Синтез спортивно-хореографических направлений и IT-технологий в современных постановках
Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи"
Реферат
«Синтез спортивно-хореографических направлений и IT-технологий в современных постановках»
Выполнил: педагог дополнительного
образования
Пучкова Жанна Андреевна
БАРНАУЛ
2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. От идеи до постановки номера Скачок во времени…………..4
1.1 Зарождение идеи…………………………....……………………..4
1.2 Подбор музыки…………………………...………………………….5
1.3 Стимпанк – стиль в современном искусстве………………...….....6
Глава 2. Спортивно-хореографическая составляющая ……………....10
2.1 Подбор участников номера……………………………………...10
2.2 Хореография……...………………………………………………...11
2.3 Работа с дизайнером……………………………………………..12
2.4 Стимпанк одежда, аксессуары и выбор костюма для номера...15
Глава 3. IT-технологии в современных постановках…………………19
3.1 Видеомапинг………………………………………………………..20
3.2 LED экран для сцены………………………………………………22
3.3 Работа с видеорежиссером………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..26
Введение
В настоящее время трудно представить себе современное общество без аудиовизуальной культуры, которая все более становится неотъемлемой частью нашего бытия, универсальным коммуникатором, стимулом образовательной деятельности, видом современного искусства. Существенные изменения под воздействием стремительного и бурного процесса обновления технологий приводят к массовой компьютеризации и в сфере экранной культуры. Вербальная культура уступает свои позиции и оттесняется аудиовизуальной.
Экранный стиль мышления и восприятия проникает во все виды искусства. Клиповая мозаичность становится отражением наших мыслей, представлений о пространстве и времени.
Цель данной работы - изучение особенностей подготовки спортивно-танцевальной постановки с использованием современных IT-технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить путь от идеи до реализации постановки;
- рассмотреть спортивно-хореографическую составляющую номера;
- определить формы и методы реализации идеи;
- изучить технологии создания аудиовизуальной составляющей номера.
Методы используемые в ходе выполнения работы - анализ и обобщение.
Практическая значимость данного реферата заключается в изучении особенностей процесса экспериментальной деятельности, связанной с работой над постановкой «Скачок во времени», гибрида авторской хореографии, чирлидинга и современных электронных технологий.
Структура реферата - представлена введением, тремя главами, содержащих по два параграфа, заключения.
Глава 1. От идеи до постановки номера Скачок во времени
1.1 Зарождение идеи.
В августе 2022 года Зинаида Николаевна прислала в чате видео студии танцев Лариса «Часы». В этом видео раскрывалась идея времени, как неуловимый объект. Танцевальный дуэт активно взаимодействовал с экраном в глубине сцены. Они брали стрелки часов, запускали их как копья, они шли вверх по лестнице, их засыпало песком их песочных часов. Видео эффекты впечатляли, отточенные движения восхищали. И тут возникла идея, а как мы можем на этой основе создать что-то свое необычное, такое, чего еще в нашем городе не видели. Связать чирлидинг, акробатику, танец и видео визуальную составляющую.
Зерно посеяно, как говорится. Начинаю искать и просматривать видео ролики с использованием экрана. Проведя анализ, делаю вывод, что в основном видео ряд используется как фон, как красивая картинка сзади выступающих.
Выделила задачи:
- экран должен быть полноценным участником номера наряду с танцорами;
- движения участников номера должны проецироваться на экране;
- включать прямое взаимодействие, а также косвенное;
- выводить экран на первый план.
Далее был поиск идеи номера, какую историю хочу рассказать я.
Сначала были варианты:
Номер Энергия. Ассоциации с молниями, током, электрическими вышками.
Номер Ремонт. Про строителей, которые делают отделочные работы в комнате: клеют обои, делают потолок, красят стены и т.д.
Номер Муха Цокотуха в рэп обработке.
Мне с подросткового возраста очень нравилась фантастика и фентази, нереальные персонажи, существование других миров, параллельных вселенных. Читая книги, я вместе с героями Властелина колец шла в Мордор, чтобы уничтожить кольцо всевластия. Вместе с Гарри Поттером поступала в школу магии и чародейства Хогвардс, и вместе с Алладином загадывала три заветных желания.
