Школьный этнографический уголок
Данные об авторе:
Имя: Аркадий
Отчество: Александрович
Фамилия: Чирков
Место работы: МКОУ ООШ д. Мари-Ошаево Пижанского района Кировской области
Звание, степень: нет
Адрес: д. Мари-Ошаево ул. Северная д.7 кв. 1 Пижанского района Кировской области
Телефон: 83355 6-31-58, 8-922-911-18-27
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ЭТНОГРАФИЧЕКСКОГО УГОЛКА
В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЧИРКОВА АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
МКОУ ООШ д. М-ОШАЕВО ПИЖАНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Апрель 2012 года
В одной из школ учитель попросил учеников назвать имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек. Из класса выполнили задание лишь двое девочки - близняшки. Они были беженками из Армении, плохо говорили по-русски, но знали имена не только бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек. Вам знаком такой эпизод? Думается, что это свидетельствует о состоянии нашего общества: мы не помним своих корней, оторваны от культурного наследия, не осознаем необходимости бережного отношения к окружающему. Актуальная проблема современного общества - отсутствие чувства Родины у многих жителей России. Нельзя сказать, что этой проблемой не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать, сформировать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить воспитанность, сформировать уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Важную роль комплексного обучения «локальных точек» - сел, городов – была осоздана в России давно. В начале XX столетия такое изучение обозначили термином краеведение. В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. По словам Д. Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины. Знание и понимание природной, социокультурной специфики своего села, города, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогают каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире, способствует осмыслению и систематизации знаний о своей малой родине, создает условия, при котором ребенок сможет применять и углублять знания, умения оценки в активной самостоятельной деятельности.
В изучении краеведения большое значение имеет музей школы. Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживаем сегодня, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Школьный музей - единственная школьная общественная структура, устоящая в период социальных потрясений в стране. Я назвал бы его системой, строгой организационной структурой, имеющей свое направления и программой патриотической направленности, объединяющий детей в одно целое в развитии гражданско-патриотических качества личности.
В нашей школе хранителем истинных ценностей и трагедий является этнографический уголок, где созданы определенные условия не только для образовательного, но и воспитательного процесса. Когда мы начали создавать этот уголок (это было в 1982 году) определились – какого качества «продукт» мы хотели иметь. Имею в виду идейный замысел профиль уголка (исторический), какое содержание и педагогическое воздействие музейной экспозиции, необходимо для повышения воспитания и образования учащихся. Вместе с администрацией школы нашли рациональный подход, определить этапы (подготовка и анализ данных, разработка конкретных мероприятий и план развития уголка на определенный период, конечно помещение и организатора). А потом уже - актив краеведческого уголка. С учетом того, что собранные и собираемые материалы являются историческими, могут быть использованы для познания прошлого человеческого общества, мы создали шесть разделов:
I. История школы.
II. История села.
III. Село В годы Великой Отечественной Войны.
IV. Крестьянский уголок.
V. Технологические средства обучения, применяемых в школе разное время.
VI. Спортивная жизнь школы.
VII. Марийский народ в финно- угорском мире
Комплектование фондов – один из видов деятельности уголка, главная функция которого – накапливать социальную информацию, документально подтверждать развитие своего края и культуры. Это, я считаю фундаментом деятельности уголка ( это комплекции, фотографии, письменные источники, документы и другие). Видами работы в школе можно назвать народу с самой традиционной экскурсионной формой - кружки, конкурсы вечера, определенные исследовательские, поисковые работы.
Ребята школы на экскурсии
этнографическом уголке
(учитель Чирков А.А. ознакамливает с экспонатами раздела)
Сегодня я хочу остановиться только на одном разделе краеведческого уголка « Село в годы Великой Отечественной войне» и как этот раздел используется на уроках исторического краеведения. Главное направление этого раздела – формирование патриотизма, военно-патриотического воспитания т. е человека, преданного своему Отечеству, своему народу, воспитание человека, старающего сделать что – то на благо своего Отечества.
Учитывая понятие военно - патриотическое воспитание не только лишь формирование у человека любви к армии, а это база связана с государственными и общественными структурами, историей войн и вооруженных конфликтов старается формировать у учащихся любовь к Родине, уважение законности и правопорядку, ответственности за выполнения конституционного долга и осознания своей обязанности защищать Отечество.
Раздел уголка «Село во время войны»
Как увлекаем мы обучающихся? Создаем мотивацию для обучающихся:
раздел имеет достаточно обширный материал:
- данные об участниках Великой Отечественной войны, ушедших на фронт, количественный состав, как из всего сельского поселения, так и по деревням, убитых, вернувшихся, награжденных боевыми наградами;
- боевые награды, удостоверения, подтверждающие подвиги; - фронтовые фотографии;
- послевоенные данные, подтверждающие мирные подвиги;
Существует коллекция фотографий, показывающая историю создания памятника воинам-односельчанам ( кстати каждый год учащиеся школы пишут сочинения на тему «История памятника» на уроках литературы.)
