Урок географии в 8 классе «Природные зоны Севера России»
ФИО (полностью) |
Казанцева Олеся Юрьевна |
Должность |
Учитель географии |
Предмет |
География |
Клаcc |
8 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРА РОССИИ
Цели и задачи:
- сформировать общее представление о северных зонах России.
- Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.
- Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
- Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; презентация
Тип урока: комбинированный
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: географическое положение зон Севера России, их особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Уметь: работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Личностные:
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
- формирование ум ения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Ход урока:
1 этап: организационный: Проверка готовности и присутствия учащихся
2 этап: постановка целей и задач: На прошлом уроке мы с вами сказали, что природа нашей страны богата и разнообразна. Но, в тоже время, несмотря на огромное разнообразие природа нуждается в охране и бережном отношении, т.к. все компоненты природы тесно и непрерывно взаимосвязаны между собой. Изменение одного компонента природы может повлиять на изменение другого компонента. Эти взаимосвязи выражаются в обмене веществом и энергией.
Для более тщательного изучения природы нашей страны, выделено понятие природно-территориальный комплекс.
3 этап: актуализация знаний
Повтор д/з:
Что такое ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС? (Ответ: закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)
С какой целью выделяются ПК? (Ответ: с цель более тщательного изучения)
Какие существуют уровни ПК? (Ответ: глобальный, региональный, локальный)
Назовите примеры региональных ПК? (Ответ: районы страны, высотная поясность и природные зоны.)
4 этап: Изучение нового материала:
Мы с вами только что сказали, что природные зоны – это региональный уровень природных комплексов. Т.е. в природной зоне также сочетаются все компоненты природы.
Какие компоненты природы мы называем при изучении каждой природной зоны? (Ответ: температура, влажность, тип почв, растительный и животный мир)
Какие природные зоны выделяются на территории России? (Ответ: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня)
Большой вклад в изучение природных зон нашей страны внес академик ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ БЕРГ (1876 – 1950 гг.)
Дал характеристику всех природных зон России
Доказал, что каждая природная зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов.
Сегодня мы с вами начинаем изучение природных зон России.
Сегодня мы познакомимся с 3 природными зонами – арктические пустыни, тундра, лесотундра.
Природные зоны Севера России:
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
- это самая северная природная зона России.
В пределы зоны входят:
Острова Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля и северная часть полуострова Таймыр.
Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года.
ЗАДАНИЕ: Из предложенных климатических характеристик выбрать ту, которая относится к зоне арктических пустынь:
Ср. t0января = -240 С
Ср. t0июля = +160 С
Осадки = 600 мм/г
Ср. t0января = -160 С
Ср. t0июля = +160 С
Осадки = 400 мм/г
Ср. t0января = -240 С
Ср. t0июля = +80 С
Осадки = 400 мм/г
Ср. t0января = -24…-320 С
Ср. t0июля = 0…+20 С
Осадки = 200 - 300 мм/г
Какой тип почв распространен в зоне арктических пустынь? (Ответ: почвы – арктические)
Как вы считаете много ли растительности может развиться на этом типе почв? (Ответ: нет)
Растительный мир:
Мхи
Лишайники
Полярный мак
Камнеломка
Животный мир: ПРОСМОТР ВИДЕО, записать примеры животного мира в тетрадь.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Арктические пустыни перспективны с точки зрения поиска новых месторождения полезных ископаемых (в первую очередь нефти и газа), а развития экологического туризма.
В числе основных проблем зон арктических пустынь - уязвимость природных систем и влияние человека. Из-за активных военных испытаний в Арктике в середине XX века в настоящее время на некоторых островах находится множество мусора (металлолома); небольшая часть территории архипелага Новая Земля подверглась радиоактивному загрязнению. еще одной важной проблемой является общее уменьшение льдов в Северном Ледовитом океане.
ЗОНА ТУНДР
- протягивается от западной границы страны до Берингова пролива. Занимает 1/6 часть России.
ЗАДАНИЕ: Из предложенных климатических характеристик выбрать ту, которая относится к зоне тундр:
Ср. t0января = -160 С
Ср. t0июля = +160 С
Осадки = 400 мм/г
Ср. t0января = -240 С
Ср. t0июля = +160 С
Осадки = 600 мм/г
Ср. t0января = -240 С
Ср. t0июля = +80 С
Осадки = 400 мм/г
Ср. t0января = -24…-320 С
Ср. t0июля = 0…+20 С
Осадки = 200 - 300 мм/г
Какой тип почв распространен в зоне тундр? (Ответ: почвы - тундровые глеевые)
Растительный и животный мир зоны тундр схож с зона арктических пустынь. Так же там преобладают мхи и лишайники, но добавляются карликовая береза и ива. Из представителей животного мира можно выделить: олень, песец, гусь.
5 этап: Применение знаний и умений в новой ситуации
Сейчас мы более подробно изучим каждую природную зону. Для этого необходимо разбиться в группы по4 человека.
Главная задача перед группами – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРА РОССИИ
Какие представители фауны арктической пустыни представлены на рисунках? Как они приспособлены к жизни в суровых условиях Арктики?
ОТВЕТ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте и ответьте на вопрос: в чем причина сильной уязвимости природы зоны арктических пустынь и тундр? Какие экологические проблемы предстоит решать в этих зонах, в чем сложность их решения?
ОТВЕТ: _________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из предложенных признаков выберите, что характерно для зоны арктических пустынь, а что для зоны тундр.
Природа очень ранимая
Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
Значительные площади покрыты ледниками
Расположена на островах Арктики
Увлажнение избыточное, много болот и озер
Промысел морского зверя (моржи, тюлени)
На южной границе средняя температура +100С
На скалах птичьи базары
Протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды
Полярная ночь длится до 5 месяцев
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ: ____________________________________________________________________________
ЗОНА ТУНДР: ________________________________________________________________
После выполнения работы ответный лист каждой группы сдается учителю.
6 этап: Рефлексия
Ответ на вопросы:
- Достигли ли мы с вами поставленных целей?
- Где у вас возникли трудности?
- Что необходимо, чтобы сохранить природу нашей страны?
7 этап: домашнее задание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 23