Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ/ЕГЭ
Методическое обеспечение психологической подготовки старшеклассников к ОГЭ/ЕГЭ. Раздаточный материал для учащихся
Цель: психологически подготовить учащихся 9-х и 11-х классов к ОГЭ/ЕГЭ.
Задачи:
1. Провести психодиагностику психологической готовности учащихся к ОГЭ/ЕГЭ;
2. Рассмотреть с учащимися вопросы о том, что такое экзамен, каковы последствия экзаменов, отличия и сходства ОГЭ/ЕГЭ от обычных экзаменов, плюсы и минусы ОГЭ/ЕГЭ;
3. Показать учащимся роль оптимизма и юмора в психологической подготовке к ОГЭ/ЕГЭ;
4. Показать учащимся как эффективно запоминать учебную информацию;
5. Рассмотреть роль внимания при подготовке и сдачи ОГЭ/ЕГЭ. Сообщить учащимся приемы развития различных свойств внимания;
6. Показать старшеклассникам техники отслеживания своего эмоционального состояния, релаксации и борьбы со страхами;
7. Разобрать с учащимися информацию о том, что такое стресс и каковы его последствия, защитные механизмы и копинг – стратегии. Дать им упражнения для профилактики нарушения зрения, техники совладения, и самопомощи в стрессовой ситуации.
Форма проведения: групповые занятия с учащимися в формате встреч по психологии. На встречах старшеклассники работают с раздаточным материалом. Раздаточный материал включает в себя психодиагностику.
Интенсивность занятий: 1 встреча продолжительностью 90 минут (два урока) в неделю в течение 7 недель.
Темы встреч по психологии в рамках психологической подготовки к ОГЭ/ЕГЭ
№ |
Тема встречи |
Количество встреч |
1 |
Психодиагностика психологической готовности учащихся к ОГЭ/ЕГЭ |
0,5 – 1 (1-2 урока) |
2 |
Что такое экзамен? Плюсы и минусы ОГЭ/ЕГЭ |
1 |
3 |
Оптимизм и юмор в психологической подготовке к ОГЭ/ЕГЭ |
1 |
4 |
Как память поможет в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ? |
1 |
5 |
Внимание и психологическая подготовка к ОГЭ/ЕГЭ |
1 |
6 |
Управление страхами и тревогой при подготовке и сдаче ОГЭ/ЕГЭ |
1 |
7 |
ОГЭ/ЕГЭ и психологическое/физическое здоровье |
1 |
Содержание встреч по психологии в рамках психологической подготовки к ОГЭ/ЕГЭ
Встреча 1. Психодиагностика психологической готовности к ОГЭ/ЕГЭ и отношения к пробным и предстоящим экзаменам.
Используемые методики:
- анкета «Психологическая готовность к ЕГЭ/ОГЭ» (М.А. Павлова, О.С. Гришанова);
- анкета «Анализ пробных экзаменов» (М.А. Павлова, О.С. Гришанова);
- тест Люшера;
- методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
Раздаточный материал для учащихся ко 2-7 встрече
Встреча 2. Что такое экзамен? Плюсы и минусы ОГЭ/ЕГЭ
Фасилитация
Что такое экзамен? ____________________________________________________
Интерактивная мини-лекция «Что такое экзамен? Что такое ОГЭ/ЕГЭ?»
Мы все всю свою жизнь сдаем экзамены. Ребята, какие экзамены Вы уже сдавали и какие Вам еще предстоит сдавать? Как Вы относитесь к экзаменам? Что для Вас ОГЭ/ЕГЭ?
В литературе можно встретить разные подходы к экзамену. Так, например, театральный критик Жорж Элгози говорил, что экзамен – единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней. Как Вы относитесь к этому высказыванию? Что оно значит для Вас?
В.И. Даль в своем словаре писал, что «Экзамен (лат.) – испытание; предложение вопросов для узнавания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена, учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивать узнавать степень сведений его». Как Вы относитесь к этому высказыванию? Что оно значит для Вас?
С.И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен – проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». Как Вы относитесь к этому высказыванию? Что оно значит для Вас?
ГИА – это аббревиатура, которая объединяет понятия ЕГЭ и ОГЭ и расшифровывается как государственная итоговая аттестация. Что такое ОГЭ/ЕГЭ? Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это основной вид экзамена для выпускников 9 - х классов в средней школе России. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы (для выпускников 11-х классов) и вступительным экзаменом в вузы.
