План урока на тему «Сирота несчастная …» (4–5 классы)
Пояснительная записка к презентации
План урока (с технологической картой).
Тема программы: «Произведения А.П. Чехова»
Тема урока: «Сирота несчастная…» по рассказу А. П. Чехова «Ванька».
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Смешанный (беседа, работа с текстом произведения, самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы, итог урока, задание на дом).
Цель методическая: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения.
Цели образования:
Обучения: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька». Создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
Воспитания: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе;
Развития: совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 4 класс;
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь, 4 класс;
- «Толковый словарь» С.И.Ожегова;
- портрет А. П. Чехова;
- памятки-инструкции;
- таблицы «ЗХУ» для индивидуальной работы;
- цветные карандаши, простой карандаш, ручка, чистый лист;
- презентация по теме А. П. Чехова «Ванька»;
- персональный компьютер;
- мультимедийное оборудование.
Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, жанры устного народного творчества.
Ход урока
I. Орг. момент. – 2 мин.
Учитель: - Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Прикоснитесь к друг –другу ладошками, подарите друг-другу чувство уверенности в том ,что у вас всё получится. Поддержите перед нашей предстоявшей работой. Улыбнитесь друг- другу, опустите ладошки. Улыбнитесь чтобы наш класс наполнился светом и счастьем.
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
II. Вызов – 22 мин.
Учитель: - Сегодня у нас урок-знакомство
(СЛАЙД-открывает на доске блок кластера ЗНАКОМСТВО)
- Что такое знакомство?
Учащиеся: Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
Учитель: - Давайте посмотрим друг на друга так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
Учащиеся: На внешность, одежду, жесты, мимику …
(СЛАЙД-после ответов учитель открывает блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
Учитель: - Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
Учащиеся: Нет.
Учитель: - Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
Учащиеся: На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род
занятий, обязанности.
(СЛАЙД-после ответов учитель открывает блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)
Учитель: - Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?
Учащиеся: - Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…
Учитель: - У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?
Учащиеся: - Необходима тема.
Учитель: - На прошлом уроке мы знакомились с писателем А. П. Чеховым и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, поговорили о трудном детстве детей того времени. А сегодня на уроке мы знакомимся с кем? Как вы думаете?
Учащиеся: - С героем рассказа – Ванькой.
Сначала я хотела бы проверить ваше домашнее задание.
Викторина - тесты. Листочки на партах.
1. К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину;
б) Осипу Абрамовичу;
в) кривому Егорке;
г) сапожнику Аляхину;
2. Куда писал письмо Ванька Жуков?
а) в Лапландию;
б) в Кремль;
в) на деревню;
г) в город;
3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?
а) бабушке;
б) дедушке;
в) папе;
г) Чехову;
4. Кто научил Ваньку грамоте?
а) мать Пелагея;
б) барышня Ольга Игнатьевна;
в) сапожник Аляхин;
г) подпасок Федька.
(СЛАЙД - Викторина - тесты (ответы))
Учитель: - А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)
(СЛАЙД-учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА)
Учитель: - Давайте попробуем сформулировать тему урока. Помогут нам в этом кадры видео по произведению Чехова «Ванька»
(СЛАЙДЫ – видео. Учитель читает)
Учитель: - А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…»
Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов) Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Учитель: Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю.
Учащиеся зачитывают значение слов.
Учитель: - Как вы думаете, какова главная задача нашего урока?
Учащиеся: - Научиться анализировать образ героя.
Работа с таблицей «ЗХУ»
Учитель: - Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о Ваньке. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.
(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.
Учитель: - Зачитайте, что у вас получилось.
Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети.
З – что мы знаем |
Х – что мы хотим узнать |
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; - Это рассказ; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; |
- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Обстановка - интерьер; - Поведение; - Поступки;
|
|
III. Физкультминутка «Чернильное пятно» – 3 мин.
Учитель: - Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину: за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза покажите и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна)
IV. Осмысление. – 14 мин.
Учитель: - Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки). Что такое портрет? (Работа с термином «литературный портрет» по словарю)
Учащиеся: - Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Учитель: - Портрет, Обязанности, Интерьер, Поведение, Поступки - все эти пункты помогут познакомиться с героем, раскрыть его образ. Всё это средства создания литературного героя. (Остается на доске только 5 блоков)
Учитель: А теперь работу проведём в малых группах. Распределитесь на 5 групп и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке согласно своему параметру.
Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции.
Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению)
Учитель:
Что вы узнали о Ваньке? Какой он?
Когда выступает докладчик от каждой группы, внимательно слушаем и делаем записи в 3 столбике, дополняем, задаём вопросы.