Четвертая идея возникла неожиданно, как по щелчку. Ну конечно же! Путешествие во времени! С давних пор люди интересовались преодолением пространства и времени, фантазировали, предполагали возможно ли это. Фильм Назад в будущее также повлиял на меня. Он повествует о безумном ученом, который создал машину времени, и в каждой части отправлялся то в будущее, то в прошлое, находя множество приключений.
1.2. Подбор музыки
Далее начался процесс подбора музыкального произведения. Искала ассоциации с путешествиями во времени. Будущее, будущее, будущее… Какая музыка встречается в фантастических фильмах и современных компьютерных играх про мир будущего? Киберпанк! Жанр электронной музыки в целом наиболее полно отражает настроение и атмосферу антиутопический мир будущего, в котором развитые информационные технологии и кибернетика, виртуальная реальность, киборгизация, искусственный интеллект, сочетается со всеобъемлющим, чрезмерным, неограниченным и нерегулируемым государственным контролем за обществом, либо наоборот упадком, коррупцией, разложением государственных институтов, клептократией, в сочетании с доминированием гигантских транснациональных корпораций, мафии, социального неравенства, бедности или радикальными переменами в социальном устройстве самого общества. Произведения киберпанка часто поднимают вопросы сущности человеческого разума и общества, грани между человеком и машиной, реальностью и виртуальностью. этого направления. Многие композиции в духе киберпанка относятся к следующим стилям: индастриал, нойз, EBM, постиндастриал, дарк-электро, синти-поп, витч-хаус, ретровейв, техно и прочим направлениям электронной музыки. Также могут изредка встречаться вкрапления фолк-музыки (зачастую, японской) и даб. В 2010-е получил популярность новый музыкальный жанр синтвейв, очень близкий к эстетике киберпанка. Некоторая музыка ассоциируется с киберпанком в силу своего определённого звучания, эстетического стиля или музыкального содержания.
Начала поиск в этом направлении. Поиск привел к дуэту электронщиков из Манчестера Wayfoe, участники Alex Farway и Dylan Aiden, название трека Winchester. Длительность трека – 2 минуты 58 секунд.
Но путешествие во времени это не только про будущее, также можно путешествовать и в прошлое. Возникла идея соединить будущее в виде музыки и прошлое в виде стиля всего номера. Привлек внимание стиль стимпанк.
1.3 Стимпанк – стиль в современном искусстве
Стимпанк — один из самых самодостаточных и узнаваемых стилей, благодаря своим характерным атрибутам. При упоминании слова стимпанк мне сразу же представляется классический викторианский пейзаж с характерными английскими улочками, различные паровые механизмы и технические средства с холодным блеском медных труб, авантюрные джентльмены в высоких цилиндрах и больших защитных очках. Стимпанк особенно интересен своей необычностью. Синтез старины и высоких технологий представляет собой новое поле для различных стилистических решений и маневров.
Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.
Термин стимпанк возник только в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк». Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для своих произведений. Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени».
Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала научно-фантастическая литература Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является хорошо известная подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо. Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. А фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.
Выделяют следующие разновидности стимпанка. Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XXвв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: гномы, орки, эльфы.
Характерными элементами мира стимпанка можно считать технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы, роботы и прочие загадочные механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
Еще стиль стимпанк можно узнать по оружию времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов, нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости. Информационные технологии викторианской эпохи — это уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины, телеграф, пневмопочта и пневмотранспорт.
Викторианские стимпанковские персонажи это — безумные учёные и инженеры а-ля Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и идейные преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники, первые феминистки — образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы.
Такое удивительное сочетание старого мира и современных, порой фантастических технологий.
Глава 2. Спортивно-хореографическая составляющая
2.1. Участники номера
Подбор кандидатов на участие в новом номере процесс очень важный. Ведь от танцоров зависит сложность хореографии, уровень акробатических элементов и органичность постановки. Посоветовавшись с Зинаидой Николаевной мы приняли решение, что достойно представить номер смогут опытные спортсменки из станта Винкс, обучающиеся в школе спортивного чиплидинга FLY. Это Павлова Полина, Ковальчук Дарья, Дудина Виктория и Иванова Соня. Подготовленный стант, который занимается более одного года вместе. Девчонки уже уверенные спортсменки и им можно доверить такую интересную постановку, они справятся со всеми образами и передадут настроение.