Отличаются ли обычные экзамены от ОГЭ/ЕГЭ? Почему Вы так решили? Исходя из всего сказанного, что для Вас экзамен? ОГЭ/ЕГЭ? Как Вы относитесь к ОГЭ/ЕГЭ?
Тематическое упражнение: «Плюсы и минусы ОГЭ/ЕГЭ»
+ |
- |
|
|
Модерация «Возможные последствия ОГЭ/ЕГЭ»
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________
7._______________________________________________________________________
Тематическое упражнение: «Как психологически подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ?»
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________
Рефлексия. «Мои впечатления от встречи»
Была ли новая информация? Какая?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Что понравилось? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Что не понравилось? ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие мысли/чувства возникали во время занятия? ______________________________
__________________________________________________________________________
Хотели ли бы Вы что-то изменить в содержании и в структуре встречи? ____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Встреча 3. Оптимизм и юмор в психологической подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Упражнение 1. Портреты различных людей
Оптимист |
Пессимист |
Реалист |
|
|
|
Кто Я ?____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Упражнение 2. Что для нас юмор? Какие его последствия?
Юмор-___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для чего нужен юмор? Его последствия?
1.________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________
Мини-лекция «Основы позитивной психотерапии»
Позитивная психотерапия (ПП) – направление, созданное Н. Пезешкианом, которое основывается на позитивном подходе к клиенту и его проблеме и на самопомощи. ПП исходит из того, что любой человек независимости от расы, социального положения и вероисповедания обладает от природы 2 основными способностями: к познанию и к любви.
С точки зрения ПП в каждом симптоме/проблеме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенная температура тела – как хорошую сопротивляемость. Депрессия – способность глубоко и эмоционально реагировать на конфликты; нервная анорексия – способность обходиться минимум, если в настоящем времени нет других средств справиться с конфликтом; энурез – способность плакать вниз и т.д. Таким образом, можно позитивно интерпретировать любое поведение, проблему или симптом.
Основная цель ПП – изменение точки зрения человека на свою проблему/болезнь и как следствие – новые возможности поиска ресурсов в борьбе с недугом. В основе многих проблем лежат конфликты. Новый поход на проблему/болезнь поможет лучше проработать конфликт, стоящий за этой проблемой/болезнью.
Упражнение 3. ОГЭ и позитивный настрой
Название экзамена |
Психологический феномен |
Как это соотносится? |
ОГЭ |
Самоэффективность |
|
ОГЭ |
Внутренний локус контроля |
|
ОГЭ |
Оптимизм |
|
ОГЭ |
Реализм |
|
ОГЭ |
Положительная интерпретация ОГЭ |
|
Рефлексия. «Мои впечатления от встречи»
Была ли новая информация? Какая?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Что понравилось? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________Что не понравилось? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие мысли/чувства возникали во время занятия? ______________________________
__________________________________________________________________________
Хотели ли бы Вы что-то изменить в содержании и в структуре встречи? ____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Встреча 4. Как память поможет в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ?
Фасилитация
Что такое память? _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Модерация: «Приемы запоминания информации»
1._______________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________
7. ________________________________________________________________________
Интерактивная мини-лекция: «Репрезентативные системы и приемы запоминания информации»
Одно из психологических свойств человека является модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. В зависимости от типа репрезентативной системы различают:
- визуалов – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
- аудиалов – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
- кинестетиков – людей, воспринимающих большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Как понять к какому типу Вы относитесь? Есть множество способов, один из них воспользоваться ВАК – опросником, разработанным В.А. Ананьев.
Инструкция: В каждом абзаце, состоящем из трех утверждений, выберите то, которое подходит Вам больше всего.
«1» - предпочтительный вариант.
«2» - менее подходящий вариант.
«3» – самый неподходящий вариант.
Номер вопроса |
Вариант ответа |
Номер вопроса |
Вариант ответа |
1 |
|
8 |
|
2 |
|
9 |
|
3 |
|
10 |
|
4 |
|
11 |
|
5 |
|
12 |
|
6 |
|
13 |
|
7 |
|
|
|
Подсчёт результатов
Балы по аудиальной модальности________________________________________
Балы по визуальной модальности________________________________________
Балы по кинестетической модальности____________________________________
Ваш доминирующий тип модальности____________________________________
Как эта информация соотносится с темой нашей сегодняшней встречи? Просто было установлено, что визуалам проще запоминать зрительную информацию, аудиалам – слуховую, кинестетикам – тактильную и движения.
