Конспект урока географии «Природно-хозяйственные зоны», 8 класс

3
0
Материал опубликован 7 June 2017 в группе

Предмет: география

Класс: 8

Тема «Природно-хозяйственные зоны»

урока

Дата:

Цель урока:

Создать условия для применения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности на основе метода учебного исследования, проблемного обучения и ИКТ в форме индивидуальной с элементами групповой и фронтальной работы

Задачи:

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки природно-хозяйственных зон;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и коммуникационных технологий;

Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся на основе мировоззренческой идеи целостности и взаимосвязи компонентов природы в системе «Природа-человек-общество».

Развивать информационно-коммуникативную и социальную компетентность.

Оборудование: Учебник «География» 8 класс, Е.М.Домогацких. ИКТ, презентация, картинки природных зон, карточки-задания.

Ход урока

Орг. момент

Проверка готовности к уроку

Учитель:

С наступлением нового дня! Улыбнитесь мне, а я Вам, пусть Ваш новый день 

будет таким же солнечным, как Ваши улыбки. Нам предстоит интересная работа.

Прекрасна природа России. Её воспевали поэты, художники, писатели, историки. И это могущество использовать и приумножать, рисовать и воспевать будете вы. 2.Опрос

1. Объясните, в чем заключается сходство и различие понятий – «природный комплекс» и «природная зона»?

2. Перечислите все природные зоны РФ с севера на юг. Почему некоторые природные зоны России не простираются сплошной широтной полосой?

3.Какая из природных зон РФ занимает наибольшую площадь? Почему? Как меняется ее конфигурация с запада на восток? Объясните, почему.

3. Чем характеризуется растительность степи?

4. В чем специфика животного и растительного мира?

2.«Определить по описанию».Слушая описание, назвать природную зону записывают в тетрадь (взаимопроверка) (НА СЛАЙДЕ)

Недаром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой.

Он весь в тебя, родная ширь,

Широкоплечий богатырь,

С душой - как ты сама - широкой! (Степь)

2. Здесь воздух выхолаживается до -70˚С и ниже. Пар человеческого дыхания опадает ледяной шуршащей пылью. В воздухе слышен странный тонкий шорох, который сибиряки образно называют «шепотом звезд». С гулом лопаются лиственничные стволы. (Тайга)

3. Белый мох на скале, а в расщелинах – лед,

Старый снег залежался, не тает.

Дикий камень везде черной массой встает,

Да поток по ущелью стекает.

А по скалам кругом все-то птицы во мгле, все-то серые гаги рядами.

Взглянешь сверху на них – будто мох на скале,

Словно туча лежит над волнами. (Арктические пустыни)

4. Многие растения здесь произрастают подушками для защиты от ветра. Другие – стелются по земле. В мае-июне солнце почти без перерыва сияет на небе. Даже около полуночи оно висит большим багровым шаром низко над горизонтом над северной стороной неба. Весна здесь вступает в сои права как-то сразу, быстрым переломом. (Тундра)

5. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен. Земля толковала о прохладе. Михаил Шолохов, «Тихий Дон».

(Сухая степь, полупустыня)

Вопросы . «ДА или НЕТ»

1.В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (ДА)

2.В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (НЕТ)

3.В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет)

4.В степях преобладают серые лесные почвы (НЕТ)

5.Главнейшее богатство тайги- древесина (ДА)

6.Лесостпеная зона-это переходная зона от леса к тундре (НЕТ)

7.В настоящее время степи в основном распаханы (ДА)

8.Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (НЕТ)

9.В высокогорьях преобладают широколиственные породы (НЕТ)

10.В зоне тундры водятся сев. олени (ДА)

11.В зоне степей водятся грызуны (ДА)

12.Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (НЕТ)

Задание 3.Найди ошибку в утверждении Индивидуальная работа

Учащиеся выбирают карточки с заданиями ( в каждой карточке по 2 вопроса. В каждом вопросе 1 неверное утверждение. Найдите его).

Карточка №1 . Найди ошибку

А)Арктическая пустыня -самая северная из природных зон-практически лишена растительности; преобладают клеточные растения -мхи и лишайники. По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.  Область шельфа занята окраинными морями-Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским, Балтийским.

Б)Степь- равнина, поросшая травянистой растительностью. В районах степей климат резко-континентальный, зима холодная, солнечная и снежная, а лето жаркое и сухое. Растительность состоит главным образом из злаков. Обычны для степи степной орёл, дрофа, жаворонок, грызуны. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые. Климат степей отличается большой влажностью, поэтому земли степей страдают от избытка влаги.

Карточка №2Найди ошибку

А) Тундра - вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой. Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) это не представляет опасность экологической катастрофы.

Б) Лесосте́пь-природная зонаСеверного полушария, характеризующаяся сочетанием тундровых и степных участков. Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось).

Карточка №3 Найди ошибку

А) Тундра отличается очень суровым климатом (климат-субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.

Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярный день.

Б) Полупустыни характеризуются отсутствием лесов и специфичной растительностью и почвенным покровом. Почвы, образующиеся в сухом и полусухом климате, богаты солями и перегноем.

Карточка №4 Найди ошибку

А) Зона сме́шанных (хво́йно-широколи́ственных) лесо́в -природная зона, характеризующаяся смешением хвойных и лиственных лесов. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой. Это одна из самых маленьких по площади климатических зон в России.

Б) Сильно разреженный растительный покров полупустыни часто предстаёт в виде мозаики, состоящей из многолетних ксерофитных трав, дерновинных злаков, лиственных деревьев, солянок и полыней, а также эфемеров и эфемероидов. Здесь много насекомых и паукообразных .

Карточка №5 Найди ошибку

А)Ли́ственный лес -лес, состоящий из лиственных породдеревьев и кустарников. Ясень, клён, а также липа и вяз встречаются в этих лесах очень редко.

Б) Субтропики в России занимают узкую полоску вдоль берега Черного моря. Для всех субтропиков характерно теплая зима и прохладное лето. Благодаря мягком климату животный и растительный мир субтропиков весьма богат.

Карточка №6 Найди ошибку

А) Растительность и животный мир Уссурийского края в начале XX века характеризовался сочетанием северных форм с южными. Распределение этих пород находилось в зависимости от положения местности по отношению к берегу моря. Растительный мир скудный. Из млекопитающих животных водились тигр, барс, дикая кошка, медведь, барсук, енотовидная собака, соболь, колонок, горностай, волк, лисица, белка, заяц, кабан, пятнистый олень,

Б) Для всех субтропиков характерно теплая зима и жаркое лето. Средняя температура января обычно чуть выше 0 °C, в середине лета средние температуры достигают +25 °C, при этом в течение дня воздух может прогреваться до 30 градусов тепла и выше. Зимой после выпадения снег долго не тает.

 

Изучение нового материала

«Тема –ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»

Ставим цели и задачи урока

____________________________________________

Арктика и субарктика- сообщение учащегося

Записываем основное

Лесные зоны-сообщение учащегося

Записываем основное

Горные районы-сообщение учащегося

Записываем основное


 

Практическая работа № ____ Работа на 10-15 минут.

Тема «Характеристика природной зоны»

Цель: Опиши природную зону по плану.

Учащиеся выбирают природную зону и описывают ее по плану

План описания природной зоны

1.Географическое положение

2.Климатические условия

3.Почвы

4.Растительный мир

5.Животный мир

6.Жизнь и деятельность человека, и его влияние на природу.

Сдают тетради

 Итог урока Рефлексия «ЛАДОНИ»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.