12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федулова Лилия Константиновна1236
Учитель высшей квалификационной категории. Увлекаюсь садом и огородом. Люблю читать. Имею чувство юмора
Россия, Пермский край, Березники

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16

 

Конспект открытого занятия кружка по теме:

«Школа эко-жизни. Экологический след».

 

Автор: Федулова Лилия Константиновна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории

МАОУ СОШ № 16

г. Березники, 2016

 

Конспект занятия эколого-биологического кружка «Биком»

Тема: «Школа эко-жизни. Экологический след».

Исследовать — значит видеть то, что видели все,

и думать так, как не думал никто. А. Сент-Дьёрдьи

Цель: формирование основ экологической культуры и экологического мышления, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «экологический след»,
  • научить обучающихся методике расчета экологического следа,
  • продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,
  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,
  • формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы),
  • формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,
  • воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,
  • привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования;
  • воспитывать чувство ответственности за судьбу родного города.

План занятия кружка «Биоком»:

п/п

Этап занятия

Деятельность

Время

1.

Мотивационный этап

организация начала (учитель + ученики)

10 мин.

1.1

Актуализация

учитель

2 мин.

1.2

Определение темы занятия

учащиеся определяю тему занятия, учитель ее корректирует

3 мин.

1.3

Определение цели занятия на доске

учащиеся определяют цель

2 мин.

1.4

Что такое экологический след

учитель погружает ребят в теоретический материал

3 мин.

2.

Практико-деятельный этап.

 

30 мин.

2.1

Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой

учитель знакомит учащихся с анкетой для расчета своего экологического следа, показывает калькулятор расчета экологического следа в Интернете

3 мин.

2.2

Расчет экологического следа (онлайн, анкета)

учащиеся рассчитывают свой экологический след по анкете

10 мин.

2.3

Сравнение полученного результата с другими

выстраивание учеников по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге

5 мин.

2.4

Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след»

http://wwf.ru/resources/footprint/tips

ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты

10 мин.

3.

Рефлексия

обучающиеся отвечают на вопросы рефлексии

4 мин.

4.

Домашнее задание

предлагает учитель

1 мин.

 

Итого:

 

45 мин.

Оборудование: Интерактивная доска SMART Board, ноутбук (компьютер), выход в Интернет. На каждого учащегося: карандаши (ручки, фломастеры), анкета по расчету экологического следа, калькуляторы, тетрадь для записей, макет человеческого следа (каждому обучающемуся). Этикетки на парты (столы): группа № 1; группа № 2, группа № 3, группа № 4; группа № 5.

Подготовка к уроку: создать компьютерную презентацию «Школа эко-жизни», распечатать анкеты, вырезать макеты следа человека, учитель рассчитывает свой экологический след, с помощью творческой группы проводится анкетирование учащихся трех школ, вычисляется среднее значение экологического следа по каждой школе.

Планируемые результаты согласно ФГОС:

Личностные

Метапредметные

Предметные

проявление эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме

проявление творческого отношения к процессу обучения

формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Познавательные

- умение работать с разными источниками биологической информации

Регулятивные

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью

умение выполнять учебное действие в соответствие с планом

Коммуникативные

- умение формулировать высказывание

умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Ход занятия:

1. Мотивационный этап занятия – организация начала занятия (актуализация, определение учащимися темы и цели занятия).

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, сегодня мы с вами проведем нестандартное занятие. Вас уже можно назвать юными экологами. Пусть сегодня наша с вами встреча будет интересной и занимательной.

Актуализация.

Газета The Guardian опубликовала выдержки из отчета WWF (World Wild Foundation), из которого следует, что при нынешних объемах потребления ресурсов человечеству к 2030 году потребуется еще одна планета. По данным WWF, человечество ежегодно использует на 30 % больше природных ресурсов, чем может восстановить экосистема Земли. Верите ли в то, что действительно к 2030 году мы исчерпаем все ресурсы планеты? (учащиеся высказывают свое мнение: часть согласна, есть и те, кто в это не верит).

Слайд 2 презентации к занятию

Определение темы занятия.

Очень хорошо. Вы высказали своё мнение. Давайте, вместе определим тему занятия. Ребята предлагают тему занятия, им подсказывает титульный слайд к занятию и услышанная информация, учитель помогает скорректировать тему. Итак, тема нашей встречи «Школа эко-жизни. Экологический след».

