Занятие по английскому языку для студентов СПО «Short messages. Краткие сообщения. Переписка с семьей и друзьями»
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СПб
СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж
управления и коммерции»
Учебно-методическая разработка занятия по английскому языку
для студентов 1-х курсов
«SHORT MESSAGES»
Краткие сообщения. Переписка с семьей и друзьями
Преподаватель дисциплины ОУД.03 Иностранный язык:
Криницкая И. В.
Санкт-Петербург
2021
| |
Содержание 1. Методический блок: учебно-методическая карта. 2. Информационный блок:
2.2. План занятия.
2.3. Сценарий занятия. 3. Самоанализ занятия Приложение 1. Технологическая карта занятия
Приложение 2 Нумерованный перечень универсальных учебных действий (УУД)
Приложение 3. Мультимедийная презентация в формате PowerPoint с эффектами анимации
Приложение 4. Образец бланка для открытки Бланк для открытки | |
| |
1.Методический блок.
1.1. Учебно-методическая карта.
Тема: Short Messages. Краткие сообщения. Переписка с семьей и друзьями
Учебная дисциплина: ОУД.03 Иностранный язык
Специальность: 38.02.04 «Коммерция»
Курс: 1
Группа: 9КМ-11
Место проведения: аудитория №241 - кабинет иностранного языка
Продолжительность - 90 минут
Форма проведения: практическое занятие совершенствования знаний,
умений и навыков с использованием активных методов
обучения
Методическая цель: повышение мотивации к изучению английского языка
Цели и задачи занятия:
образовательные:
1) повторить особенности написания коротких сообщений на английском языке
2) расширить мировоззрение обучающихся за счет приобщения к миру современных технологий
3) расширять словарный запас в контексте воспринимаемого теоретического и практического материала
развивающие:
1) развивать коммуникативные, языковые, познавательные способности студентов в ходе совместной деятельности
2) развивать командный дух, атмосферу сотрудничества
воспитательные:
1) воспитывать способности работать индивидуально и в команде
2) воспитывать коммуникативную культуру студентов.
Планируемые результаты:
уметь:
применять теоретические знания об особенностях написания коротких сообщений на практике
знать:
особенности написания коротких сообщений на английском языке
Формирование компетенций у обучающихся:
лингвистическая: расширение знаний о системе английского языка,
свободное использование приобретенного запаса;
социолингвистическая: совершенствование умений в основных видах
речевой деятельности;
дискурсивная: развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устной и письменной интерпретации текстов на иностранном языке;
социальная: развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее;
стратегическая: совершенствование умения компенсировать недостаточность знания языка и опыта общения на иностранном языке;
предметная: развитие умений использовать знания и навыки для решения определенных задач.
Межпредметные связи: русский язык, психология, основы компьютерной грамотности.
Методическое оснащение:
методическая разработка открытого занятия для преподавателя и методиста.
Материально-техническое оснащение:
компьютер, проектор, экран, аудиосистема, бланки для открыток, коробка для рефлексии, индивидуальные мобильные устройства.
Информационное оснащение:
мультимедийная презентация в формате PowerPoint c эффектами анимации.
Список литературы:
Virginia Evans, Jenny Dooly, Bob Obee, Olga Afanasyeva, Irina Mikheeva. Spotlight, 10 Student’s Book. Москва, «Просвещение» 2018.
Virginia Evans, Jenny Dooly, Bob Obee, Olga Afanasyeva, Irina Mikheeva. Spotlight. Teacher’s Book, 10 Express Publishing, 2018.
Интернет-источники:
1. https://elenaruvel.com/anglijskij-sleng-v-internete-kak-napisat-soobshhenie-i-sms/
2. http://engblog.ru/sms-in-english
3. https://corp.lingualeo.com/ru/2016/10/27/100-angliyskih-sokrashheniy-v-perepiske/
4. При создании презентации использован сервис поиска изображений
Yandex.Картинки: https://yandex.ru/images/
2. Информационный блок.