Вот что сами они говорят об участии в проекте.
Павлова Полина: «Чирлидингом я занимаюсь почти 4 года, это очень интересно и увлекательно. У меня в репертуаре более 10 ярких и разнообразных номеров. Мне нравятся все направления в чирлидинге, но больше всего я выделю хип-хоп и джаз. Скачок во времени классный и завораживающий номер. Его подготовка заняла 6 месяцев, подобрали костюмы, которые добавляли номеру погружение в идею. А видео экран прекрасно дополнял картинку».
Дудина Виктория: «Я в чирлидинге уже почти 5 лет. Мне очень нравится этот вид спорта. Мой любимый номер чир джаз двойка, в нем все хорошо и постановка, и костюмы, и музыка. С этим номером мы выступали на СФО, это был прекрасный опыт. На данный момент от 10 до 13 постановок, в которых участвую я. Скачок во времени это потрясающий номер! Большая сцена, работа с экраном, это было не легко… Подготовка заняла примерно 5-6 месяцев. Костюмы на этот номер прям как у настоящих ученых: черные брюки, белая рубашка и коричневый пиджак. Музыка ритмичная, подходящая к этому номеру».
Ковальчук Дарья: «Я занимаюсь чирлидингом почти 5 лет. У меня достаточно много номеров, около 10. Мои самые любимые – это Быстрый джаз, Россия спортивная и Скачок во времени. Мне очень понравились костюмы, они красивые и удобные. Это очень интересный опыт взаимодействия с экраном, достаточно сложно подстроиться под экран, но мне кажется, что у нас получилось!»
2.2. Хореография
Далее я приступила к придумыванию хореографии на выбранную музыку. Это был для меня новый опыт, так как надо было учитывать, что будет видео сопровождение. И соответственно представлять заранее, что будет на экране, основываясь на этом накладывать движения на музыкальный ряд.
Во-первых, я расписала музыку по восьмеркам в блокноте. Музыка имела квадратный рисунок. Девять квадратов по 4 восьмерки.
Во-вторых, выделила акценты: нарастание темпа, кульминацию, замедление, и главную часть.
//// эпилог
//// завязка
//// завязка
//// замедление
//// замедление
//// развитие действия
//// кульминация
//// кульминация
//// развязка
Начал возникать сюжет. Это история об ученом, который живет в эпоху стимпанка. У него есть заветное желание отправиться в будущее, для этого он хочет смастерить машину времени. Так как это эпоха паровых машин, наш ученый переделает паровоз под машину времени и осуществит свое желание!
2.3 Работа с дизайнером
Над таким масштабным проектом работает множество специалистов, это и хореограф-постановщик, и тренер, и швея, а также дизайнер. В декабре 2022 года Зинаида Николаевна знакомит меня с дизайнером Кизиловым Евгением Владимировичем. И начинается работа по подготовке эскизов для базовых экранов.
Задачи:
Передать общую идею и сюжет.
Сделать раскадровку и описание каждого действа.
Подобрать картинки в интернете для передачи видения атмосферы.
Корректировка эскизов.
Необычность задачи состояла еще в том, что Евгений находится в другом городе и встретится мы не могли, поэтому все переговоры проходили в формате переписки через месенджеры.
Разбитие сюжета на кадры:
Город. С правой стороны возникают дома Викторианской эпохи, люди с повозками, слева появляются еще дома (здесь и далее взгляд из зала). По центру мостовая, на ней 4 участника номера: впереди ученый, сзади его творения, его идеи.
Искры. Город исчезает как подпаленный снимок с краев к центру. На темном экране появляются искры, которые повторяют движения рук и ног участников, сначала слева потом справа. Создается некая волшебность, внутренний мир ученого.
Фигуры. Далее на экране появляются трубы, ржавые с болтами, из цента две снизу-вверх, далее из разных сторон. Они рисуют геометрические фигуры, в конце вырисовывается знакомый силуэт в виде трех букв FLY.