Итак, начтем с визуалов.
Визуалам, чтобы лучше запоминать информацию, можно использовать методику опосредованного запоминания - соотношение ассоциативных образов с предметом запоминания. Так, например, визуалам можно к каждому слову, которому ему необходимо запомнить, рисовать картинку - ассоциацию, которая потом позволит вспомнить это слово.
Существует методика «Пиктограмма», разработанная Лурия А.Р., в основе которой лежит прием опосредованного запоминания.
Инструкция: "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний".
1 |
7 |
13 |
2 |
8 |
14 |
3 |
9 |
15 |
4 |
10 |
16 |
5 |
11 |
17 |
6 |
12 |
18 |
Также визуалам поможет запоминать информацию наглядность. Чем больше наглядности, чем проще им будет выучить ее.
Аудиалам для того, чтобы лучше запоминать информацию необходимо ее вербализовать (проговаривать, напевать). Вообще прием вербализации в сочетание с другими мнемотехниками будет полезен не только аудиалам. Так, например, существует такой прием как запоминание первой буквы каждого слова в последовательности. Это могут быть аббревиатуры (например, СССР) или же если, последовательности первых букв не дают запоминающийся аббревиатур, то можно использовать принцип, по которому составлена знаменитая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Что зашифровано в этой фразе? Какая техника здесь используется? Как можно это использовать при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ?
Также чтобы лучше выучить, например, какую-то историческую дату можно использовать следующий прием – один-четыре-девять-два Колумб пришел на острова. Какая техника здесь используется? Как можно это использовать при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ?
Теперь поговорим про кинестетиков. Напомним, им проще запоминать движения и тактильную информацию. То есть кинестетикам важно что-то сделать или потрогать. Так, например, для того, чтобы запомнить, можно показать какой-то феномен движениями. Или же можно воспользоваться техникой на развитие памяти и внимания: «Колпак мой треугольный».
Ход проведения
Ведущий сообщает участникам о том, что им предстоит повторять следующею фразу: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак». Однако повторять эту фразу необходимо будет определенным образом: каждый раз тренер будет усложнять задание, заменяя слова из фразы каким-то жестом (колпак – похлопать себя по голове два раза, слово «треугольный» – выбрасывание трех пальцев и выставление правого локтя вперед, слово «мой» – прикосновение всей рукой к груди, частица «не» - кивок головой). Со временем темп увеличивается. Упражнение продолжается до тех пор, пока группа в повторении этой фразы не достигнет скорости разговорной речи.
Как Вы думаете, как это техника может помочь при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ?
Психодиагностика. «Запоминание 10 слов»
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конец урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мини-лекция «Кривая забывания Эббингауза. Как учить, чтобы запомнить»
Методика эффективного выучивания
На основании кривой была предложена методика эффективного выучивания. Согласно этой методике, невозможно выучить все зараз. В любом случае нужно повторять материал. Достаточно только соблюдать периодичность.
Любой материал можно выучить за два дня, если первое повторение произвести сразу же после прочтения материала, второе – через 20 минут, третье – через восемь часов, а четвертое – через день после последнего повторения. Это для нашей лени несложно, но очень эффективно.
Как выучить надолго?
Если же вы хотите выучить материал надолго, то периодичность повторений должна быть такой. Первое должно быть сразу же, второе – через 20 минут или полчаса, третье – через день, четвертое – через две недели, а пятое – через два месяца. То есть, любой учебник, который предложен школьнику или студенту за семестр выучить вполне реально, не напрягаясь, но, чтобы при этом была возможность объяснить этот материал другим людям.
Осмысленное заучивание в 9 раз эффективнее!!!
Для лучшего усвоения информации и ее прочного сохранения помните о следующих закономерностях нашей памяти:
1. С информацией надо действовать. Не следует бездумно, пассивно "съедать то, что дают". С любым текстом надо работать с карандашом в руках. Ставить вопросы на полях, записывать мысли и идеи, родившиеся по поводу содержания, формулировать вопросы, комментировать, спорить с автором, делать конспекты, переводить текстовый материал в схематическую форму и наоборот. Вы сразу убедитесь в преимуществах такой работы по сравнению с механической зубрежкой. Как говорят психологи, настоящая мать учения не повторение, а применение. Поэтому лучше два раза прочесть текст и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
2. Информация должна быть эмоционально насыщенной. Если это не так, значит, ее необходимо насытить эмоциями или, проще говоря, сделать интересной. Для этого надо решить, почему вам нужно запомнить эту информацию, где, как и когда вы будете использовать полученные знания. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запоминается. Как говорил английский философ Б.Стюард, "не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять". Если вы решили, что хоть материал и скучный, но запомнить его все-таки вам нужно, то приложите к нему свое остроумие: измените текст, например, перепишите теорему в стихотворной форме, или нарисуйте комические иллюстрации к описанию химических реакций.
