12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федулова Лилия Константиновна1285
Учитель высшей квалификационной категории. Увлекаюсь садом и огородом. Люблю читать. Имею чувство юмора
Россия, Пермский край, Березники

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16

 

Конспект открытого занятия кружка по теме:

«Школа эко-жизни. Экологический след».

 

Автор: Федулова Лилия Константиновна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории

МАОУ СОШ № 16

г. Березники, 2016

 

Конспект занятия эколого-биологического кружка «Биком»

Тема: «Школа эко-жизни. Экологический след».

Исследовать — значит видеть то, что видели все,

и думать так, как не думал никто. А. Сент-Дьёрдьи

Цель: формирование основ экологической культуры и экологического мышления, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «экологический след»,
  • научить обучающихся методике расчета экологического следа,
  • продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,
  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,
  • формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы),
  • формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,
  • воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,
  • привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования;
  • воспитывать чувство ответственности за судьбу родного города.

План занятия кружка «Биоком»:

п/п

Этап занятия

Деятельность

Время

1.

Мотивационный этап

организация начала (учитель + ученики)

10 мин.

1.1

Актуализация

учитель

2 мин.

1.2

Определение темы занятия

учащиеся определяю тему занятия, учитель ее корректирует

3 мин.

1.3

Определение цели занятия на доске

учащиеся определяют цель

2 мин.

1.4

Что такое экологический след

учитель погружает ребят в теоретический материал

3 мин.

2.

Практико-деятельный этап.

 

30 мин.

2.1

Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой

учитель знакомит учащихся с анкетой для расчета своего экологического следа, показывает калькулятор расчета экологического следа в Интернете

3 мин.

2.2

Расчет экологического следа (онлайн, анкета)

учащиеся рассчитывают свой экологический след по анкете

10 мин.

2.3

Сравнение полученного результата с другими

выстраивание учеников по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге

5 мин.

2.4

Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след»

http://wwf.ru/resources/footprint/tips

ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты

10 мин.

3.

Рефлексия

обучающиеся отвечают на вопросы рефлексии

4 мин.

4.

Домашнее задание

предлагает учитель

1 мин.

 

Итого:

 

45 мин.

Оборудование: Интерактивная доска SMART Board, ноутбук (компьютер), выход в Интернет. На каждого учащегося: карандаши (ручки, фломастеры), анкета по расчету экологического следа, калькуляторы, тетрадь для записей, макет человеческого следа (каждому обучающемуся). Этикетки на парты (столы): группа № 1; группа № 2, группа № 3, группа № 4; группа № 5.

Подготовка к уроку: создать компьютерную презентацию «Школа эко-жизни», распечатать анкеты, вырезать макеты следа человека, учитель рассчитывает свой экологический след, с помощью творческой группы проводится анкетирование учащихся трех школ, вычисляется среднее значение экологического следа по каждой школе.

Планируемые результаты согласно ФГОС:

Личностные

Метапредметные

Предметные

проявление эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме

проявление творческого отношения к процессу обучения

формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Познавательные

- умение работать с разными источниками биологической информации

Регулятивные

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью

умение выполнять учебное действие в соответствие с планом

Коммуникативные

- умение формулировать высказывание

умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Ход занятия:

1. Мотивационный этап занятия – организация начала занятия (актуализация, определение учащимися темы и цели занятия).

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, сегодня мы с вами проведем нестандартное занятие. Вас уже можно назвать юными экологами. Пусть сегодня наша с вами встреча будет интересной и занимательной.

Актуализация.

Газета The Guardian опубликовала выдержки из отчета WWF (World Wild Foundation), из которого следует, что при нынешних объемах потребления ресурсов человечеству к 2030 году потребуется еще одна планета. По данным WWF, человечество ежегодно использует на 30 % больше природных ресурсов, чем может восстановить экосистема Земли. Верите ли в то, что действительно к 2030 году мы исчерпаем все ресурсы планеты? (учащиеся высказывают свое мнение: часть согласна, есть и те, кто в это не верит).