Основные черты Ваньки называют учащиеся от каждой группы, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ»
Примерные ответы:
Ванька Жуков -смышленый мальчик. На вид ему лет десять-двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны.
Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь.
Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки.
V. Рефлексия. – 1 мин.
Учитель: - Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся: В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни).
Учитель: Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока.
(учащиеся выбирают пословицы)
В сиротстве жить - только слезы лить.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Учитель: - Вернитесь к УЗ (учебной задаче). Достигли вы её или нет?
Учитель: - Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…)
Учитель: - Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)
Учитель: - Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)
Учитель: - Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)
Автор заканчивает рассказ сном героя. Для Ваньки всё хорошо пока он спит. И мы с ним тоже как будто надеемся на лучшее.
Учитель: - В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.
Учащиеся: - Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
Учитель: - Молодцы! Этот вид стиха составляется по следующей схеме
(СЛАЙД – схема синквейна)
Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательные)
Действия (глаголы)
Чувство (фраза)
Повторение сути
Чтение учащимися синквейнов:
ВАНЬКА
Грязный, голодный, несчастный
Страдает, мучается, надеется
Письмо обязательно дойдет!
Счастье!
VI. Домашнее задание – 3 мин.
Написать мини — сочинение «Ответ деда».
Учитель: - В нашем учебнике этот рассказ дан в сокращении. У кого-либо появилось желание прочитать полный текст? Прочитайте. На следующем уроке мы познакомимся с дедом Ваньки. Напишите вопросы на которые вы бы хотели получить ответ.
VII. Выставление отметок. - 1 мин.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока |
Методическая подструктура урока |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Методы обучения |
Форма деятельнос-ти |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
||
1.Организация и стимулирование деятельности учащихся. |
Проблем-ный: эврис-тический |
Беседа |
Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. |
Презентация к уроку |
Фронтальный. |
Подведение итогов урока в соответствии с целями |
2. Актуализация знаний.
|
Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый) |
Беседа
|
Работа в парах, работа с таблицей, формирование темы урока
|
Презентация к уроку.
|
Фронтальный. Коллективный
|
Успешные оценки за работу с таблицей;
Подготовка к восприятию нового |
3. Проверка домашнего задания
|
Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)
|
1.Самостоятельная работа.
2.Проверка самостоятельной работы
|
Работа с тестами
Поочередно заслушиваются ответы выполненного теста каждого ученика
|
Тесты
Презентация к уроку.
|
Индивидульный
Фронтальный.
|
Успешные выступления обучающихся с ответами выполненного задания в тестах.
|
4. Закрепление изученного материала |
Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)
|
1.Самостоятельная работа. 2.Проверка самостоятельной работы
|
Работа с таблицей с целью научиться анализировать образ героя |
Таблица «ЗХУ» |
Коллективный |
Успешные выступления обучающихся с ответами выполненного задания
|
5. Самостоятельная работа |
Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)
|
1.Самостоятельная работа.
2.Проверка самостоятельной работы |
Работа в группах над написанием небольшого рассказа о Ваньке, обмен мнениями, работа с учебником, нахождение цитат, работа с рисунками |
Презентация к уроку.
|
Коллективный |
Успешные выступления обучающихся с ответами выполненного задания
|
6. Рефлексия |
Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)
|
Беседа |
Работа с пословицами, определяется характер героя, обсуждается необычное завершение рассказа, Высказывание мыслей по теме урока в виде сиквейна |
Презентация к уроку.
|
Фронтальный.
|
Восприятие поставленной проблемы |
2.4. Дидактический материал к уроку.
Памятка – инструкция № 1
(для групповой работы)
Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Сколько ему лет?
* Какова его внешность?
* Как одет Ванька?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2
(для групповой работы)
Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Чем занимается Ванька в городе?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка, где жил Ванька).
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Где жил Ванька?
* Что из мебели было в комнате?
* Где спит Ванька?
* Какие условия его жизни?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4
(для групповой работы)
Чувства Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что чувствовал герой?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 5
(для групповой работы)
Поступки Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какие поступки совершает Ванька в городе?
* Как Ванька относится к другим героям? Почему?
* Какие поступки совершал Ванька в деревне?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Список литературы (источников) для учащихся.
1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс Ч. I, М.:
«Вентана-Граф», 2008
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.:
«Вентана-Граф»,2008
3. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению 1-
4 классы, М.: «Вентана-Граф»,2010
4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997, с. 321
Список литературы для педагогов.
1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс Ч. I, М.:
«Вентана-Граф», 2008
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.:
«Вентана-Граф»,2008
3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие, М.: «Вентана-
Граф»,2008
4. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению 1-
4 классы, М.: «Вентана-Граф»,2010
5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997, с. 321
Селиванова Галина Геннадьевна