3. Эффект Зейгарник: запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили. Интересно, что этим эффектом с успехом пользуются создатели бесконечных сериалов: заверши очередную серию на "самом интересном моменте" и у тебя гарантия, что зрители не забудут содержания этой серии и будут с нетерпением ждать следующую.
4. Эффект края: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает". Поэтому, например, на "сборных" концертах в более выгодном положении находится тот исполнитель, который открывает концерт, и тот, кто выступает последним. Неспроста наши эстрадные мэтры любят появляться на сцене под занавес. Этот эффект следует учитывать и при запоминании учебного материала: уделяйте больше внимания центральной части материала.
5. Долгосрочность запоминания зависит от установки. В одном эксперименте учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый. Следовательно, если мы говорим себе: "Этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только, чтобы завтра ответить на уроке, но и в дальнейшем", резко возрастает вероятность сохранить информацию в памяти действительно очень долгий срок.
6. Не нужно затаптывать следы. Запоминание ухудшается при возрастании объема сходного по форме и содержанию материала. Поэтому при подготовке домашних заданий следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учите литературу, после химии беритесь за историю.
Тематическое упражнение «Законы памяти»
Вопрос |
Ответ |
Эффект первичности - это |
|
Опосредованная память это - |
|
Бессмысленные слоги это - |
|
Как лучше запомнить, что 1879 – год рождения психологии? |
|
Какой прием запоминания использован: каждый охотник желает знать, где сидит фазан? |
|
Для чего информацию представляют в форме схем и таблиц? |
|
Для чего пишут шпаргалки? |
|
Эффект, согласно которому запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца? |
|
Зачем учитель задает вопросы по тексту параграфа? |
|
Как лучше запоминать информацию если Вы аудиал/кинестетик/визуал? |
|
Для чего нужно работать с текстом с карандашом и текстовыделителем? |
|
Зачем Вас просят сделать классификацию? |
|
Роль эмоций в запоминании информации |
|
Повторение – мать учение? |
|
Как выучить скучную информацию? |
|
Рефлексия. «Мои впечатления от встречи»
Была ли новая информация? Какая?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Что понравилось? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________Что не понравилось? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие мысли/чувства возникали во время занятия? ______________________________
__________________________________________________________________________
Хотели ли бы Вы что-то изменить в содержании и в структуре встречи? ____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Встреча 5. «Внимание и психологическая подготовка к ОГЭ/ЕГЭ
Что такое внимание? Зачем оно нужно? ___________________________________
__________________________________________________________________________
Игра-разминка «Запретное движение»
Мои мысли и чувства относительно игры__________________________________
__________________________________________________________________________
Психодиагностика внимания «Корректурная проба»
Игра: «Нос, пол, потолок»
Мои мысли и чувства относительно игры_______________________________________
__________________________________________________________________________
Игра: «Внимание!»
Мои мысли и чувства относительно игры_______________________________________
__________________________________________________________________________
Психодиагностика слухового внимания «Интеллектуальная лабильность»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Упражнение «Избирательность внимания»
Инструкция. Слова нужно прочитать вслух, числа написать в воздухе пальцами. Запомни числа, не записывая их.
27 ужас 13 28 оса полюс 91 зима овес 18 полюс 91
зима овес 18 поле 55 хлеб 43 17 рог 60 34 ухо
Другие упражнения на диагностику и развитие внимания
Упражнение 1
Инструкция: «В тексте, который ты получил, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найди и исправь их». (На каждый текст по 5 минут)
А)«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
Б) «Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»
Упражнение 2. Перепутанные линии
3) Методика Мюнстерберга
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Время работы ‑ 2 мин.