2.1. План-программа
№ п/п | Этапы занятия | Продолжи-тельность (мин) |
1. | Организационный. Взаимное приветствие педагога и студентов. Оперативная проверка отсутствующих и выяснение причин отсутствия. | 5 |
2. | Разминочный. Чтение и перевод коротких сообщений на экране, обсуждение нюансов. | 15 |
3. | Информационно-содержательный. Повторение теоретического материала, особенностей написания кратких сообщений. | 15 |
4. | Практический с целеполаганием. Определение цели занятия, написание: | 35 |
1) текстового сообщения | 5 | |
2) электронного письма | 10 | |
3) почтовой открытки | 20 | |
5 | Контрольно-оценочный. Анализ электронных писем и текстовых сообщений. | 15 |
6. | Рефлексивный. Заключительное слово педагога и выражение эмоций студентами при помощи набора карточек: определение настроения после мероприятия | 5 |
Сценарий хода занятия.
Этап I. Организационный.
Teacher: Dear students, let’s start our lesson. Good morning! How many of you today? Let’s count. How many students are there in the group in general? Who is absent? Do you know why? Can you explain? (sudents’ answers).Thank you for the information. Do you remember the topic of our previous lesson? (sudents’ answers). You are right. Short messages. First of all, let’s have our traditional Warming Up. Are you ready? Here we go!
Преподаватель: Уважаемые студенты! Давайте начнем наше занятие. Доброе утро! Сколько вас сегодня? Кто отсутствует? Сколько вас вообще? Кто знает причины отсутствия и может объяснить? (ответы студентов). Спасибо за информацию.
Этап II. Разминочный.
Teacher: Do you remember the topic of our previous lesson? (sudents’ answers). You are right. Short messanges. What kind of short messages can you name? (students’ answers). Can we use different messengers for sending short messages? What kind of messengers do you know? What is your favourite messenger? (students’ answers). Let’s start with our Warming Up. Today it will be associated with short messages (слайд 1).
Every student will have a short message, please read and translate. We will discuss the nuances. Are you ready? Here we go!
Преподаватель: Помните ли вы тему нашего предыдущего занятия? (ответы студентов). Все верно - «Краткие сообщения». Какие виды кратких сообщений вы можете назвать? (ответы студентов: смс, электронное письмо, почтовая открытка). Можем ли мы использовать различные мессенджеры для отправки кратких сообщений? Какие виды мессенджеров вы знаете? (ответы студентов: whatsapp, viber, telegram и др.). Какой ваш любимый мессенджер? (ответы студентов). Давайте начнем с нашей разминки. Сегодня она у нас будет связана с краткими сообщениями. У каждого студента будет краткое сообщение, пожалуйста, прочитайте и переведите. Мы обсудим нюансы. Готовы? Начинаем!
Преподаватель показывает на экране тексты кратких юмористических сообщений,
каждому из студентов достается по сообщению (слайды 2-16).
(слайд 2)
(слайд 3)
(слайд 4)
(слайд 5)
(слайд 6)
(слайд 7)
(слайд 8)
(слайд 9)
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 12)
(слайд 13)
(слайд 14)
(слайд 15)
(слайд 16)
Этап III. Информационно-содержательный.
Teacher: Do you remember the peculiarities of writing short messages? (students’ answers). If you want to write someone a short message, what do you usually send? (answers: a postcard, a short email, text message).
(слайд 17)
Why might we do it? (answers: to inform, to remind, to thank, to apologize, etc.)
(слайд 18)
What do we usually omit in short messages? (answers: personal pronouns (I, you, etc), articles (a, the, etc), some verbs (am, have)).
(слайд 19)
What short forms do we use in short messages? (answers: won’t instead of will not, didn’t instead of did not).
(слайд 20)
What else is used? (answers: imperative, informal linkers, e.g. so, instead of, therefore, abbreviations, present or past participles – living instead of I am leaving, been invited instead of we have been invited; short informal opening and closing remarks).
(слайд 21)
Преподаватель: Помните ли вы особенности написания кратких сообщений? (ответы студентов). Если вы хотите написать краткое сообщение, что вы обычно посылаете? (ответы: открытка, короткое письмо по электронной почте, текстовое сообщение). Почему мы можем это делать? (ответы: проинформировать, напомнить, поблагодарить? попросить прощения). Что мы обычно опускаем в кратких сообщениях (ответы: личные местоимения, артикли, некоторые глаголы). Какие краткие формы мы используем в кратких сообщениях? (ответы: варианты). Что еще используется? (ответы: повелительное наклонение, неформальные вводные слова, причастия прошедшего и настоящего времени без использования местоимений и вспомогательных глаголов, краткое начало и завершение).