Энергетический шар. Огромный энергетический шар, он вибрирует, увеличивается и уменьшается. Из него вылетают молнии сначала вправо, затем влево. Символ неуемной энергии самого ученого, которого распирают идеи, но дойти до реализации он еще не может.
Стант и выброс. Взрыв энергетического шара и свечение вокруг участников номера.
Формулы. Ученый на экране, как на школьной доске, пишет формулы. Сначала одну, но она не подходит, ученый смахивает ее влево. Потом пишет вторую, также не подходит, формула улетает вправо. Затем появляется третья формула, та, что нужно. Она улетает наверх и остается на экране до следующей смены кадра.
Лестница. Далее на экране тишина и безмятежность. Голубое небо. Снизу-вверх справа на лево появляется по одной ступени лестница. Ученый идет по лестнице наверх.
Звезда. Вот она заветная идея! На небе появляются звезды и самая яркая в левом верхнем углу. До нее идет ученый, дотягивается и достает ее.
Кровать. В эйфории ученый падает на большую кровать. На экране появляется комната с кроватью в правом нижнем углу.
Паровоз в ангаре. Слева один из участников номера выталкивает паровоз, он постепенно выезжает, и полностью показывается на экране. Именно его ученый переделает в машину времени.
Часы. На экране часы в стиле стимпанк, видно шестеренки внутри. Двигается стрелка. Она постепенно ускоряет свой ход. Участники двигаются по кругу. Стрелка уже очень быстро вращается, часы приближаются, и мы попадаем внутрь них и летим между двигающимися механизмами.
Конвейер ленточный. По конвейеру двигаются детали паровой машины времени. Они соединяются вместе. Машина времени готова!
На экране табло с датой, откуда будем отправляться в путешествие. Стант, ученый запускает счетчик времени. Цифры крутятся и меняются, как на барабане. Выброс, ученый перемещается в будущее. На экране ускоренное движение звезд, как при движении в космосе со сверхзвуковой скоростью. На табло мы видим, что дата изменилась. Движение звезд замедляется. Затемнение.
На протяжении четырех месяцев мы выстраивали сюжетную линию для экранов. Евгений присылал варианты города, часов, комнаты ученого и т.д. Я выбирала, корректировала. Что-то приходилось полностью переделывать. Например, с городом пришлось повозится, Евгений нарисовал несколько эскизов, прежде чем, один подошел по стилю.
А вот, например, эскиз самого паровоза сразу попал в точку, совпал с картинкой в голове. Дизайнер работал в программе CorelDRAW.
2.4 Стимпанк одежда, аксессуары и выбор костюма для номера
Экстравагантный стиль стимпанк ― порождение ностальгии по технократическому оптимизму эпохи паровых двигателей. Стимпанк одежда, аксессуары и украшения дают волю воображению: экспериментируя с фантастическими образами, легко почувствовать себя гениальным изобретателем! Мода и стиль стимпанкеров зацепят ярких и эпатажных личностей.
В век цифрового хаоса многие романтики науки и техники тоскуют по славному веку пара и электричества, когда мир повиновался стройной логике механизма, вера в прогресс и разум казалась непоколебимой, а мрачные индустриальные пейзажи лишь оттеняли блеск человеческого гения. Причудливый и немного театральный стиль стимпанк, укорененный в ретрофутуризме викторианской поры, привлекает леди и джентльменов с изобретательской жилкой: скучному пластмассовому миру не помешает стильный тюнинг из меди, дерева и стали!
Тру-стимпанк выстраивает свой лук с дотошностью инженера, равняясь на образы сумасбродных изобретателей, автомобилистов и авиаторов, запечатленных на рисунках Альбера Робида. Парни облачаются в старомодные сюртуки, фраки и френчи, а девушки ― в длинные платья со шнурованным корсетом и многоярусной юбкой.
Повседневная одежда стимпанк приближается к классическому английскому стилю. Молодые люди охотно носят твидовые костюмы с шейными платками, а дамы ― строгие узкие юбки и платья средней длины а-ля Мэри Поппинс с коротким приталенным пиджаком.
