12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Машкина Оксана Александровна36

 Обзорная экскурсия по музею «История авиации»

школы № 51 города Ижевска

Школьный музей «Истории авиации» приветствует гостей, которые интересуются прошлым и настоящим своей страны.

Наш музей был открыт 6 мая 1965 года. Организатором музея стала Пупышева Тамара Андреевна – учитель физической культуры и трудового воспитания нашей школы. В 2020 году музею исполнится 55 лет. Сначала у музея не было своего места. Экспонаты размещались в коридорах школы, на лестничных пролетах. Но вскоре экспонатов стало так много, что им не стало хватать место в коридорах, и для них выделили целый класс!

Приглашаем Вас в путешествие по школьному музею «История авиации».

Первая экспозиция музея называется «История развития авиации в Удмуртии». А что значит слово авиация?

Авиация – это понятие, связанное с передвижениями по воздуху летательных аппаратов, которые тяжелее воздуха.

Eщё в дрeвниe  врeмeнa, люди мeчтaли  пoдняться  в  вoздyх  и нayчиться лeтaть, пoдoбнo птицaм. А что было первым летательным аппаратом?

Дo пoявлeния сaмoлётoв и вeртoлётoв сaмым прoстым спoсoбoм сoвeршить  пoлёт  былo испoльзoвaниe лeтaтeльных aппaрaтoв лeгчe вoздyхa — вoздyшных шaрoв. Первыми пассажирами воздушного шара были – овца, утка и петух. А человек полетел на воздушном шаре 237 лет назад.

 Первый самолет оторвался от земли только 117 лет назад.

Как Вы думаете, сколько длится полет на современном самолете от Ижевска до Москвы?

Всего два часа. А ведь всего 86 лет назад в нашем городе не было ни аэропорта, ни самолетов, ни пилотов!

Как же все начиналось?

В 1934 году в Ижевске началось строительство площадки для полетов. На окраине города у деревни Пирогово выкорчевали кусты, построили ангары для планеров.

Советские люди понимали: стране нужен воздушный флот. На постройку самолетов трудящиеся Удмуртии собрали 200000 рублей и на эти деньги приобрели 4 самолета ПО-2 (учебный самолет, назван по имени его конструктора Николая  Поликарпова) и 7 планеров. Перед вами уникальные фотографии самых первых самолетов, построенные на средства рабочих города Ижевска. Создавая учебный самолет, Николай Поликарпов даже не предполагал, что в годы войны ПО-2 станет ночным бомбардировщиком!

В 1935 году был открыт аэроклуб в Воткинске. На фотографиях первые летчики-инструкторы Ижевского аэроклуба, а здесь вы увидите учебники для подготовки летчиков. Этим учебникам уже 85 лет. А вот такие пилотские свидетельства получали выпускники летной школы. Они давали разрешение на управление самолетом. Это подлинные вещи братьев Колгановых, которые передала в музей их родная сестра - Зоя Алексеевна Колганова.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В Удмуртии формируются летные полки: 689, 690, 695, 697 и 34-й авиационный полк, который оборонял столицу нашей Родины – Москву.

С особой ценностью хранятся в нашем музее предметы - участники Великой Отечественной войны: лопатка саперная, труба помповая, мешок для парашюта, котелок солдатский, мина осколочная и другие фрагменты оружия. Это предметы передали в музей участники войны и их родственники.

В следующей коллекции представлены предметы быта 1930-1940-х годов 19 века: телефон, патефон, репродуктор.

Патефон – механическое устройство для проигрывания пластинок. В мирное время люди любили слушать музыку из патефона и танцевать под нее. Были патефоны и на войне. Вместе с боеприпасами, пушками и танками их выпускали на заводе в Москве, и они тоже шли на войну. В редкие минуты отдыха бойцы слушали музыку, мечтая о мире и окончании войны.

Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…«Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...» (звучит фонограмма песни).