Определение цели занятия на доске.

Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия? Ребята предлагают свои варианты, учитель выслушивает, корректирует.

Итак, цель нашего занятия: знакомство с понятием экологического следа и поиск путей его уменьшения, чтобы сохранить ресурсы нашей планеты.

Что такое экологический след.

Слайд 3 презентации к занятию

А вы когда-нибудь слышали понятие "экологический след"? (ребята отвечают)

Термин "экологический след" предложен Уильямом Ризом в 1992 году. Это условное понятие, с помощью которого можно определить, сколько ресурсов биосферы потребляет страна, город или каждый отдельно взятый человек. Если говорить по-научному, это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов и переработки отходов. Измеряется "экологический след" не метрами, не килограммами, а целыми гектарами.

Слайд 4 презентации к занятию

По данным WWF, уже в конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га. Если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы 5,3 условных планеты Земля.

Слайд 5 презентации к занятию

Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).

Слайд 6 презентации к занятию

А средний житель Мозамбика - всего 0,7 га.

Слайд 7 презентации к занятию

Средний «экологический след» в 2005 году одного жителя Земли покрывал 2,7 га.

Слайд 8 презентации к занятию

Тогда как планета способна предоставить каждому человеку лишь около 2,1 га.

Слайд 9 презентации к занятию

Дело в том, что люди расходуют за девять месяцев столько, сколько Земля сможет вырабатывать только за 12 месяцев. Следует отметить, что с 2001 года своеобразный «перерасход» ресурсов отнимал по три дня от года в целом, и вот мы пришли к теперешней пугающей цифре. Печальный прогноз, в частности, касается воды, лесов и рыбы.

2. Практико-деятельный этап.

2.1. Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой.

А сейчас я представляю командиру творческой группы, которая выполняла специальное задание к нашей встрече. (Выступает ученик-командир творческой группы)

Наша творческая группа осуществила мини-проект. Провела анкетирование среди учащихся 10-11 классов трех школ, затем вычислила среднее значение "экологического следа" по каждой школе, полученные данные внесла в таблицу. Полученные результаты перед вами. Как видите учащиеся нашей школы оставляют больший экологический след, чем школа № 10 и гимназия № 9.

Слайд 10 презентации к занятию

2.2.Расчет экологического следа (онлайн, анкета).

Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы? Это можно сделать с помощью специального калькулятора, размещенного на сайте WWF или с помощью анкеты. Сейчас каждый из вас произведет расчет своего экологического следа с помощью анкеты (приложение 1). (Учитель к интерактивной доске вызывает 1 самого смелого, который выйдет в Интернет и проведет расчет экологического следа непосредственно с сайта). Методика расчета основана на оценке потребления товаров, услуг и энергии.

Слайд 11 презентации к занятию

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста.

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа. (Учитель, совместно с ребятами творческой группы помогает тем, кто запутался в расчетах).

2.3. Сравнение полученного результата с другими.

Итак, давайте посмотрим какой же экологический след оставляем мы с вами. Сейчас на макетах человеческого следа (приложение 2) маркером напишите данные, которые у вас получились. (Учитель раздает макеты следа человека каждому ученику).

Выходите все сюда, к доске и давайте построимся по рейтингу (ребята выстраиваются по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге (мой след, Лилия Константиновна - 1.4 га).

Какие хорошие итоги. Результаты расчета экологического следа кружковцев таковы, что такое количество природа может обеспечить для нас! Очень хорошо! Если бы все жили также как и мы, нам потребовалось бы 0,7 га планеты Земля.

2.4. Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след».

Сейчас работаем по группам. Подумайте и предложите, что мы могли бы сделать, чтобы уменьшить давление на природу Земли и уменьшить свой экологический след (ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты). В это время учитель выходит в Интернет по ссылке http://wwf.ru/resources/footprint/tips).

А теперь давайте проверим, верны ли наши идеи. (Учащиеся подходят к интерактивной доске и нажимают на понравившийся листок, читают идеи, которые ранее были предложены другими людьми и размещены на сайте WWF) Как мы собираемся уменьшить свой экологический след https://sites.google.com/site/sohranimenergiuzemli/nasi-akcii/pervyj-etap/kak-umensit-svoj-ekosded/kak-ty-sobiraessa-umensit-svoj-ekosled.