Для глубокого погружения в образ используются тематические аксессуары стимпанк:
- стилизованные головные уборы: шлемы, цилиндры, котелки, шляпки с вуалетками;
- пенсне, монокль или защитные очки-гогглы с наглазниками;
- механические часы с шестеренками наружу;
- широкие пояса с массивными пряжками;
- длинные кожаные перчатки с раструбами;
- высокие шнурованные ботинки и ботильоны;
- гетры и краги;
- элементы экзоскелета.
Цветовая гамма костюма выстраивается вокруг темно-коричневых, синих, фиолетовых и бордовых тонов, разбавленных припудренными бежевыми оттенками: в эпоху паровых машин городские улицы не блистали чистотой! Тем не менее, вещи не выглядят тусклыми, если украсить их сверкающими заклепками из меди, латуни и нержавейки. На стройной фигуре хорошо сидит милитаризованная одежда стимпанк ― кожаные летные куртки, шинели и двубортные тренчи с начищенными медными пуговицами.
Финальный штрих перед выходом ― украшения стимпанк ручной работы. Необычные броши, серьги, кольца и подвески для девушек собирают на цепочках или ювелирном тросе из шурупов, шестерен, гаек, болтов, ключей и других деталей, добавляя бусины, камни, стразы, перья и другие элементы декора. Мужские украшения стимпанк тоже встречаются нередко: большим успехом пользуются перстни-печатки и кожаные браслеты со встроенными циферблатами часов и навигационных приборов.
Сама по себе одежда стимпанк не создает: оригинальный внешний вид его адептов органично вытекает из мировоззрения, которое зародилось в середине 80-х в кругу поклонников научной фантастики. Шуточная дискуссия фантастов Кевина Джетера и Джеймса Блейлока на страницах журнала Locus дала начало идее альтернативной реальности, где развитие технологий застопорилось на паровой тяге, а острые социальные противоречия так и остались неразрешенными. Все, что остается талантливому одиночке ― бороться против монструозной системы силой интеллекта.
Фантасмагорическая одежда и аксессуары стимпанк ― это тоже своего рода протест против условностей. Выезжая на автопрогулку, реальный денди мог надеть гогглы и потертый дастер, но не посмел бы разгуливать в таком виде по улицам: смешивать рабочий и выходной костюм считалось дурным тоном. Аристократы мира паропанка превосходно знают правила игры, но отвергают их, поэтому под запыленным плащом может обнаружиться кружевная рубашка с бархатным жилетом или шифоновая блузка с пышными воланами и рюшами.
Подбор костюмов для номера. Для номера было решено взять основные элементы костюма в стиле стимпанк. Задача была такова, должно быть видно силуэт участников номера на фоне экрана, должны быть выделены кисти и стопы. Сначала подбирали элементы из костюмерной базы, пиджаки, жакеты, блузы, фотографировались, но полностью образ не собирался. Поэтому мы выбрали сшить всем белые блузки, черные штаны по ногам и небольшой клеш внизу, коричневые жилеты до талии с креплением на шее, разноцветные платки на шею и на ногах белые кроссовки. Так как девчонки выполняют сложные элементы, выбросы и акробатику было принято решение не использовать сложные элементов в костюме и не брать объёмные аксессуары.
Большая благодарность команде швей из ателье Ирбис. Они сначала сняли мерки, затем приступили к изготовлению костюмов. И после нескольких примерок, костюмы были готовы.
Глава 3. IT-технологии в современных постановках
Сначала для создания эффектной картинки для постановок использовали декорации. Они становились масштабнее, причудливее и краше. Технологии не стояли на месте, и с созданием проектора появились экраны. Они бывают проекционные, прямой и обратной проекции, а также светодиодные. Экраны в основном, использовали как картинку в глубине сцены. Затем добавляют анимацию. И следующий шаг - это использование экрана как полноценного участника номера.
3.1 Видеомапинг
Видеомаппинг (3D mapping) (англ. video — видео и англ. mapping — отражение, проецирование) — направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учётом его геометрии и местоположения в пространстве.
Проекционное шоу - это вид шоу и декора, когда с помощью видеопроекции создается иллюзия искажения и перевоплощения какого-либо объекта: фасада здания, стен зала, автомобиля, абстрактной инсталляции или любого другого объекта.
