Урок географии в 8 классе «Природные зоны Севера России»

2
0
Материал опубликован 13 September 2016

ФИО (полностью)

Казанцева Олеся Юрьевна

Должность

Учитель географии

Предмет

География

Клаcc

8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРА РОССИИ

Цели и задачи:

  • сформировать общее представление о северных зонах России.
  • Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.
  • Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению  знаний, любви к Родине.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; презентация

Тип урока: комбинированный

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: географическое положение зон Севера России, их особенности, животный и растительный мир, роль человека.

Уметь: работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Ход урока:

1 этап: организационный: Проверка готовности и присутствия учащихся

2 этап: постановка целей и задач: На прошлом уроке мы с вами сказали, что природа нашей страны богата и разнообразна. Но, в тоже время, несмотря на огромное разнообразие природа нуждается в охране и бережном отношении, т.к. все компоненты природы тесно и непрерывно взаимосвязаны между собой. Изменение одного компонента природы может повлиять на изменение другого компонента. Эти взаимосвязи выражаются в обмене веществом и энергией.

Для более тщательного изучения природы нашей страны, выделено понятие природно-территориальный комплекс.

3 этап: актуализация знаний

Повтор д/з:

Что такое ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС? (Ответ: закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)

С какой целью выделяются ПК? (Ответ: с цель более тщательного изучения)

Какие существуют уровни ПК? (Ответ: глобальный, региональный, локальный)

Назовите примеры региональных ПК? (Ответ: районы страны, высотная поясность и природные зоны.)

4 этап: Изучение нового материала:

Мы с вами только что сказали, что природные зоны – это региональный уровень природных комплексов. Т.е. в природной зоне также сочетаются все компоненты природы.

Какие компоненты природы мы называем при изучении каждой природной зоны? (Ответ: температура, влажность, тип почв, растительный и животный мир)

Какие природные зоны выделяются на территории России? (Ответ: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня)

Большой вклад в изучение природных зон нашей страны внес академик ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ БЕРГ (1876 – 1950 гг.)

Дал характеристику всех природных зон России

Доказал, что каждая природная зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов.

Сегодня мы с вами начинаем изучение природных зон России.

Сегодня мы познакомимся с 3 природными зонами – арктические пустыни, тундра, лесотундра.

Природные зоны Севера России:

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

- это самая северная природная зона России.

В пределы зоны входят:

Острова Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля и северная часть полуострова Таймыр.

Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года.

ЗАДАНИЕ: Из предложенных климатических характеристик выбрать ту, которая относится к зоне арктических пустынь:

 

Ср. t0января = -240 С

Ср. t0июля = +160 С

Осадки = 600 мм/г

 

Ср. t0января = -160 С

Ср. t0июля = +160 С

Осадки = 400 мм/г


 

Ср. t0января = -240 С

Ср. t0июля = +80 С

Осадки = 400 мм/г

 

Ср. t0января = -24…-320 С

Ср. t0июля = 0…+20 С

Осадки = 200 - 300 мм/г

 

Какой тип почв распространен в зоне арктических пустынь? (Ответ: почвы – арктические)

Как вы считаете много ли растительности может развиться на этом типе почв? (Ответ: нет)

Растительный мир:

Мхи

Лишайники

Полярный мак

Камнеломка

Животный мир: ПРОСМОТР ВИДЕО, записать примеры животного мира в тетрадь.

ОТВЕТ: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Арктические пустыни перспективны с точки зрения поиска новых месторождения полезных ископаемых (в первую очередь нефти и газа), а развития экологического туризма.

В числе основных проблем зон арктических пустынь - уязвимость природных систем и влияние человека. Из-за активных военных испытаний в Арктике в середине XX века в настоящее время на некоторых островах находится множество мусора (металлолома); небольшая часть территории архипелага Новая Земля подверглась радиоактивному загрязнению. еще одной важной проблемой является общее уменьшение льдов в Северном Ледовитом океане.
 

ЗОНА ТУНДР

- протягивается от западной границы страны до Берингова пролива. Занимает 1/6 часть России.

ЗАДАНИЕ: Из предложенных климатических характеристик выбрать ту, которая относится к зоне тундр:

 

Ср. t0января = -160 С

Ср. t0июля = +160 С

Осадки = 400 мм/г


 

Ср. t0января = -240 С

Ср. t0июля = +160 С

Осадки = 600 мм/г


 

Ср. t0января = -240 С

Ср. t0июля = +80 С

Осадки = 400 мм/г


 

Ср. t0января = -24…-320 С

Ср. t0июля = 0…+20 С

Осадки = 200 - 300 мм/г

 

Какой тип почв распространен в зоне тундр? (Ответ: почвы - тундровые глеевые)

Растительный и животный мир зоны тундр схож с зона арктических пустынь. Так же там преобладают мхи и лишайники, но добавляются карликовая береза и ива. Из представителей животного мира можно выделить: олень, песец, гусь.
 

5 этап: Применение знаний и умений в новой ситуации

Сейчас мы более подробно изучим каждую природную зону. Для этого необходимо разбиться в группы по4 человека.

Главная задача перед группами – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей.
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРА РОССИИ

Какие представители фауны арктической пустыни представлены на рисунках? Как они приспособлены к жизни в суровых условиях Арктики?


 

ОТВЕТ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумайте и ответьте на вопрос: в чем причина сильной уязвимости природы зоны арктических пустынь и тундр? Какие экологические проблемы предстоит решать в этих зонах, в чем сложность их решения?

ОТВЕТ: _________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из предложенных признаков выберите, что характерно для зоны арктических пустынь, а что для зоны тундр.

Природа очень ранимая

Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом

Значительные площади покрыты ледниками

Расположена на островах Арктики

Увлажнение избыточное, много болот и озер

Промысел морского зверя (моржи, тюлени)

На южной границе средняя температура +100С

На скалах птичьи базары

Протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана

Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды

Полярная ночь длится до 5 месяцев

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ: ____________________________________________________________________________

ЗОНА ТУНДР: ________________________________________________________________


 

После выполнения работы ответный лист каждой группы сдается учителю.

6 этап: Рефлексия

Ответ на вопросы:

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Где у вас возникли трудности?

- Что необходимо, чтобы сохранить природу нашей страны?

7 этап: домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 23

Комментарии
Комментариев пока нет.