорий и поиска путей выхода из них

Читают фрагмент книги М.Поло

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему, цель и проблему урока.

Выделяют проблему «великого русского холода», «как укрыться от него» всем живым организмам.

Предлагают использовать разные источники информации: учебное пособие, географические карты, ресурсы сети Интернет, Goolge Планета Земля

для сбора и анализа информации о северных природных зонах

Личностные: нравственная ориентация

Регулятивные (целеполагание, ланирование),

Познавательные: общеучебные, логические, постановка проблемы. Коммуникативные

(владение диалогической и монологической формами речи)

2

Операционно-исполнительный

   
   

Учитель направляя работу обучающихся, предлагает им вспомнить комплексную характеристику природных зон.

Задает вопрос: «Почему необходимо изучать комплексно?».

Одобряет ответы учащихся:

Подводит итог: изучение природной зоны идет по природным компонентам, на основе этого мы можем выделить связи между ними, а затем создать целостный образ природной зоны.

Предлагает выбрать из плана –характеристики вопрос для изучения каждой группе.

Предлагает каждой группе по ходу выступления своих одноклассников систематизировать материал в виде кластера. Договариваются, что тема кластера - это обозначенная проблема.

Обращает внимание на правила групповой работы. Приложение2.

1 группа изучает ГП и рельеф арктической пустыни и тундры.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы группы, обращает внимание на правильные приемы показа географических объектов на карте.

 

 

Предлагает выполнить тренировочные задания в рабочей тетради №3 и №6 на стр.9-10

Направляет работу учащихся.

2 группа –климатические особенности (количество солнечной радиации, средние температуры января, июля, годовое количество осадков и их режим, увлажнение, циркуляционные процессы, климатические явления).

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы с показом показателей на интерактивной карте

Предлагает выполнить тренировочные задание в рабочей тетради: №1 и №7 .

Помогает корректировать ответы учащимся.

 

3 группа –Типичные свойства почв и их особенности.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы

4 группа – биологические ресурсы, их приспособленность к условиям, исчезающие и охраняемые виды.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы и использованием картин и схем электронного учебника.

Предлагает выполнить тренировочные задания в рабочей тетради №8.

Направляет работу учащихся.

5 группа – особенности хозяйственной деятельности. Экологические проблемы.

Предлагает выступить представителю группы с результатом работы с использование схем ЭУ.

Предлагает выполнить тренировочные задания в рабочей тетради №11.

Корректирует и одобряет ответы учащихся.

Перечисляют этапы изучения природной зоны.

Предполагают, что на основе поэтапного изучения формируется целостный образ территории.

Каждая группа выбирает отдельное задание в характеристике ПЗ.

Повторяют правила работы в группе.

Планируют работу в группе: распределяют роли, самостоятельно работают с источниками географической информации, обсуждают итоги работы, делают выводы по решению проблемы, составляют кластер.

Выступает представитель первой группы, выделяет как знания о ГП и рельефе помогут в решении учебной проблемы с показом на карте. Одноклассники задают вопросы.

Выполняют задания. Проговаривают правильные ответы.

Взаимопроверка.

Выступает представитель группы по характеристике климата с показом на интерактивной климатической карте.

Одноклассники дополняют кластер, задают вопросы.

Выполняют задания, Проговаривают правильные ответы.

взаимопроверка.

Выступает представитель группы Одноклассники дополняют кластер, задают вопросы.

Выступает представитель группы. Использует ЭУ.

Одноклассники дополняют кластер по теме учебной проблемы. Задают вопросы.

Выполняют задания, Проговаривают правильные ответы.

взаимопроверка.

Выступает представитель группы с использованием ЭУ.

Одноклассники дополняют кластер по теме учебной проблемы. Задают вопросы.

Выполняют задания Проговаривают правильные ответы.

Взаимопроверка.

Познавательные

Коммуникатиные(умение полно и точно выражать свои мысли)

Личностные (самоопределение)

Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации. смысловое чтение. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности пр и решении проблемы) . коммуникативные (инициативное сотрудничество по поиску и отбору информации. контроль, коррекция действий одноклассников,

владение формами речи. Полнота и точность)

регулятивные

Личностные логические дествия

3.

Рефлексивно-оценочный этап

   
 

Рефлексия содержательная

Рефлексия деятельности

Предлагает обобщить работу с кластером, сформулировать выводы о приспособлении живых организмов: растений, животных, человека к условиям северных природных зон. Представить рекомендации людям, живущим и работающим на Севере. Поразмышлять над вопросом: «Как бы вы отнеслись к предложению жить и работать на севере?»

Обобщает ответы учащихся. Благодарит за работу.

Предлагает подвести итог групповой работы

Каждая группа представляет результат работы с кластером.

Обсуждают. дополняют, формулируют выводы, рекомендации для людей, живущих на севере.

Анализируют деятельность в группе

Определяют, что групповая работа делает процесс обучения более интересным, Занимательным, позволяет раскрыть различные точки зрения на проблему.

Познавательные:логические,

Личностные

коммуникативные

 

Рефлексия эмоционального состояния

В листе самоконтроля предлагает обвести один из смайликов, проанализировав свое эмоциональное состояние на уроке.

Учитель напоминает об оценивании учащихся: произвести самооценку и взаимооценку , проставив отметки в листе самоконтроля.

Анализируя свое настроение в листе самоконтроля обводят один из смайликов.

Самооценка и взаимооценка

Личностные

Познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка результатов деятельности)

 

Домашнее задание

   
 

Обязательное задание

Параграф 35, ответить на вопросы и выполнить задания в рабочей тетради.

   
 

Дополнительное задание (по желанию или на выбор)

Опережающие задания:

1. Составить небольшую презентацию с использованием Google maps, на объяснение характеристик тайги по параграфу 36.

2.Просмотреть фильм о Тайге из серии фильмов о природе: ссылка

http://www.youtube.com/watch?v=TAbMZd4m_TE#t=1459

или» Дикая природа России. Таежный край»:

http://www.youtube.com/watch?v=CNe3oP4OtIw

Подготовить небольшой просмотр из фильма (5-6 минут) для учащихся, составить вопросы по содержанию фрагмента

Изучают таежную зону по параграфу 36 и другим источникам информации, используя Google maps , находят территории на карте, характеризующие особенности тайги, готовят небольшой рассказ.

Используют ссылки учителя или находят другое видео о Тайге в интернет – ресурсах, работают с видео- фрагментом по составлению вопросов.

Личностные

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.