Стимульный материал
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновосгьъхэьршфакгьуэкзаметрочягщ
шщкпрокугурорсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йиуксндшизхьвафыпролдблюбовьабгфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк
ждорлафывюсбьконкурсйфнянчыувскапрлличностьзжэьеюдщглоджин
эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедиящлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнзхтм
4)«Каждой руке — свое дело»
Учащихся просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.
Игра может быть предложена на уроке математики.
5) Счет с помехой
Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.
6) Чтение с помехой
Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.
Упражнение на тренировку распределения внимания
Ребенку предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протесты и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.
7. Упражнение на развитие динамического объема внимания.
Инструкция: Найди цифры от 1 до 25.
8. Шифровщик
Рефлексия. «Мои впечатления от встречи»
Была ли новая информация? Какая?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Что понравилось? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________Что не понравилось? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие мысли/чувства возникали во время занятия? ______________________________
__________________________________________________________________________
Хотели ли бы Вы что-то изменить в содержании и в структуре встречи? ____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Как полученная информация поможет мне в подготовке и сдачи ОГЭ/ЕГЭ?__________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Встреча 6. Управление страхами и тревогой при подготовке и прохождении ОГЭ/ЕГЭ
«Эксперимент»
Инструкция. За 30 секунд прочитайте 3 последовательных отрывка
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
НаК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Как перестать боятся экзамена и обрести самообладание?
1. Научится отслеживать свои чувства.
1.1. Техники: «Мои чувства в метафоре», «Погода моего настроения».
1.2 «Градусник настроения»
1.3. Пиктограммы эмоций.
Тест
2. Систематическая десенсибилизация
2.1 релаксация
А. Дыхательные техники «4-4» (на 4 вдох и на 4 выдох), «4-4-4» (на 4 вдох, далее на 4 задержка дыхания и на 4 выдох);
Б. Визуализация (представление приятных для Вас образов из прошлого и/или будущего);
Г. Дыхание + визуализация;
Д. Чередование напряжения/расслабления.
Г. Дыхание + визуализация;
Д. Чередование напряжения/расслабления.
Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени. Мысленно представьте себе, что у Вас в правой руке лежит лимон. Начните медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабитесь. Запомните свое ощущение. Теперь представьте себе, что лимон находится, в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабитесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабитесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение: «Напряжение – расслабление»
2.2 Иерархия страхов
3. Уметь избавляется от всего негативного
- Игра «Стряхни неприятный груз».
Инструкция. Я хочу показать Вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли – слетает с Вас как с гуля вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее.
4. Уверенность в себе
4. 1 Аутотренинг
__________________________________________________________________________4. 2 Мои ресурсы
Чем я горжусь? |
Чем это может мне помочь на экзамене? |
|
|
Рефлексия. «Мои впечатления от встречи»
Была ли новая информация? Какая?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Что понравилось? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________Что не понравилось? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие мысли/чувства возникали во время занятия? ______________________________
__________________________________________________________________________
Хотели ли бы Вы что-то изменить в содержании и в структуре встречи? ____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Как полученная информация поможет мне в подготовке и сдачи ОГЭ/ЕГЭ?__________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Встреча 7. ОГЭ/ЕГЭ и психологическое/физическое здоровье
1. Профилактика нарушения зрения
1. Экзаменационный стресс и здоровье
Мини-лекция стресс и стадии стресса
Стресс – «нервно-психическое напряжение» – реакция «бороться или бежать» (Уолтер Кэннон)
Стадии стресса по Г. Селье
Из это следует:
Реакция на стресс на различных уровнях:
А. Поведенческие (агрессия, бегство, дезорганизация);
Б. Физиологические (нейроэндокринные и гормональные изменения);
В. Когнитивные (нарушение концентрации внимания, памяти, неверное истолкование задания);
Г. Эмоциональные (страх, гнев, тоска).
Сравнительный анализ реакций при дистрессе и эустрессе
Критерии |
Эустресс |
Дистресс
|
Пульс |
До 90-100 ударов в минуту |
Свыше 100 ударов в минуту |
Артериальное давление |
Умеренно повышается |
Резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека |
Дыхание |
Умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом |
Сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку |
Реакция кожных покровов |
Характерное покраснение кожи |
Красно-белые пятна на коже, побледнение |
Температурные изменения |
Ощущение тепла или жара |
Озноб, холод, холодный пот |
Двигательная активность |
Возрастает |
А) Чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции; Б) Двигательная заторможенность, застывание на одном месте |
Изменения внимания |
Улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания |
Появляются различные трудности в управлении вниманием. Особенно это касается сосредоточения и концентрации внимания. |
Изменения памяти |
Улучшается. Человек успешнее и быстрее запоминает и с легкостью воспроизводит значительный объем материала |
Ухудшается и запоминание и воспроизведение материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями |
Изменения мышления |
Характерно инсайтное мышление творческого характера |
Качество мышления ухудшается. Характерная особенность – узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. |
Изменение деятельности |
Мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной |
Деорганизует деятельность, очень часто делает невозможным ее осуществление |
Важно, чтобы стресс был без дистресса!!!