С песней не расставались на нелёгких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяя надежду. 

Этот экспонат называется – репродуктор. Это устройство для громкого воспроизведения звука. Его называли в народе «черной тарелкой. Он стал символом войны. Ведь других возможностей узнать новости у людей в годы Великой Отечественной войны не было.

Через репродукторы передавали сводки с фронта, репортажи военных корреспондентов, читали письма бойцов с фронта, письма для бойцов, передавали музыку и читали стихи. Репродукторы поддерживали боевой дух людей, давали веру в Победу над врагом. Также они передавали сигнал военной тревоги (звучит фонограмма фрагмента сводки с фронта).

В годы Второй мировой войны боевая авиация стала одной из главных ударных сил. Несмотря на то, что в первые часы войны почти 900 советских самолетов были сожжены врагом на аэродромах, СССР удалось в короткие сроки выбиться в лидеры по количеству авиатехники. 

Наши пилоты наводили ужас на фашистов. Среди летчиков Великой Отечественной войны было немало выпускников Ижевского и Воткинского аэроклубов. Звания Героя Советского Союза удостоились 22 выпускника ижевского аэроклуба.

Следующая экспозиция музея  посвящена герою Советского Союза, выпускнику Воткинского аэроклуба Василию Михайловичу Михайлову.

Василий Михайлов родился 10 января 1921 года. Как вспоминали позднее его родственники, он был веселым, добрым, ласковым, дисциплинированным. Серьезно относился к учебе, занимался в кружках, был физически сильным.

Сохранилась фотография Василия Михайловича из пионерского лагеря. На фотографии 1933 года Вася стоит в первом ряду вторым с барабаном в руках.

Перед вами макет дома, в котором родился летчик Михайлов, его выполнили ученики нашей школы.

Закончив 7 классов школы № 15 города Воткинска, Василий поступает в школу фабрично-заводского обучения, по окончании которой начинает работать слесарем на машиностроительном заводе. Одновременно с учебой в заводской школе, посещает занятия в аэроклубе.

В 1939 году, как один из лучших учеников, поступает в Пермскую военно-авиационную школу пилотов по специальности летчик-инструктор.

В 1940 году пребывает в воинскую часть, в которой начинает учить летному делу молодых бойцов.

Известие о начале войны застало его на брянской земле. Он хотел пойти на фронт, но добился этого только в 1942 году, потому что нужно было учить летному делу будущих летчиков.

Летчик Михайлов свой первый боевой вылет совершил на Северном Кавказе, где начал служить в составе 672 штурмового авиационного полка.

Василий Михайлович воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию.

Он отлично владел самолетом, ему поручались самые ответственные боевые задания. Дисциплинированный, честный, смелый, Василий Михайлович был уважаем в полку. На стенде фотографии, на которых он вместе с однополчанами.

В письмах домой, Василий Михайлович писал: «Я буду биться так, что вам не будет стыдно за своего сына и брата».

За боевые заслуги летчик Михайлов получил 17 благодарностей от Верховного Главнокомандующего, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского. Звание Героя Советского Союза получил 4 февраля 1944 года. За короткий срок от рядового летчика он дослужился до заместителя командира 672 авиаполка.

19 ноября Василий Михайлович поднял группу Илов на боевое задание. Зенитный снаряд врага разбил его самолет. Летчик выполнил задание, ему удалось дотянуть свой самолет до аэродрома. Раненый в голову, он скончался в госпитале и был похоронен в Белграде на братском кладбище.

Вот фотография могилы Василия Михайлова в Белграде. А бюст Героя Советского Союза, который находится перед вами, изготовлен на средства, которые заработали ученики нашей школы, собирая металлолом и макулатуру.

