План работы методического объединения учителей предметной области «Филология»

0
10
Материал опубликован 20 February 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 12 города Макеевки»


РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

предметной области «Филология»

Протокол

от «____» ________ № ____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Кориненко В.Н. _______



«____» __________ 2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

Иовно Л.В. ____________



«____» __________ 2020 г.







План

работы методического объединения

учителей предметной области «Филология»

на 2020-2021 учебный год

Руководитель Гриль Любовь Юрьевна









Макеевка

2020 год











ПРОБЛЕМАШКОЛЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД


СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБНОЙ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ В ДОСТУПНОМ КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И СПОСОБСТВУЮЩЕМ РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Цель:  Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.


Основные задачи работы: 

1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей учащихся, запросов семьи и общества.

2. Привлечение молодых специалистов.

3. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций.

4. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.

5. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности.

6. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.Создание условий для развития здоровье сберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса.

8. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.

9.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.

10. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.















ПЛАН РАБОТЫ

школьного методического объединения

учителей - филологов на 2020-2021 учебный год


Состав ШМО: учителя – филологи, работающие в 5-11 классах 

Руководитель ШМО: учитель русского языка и литератур Гриль Л.Ю..

Тема работы методического объединения:

«Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Основные цели и задачи методического объединения учителей - предметников 

Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, повышение качества профессиональной деятельности для успешной реализации ГОС.

Основные задачи:

обеспечение роста профессиональной компетенции учителей;

усиление воспитывающей цели урока;

создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных обучающихся;

обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей ШМО;

совершенствование работы учителей с разными категориями обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;

организация исследовательской и проектной деятельности учащихся (индивидуальной и коллективной);

использование ИКТ на уроках для повышения их эффективности;

внедрение новых образовательных технологий в педагогическую деятельность учителя с целью повышения творческого потенциала обучающихся.

Прогнозируемые результаты:

Рост профессионального мастерства учителя.

Повышение результатов качества знания по предметам.

Повышение мотивации учебной деятельности.

Повышение результатов участия в олимпиадах и конкурсах как учеников, так и педагогов.

Повышения организации социальных проектов в селе и школе.

Личностное развитие обучающихся на ступени начального и основного образования.


Приоритетные направления работы:

Формирование построения урока в соответствии с ГОС.

Духовно-нравственное развитие личности.

Проектная деятельность.

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Внеурочная деятельность


Направления методической работы:

1. Аналитическая деятельность:

- анализ методической деятельности за 2019-2020 учебный год и планирование на 2020-2021 учебный год;

- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);

- анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи.

2. Информационная деятельность:

- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;

- знакомство с ГОС среднего общего образования.

3. Организация методической деятельности:

- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ГОС, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность: - консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования;

- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;

- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ГОС.

Организационные формы работы:

- заседания методического объединения;

- методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов, организации внеурочной деятельности;

- взаимопосещение уроков педагогами;

- выступления учителей на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;

- участие в семинарах, вебинарах, встречах в образовательных учреждениях района и города;

- повышение квалификации педагогов на курсах;

- прохождение аттестации педагогическими работниками.


Тематика заседаний

Заседание №1

Сроки

Тема

Мероприятия

Август

«Планирование и организация методической работы учителей ШМО на 2020 -2021 учебный год»


1. Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год.

2. Анализ работы ШМО за 2019-2020 учебный год

3. Анализ преподавания предметов, качества знаний обучающихся по предметам за 2019-2020 учебный год.

4. Рассмотрение рабочих программ учителей – предметников, программ учебных предметов, факультатив.

5.Планирование работы по самообразованию учителей (утверждение тем).

6.Обсуждение графиков предметных недель.


Заседание №2

Сроки

Тема

Мероприятия

Октябрь - ноябрь


«Повышение эффективности современного урока через применение

современных образовательных технологий»


1.Педагогический практикум «Проектирование уроков в рамках ГОС. Современные аспекты преподавания в условиях перехода на ГОС».

2.Мастер-класс «Использование мультимедийных средств обучения на уроках литературы как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся.»

3. Анализ результатов проведения школьного тура олимпиады в 2020-2021 учебном году.

4. Подготовка учащихся к муниципальному этапу олимпиады школьников.

5. Методическая копилка приемов и методов для организации деятельности с учащимися на уроках русского языка


Заседание № 3

Сроки

Тема

Мероприятия

Январь -февраль


Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе.

1. Круглый стол «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса».

2. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ГОС нового поколения.

3. Итоги муниципального этапа олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году.