Слайд 2 презентации к занятию

Определение темы занятия.

Очень хорошо. Вы высказали своё мнение. Давайте, вместе определим тему занятия. Ребята предлагают тему занятия, им подсказывает титульный слайд к занятию и услышанная информация, учитель помогает скорректировать тему. Итак, тема нашей встречи «Школа эко-жизни. Экологический след».

Определение цели занятия на доске.

Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия? Ребята предлагают свои варианты, учитель выслушивает, корректирует.

Итак, цель нашего занятия: знакомство с понятием экологического следа и поиск путей его уменьшения, чтобы сохранить ресурсы нашей планеты.

Что такое экологический след.

Слайд 3 презентации к занятию

А вы когда-нибудь слышали понятие "экологический след"? (ребята отвечают)

Термин "экологический след" предложен Уильямом Ризом в 1992 году. Это условное понятие, с помощью которого можно определить, сколько ресурсов биосферы потребляет страна, город или каждый отдельно взятый человек. Если говорить по-научному, это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов и переработки отходов. Измеряется "экологический след" не метрами, не килограммами, а целыми гектарами.

Слайд 4 презентации к занятию

По данным WWF, уже в конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га. Если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы 5,3 условных планеты Земля.

Слайд 5 презентации к занятию

Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).

Слайд 6 презентации к занятию

А средний житель Мозамбика - всего 0,7 га.

Слайд 7 презентации к занятию

Средний «экологический след» в 2005 году одного жителя Земли покрывал 2,7 га.

Слайд 8 презентации к занятию

Тогда как планета способна предоставить каждому человеку лишь около 2,1 га.

Слайд 9 презентации к занятию

Дело в том, что люди расходуют за девять месяцев столько, сколько Земля сможет вырабатывать только за 12 месяцев. Следует отметить, что с 2001 года своеобразный «перерасход» ресурсов отнимал по три дня от года в целом, и вот мы пришли к теперешней пугающей цифре. Печальный прогноз, в частности, касается воды, лесов и рыбы.

2. Практико-деятельный этап.

2.1. Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой.

А сейчас я представляю командиру творческой группы, которая выполняла специальное задание к нашей встрече. (Выступает ученик-командир творческой группы)

Наша творческая группа осуществила мини-проект. Провела анкетирование среди учащихся 10-11 классов трех школ, затем вычислила среднее значение "экологического следа" по каждой школе, полученные данные внесла в таблицу. Полученные результаты перед вами. Как видите учащиеся нашей школы оставляют больший экологический след, чем школа № 10 и гимназия № 9.

Слайд 10 презентации к занятию

2.2.Расчет экологического следа (онлайн, анкета).

Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы? Это можно сделать с помощью специального калькулятора, размещенного на сайте WWF или с помощью анкеты. Сейчас каждый из вас произведет расчет своего экологического следа с помощью анкеты (приложение 1). (Учитель к интерактивной доске вызывает 1 самого смелого, который выйдет в Интернет и проведет расчет экологического следа непосредственно с сайта). Методика расчета основана на оценке потребления товаров, услуг и энергии.

Слайд 11 презентации к занятию

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста.

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа. (Учитель, совместно с ребятами творческой группы помогает тем, кто запутался в расчетах).

2.3. Сравнение полученного результата с другими.

Итак, давайте посмотрим какой же экологический след оставляем мы с вами. Сейчас на макетах человеческого следа (приложение 2) маркером напишите данные, которые у вас получились. (Учитель раздает макеты следа человека каждому ученику).

Выходите все сюда, к доске и давайте построимся по рейтингу (ребята выстраиваются по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге (мой след, Лилия Константиновна - 1.4 га).

