Так уж сложилось, что для многих учеников школа – прежде всего запрет своеволия игры, насилие, принуждение, фабрика штампов и стереотипов. Для детей характерна способность полно проживать каждый момент «здесь и сейчас», и это подчас является причиной упреков со стороны взрослых. Между тем необходимо со всей серьезностью относиться к сиюминутным заботам растущего человека, уважая и понимая трудности его взросления. Не сможет стать ни другом, ни учителем своего ребенка тот взрослый, который полностью утратил детское и живет лишь завтрашними целями, как бы ни были эти цели разумны и достойны с точки зрения научной педагогики и психологии.
В учебниках подробно расписаны задачи физического, трудового, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания, но исчерпывается ли этим перечнем совместная жизнь ребенка и взрослого? К счастью, жизнь семьи строится не по учебникам. Ненамеренно, по интуиции, многие родители отказываются от педагогики, которая, ориентируясь на будущее, не учит радоваться настоящему. Забота взрослых о детях становится неэгоистической заботой о себе, о собственном человеческом становлении.
Ребенок переступает порог школы. Он знает, что проучится как минимум восемь лет, настроен стараться, но не все же время без передышки! Школа – прежде всего социальный институт, где направление будущего заявлено четко и требовательно.
Серьезные, взрослые школьные требования желанны практически всем детям, а трудны для всех без исключения в силу противоречия взрослости и детскости.
Как бы ни различались дети в их первом «первое сентября», в одном они схожи: в это время для них всех будущее распахнуто во всей своей пленительной и грозной неизвестности и неизбежности. Первые дни школы трудны для всех без исключения детей, ведь для них резко изменяется уклад жизни, режим дня, обстановка, окружение.
Множество вопросов и сомнений одолевают только что пришедших в школу детей.
Как сидеть за партой, как встать, как идти к доске, что должно лежать на парте, куда смотреть, когда и что можно говорить… Может, дети не замечают объективных трудностей начала школьной жизни? Да, малыши не осознают неполадок в своей жизни, не задумываются о том, что былая гармония отношений с миром нарушена, а новая еще не найдена. Как помочь ребенку в эту пору душевного разлада и энтузиазма? Благополучный переход на новый этап жизни, следующую ступень психического развития предполагает не возврат к прошлому, а построение новой, собственно школьной гармонии отношений ребенка и взрослых. Понятно, что дома никто из детей не живет по школьному правилу «если не сказано, что можно, значит, нельзя», да и цена домашних «можно» и «нельзя» иная. Но в ту область домашней жизни, которая связана со школой, необходимо внести четкость школьных правил с самого начала, предупреждая нежелательные формы поведения. Недооценка возрастных возможностей ребенка столь же вредна для его развития, как и их переоценка. Не надо его собственные школьные дела делать за него, не надо от ребенка требовать и полной самостоятельности и ответственности. Ребенок вступил в возраст законопослушности и правилосообразности. Это вовсе не означает, что ребенок по мановению волшебной палочки станет всегда и во всем послушным. Послушание младших школьников связано не с отказом от озорства, а с особой ценностью для школьника правил и норм. Как быстро и как успешно ребенок приспособится к новым условиям, во многом зависит от родителей. Но в итоге новая гармония будет достигнута тогда, когда ребенок убедится, что школа отвечает его ожиданиям.
Как оценивают ученики свою первую четверть? В целом ответы можно разделить на две группы, и ответы будущих отличников и будущих неуспевающих существенно различаются. Будущие отличники осуждают нарушение школьных правил, а ценят учебное содержание школьной жизни. Будущие троечники, напротив, выделяют несущественные компоненты. Еще один критерий – отношение к математике и русскому языку. Успешные в будущем дети выделяют эти предметы как основные и проявляют к ним повышенный интерес. Детей, которые стремятся в школу ради знаний, мало даже среди успешных учеников. Мотивы, побуждающие детей учиться, могут быть самыми разными, мало связанными с сутью обучения. Общность глубинных интересов и ценностей учения детей и их родителей является законом почти без исключения. Иногда бывает так, что на уровне рассудочных наставлений ребенку вменяется познавательная ценность учения, а на эмоциональном уровне выдается совершенно другое.
Школьные требования не многим однозначней родительских. Большую роль играет здесь личность учителя, его предпочтения и педагогические методы. В программе общеобразовательной школы заявлены ценности, которые с трудом поддаются количественной оценке. Как оценить гражданские качества, познавательный интерес?
Все школьные правила можно разделить на три группы:
- Дисциплинарные правила
- Навыковые правила
- Правила мышления о законах математики и лингвистики, а позднее – истории, биологии, литературы, физики.