В отличие от использования 3D-технологий в кино и компьютерных играх, видеомаппинг не требует дополнительных приспособлений для зрителей или установку экранов, кроме случаев, когда экран используется в качестве дополнительной отражающей поверхности, например, в оформлении театральных и концертных представлений, но в случае видеомаппинга проекция будет выглядеть объемной только если зрители находятся в определённой точке. Использование специализированного программного обеспечения позволяет двух- или трёхмерному объекту быть пространственно обработанным в программе, которая может создать реальную среду, на которой будет производиться проекция. Программное обеспечение может взаимодействовать с проектором, чтобы вписать любую желаемую картинку на проекционную поверхность. Эта техника используется художниками и рекламщиками одновременно, которые могут добавлять дополнительные измерения, оптические иллюзии и заставлять статические объекты двигаться. Видео зачастую сопровождается аудио, для создания полноты повествования.
Видеомаппинг можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция:
Архитектурный видеомаппинг — 3D-проекция на фасад или стену здания, мост, башню, а также на сложный объект (самолёт, корабль и т.д.).
Интерьерный видеомаппинг — проецирование внутри помещения на стену, пол и потолок, позволяющее создавать интересные иллюзорные интерьерные решения.
Предметный — когда в качестве объекта проецирования используются небольшие объекты или какие-то элементы большого объекта. Например, создание иллюзии вращающегося колеса автомобиля, хотя сам автомобиль стоит на месте, проекция на музыкальные инструменты, на свадебное платье, а также торт, и другие.
Ландшафтный видеомаппинг может осуществляться на природные объекты, горы или деревья.
Интерактивный видеомаппинг — не только самый молодой, но и самый перспективный вид 3D маппинга (наряду с архитектурным), уникальной особенностью которого является отведение человеку главной действующей роли за счёт наличия интерактивной составляющей. Именно активные действия человека активируют интерактивную проекцию. Продукты интерактивного видеомэппинга - интерактивный стол, интерактивный пол, интерактивная доска и другие.
Сценический, танцевальный. Синтез актеров или танцоров и экрана.
Примером маппинга в нашем городе Барнауле могут служить работы творческо-экспериментальной студии Sintes.TV. Местные и международные проекты: архитектурный маппинг к дню города в 2021 году, предметный маппинг - премьера машины Kia Quoris 2013 год, интерьерный – финал международного первенства ОАО «РЖД» среди юношей «ЛОКОВОЛЕЙ» 2015 год, танцевальный – совместные проекты со студией танца «Лариса», выступление в Шанхае, Китай на фестивале в 2018 году.
3.2 LED экран для сцены
Чтобы мероприятия городского масштаба и выступления звезд театра и кино прошло на ура, организаторам приходится прибегать к инновационным технологиям. К подобным относятся светодиодные экраны. LED технологии получили распространение, за счет удобства использования и повышения привлекательности мероприятий:
в театральных кругах
на спортивных соревнованиях
собраниях политических организаций
социальных презентаций
Также применение на сценах в ночных клубах, театрах и даже в барах и ресторанах.
В техническом плане представляют собой набор ярких точек - пикселей, находящихся в узловых позициях основы.
Светодиодный экран для сцены относится к классу внутренних светодиодных экранов с малым шагом пикселя. Светодиодные экраны на задник сцены могут использоваться для:
вывода на них крупных планов событий, происходящих на сцене;
проигрывания сторонних видеозаписей и фильмов;
создания эффекта цветомузыки;
вывода динамических декораций (в театральных постановках);
демонстрации логотипов спонсоров.
Светодиодные экраны активно используются на сценах благодаря широким возможностям, которые они открывают по сравнению со статичным задником или традиционными декорациями, которые нужно постоянно менять под каждого конкретного исполнителя или театральную постановку.
На LED-экраны можно вывести как статичные изображения, так и динамичный видеоряд.
Использование данной технологии вызывает у зрителей положительные эмоции и формирует представление о концерте или театральной постановке как о развлекательном продукте высокого качества.
Какие типы светодиодных внутренних экранов используются для сцен?