Материалы, собранные учащимися школы
(медали, ордена, удостоверения, воспоминания участников войны)
Очень важным источником мотивации является капсула с именами земляков ушедшими на фронт, которая осталась в школе после того, как убрали монумент воинам – землякам, потом был воздвигнут памятник. Работа не только на уроках исторического краеведения интересуются с этим списком, но и посетители, родители. После выхода «Книги Памяти» наши ребята анализируют данные, находят где похоронены их родные и близкие.
Идет работа по ознакомлению с павшими воинами павшими в боях за Родину
Учащиеся школы в этом разделе привлекает данные о жизни односельчан в тылу, а именно на территории сельского поселения. Собран определенный материал под рубрикой «Дети войны» (этим увлекались бывшие учащиеся - Русинов Стас, продолжила Ельмакова Надежда)
Ознакомление учащихся школы с собранным материалом по теме «Дети войны (Ельмакова Надежда)». Открытый урок по теме « Участники войны – жители нашего поселения»
Неотъемлемой частью данного раздела является рубрика «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны» *****
Не только мужчины защищали Родину, но и женщины. Мы бережно храним данные об удивительной женщине. ******
Албахтина Марина Павловна – единственная участница ВОВ
С каким удовольствием часть учащихся ведут альбом « Солдатские вдовы»*****
Здесь содержаться материалы о солдатских вдовах нашего сельского поселения.
Учащиеся школы изучают данные из этого альбома для дальнейшего дополнения.
Всем понятно, что работа требует много времени, как это мы успеваем в этом, когда на краеведение отводится всего 0,5 часа. Перед началом учебного года мы с учащимися составляем план и каждый по желанию выбирает свое направление.
Считаю, что очень важный момент, когда взаимодействуют дети и взрослые, родители, ветераны. Где каждый листок и каждый предмет прошли через руки и сердца детей, где каждый подвиг и каждое событие будет взывать к чести и вести к благородству.
В этом же разделе мы продолжаем работу по ознакомлению учащихся с жизнью и подвигами наших выпускников: воинами – афганцами, участниками Чеченской (странной) войны. Так же перед началом учебного года ребята на уроках исторического краеведения определяются сроками и дополняют материал.
Материалы о воинах-афганцах, собранных в этнографическом уголке.
Фотографии и материалы об участниках боевых действий в Чечне.
Фотография выпускника школы Егорова С.В. (1995 г.)
Фотография выпускника школы Чиркова А.А. (2000 г.)
Служба в Вооруженных Силах являются священным долгом каждого гражданина, это и сейчас важный смысл для наших юношей т.к. есть нам с каждого брать пример: это выпускники школы: подполковник Чиванов В.Я., полковник военно-космических сил Ошаев Н.И. , приезжают в школу, организуем встречи.
Выступление нашего земляка перед учащимися школы, полковника военно-космических сил Окашева Н.И. (2010 г.)
По вопросу уважения к законности и правопорядку тоже собран материал о наших выпускниках школы. Примером этого служит выпускник школы Чиванов Виктор Ильич бывший воин-интернационалист, сейчас начальник милиции Лебяжского РОВД, подполковник, начальник ГИБДД Советского РОВД Албахтин Л.И., подполковник, начальник общественной милиции г. Нефтеюганск Тюменской области, подполковник Туруев С.В. и многие другие.
Военно – патриотическое воспитание должно быть приоритетным направлением государственной политики и сферы физической культуры и спорта. В этом направлении проводится определенная работа. Учащиеся школы оформили уголок в разделе «Спортивная жизнь» посвященная мастеру спорта СССР по биатлону Муравьеву Вячеславу Изотеевичу.
Еще одним направлением военно – патриотического воспитания в школе является - воспитание на примере жизни и деятельности писателя – земляка Красноперова Алексея Федоровича, народного писателя республики Марий Эл, заслуженного работника культуры, который учился в нашей школе, потом работал учителем, в годы Великой Отечественной Войны защищал Родину. Его произведением «Дальние зарницы» свидетельствует о подвиге советского народа в ВОВ. В свое время учащиеся писали сочинение в выпускных классах.
Что касается воспитательной работы в этом направлении, хочу отметить, что она тоже носит системный характер. Совместно с классными руководителями даем задания по темам: что беречь, что изучать, что чтить и чем гордиться молодому поколению. Это не только изучение учебных пособий, книг по военно – исторической теме, проведение научных конференций, встреч, конкурсов, но прежде всего активное участие самих школьников в военно – патриотической работе, их конкретный вклад в дело сохранении памяти защитников Отечества, шефская помощь инвалидам и участника войн.*****
Во время различных мероприятий по данному направлению: посещение ветеранов учащимися, конференции, празднование Дня Победы в разные годы.