Ежегодно в начале ноября на традиционную «Неделю мужества», посвященную памяти Василия Михайлова, приезжали ветераны 672 штурмового авиационного орденов Суворова и Кутузова полка. Они привозили в дар музею свои личные вещи. К сожалению, их уже нет в живых, но в разделе экспозиции «Боевой путь 672 штурмового авиаполка» можно увидеть фотографии летчиков, предметы их обмундирования. Уникальным экспонатом является боевой листок, выполненный и подаренный гвардии полковником Иваном Ивановичем Дмитренко.

Боевая деятельность 672 штурмового авиаполка началась 1 февраля  1942 года на Южном фронте, а закончилась в Австрии.

В полку геройски сражались с врагами летчики из разных уголков нашей страны. Рассказы о своих боевых товарищах Григорий Григорьевич Черкашин и Николай Константинович Борисов напечатали на пишущей машинке и собрали в книгу воспоминаний, в которой более тысячи страниц.

Благодаря этой книге, которая хранится в нашем музее, мы знаем о судьбе и подвигах летчиков 672 авиаполка.

За годы войны полк воспитал десять Героев Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями.

Ветеран 672 штурмового авиаполка Григорий Григорьевич Черкашин написал в своих воспоминаниях: «Мы, ветераны, верим, что передаем в надежные руки эстафету. На примерах наших однополчан будет воспитываться новое поколение людей, беззаветно преданных Родине».

Герои есть и в современное время. Выпускник нашей школы Владимир Собин отдал жизнь за нашу Родину при выполнении служебного долга в Чеченской Республике.

В школьном музее есть экспозиция, посвященная истории школы и Владимиру Собину.

Володя начал учиться в нашей школе с 9 класса, так как в поселке Машиностроителей была школа олимпийского резерва по биатлону, в которой он занимался.

Классный руководитель Владимира, Агнесса Григорьевна Дивлекеева вспоминала, что он сразу подружился с одноклассниками, был общительным, ответственным, хорошо учился.

Посмотрите, в какой школьной форме ребята тогда учились. Владимир, как и другие ребята того времени, был сначала пионером, носил на шее красный галстук, в старших классах вступил в комсомол. Вы видите атрибуты пионерской и комсомольской организации: барабан, горн, знамена, значки. Вот такие газеты и журналы тогда выписывали для ребят в каждой семье.

Владимир окончил школу в 1989 году и стал работать токарем на заводе «Ижмаш». В армии служил в военно-воздушных войсках. После службы в армии поступил на службу в отряд милиции особого назначения. За службу был награжден нагрудным знаком «Отличник милиции» и Почетной грамотой МВД Удмуртской республики.

Первая служебная командировка в Чеченскую республику длилась один год. В 1999 году вторая командировка, но из нее Владимир уже не вернулся.

4 февраля 2020 года, когда группа наших милиционеров направлялась для несения службы, на них напала группа боевиков. Во время боя, прапорщик милиции Владимир Александрович Собин с риском для жизни отражал огнем нападение боевиков, прикрывая вынос раненых бойцов. Нападение было отбито, боевики уничтожены, но Владимир получил смертельное ранение в голову. В этом бою погибли Востриков Владимир Иванович и Токарев Константин Васильевич. За мужество и отвагу бойцы награждены Орденами Мужества, посмертно.

Перед вами вырезки из газет, фотографии, детский рисунок Владимира, кобура и свисток. Эти ценные вещи передала в наш музей Галина Михайловна, мама Владимира.  

​​​​​​​Каждый год, 4 февраля ученики школ, в которых учились сотрудники ОМОН, погибшие при выполнении служебного долга, участвуют в спортивных соревнованиях памяти бойцов, проводимых на базе ОМОН. Ученики нашей школы всегда занимают призовые места в этих соревнованиях. Перед вами грамоты наших учеников.

На экскурсии мы познакомились с историей Ижевского и Воткинского аэроклубов, узнали о героях Великой Отечественной войны, о сотрудниках ОМОНа, погибших, защищая нашу Родину.

Прошу почтить память погибших минутой молчания.

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

​​​​​​​Р. Рождественский

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.