План работы методического объединения учителей предметной области «Филология»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 12 города Макеевки»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей предметной области «Филология» Протокол от «____» ________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кориненко В.Н. _______ «____» __________ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Иовно Л.В. ____________ «____» __________ 2020 г. |
План
работы методического объединения
учителей предметной области «Филология»
на 2020-2021 учебный год
Руководитель Гриль Любовь Юрьевна
Макеевка
2020 год
ПРОБЛЕМАШКОЛЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБНОЙ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ В ДОСТУПНОМ КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И СПОСОБСТВУЮЩЕМ РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Цель: Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Основные задачи работы:
1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей учащихся, запросов семьи и общества.
2. Привлечение молодых специалистов.
3. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций.
4. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
5. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности.
6. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
7.Создание условий для развития здоровье сберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса.
8. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
9.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
10. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
ПЛАН РАБОТЫ
школьного методического объединения
учителей - филологов на 2020-2021 учебный годСостав ШМО: учителя – филологи, работающие в 5-11 классах
Руководитель ШМО: учитель русского языка и литератур Гриль Л.Ю..
Тема работы методического объединения:
«Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Основные цели и задачи методического объединения учителей - предметников
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, повышение качества профессиональной деятельности для успешной реализации ГОС.
Основные задачи:
обеспечение роста профессиональной компетенции учителей;
усиление воспитывающей цели урока;
создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных обучающихся;
обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей ШМО;
совершенствование работы учителей с разными категориями обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
организация исследовательской и проектной деятельности учащихся (индивидуальной и коллективной);
использование ИКТ на уроках для повышения их эффективности;
внедрение новых образовательных технологий в педагогическую деятельность учителя с целью повышения творческого потенциала обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
Рост профессионального мастерства учителя.
Повышение результатов качества знания по предметам.
Повышение мотивации учебной деятельности.
Повышение результатов участия в олимпиадах и конкурсах как учеников, так и педагогов.
Повышения организации социальных проектов в селе и школе.
Личностное развитие обучающихся на ступени начального и основного образования.
Приоритетные направления работы:
Формирование построения урока в соответствии с ГОС.
Духовно-нравственное развитие личности.
Проектная деятельность.
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Внеурочная деятельность
Направления методической работы:
1. Аналитическая деятельность:
- анализ методической деятельности за 2019-2020 учебный год и планирование на 2020-2021 учебный год;
- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
- анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи.
2. Информационная деятельность:
- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
- знакомство с ГОС среднего общего образования.
3. Организация методической деятельности:
- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ГОС, подготовки к аттестации.
4. Консультативная деятельность: - консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования;
- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ГОС.
Организационные формы работы:
- заседания методического объединения;
- методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов, организации внеурочной деятельности;
- взаимопосещение уроков педагогами;
- выступления учителей на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;
- участие в семинарах, вебинарах, встречах в образовательных учреждениях района и города;
- повышение квалификации педагогов на курсах;
- прохождение аттестации педагогическими работниками.
Тематика заседаний
Заседание №1
Сроки | Тема | Мероприятия |
Август | «Планирование и организация методической работы учителей ШМО на 2020 -2021 учебный год» | 1. Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год. 2. Анализ работы ШМО за 2019-2020 учебный год 3. Анализ преподавания предметов, качества знаний обучающихся по предметам за 2019-2020 учебный год. 4. Рассмотрение рабочих программ учителей – предметников, программ учебных предметов, факультатив. 5.Планирование работы по самообразованию учителей (утверждение тем). 6.Обсуждение графиков предметных недель. |
Заседание №2
Сроки | Тема | Мероприятия |
Октябрь - ноябрь | «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий» | 1.Педагогический практикум «Проектирование уроков в рамках ГОС. Современные аспекты преподавания в условиях перехода на ГОС». 2.Мастер-класс «Использование мультимедийных средств обучения на уроках литературы как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся.» 3. Анализ результатов проведения школьного тура олимпиады в 2020-2021 учебном году. 4. Подготовка учащихся к муниципальному этапу олимпиады школьников. 5. Методическая копилка приемов и методов для организации деятельности с учащимися на уроках русского языка |
Заседание № 3
Сроки | Тема | Мероприятия |
Январь -февраль | Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе. | 1. Круглый стол «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса». 2. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ГОС нового поколения. 3. Итоги муниципального этапа олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году. 4. Анализ успеваемости по предметам в 1 полугодии. |
Заседание № 4
Сроки | Тема | Мероприятия |
Март - апрель | «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления». | 1.Круглый стол «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности». 2.«Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными и одарёнными детьми» Мастер-класс 3. Доклад «Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными и одаренными детьми» 4.Обмен опытом 5. Анализ результатов предметных конкурсов, олимпиад разного уровня. |
Заседание № 5
Сроки | Тема | Мероприятия |
Май | «Результаты деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса». | 1. Анализ результатов промежуточной аттестации обучающихся по предметам. 3. Презентация опыта, методов, находок, идей. Представление материалов, наработанных по темам самообразования. 4. Подведение итогов работы ШМО. 5. Обсуждение плана работы и задач ШМО на 2021-2022 учебный год. |
Работы с одарёнными детьми
учителей русского языка и литературы
Цель:
повышение интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,
создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
углубление содержания основного курса и его практической направленности
индивидуальный подход к запросам и потребностям учащихся, с учетом уровня и степени развития
развитие познавательной активности, подготовка учащихся к олимпиаде.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формирование общей культуры учащегося, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
развитие лингвистических способностей учащихся и их познавательной активности;
способствование развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;
Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.
При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Особый цикл занятий - обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Принципы работы с одаренными детьми.
Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.
Методы работы
Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы. Основные направления работы
1. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.
2. Диагностика – неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
а) организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
б) информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности;
в) знакомство учащихся с новинками литературы;
г) помощь ученикам в подборе литературы.
Формы контроля
практикумы;
аргументированный устный ответ;
сообщение, доклад.
Проекты\
Ожидаемые результаты
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,
определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Сроки | Отметка о выполнении |
История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства | Сентябрь | | |
Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. | Сентябрь | | |
Выполнение примерных олимпиадных заданий. | Сентябрь, октябрь | | |
Создание проектов «От Древней Руси до эпохи Пушкина». Виды разборов. Фонетический разбор. | Октябрь | | |
Визитная карточка проекта. Поиск информации в сети Internet. Фонетический разбор. | Октябрь | | |
Обработка информации. Завершение работы над проектами. | Ноябрь | | |
Группы слов языка и нормы их употребления. Лексические омонимы и омоформы. Омографы Омофоны Паронимы. | Ноябрь | | |
Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической окраски | Ноябрь | | |
Фразеолгизмы Занимательные задачи по русскому и украинскому языку | Декабрь | | |
Работа над устным выступлением | Декабрь | | |
Виды разборов. Морфологический разбор. | Январь | | |
Виды разборов. Синтаксический разбор. | февраль | | |
Официально-деловые бумаги. Работа над докладом, сообщением | Февраль, март | | |
Разработка памятки «Как работать над докладом, сообщением» | Март | | |
Орфографический диктант (повторение орфографических правил) | В течение года | | |
Комплексный анализ текста | В течение года | | |
Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся. | апрель | | |
Подведение итогов. | май | |
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
ГРИЛЬ ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
ГРИЛЬ ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
ГРИЛЬ ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА