Урок физики в 8 классе «Сила тока. Измерение силы тока»
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 61
Фамилия, имя отчество учителя: Исаева Наталья Геннадьевна
Тема урока: «Сила тока. Измерение силы тока»
Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин.
Предмет: физика
Класс: 8
Тип урока: получение нового знания
Применяемые элементы технологий: проблемного обучения, групповой деятельности, компьютерных, здоровье сберегающей
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать и прогнозировать результат;
развитие ИКТ–компетенции.
предметные:
знать: определение силы тока, единицы измерения силы тока, обозначение силы тока
уметь: решать задачи на определение силы тока, использовать прибор для измерения силы тока - амперметр.
Оборудование и средства обучения: компьютер учителя, проектор, раздаточный материал (тест), лампочки 2, ключ, источник тока, амперметр, соединительные провода.
Ход урока.
1.Организационный момент. (2 мин).
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Прежде чем приступить к новому материалу, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания
1.Какие частицы переносят ток в металлах? (электроны)
2. Какие действия оказывает электрический ток, проходя по проводнику?
(тепловое, химическое, магнитное, оптическое, атомное)
3. Как доказать тепловое действие тока?
4. Как доказать магнитное действие тока?
5. В чем заключается химическое действие тока?
6. Где применяется химическое действие тока?
3. Изучение нового материала.
Чтоб плиту включить я мог,
Нужен мне, ребята
Конечно ток без него мы с вами уже не представляем нашу жизнь комфортной.
Электрический ток может оказывать тепловое действие, химическое и магнитное.
Вопрос: а можно ли количественно измерить каждое из этих действий тока? (учащиеся выдвигают гипотезы да или нет) Тогда нам нужна физическая величина, с помощью которой мы можем измерять действия тока.
Давайте вспомним какой физической величиной характеризуется любое действие? (силой)
Хорошо, а давайте попробуем определить эту физическую величину и придумаем тему сегодняшнего урока (предложения учащихся)
Молодцы, открыли тетради записали число и тему урока: «Сила тока»
Перед нами стоит ряд задач для исследования новой физической величины – силы тока.
Как вы думаете какие?
Итак, задачи нашего урока поставлены. Это (появляются на слайде):
- Дать определение силы тока.
- Обозначение силы тока.
- Формула для вычисления силы тока.
- Единицы измерения силы тока.
- Прибор для измерения силы тока.
- Закрепить решением задач.
Демонстрация: Собрана электрическая цепь с двумя лампочками так, чтобы можно было поочерёдно включать одну из лампочек (источник питания, два ключа, две лампочки, соединительные провода
4. Создание проблемной ситуации.
- Что мы наблюдаем при замыкании цепи? (Обе лампочки загораются. Одна лампочка горит ярче другой).
- Как вы думаете, почему одна лампочка горит ярче другой?
- Можем мы точно ответить на этот вопрос? Но мы можем выдвинуть предположение. (Учащиеся выдвигать одну или несколько гипотез. Одна из гипотез предполагает, что в одной лампе ток больше, чем в другой).
- Что значит, ток большой или маленький, учитывая действие тока? (большой ток выделяет больше тепла, чем маленький).
- Какой физической величиной характеризуется любое действие? (силой).
- Какой вывод можно сделать о действии электрического тока (через лампочки протекает ток разной силы).
Итак,
Силой тока I называют физическую величину, равную отношению заряда q, проходящего через поперечное сечение проводника за промежуток времени t, к этому промежутку времени.
- Сила тока обозначается буквой I.
- Формула силы тока I=q/t
Сила тока измеряется в А. 1А=1Кл/с
Дольные и кратные единицы силы тока:
1мА= 0,001 1 А = 1000 мА
1мкА = 0,000001 А 1А = 1000000мкА
1кА= 1000А 1 А = 0,001А
Если отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой 2∙10-7 Н, то по
п роводникам протекает ток 1 А.
Сила тока измеряется амперметром. В цепь амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемму со знаком «+» соединяют с проводом, идущим от положительного полюса источника. На схеме обозначается кружочком, внутри буква «А».
Принцип действия прибора:
Работа амперметра основана на электромагнитном действии тока.
Устройство:
Постоянный магнит; катушка с железным сердечником; стрелка, шкала; клеммы (+),
(-)
4. Физкультминутка для глаз.
5. Закрепление.
Задача № 1. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали? (Ответ: 4,2 А)
Задача №2. Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдёт через паяльник за 2 мин? (Ответ: 60 Кл)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
1. Силой тока называется физическая величина, которая характеризует
А) электрический ток в цепи и равна отношению электрического заряда, который проходит через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
Б) электрическое поле на определенном участке электрической цепи или во всей цепи и создает электрический ток.
2. Прибор для измерения силы тока в цепи называется
К) вольтметр
Л) омометр
М) амперметр
3. 2 кА это
Н) 0,002 А
О) 200 А
П) 2000 А
4. Как названа единица силы тока?
Д) Джоуль (дж)
Е) Ампер (А)
Ё) Кулон (Кл)
5. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.
Р) 0, 5 А
С) 50 А
Т) 2 А
Проверим результаты теста.
Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока. Это Андре-Мари Ампер.
Домашнее задание. § 36. Упражнение 28 (1, 5, 6)
Составить «синквейн» со словом амперметр.
1. Одно существительное, выражающее главную тему «cинквейна».
2. Два прилагательных, выражающих главную мысль.
3. Три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4. Фраза, несущая определенный смысл.
5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например: 1. Амперметр
2. Демонстрационный, лабораторный
3. Показывает, измеряет, взаимодействует
4. Измеряет силу тока в цепи
5. Прибор
Рефлексия
Что узнали?
Что научились делать?
Что вызвало затруднения? Почему?
Спасибо за урок!