Teacher: What interesting features do text messages have? (answers: unique
language, the shortest possible forms of words, numbers for words).
(слайд 22)
Преподаватель: Какие интересные особенности у текстовых сообщений (смс)? (ответы: уникальный язык, самые краткие возможные формы, замена слов цифрами).
Teacher: Do you have any problems with your homework? Any questions? I would like to collect your completed tasks (answering students’ question).
Преподаватель: Есть ли у вас какие-либо сложности с домашним заданием?
Какие-нибудь вопросы? Я соберу работы (ответы на вопросы студентов).
Этап IV. Практический с целеполаганием.
Teacher: I know you’re creative. Today you have got a special task. What do you
think you should do? (The teacher shows a slide with a mobile device and some
pictures of different messengers).
(слайд 23)
What will we use? Your ideas? (listening to ideas). You’re right. The first step is to send a short message. What do we need for sending via messengers? (answers). Yes, a telephone number. That is why we will use the social net VKontakte for our convenience.
(cлайд 24)
All students of the group have their accounts in the social net Vkontakte. You are my friends and I am your friend in this social net. We can use it for texting. It doesn’t mean that you send a message to your teacher. You can imagine any person, write down his or her name. Not less than 25 words. Are you ready? You have 5 minutes. This table will help you. (слайд 25)
Преподаватель: Я знаю, вы – творческие. Сегодня у вас будет особое задание. Как вы думаете, что предстоит сделать? (преподаватель показывает слайд с изображением мобильного устройства и мессенджеров) (слайд 23). Что мы будем использовать? Ваши идеи? (выслушивает идеи). Вы правы. Первый шаг – отправка текстового сообщения. Что нам необходимо для отправки при помощи мессенджера? Да, номер телефона. Поэтому, для нашего удобства, мы воспользуемся социальной сетью ВКонтакте.
У всех студентов группы есть аккаунты в этой социальной сети. Вы – мои друзья и я – ваш друг в ней. Мы можем ее использовать для отправки короткого сообщения. Это не означает, что вы пишите своему преподавателю. Вы можете представить любого человека, написать его или ее имя. Не менее 25 слов. Готовы? У вас 5 минут. Эта таблица вам поможет
(слайд 25).
Teacher: Ready? Have you finished? Can we have another task? (answers). Can you guess what we are going to do? (слайд 26) (answers)
I know you have mobile Internet. Therefore, it would be convenient for you to use your email and send a quick email. I’ll give you an address (слайд 27)
Use your gadgets, please. Imagine a person you are writing to. Who can it be? (Answers).Think about the type of your email: informing, apologizing, etc. Not less than 30 words.
Преподаватель: Готовы? Завершили? Можем приступать следующему заданию? (ответы). Можете предположить, что мы будем делать? (ответы). Я знаю, что у вас всех есть мобильный интернет. Таким образом, вам будет удобно воспользоваться и отправить короткое письмо по электронной почте. Я дам вам адрес. Используйте свои мобильные устройства. Представьте человека, которому вы пишите. Кто это может быть. Подумайте о типе письма: благодарность, сообщение информации, извинение и др. Не менее 30 слов.
Teacher: I see, you have completed the second task. I would like to show you
something interesting
The teacher shows some postcards from Postcrossing Club
Примеры настоящих почтовых открыток из «Посткроссинг клуба»
(слайды 28, 29)
You know that we have Postcrossing Club. We send and receive the postcards from all over the world.
What about the third task, how do you think? (students’ ideas). Right you are again. You should write down a postcard. You can even to draw something on your postcards. Do you have any questions? (answering the questions). You have 20 minutes and you may start.
Преподаватель: Я вижу, вы выполнили второе задание. Я бы хотела вам показать кое-что интересное (преподаватель показывает открытки из «Посткроссинг клуба»). Вы знаете, что у на есть «Посткроссинг клуб». Мы отправляем и получаем открытки со всего мира. Какое третье задание, как вы думаете? (идеи студентов). Вы снова правы. Вы должны подписать открытку. Даже можете нарисовать что-нибудь на открытке. Есть ли вопросы?