Трудности в соблюдении правил послушания коренятся в дошкольном детстве и отсутствуют у редких детей. Трудности понимания - новые, школьные трудности, связанные с возрастающим значением теоретического мышления. Часто родители ориентируются лишь на оценку, а не на способ действия ребенка, и упускают момент, когда теоретическое мышление становится необходимым.
Человек, умеющий учиться, точно знает свои возможности, и свою ограниченность.
Сталкиваясь с задачей, вызывающей затруднения, такой человек ищет возможности расширить свои способности. Он фиксирует свои ошибки и не отмахивается от них.
Задача школы – учить учиться, а для этого недостаточно того, что ребенок повторяет слова взрослого и подражает его действиям. В основном дети не умеют отличить свою точку зрения от очевидных, внешних факторов. Иногда такой эгоцентризм проявляют и взрослые, не замечая, что ребенок отличается от них качественно, а не только количеством знаний и умений. Ребенок умеет учиться, если:
- понимает, что он чего-то не понимает и не может,
- умеет отделить новую задачу от старой,
- отличает вопрос, на который можно дать моментальный ответ, от вопроса, требующего новой информации,
- не просто говорит о своем незнании, а объясняет причину своих трудностей.
В обыденном сознании часто смешиваются две вещи – уметь учиться и уметь делать что-то конкретное, например, читать. Таким образом, можно свести цель уроков чтения к практическим навыкам чтения. Между тем есть другая немаловажная задача – ввести ребенка в теорию письменности. Самым действенным путем вовлечения ребенка в теорию письма и чтения являются познавательные игры и игры, связанные с самостоятельным конструированием и усовершенствованием русской письменности. Один из способов развития познавательного интереса – знакомство с популярной литературой в младшем школьном возрасте. Как все новое, это занятие начинается в сотрудничестве со взрослым.
Бывает так, что ребенок, проявляющий живой интерес к занятиям дома, жалуется на скуку на уроках. Это очень серьезный симптом, означающий, что ребенок не приучен систематически работать. Такие дети могут быть прекрасно развиты, но в школьных условиях начинаются конфликты: ребенок жалуется на скуку, учитель – на леность и рассеянность ученика, родители – на непедагогичность учителя.
Неуспевающий ученик – не всегда двоечник, не выполняющий минимальные требования. Часто неуспеваемость является результатом того, что ребенок занимается не в полную силу. В младших классах дети редко оказываются на краю незнания, и это связано с интеллектуальной гиперопекой. А ведь задачи, требующие нетривиальных решений, совершенно необходимы. Начиная обучение, каждый ребенок рассчитывает на то, что все будет отлично, потому что он постарается. Символ отличной жизни – отличная отметка.
И вроде бы отличниками могут стать все, но… Далеко не каждое деяние оценивается по пятибалльной системе. Поэтому необходимо соблюдение техники оценочной безопасности.
- Правило первое: не бей лежачего. Неудовлетворительная оценка – уже достаточное наказание.
- Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, не надо делать много разноплановых замечаний.
- Правило третье: единовременно заниматься ошибками только одного рода.
- Правило четвертое: хвалить исполнителя, а критиковать исполнение.
- Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его прошлыми неудачами.
- Правило шестое: не стоит скупиться на похвалу.
- Правило седьмое: выделять в море ошибок островок успеха.
Правило восьмое: ставить перед ребенком реальные задачи.
Для того, чтобы все обозначенные правила были действенными, необходимо, чтобы ребенок являлся соучастником собственной оценки.
Детские неудачи часто оказываются не причиной, а следствием родительских разочарований. Это происходит, когда родительские притязания основаны на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах собственных надежд неминуемо становится для детей источником страдания, неудач, потери уверенности. Нормальный ребенок должен протестовать против того, что родительская любовь направлена не на него, а на некий идеал, на который ребенок, может, и не хочет походить. Некоторые дети, попадая в ситуацию завышенных требований, могут совершенно пасть духом, забросить учебу.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно ответить на следующие вопросы:
- Что конкретно вы добиваетесь от ребенка?
- Почему вы добиваетесь этой цели?
- Предъявляете ли вы такие же требования себе и близким?
- Хочет ли ваш ребенок того, что хотите вы?
- Может ли ваш ребенок достигнуть намеченной цели?
Общее дело ребенка и взрослого – познание себя и другого, каким бы ни был предмет их сотрудничества. А зачастую педагогические усилия родителей вырождаются во внешние дела. Хорошо будет учиться тот ребенок, родители которого открывают его тетради, чтобы понять, какие трудности он испытывает. Основная часть учебных трудностей является следствием родительских упущений в дошкольном возрасте. Спохватываясь слишком поздно, родители перегружают ребенка.
Источник: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8295.php