4. Анализ успеваемости по предметам в 1 полугодии.



Заседание № 4

Сроки

Тема

Мероприятия

Март - апрель


«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».


1.Круглый стол «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности».

2.«Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными и одарёнными детьми» Мастер-класс

3. Доклад «Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными и одаренными детьми»

4.Обмен опытом

5. Анализ результатов предметных конкурсов, олимпиад разного уровня.



Заседание № 5

Сроки

Тема

Мероприятия

Май


«Результаты деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса».

1. Анализ результатов промежуточной аттестации обучающихся по предметам.

3. Презентация опыта, методов, находок, идей. Представление материалов, наработанных по темам самообразования.

4. Подведение итогов работы ШМО.

5. Обсуждение плана работы и задач ШМО на 2021-2022 учебный год.



Работы с одарёнными детьми

учителей русского языка и литературы



Цель:

повышение интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,

создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

углубление содержания основного курса и его практической направленности

индивидуальный подход к запросам и потребностям учащихся, с учетом уровня и степени развития

развитие познавательной активности, подготовка учащихся к олимпиаде.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

формирование общей культуры учащегося, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;

развитие лингвистических способностей учащихся и их познавательной активности;

способствование развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.

Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.

При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Особый цикл занятий - обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам. 
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Принципы работы с одаренными детьми.

Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.

Методы работы

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы. Основные направления работы

1. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.

2. Диагностика – неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

а) организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

б) информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности;

в) знакомство учащихся с новинками литературы;

г) помощь ученикам в подборе литературы.

Формы контроля

практикумы;

аргументированный устный ответ;

сообщение, доклад.

Проекты\

Ожидаемые результаты

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,

определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности

План

п/п

Тема занятия

Сроки

Отметка о выполнении

История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства

Сентябрь


Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица.

Сентябрь


Выполнение примерных олимпиадных заданий.

Сентябрь, октябрь


Создание проектов «От Древней Руси до эпохи Пушкина». Виды разборов. Фонетический разбор.

Октябрь


Визитная карточка проекта. Поиск информации в сети Internet. Фонетический разбор.

Октябрь


Обработка информации. Завершение работы над проектами.

Ноябрь


Группы слов языка и нормы их употребления. Лексические омонимы и омоформы. Омографы Омофоны Паронимы.

Ноябрь


Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической окраски

Ноябрь


Фразеолгизмы Занимательные задачи по русскому и украинскому языку

Декабрь


Работа над устным выступлением

Декабрь


Виды разборов. Морфологический разбор.

Январь


Виды разборов. Синтаксический разбор.

февраль


Официально-деловые бумаги. Работа над докладом, сообщением

Февраль, март


Разработка памятки «Как работать над докладом, сообщением»

Март


Орфографический диктант (повторение орфографических правил)

В течение года


Комплексный анализ текста

В течение года


Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся.

апрель


Подведение итогов.

май







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Коллега, что то не так с названием. Опыт работы уважаемого объединения педагогов, методистов, филологов - и так небрежно озаглавлен

20 February 2022

Очень тонкое замечание, Ирина Геннадьевна! Согласна с Вами на 100%

20 February 2022

Во-первых, это аббревиатура - а значит, все буквы прописные, во-вторых, статья методиста (да еще филолога!) предполагает какое то более развернутое название, а в-третьих, название получилось даже несколько непристойное. Может, с тайным умыслом, чтобы статью быстрее заметили? Меня, во всяком случае, зацепило))

20 February 2022

Очень жаль, коллеги, что работаете в школе и не знаете , что шмо- это школьное методическое объединение!!!!

20 February 2022

А Вы - филолог, я не ошиблась?

20 February 2022

Очень жаль, согласна: не знать как пишутся аббревиатуры! ФИО Вы написали полностью письменными (большими) буквами, ШМО не удостоили такой чести.

20 February 2022

А если не нравится. не ищите у коллег, а пишите сами!!!

20 February 2022

Любовь Юрьевна, так не факт, что ищем списать. Вашу работу оценивают эксперты сайта, чтобы Вы получили сертификат публикации и баллы к рейтингу. И, спокойнее, спокойнее...

20 February 2022

Коллега, Вы не ответили на вопрос, филолог ли Вы, после последней Вашей записи назрел еще один, точно ли Вы педагог? Но полемизировать не будем - замечание сделано, Ваше право - реагировать (или не реагировать) как угодно.

20 February 2022

Я филолог украинского и русского языка, и работаю в школе более 13 лет. Все школьные объединения в Украине называются ШМО.

20 February 2022