Посещение краеведческого уголка
Заместителем Председателя правительства Кировской области
Галицких А.А. 10. 05.2012
Чего мы добились в вопросах обучения и воспитания в целом по школе:
считаем, что поставленной работой по этому направлению внесли определенный вклад в дело воспитания школьников, поскольку вызвала у детей чувство уважения к ветеранам и их боевым подвигам во имя Родины; чувство гордости за боевую историю родного села и желание заботиться о представителях славного поколения победителей, подготовили в учащихся становление и патриотическое видение мира. Уверены, что деятельность раздела уголка взаимодействует с сегодняшним миром людей, ибо только в этом случае оно будет давать духовные силы, обогащать жизненные интересы и помыслы, способствовать появлению новых мотивов социально значимой деятельности.
Мы сегодня можем гордиться и выпускниками школы, которых я называл в ходе выступления, о положительных результатах военно-патриотического воспитания показывают и участие наших выпускников в афганской войне и чеченской компании ( капитан Унженин В.Е. участник первой чеченской компании, раненый двое суток находился под обстрелом не оставил поле боя). Наши выпускники не считают что служба в армии – это унижение, а наоборот честью.
Пибаев Дима выпускник школы, после службы в армии выбрал профессию-защищать Родину
Сегодня он несет службу на военном корабле в составе Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны в Новороссийске. Настоятельно рекомендует учащихся школы воспитывать в себе дисциплинированность, физическую выносливость и мужество
Давали нашим выпускникам и путевку в Суворовское училище. Сейчас многие ребята поступают и в кадетские классы. . Одинцов Владислав поступил в пограничное училище города Анапы Краснодарского края. Выпускница 2011 года Чельникова Татьяна обучается в кадетском классе города Кирова.
Много лет в нашей школе нет нарушений со стороны учащихся установленных законов, не стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Вместе с тем существуют и определенные проблемы.
необходимо расширить помещения под уголок, не хватает мест для размещения экспонатов;
для оформления не хватает материалов из-за недостаточного финансирования школы.
Перспективы:
1. не ограничивать работу уголка в рамках поселения (есть перспектива и стремления участвовать в поисковой работе);
2. организация экскурсий по местам боевой славы.
3. Учащиеся школы - победители районного конкурса «Славы отцов будьте достойны» с 2000 г. т.е. 10 лет (под руководством учителя ОБЖ);
4. Ребята нашей школы участники и призеры областного этапа «Славы отцов будьте достойны»;
5. Традиционным является ежегодные месячники оборонно-массовой работы.
Все это то, что мы накопили определенный материал, умелое применение их как на уроках краеведения, так и воспитательной работе дают право говорить о том, что история родного края является взаимосвязью с историей страны, способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных исторических категориях и явлениях, а так же интернациональному воспитанию молодого поколения.
Ну последнее, посмотрев фильм по телевизору обратил слова одного героя « Ребята, пора возвратиться к истокам». Он имел в виду переезжать жить из города в село, поднимать культуру, строить школу, воспитывать детей, не забывать своих предков. И действительно, давайте поможем молодому поколению возвратиться к нашим истокам. О том что работа в этом направлении идет не один год подтверждают данные районной газеты «Сельские вести»
Используемая литература
Веряскин А. Викторина на патритотичесукю тему «Поле русской славы». Сельская школа – 2003 .-1-.с.23 (К Дню защитника Отечества.
Патриотическое воспитание современнолй школе // воспитательная работа в школе . 2005 .-№4- с. 29
Пугачева, Т.А. Школьный музей: методика организации и работы / Т.А. Пугачева . // биология : газ. Издательского дома «» Первое сентября»-2006. -N5С. 42-45.
Соколова Е.А. Использование материалов школьных музеев на уроках истории. / Е.А. Соколова // Образование в современной школе . 2005.N 4.- С 12-13
Сюньков В. Организация работы школьных музеев ./ В. Сюньков // ОБЖ-2002.N17.
Чернова М.Н. Школьных музей военной истории / М. Н. Чернова. // Преподавание истории в школе. 2002.N6.-С 59-63.-ISSN 0132-0696.
Сейненский А.Е. Знаешь ли ты свой край?: Обобщающие задания. // Открытая школа.2003.-№6.-с.60-63.
Рыньков В.В. Направление краеведческой работы в сельской школе //Директор сельской школы – 2009.-№2.-с.39
Лизинский В.М. Еще раз о музеях, патриотизме и военно-патриотической работе // ЗДВР.-2008.-№5.-129.
СПАСИБО.