12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скрыльникова Ольга Александровна3095
Россия, Саратовская обл., с.Липовка, Духовницкий район
6

«Сирота несчастная…» по рассказу А. П. Чехова «Ванька».



План урока (с технологической картой).

Тема программы: «Произведения А.П. Чехова»

Тема урока: «Сирота несчастная…» по рассказу А. П. Чехова «Ванька».

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Смешанный (беседа, работа с текстом произведения, самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы, итог урока, задание на дом).

Цель методическая: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературного чтения.

Цели образования:

Обучения: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька». Создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

Воспитания: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе;

Развития: совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения.

Материально-техническое обеспечение урока:

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 4 класс;

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь, 4 класс;

- «Толковый словарь» С.И.Ожегова;

- портрет А. П. Чехова;

- памятки-инструкции;

- таблицы «ЗХУ» для индивидуальной работы;

- цветные карандаши, простой карандаш, ручка, чистый лист;

- презентация по теме А. П. Чехова «Ванька»;

- персональный компьютер;

- мультимедийное оборудование.

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, жанры устного народного творчества.


Ход урока

I. Орг. момент. – 2 мин.

Учитель: - Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Прикоснитесь к друг –другу ладошками, подарите друг-другу чувство уверенности в том ,что у вас всё получится. Поддержите перед нашей предстоявшей работой. Улыбнитесь друг- другу, опустите ладошки. Улыбнитесь чтобы наш класс наполнился светом и счастьем.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

II. Вызов – 22 мин.

Учитель: - Сегодня у нас урок-знакомство

(СЛАЙД-открывает на доске блок кластера ЗНАКОМСТВО)

- Что такое знакомство?

Учащиеся: Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…

Учитель: - Давайте посмотрим друг на друга так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

Учащиеся: На внешность, одежду, жесты, мимику …

(СЛАЙД-после ответов учитель открывает блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)


Учитель: - Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

Учащиеся: Нет.

Учитель: - Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Учащиеся: На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род

занятий, обязанности.

(СЛАЙД-после ответов учитель открывает блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)

t1709139198aa.gif


Учитель: - Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?

Учащиеся: - Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…

Учитель: - У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Учащиеся: - Необходима тема.

Учитель: - На прошлом уроке мы знакомились с писателем А. П. Чеховым и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, поговорили о трудном детстве детей того времени. А сегодня на уроке мы знакомимся с кем? Как вы думаете?

Учащиеся: - С героем рассказа – Ванькой.

Сначала я хотела бы проверить ваше домашнее задание.

Викторина - тесты. Листочки на партах.

1. К кому в учение был отдан Ванька?

а) к сапожнику Алёхину;

б) Осипу Абрамовичу;

в) кривому Егорке;

г) сапожнику Аляхину;

2. Куда писал письмо Ванька Жуков?

а) в Лапландию;

б) в Кремль;

в) на деревню;

г) в город;

3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?

а) бабушке;

б) дедушке;

в) папе;

г) Чехову;

4. Кто научил Ваньку грамоте?

а) мать Пелагея;

б) барышня Ольга Игнатьевна;

в) сапожник Аляхин;

г) подпасок Федька.

(СЛАЙД - Викторина - тесты (ответы))

Учитель: - А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)

(СЛАЙД-учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА)


Учитель: - Давайте попробуем сформулировать тему урока. Помогут нам в этом кадры видео по произведению Чехова «Ванька»

(СЛАЙДЫ – видео. Учитель читает)

Учитель: - А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…»

Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов) Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.

Учитель: Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю.

Учащиеся зачитывают значение слов.

Учитель: - Как вы думаете, какова главная задача нашего урока?

Учащиеся: - Научиться анализировать образ героя.

Работа с таблицей «ЗХУ»

Учитель: - Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о Ваньке. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.

(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

Учитель: - Зачитайте, что у вас получилось.

Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;



III. Физкультминутка «Чернильное пятно» – 3 мин.

Учитель: - Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину: за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза покажите и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна)

IV. Осмысление.14 мин.

Учитель: - Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки). Что такое портрет? (Работа с термином «литературный портрет» по словарю)

Учащиеся: - Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Учитель: - Портрет, Обязанности, Интерьер, Поведение, Поступки - все эти пункты помогут познакомиться с героем, раскрыть его образ. Всё это средства создания литературного героя. (Остается на доске только 5 блоков)


t1709139198ab.gif


Учитель: А теперь работу проведём в малых группах. Распределитесь на 5 групп и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке согласно своему параметру.

Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции.

Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.

(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению)

Учитель:

Что вы узнали о Ваньке? Какой он?

Когда выступает докладчик от каждой группы, внимательно слушаем и делаем записи в 3 столбике, дополняем, задаём вопросы.

Основные черты Ваньки называют учащиеся от каждой группы, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ»

Примерные ответы:

Ванька Жуков -смышленый мальчик. На вид ему лет десять-двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны.

Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь.

Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки.

V. Рефлексия. – 1 мин.

Учитель: - Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся: В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни).

Учитель: Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока.

(учащиеся выбирают пословицы)

В сиротстве жить - только слезы лить.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Сердце матери лучше солнца согреет.

Учитель: - Вернитесь к УЗ (учебной задаче). Достигли вы её или нет?

Учитель: - Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…)

Учитель: - Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)

Учитель: - Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)

Учитель: - Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)

Автор заканчивает рассказ сном героя. Для Ваньки всё хорошо пока он спит. И мы с ним тоже как будто надеемся на лучшее.

Учитель: - В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Учащиеся: - Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Учитель: - Молодцы! Этот вид стиха составляется по следующей схеме

(СЛАЙД – схема синквейна)

Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательные)
Действия (глаголы)
Чувство (фраза)
Повторение сути

Чтение учащимися синквейнов:

ВАНЬКА

Грязный, голодный, несчастный

Страдает, мучается, надеется

Письмо обязательно дойдет!

Счастье!


VI. Домашнее задание – 3 мин.

Написать мини — сочинение «Ответ деда».

Учитель: - В нашем учебнике этот рассказ дан в сокращении. У кого-либо появилось желание прочитать полный текст? Прочитайте. На следующем уроке мы познакомимся с дедом Ваньки. Напишите вопросы на которые вы бы хотели получить ответ.

VII. Выставление отметок. - 1 мин.

Технологическая карта урока


Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельнос-ти

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

1.Организация и стимулирование деятельности учащихся.

Проблем-ный: эврис-тический

 Беседа

Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Презентация к уроку

 Фронтальный.

 Подведение итогов урока в соответствии с целями

2. Актуализация знаний.




Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)

Беседа







Работа в парах, работа с таблицей, формирование темы урока



Презентация к уроку.




Фронтальный.

Коллективный





Успешные оценки за работу с таблицей;


Подготовка к восприятию нового

3. Проверка домашнего задания


Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)



1.Самостоятельная работа.


2.Проверка самостоятельной работы


Работа с тестами




Поочередно заслушиваются ответы выполненного теста каждого ученика


Тесты




Презентация к уроку.




Индивидульный



Фронтальный.



Успешные

выступления обучающихся с ответами выполненного задания в тестах.

4. Закрепление изученного материала

Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)


1.Самостоятельная работа.

2.Проверка самостоятельной работы


Работа с таблицей с целью научиться анализировать образ героя

Таблица «ЗХУ»

Коллективный

Успешные

выступления обучающихся с ответами выполненного задания



5. Самостоятельная работа

Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)


1.Самостоятельная работа.


2.Проверка самостоятельной работы

Работа в группах над написанием небольшого рассказа о Ваньке, обмен мнениями, работа с учебником, нахождение цитат, работа с рисунками

Презентация к уроку.


Коллективный

Успешные

выступления обучающихся с ответами выполненного задания


6. Рефлексия

Проблем-ный: эврис-тический (частично- поисковый)


Беседа

Работа с пословицами, определяется характер героя, обсуждается необычное завершение рассказа,

Высказывание мыслей по теме урока в виде сиквейна

Презентация к уроку.


Фронтальный.


Восприятие поставленной проблемы

2.4. Дидактический материал к уроку.

Памятка – инструкция № 1

(для групповой работы)

Портрет Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Ваньку?

* Сколько ему лет?

* Какова его внешность?

* Как одет Ванька?

* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?

* Какова речь Ваньки?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 2

(для групповой работы)

Обязанности Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Из чего состоит «ученье» Ваньки?

* Чем занимается Ванька в городе?

* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?

* Как Ванька выполнял свои обязанности?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 3

(для групповой работы)

Интерьер (обстановка, где жил Ванька).

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Где жил Ванька?

* Что из мебели было в комнате?

* Где спит Ванька?

* Какие условия его жизни?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 4

(для групповой работы)

Чувства Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?

* В чём причины его страданий?

* Что чувствовал герой?

* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 5

(для групповой работы)

Поступки Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какие поступки совершает Ванька в городе?

* Как Ванька относится к другим героям? Почему?

* Какие поступки совершал Ванька в деревне?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!














Список литературы (источников) для учащихся.


1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс Ч. I, М.:

«Вентана-Граф», 2008

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.:

«Вентана-Граф»,2008

3. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению 1-

4 классы, М.: «Вентана-Граф»,2010

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997, с. 321


Список литературы для педагогов.


1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс Ч. I, М.:

«Вентана-Граф», 2008

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.:

«Вентана-Граф»,2008

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие, М.: «Вентана-

Граф»,2008

4. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению 1-

4 классы, М.: «Вентана-Граф»,2010

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997, с. 321


Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 04.03.24 в 21:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.