Шкалирование
Для объективной оценки уровня выполненной работы каждого участника ЕГЭ, по сравнению с другими участниками экзамена, применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ.
Она разработана ведущими отечественными специалистами в области педагогических измерений на основе признанных международных тестологических моделей.
В чем же суть процедуры шкалирования?
При проведении ЕГЭ в экзамене участвует множество выпускников из разных образовательных учреждений. Они имеют неодинаковый уровень подготовки и выполняют многообразные варианты КИМ. В связи с этим встает вопрос, как объективно оценить и, самое главное, сравнить уровень их подготовленности, ведь все выпускники имеют равные права при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в вуз или ссуз?
В перечне терминов ЕГЭ существуют понятия «первичный балл» и «тестовый балл».
Шкалирование — это процедура перевода первичных баллов в тестовые, процесс формирования правил начисления тестовых баллов по результатам проведения экзаменов на основе статистических данных.
В методике шкалирования результатов ЕГЭ, используемой с 2013 г., реализуется поэтапное установление соответствия тестовых и первичных баллов для каждого общеобразовательного предмета, по которому проводится ЕГЭ.
I этап
Сначала в диапазоне первичных баллов от нуля до максимального первичного балла ПБmax для каждого общеобразовательного предмета ЕГЭ выбираются два значения первичных баллов: ПБ1 и ПБ2, разделяющие группы участников с различным уровнем подготовки по данному предмету.
Величина ПБ1 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует об усвоении участником экзамена основных понятий и методов по соответствующему общеобразовательному предмету. Он определяется на основе экспертизы демонстрационного варианта по данному общеобразовательному предмету специалистами общего образования, ссузов и вузов различного профиля из разных субъектов РФ. Экспертиза осуществляется с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте общеобразовательного предмета. При этом требования к значению ПБ1 соответствуют требованиям, которые использовались при определении ПБ1 прошлого года (для обеспечения эквивалентности шкал двух лет).
Величина ПБ2 определяется профессиональным сообществом как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует о высоком уровне подготовки участника экзамена, а именно, о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему общеобразовательному предмету.
Если спецификация экзаменационного варианта не изменилась по сравнению с прошлым годом, то ПБ1 и ПБ2 также остаются неизменными. Если же структура экзаменационной работы или сложность заданий контрольных измерительных материалов поменялись, то устанавливаются новые значения ПБ1 и ПБ2 с учетом имеющихся изменений.
II этап
Первичным баллам ПБ1 и ПБ2 ставятся в соответствие тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 по каждому общеобразовательному предмету.
Для всех предметов в качестве величин ТБ1 выбираются минимальные тестовые баллы ЕГЭ, установленные распоряжениями Рособрнадзора. Данные значения совпадают с минимальными баллами ЕГЭ предыдущего года.
III этап
По каждому общеобразовательному предмету определяется соответствие между первичным баллом и тестовым баллом на основе следующей процедуры. Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБmax ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ1, ПБ2 и ПБmax переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ1, ТБ2 и 100. На рисунке представлена получаемая зависимость.
Соответствие между тестовыми и первичными баллами
Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа.
Указанная процедура позволяет согласовывать тестовые баллы одинаково подготовленных участников и обеспечивает сравнительную сопоставимость результатов экзамена по годам.
|
Физика |
|
|
Первичный балл |
Тестовый балл |
|
0 |
0 |
|
1 |
4 |
|
2 |
7 |
|
3 |
10 |
|
4 |
13 |
|
5 |
17 |
|
6 |
20 |
|
7 |
23 |
|
8 |
26 |
|
9 |
30 |
|
10 |
33 |
|
11 |
36 |
|
12 |
39 |
|
13 |
41 |
|
14 |
42 |
|
15 |
43 |
|
16 |
44 |
|
17 |
45 |
|
18 |
46 |
|
19 |
47 |
|
20 |
48 |
|
21 |
49 |
|
22 |
50 |
|
23 |
52 |
|
24 |
53 |
|
25 |
54 |
|
26 |
55 |
|
27 |
56 |
|
28 |
57 |
|
29 |
58 |
|
30 |
59 |
|
31 |
60 |
|
32 |
61 |
|
33 |
62 |
|
34 |
65 |
|
35 |
67 |
|
36 |
69 |
|
37 |
71 |
|
38 |
73 |
|
39 |
75 |
|
40 |
77 |
|
41 |
79 |
|
42 |
81 |
|
43 |
84 |
|
44 |
86 |
|
45 |
88 |
|
46 |
90 |
|
47 |
92 |
|
48 |
94 |
|
49 |
96 |
|
50 |
98 |
|
51 |
100 |