Статья «Методика подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ»

0
0
Материал опубликован 21 November 2018

Методика подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Одной из самых актуальных проблем для учителя средней школы является подготовка выпускника к ЕГЭ и ОГЭ. Государственный экзамен сегодня – это серьезное испытание, от результатов которого во многом зависит дальнейшее получение образования большинства выпускников. Учитель в данной ситуации должен приложить все усилия, чтобы помочь выпускникам качественно подготовиться к испытаниям.

Основные принципы, которые должны соблюдаться при подготовке к ЕГЭ, следующие:

- деятельностный характер обучения,

- личностно-ориентированный подход,

- коммуникативная направленность,

- применение информационных технологий,

- четко продуманная система контроля и мониторинга результатов.

В настоящее время существует множество различных ресурсов для самообразования. В идеале подготовка к ЕГЭ должна заключаться в самостоятельной деятельности ученика в интерактивной среде обучения, используя видеоуроки, обучающие, тренировочные работы в системе Интернет, а также различные сборники. В таких условиях от учителя требуется умелое руководство работой выпускников, систематический контроль уровня подготовки учащихся и оказание необходимой консультативной помощи на уроках, факультативных занятиях.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

- Начинать подготовку к ЕГЭ по математике с 5 класса, ориентируясь на то,

выпускник начальной школы должен показать качество знаний на проведенном, в конце года, тестировании по предмету близкое к его годовой оценке (читать, знать таблицы умножения и сложения, компоненты, порядок действий, решение задач “в”, ”на”).

- Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

- Психологическая подготовка к ЕГЭ ( помощь школьного психолога, классного руководителя);

- Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ГИА. На каждом уроке математики 5-7 минут отводится на решение задач ЕГЭ базового уровня. Например, работая над решением первого задания базового уровня на первом уроке повторяем действия с десятичными дробями, на втором- обыкновенными , на третьем- рациональными числами, на четвертом и пятом решаем задания из сборников. На 6-ом даю зачетный тест из 10 заданий на время . Мною ведется тетрадь по учету знаний по подготовке к экзамену. С шестого класса , если это возможно, обыкновенную дробь переводим в десятичную. Аналогично строю работу по всем остальным темам, как на уроках алгебры так и на уроках геометрии.

Стараюсь научить детей где и как можно было решить задачу быстро и рационально, чтобы сэкономить время.

В-третьих, обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года , в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Для этого в кабинете математики собраны папки как по заданиям ОГЭ и ЕГЭ базового и профильного уровня, так и тематические. ( бумажная и электронная версии).

Работа с новым материалом по математике ведется до марта 11 класса. Поэтому всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части.

В 9 и11 классах с первых уроков при решении задач ОГЭ и ЕГЭ учащихся приучаю к пользованию справочных материалов, которые выдаются на экзамене. В 7 классе на уроках геометрии мы заводим отдельную тетрадь для « шпаргалок». В кабинете собрана коллекция презентаций и памяток по решению наиболее трудных задач экзамена, например « Теория вероятностей на ЕГЭ» , « Производная на ЕГЭ» , « Решение задач на смеси и сплавы» , « Решение задач на проценты» и т.д.

Для работы с детьми с высоким потенциалом на каждом уроке стараюсь предложить им хотя бы одно трудное, нестандартное задание. Но работы в классе, конечно же, бывает недостаточно, поэтому с ними проводятся занятия в малых группах, на которых разбираются трудные задачи ОГЕ, ЕГЭ и олимпиадные задачи. Одной из форм работы с сильными учениками является участие в различных проектах, проведение исследований, применение элементов опережающего обучения. Важным этапом подготовки к ЕГЭ одаренных детей является и подготовка и участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и т.д., так как именно решая олимпиадные задачи, ребята развивают нестандартное мышление и получают навыки решения трудных задач

Итоги моей работы: в 2016 году мои «одиннадцатиклассники» базу сдали со средним баллом 4,8 ( из 19 – 6 пятерок и 12 четверок) математику изучали на базовом уровне, т.е. 4 часа в неделю, в 2018 –средний балл « 4». 5 выпускников 2016 года и 3- 2018 года успешно обучаются на бюджетных отделениях математических ВУЗов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.