Какие хорошие итоги. Результаты расчета экологического следа кружковцев таковы, что такое количество природа может обеспечить для нас! Очень хорошо! Если бы все жили также как и мы, нам потребовалось бы 0,7 га планеты Земля.

2.4. Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след».

Сейчас работаем по группам. Подумайте и предложите, что мы могли бы сделать, чтобы уменьшить давление на природу Земли и уменьшить свой экологический след (ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты). В это время учитель выходит в Интернет по ссылке http://wwf.ru/resources/footprint/tips).

А теперь давайте проверим, верны ли наши идеи. (Учащиеся подходят к интерактивной доске и нажимают на понравившийся листок, читают идеи, которые ранее были предложены другими людьми и размещены на сайте WWF) Как мы собираемся уменьшить свой экологический след https://sites.google.com/site/sohranimenergiuzemli/nasi-akcii/pervyj-etap/kak-umensit-svoj-ekosded/kak-ty-sobiraessa-umensit-svoj-ekosled.

Слайд 12 презентации к занятию

3.Рефлексия.

Давайте вернемся к нашему вопросу. Согласны ли вы, что 2030 году мы исчерпаем ресурсы планеты? (учащиеся отвечают на вопрос неоднозначно, есть скептики, есть оптимисты). Как вы думаете, выполнили ли мы поставленную цель занятия (ответы учеников – Да, цель достигнута). Молодцы.

И в заключение ответьте на один из предложенных на слайде вопросов.

Слайд № 14 презентации к занятию

4. Домашнее задание.

Ребята, расскажите об экологическом следе вашим родителям, знакомым, научите их подсчитывать свой экологический след. Желающие могут взять анкету с собой. Спасибо всем. Занятие окончено. До свидания.

Информационные источники к уроку

А каков твой экологический след? // http://eco-boom.com/a-kakov-tvoj-ecologicheskij-sled/ (13.03.2013)

К 2030 году человечество исчерпает ресурсы Земли?// http://6rasa.ru/k-2030-godu-chelovechestvo-ischerpaet-resursy-zemli/ (29.10.2009)

К 2030 году человечество исчерпает все природные ресурсы// http://rbcdaily.ru/autonews/562949981542582 (22.09.2011)

Неужели мы оставляем только негативные экологические следы? // http://ecosalinon.com/informaciya/karpaty/neuzheli-my-ostavlyaem-tolko-negativnye-ekologicheskie-sledy.html (05.06.2012)

Холдинг «Теплоком» и Всемирный фонд дикой природы оценят «экологический след» субъектов РФ //http://www.csrjournal.com/news/5301-holding-teplokom-i-vsemirnyy-fond-dikoy-prirody-ocenyat-ekologicheskiy-sled-subektov-rf.html

 

Приложение 1.

Калькулятор экологического следа –

калькулятор ресурсов для Ваших потребностей

Калькулятор экологического следа – это один из наиболее простых способов узнать, как твой стиль жизни влияет на устойчивость развития земного шара. Чем больше мы тратим на потребление пищи, предметов и энергии, тем больший след мы оставляем.

Задание: вычисли размер своего экологического следа и подумай, что бы ты мог (могла) сделать для его уменьшения.

1 способ.

Для подсчета Вашего влияния на планету онлайн перейдите на калькулятор.

http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator

2 способ.

Анкета

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста.

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1. Жилье

1.1. Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2. Большая, просторная квартира +12

1.3. Коттедж на две семьи +23

Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды -10

2.5. Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу выездите городским транспортом +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3. Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4. Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5. В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4. Питание

4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо три раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5. Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14

5.2. Вы принимаете ванну один-два раза в неделю +2

5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4

5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2

5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1

5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10

5 8 Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6. Бытовые отходы

6.1. Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе: +100

6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15

6.3. выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17

6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10

6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8

6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15

6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:

Разделите полученный результат на сто и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.

Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец - 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0,7 га (0,4 планеты).

Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).

 

Приложение 2.

След человека в виде стопы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.