(преподаватель отвечает на вопросы).
У вас 20 минут, и вы можете начинать.
У каждого студента бланк для заполнения – с одной стороны отсутствие изображений, с другой – место для адреса, адресанта, адресата и текста.
Бланк открытки для заполнения (слайд 30):
Этап V. Контрольно-оценочный.
Преподаватель собирает бланки стилизованных открыток с текстами, которые проверит к следующему занятию. Короткие электронные письма и текстовые сообщения показываются на экране, идет совместное обсуждение, анализ ошибок и выбор самых удачных работ. Происходит самооценка и взаимная оценка со стороны студентов, комментирование педагога.
Для оценки работ используются критерии:
1) заданное количество слов: текстовое сообщение – не менее 20, электронное письмо – не менее 30;
2) наличие особенностей кратких сообщений, которые обсуждались во время третьего, информационно-содержательного этапа занятия.
Этап VI. Рефлексивный.
Teacher: Dear students, thank you for your participation in this activity. Many thanks for your work. Now I’ll give you a set of cards with different emotions. Please, choose your own mood after lesson. Put a card into this box through the hole. Good bye. See you later.
The Box for Reflection. Коробка для рефлексии.
Преподаватель: Дорогие студенты, спасибо за ваше участие в этой деятельности. Большое спасибо за работы. Сейчас я дам вам набор карточек с различными эмоциями. Пожалуйста, выберите карточку с вашим настроением после нашего занятия. Опустите карточку в коробку через отверстие. До свидания. Увидимся позже.
Состав набора карточек с эмотиконами (пиктограммами).
Самоанализ занятия.
На занятии осуществлялось обучение, развитие и воспитание студентов с применением активных методов обучения, в полной мере соответствующее состоянию их здоровья. У студентов данной группы хорошие языковые и речевые способности, высокая мотивация изучения иностранного языка. На занятии были реализованы следующие принципы:
принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
принцип доступности обучения;
непосредственности, самостоятельности взаимодействия студентов с учебной информацией;
адекватности учебно-познавательной деятельности;
индивидуализации.
Каждый вид наглядности (слайды презентации, образцы настоящих почтовых открыток, бланки для почтовых открыток) использовался для более доступного восприятия речи преподавателя и развития навыка монологического высказывания.
Знания, умения и навыки формировались систематично и последовательно, был выбран верный переход от простых заданий к более сложным: текстовое сообщение – электронное письмо – открытка.
Студенты были увлечены практической деятельностью, проявили активность, инициативность, сознательность и самостоятельность.
Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.
В полной мере проявились особенности активного обучения: активизация внимания, достаточное длительно время вовлечения студентов в учебный процесс. Характер активности обучающихся носил не кратковременный, эпизодический характер, а достаточно продолжительный и устойчивый.
Наблюдалась повышенная степень мотивации и эмоциональности студентов.
Структура полностью соответствует логике проведения заявленного типа занятия, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для применения раннее изученного материала по теме. «Краткие сообщения. Переписка с семьей и друзьями». На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном занятии в полной мере.
Содержание и оборудование занятия, организация активной мыслительной деятельности студентов на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организаций учебной деятельности, применение активных методов обучения, использование презентации и раздаточного материала способствовали достижению образовательных целей занятия, стимулировали познавательные интересы студентов.
Познавательную активность, уровень усвоения, самостоятельного мышления и использования материала обучающимися группы я оцениваю как очень хороший.
На мой взгляд, это занятие послужит очередным импульсом для дальнейшей познавательной деятельности.
На занятии особое место занял здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для обучаемых.
Студенты были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности студентов была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны все нормы педагогической этики и такта, культура общения «преподаватель – студент».
Организационный момент занятия сопровождался последующим полезным разминочным этапом. Студентам понравились практические задания по написанию текстовых сообщений, электронных писем и особенно открыток, все даже оформили бланки, получились самобытные, творческие работы с интересным содержанием, которое может послужить для педагогического исследования.
Поставленные задачи на данном занятии были решены.
Благодаря смене видов деятельности и форм работы, перегрузки обучающихся как физической, так и психической, не было.
Успешно были пройдены все этапы занятия. Временные рамки занятия соблюдены.