Существует два типа светодиодных экранов, находящихся сегодня в активном использовании: это DIP-экраны и SMD-экраны. Их главное отличие — в способе формирования пикселя.
DIP-технология является более ранней применяется в основном на уличных экранах. Пиксель DIP-экрана формируется из нескольких диодов. Каждый диод имеет постоянный цвет и изменяемую силу свечения. Минимальное количество диодов на один пиксель — три: красного, зеленого и синего цветов. С изменением интенсивности свечения каждого диода меняется цвет пикселя, который они формируют.
Минус данной технологии — невозможность создания экранов высокого разрешения, поскольку пиксели, состоящие из нескольких диодов, чисто физически невозможно расположить слишком близко друг к другу. Поэтому такие экраны практически не используются в помещении.
Технология SMD использует диоды другого типа. SMD-диод способен отображать с изменяемой интенсивностью свечения все три цвета RGB-триады. Таким образом стало возможно формирование одного пикселя одним светодиодом. Это позволяет кучно располагать пиксели и, следовательно, производить экраны высокого разрешения. Расстояние между пикселями называется «шаг пикселя» и измеряется в миллиметрах.
Чем меньше шаг пикселя, тем выше разрешение экрана.
SMD-экраны на сегодняшний день являются наиболее распространенным типом светодиодных экранов, используемых на сценах. Это обусловлено не в последнюю очередь тем, что такие экраны способны выдавать изображение намного более лучшего качества и обладают большим, по сравнению с DIP-экранами, сроком службы.
Основные характеристики
Яркость
Необходимо произвести очень тонкую настройку интенсивности свечения диодов сценического экрана. Нужно добиться, чтобы экран не слепил зрителей и не перекрывал своим светом происходящее на сцене, но вместе с тем чтобы изображение на нем не было слишком затемненным и было хорошо различимо.
Хороший угол обзор
Стандартный угол обзора LED-экрана — 120 градусов. Если экран планируется как задник сцены, то здесь можно не беспокоиться. Однако если он будет располагаться где-то в другом месте (панели по бокам от сцены, экран в фан-зоне на рок-концерте), то следует выбирать модель с наибольшим углом обзора и располагать экран таким образом, чтобы изображение хорошо просматривалось с любой точки зрительного зала.
Высокое разрешение
Прошли времена, когда можно было довольствоваться экранами с низким разрешением — современный избалованный техническим прогрессом зритель не оценит. От разрешения экрана напрямую зависит качество отображаемого изображения. Абсолютно любой контент — будь это статичные картинки, спецэффекты или полноценные видеоматериалы — должны отображаться в высоком качестве и удовлетворять высокий зрительский запрос.
Формат
Предпочтительно, чтобы светодиодный экран имел формат, соответствующий формату компьютерных графических и видеоматериалов.
В противном случае, в зависимости от примененных настроек, изображение будет либо слишком растянуто по горизонтали или вертикали, либо будет иметь черные полосы по бокам или сверху и снизу. Стандартные форматы компьютерного графического и видеоконтента — 4:3 и 16:9.
Преимущества лед экранов для сцены:
качественные
надежные
прочное крепление
безопасны в эксплуатации (не выделяют ядовитых веществ)
устойчивы к перепадам температур
не выходят из строя из-за многократных включений, выключений
быстро окупаются и не требуют щепетильного ухода
3.3 Работа с видеорежиссером
И когда все эскизы были готовы, к работе приступил видеорежиссер Ишутинов Андрей Викторович. И наши эскизы ожили и были анимированы. Месяц ушел на работу над видео анимацией. Встречи, корректировки. В работе была использована программа Maya. Это программа для трехмерного компьютерного моделирования, визуализации моделей и компьютерной 3D-анимации. Для демонстрации номера была выбрана площадка Дворца культуры города Барнаула со светодиодным экраном, размер 5,20 ширина, 9,80 длина.
Далее было три репетиции непосредственно на сцене с видеорядом.
Варианты названий для проекта: Энергия, Телепорт, Скачок во времени.
Заключение
Премьера номера состоялась 13 апреля 2022 на концерте «PROЧИР…Вдохновленные чирлидингом» на сцена Дворца культуры города Барнаула. Все получилось! Чирлидеры сделали? Сделали!