Стили реагирования на негативное (неприятное событие):
1. Психологическая защита тревожность (болезнь) дезадаптация L
Психологические защиты: проекция, подавление, вытеснение, замещение, интроекция, идентификация, отрицание, рационализация («зеленый виноград», «сладкий лимон»), реактивное образование, деперсоанализация, сублимация.
2. Совладение (копинг - стратегии) радость (воодушевление) успех J
Копинг – стратегии: конфортация (агрессивность и готовность к риску), дистанцирование (уменьшение значимости ситуации), самоконтроль, поиск социальной поддержки (информационной, действенной и эмоциональной), принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка с фокусированием на развитии собственной личности.
Практические задания
Задание 1. «Самопомощь»
- Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса? Доставить себе радость?__________________________________
__________________________________________________________________________
- Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные Вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям. __________________
__________________________________________________________________________
Задание 2. «Совладение»
Инструкция. Назовите и опишите свои затруднительные ситуации. Если практические действия в них невозможны, то можно заменить их словестными способами поведения. Проработайте каждую из названных проблем словестно с помощью следующих стратегий:
1. «Сравнение, идущее вниз». Сравните себя с другими людьми, находящимся в худшем положении относительно Вас;
2. «Использование контрафактов». Придумайте альтернативный сценарий события, по которому Ваше нынешнее положение будет восприниматься как относительно хорошее, так как могло быть хуже.
3. «Сравнение, идущее вверх». Вспомните о своих успехах в других областях;
4. «Предвосхищение». Представьте и опишите во всех подробностях будущее возможные проблемные ситуации – все более угрожающие сцены вплоть до самых страшных. Найдите и опишите способы их решения.
5. «Изменение сознательного контекста». Ответьте на вопросы: «Для кого из других людей данное событие может быть положительным? Могу ли я пережить все это ради него?»
6. «Изменение восприятия намерения». Убедить себя в отсутствии у Вашего оппонента злого умысла и найти у него более одобряемые мотивы.
7. «Справедливая плата». Рассмотрение негативного события как справедливую плату за то, что Вы сделали или собираетесь сделать.
Рефлексия. «Мои впечатления от встречи и от курса: «Психологическая подготовка к ОГЭ/ЕГЭ»
Была ли новая информация? Какая?____________________________________________
__________________________________________________________________________
Что понравилось? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________Что не понравилось? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие мысли/чувства возникали во время занятий? ______________________________
__________________________________________________________________________
Хотели ли бы Вы что-то изменить в содержании и в структуре встреч? ____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Как полученная информация поможет мне в подготовке и сдачи ОГЭ/ЕГЭ?__________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
1. Битянова, М.Р., Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. Питер, 2008.
2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Спб: Питер, 2016. – 784.
3. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение разви-тия и взросления школьников 1-11 классов» (методическое пособие). Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007.- 129 с.
4. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 631 с.
5. Нестерова, О.В. Управление стрессами. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012 – 320 с.
6. Павлова, М.А., Гришина, О.С. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. – Волгоград: Учитель, 2012. – 201 с.
7. Полякова М.К. Курс развития внимания.
8. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; Спб: Прайм – ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. – 124 с.
9. Ромек, В. Поведенческая терапии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://behavior.romek.ru/art_skola.htm.
10. Самоукина, Н.В. Психология оптимизма. – М. Издательство Института психотерапии, 2001. – 240 с.
11. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье - Изд.- во: Прогресс, 1982.
13. Сыропятов О.Г. Психотерапия: теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 445 с.
14. Фрай, Р. Тренировка памяти: Экспресс-курс. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 147 с.
15. Я и мой внутренний мир. Учебное пособие по психологии для 10 класса. МБОУ «Карагачская средняя общеобразовательная школа». – 121 с.
Спицына Любовь Ивановна
Стратилат Карина