Система уроков проекта «Волшебный мир Агнии Барто»
Система уроков проекта «Волшебный мир Агнии Барто».
Мы разработали систему уроков, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников на основе произведений А.Л.Барто.
Наша система уроков имеет следующую структуру:
1 урок. Знакомство с писательницей и её произведением «Помощница».
2 урок. Изучение стихотворения «Верёвочка»
3 урок. Изучение стихотворение «В театре».
4 урок. Литературное путешествие по творчеству А.Л.Барто.
5 урок. Литературный праздник по творчеству А.Л.Барто.
Урок 1.
Знакомство с писательницей и её произведением « Помощница».
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3.Сообщение темы урока
У. Вы хотите узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, тогда берите в руки карандаш и листок. Первая буква обозначает парный звук для буквы П – Б.
Вторая буква – первая буква алфавита – А.
Третья буква – последняя в слове « автор» - Р.
Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С – Т.
Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» - О.
Что получилось?
Д. Барто.
У. А зовут эту писательницу и поэтессу удивительно – Агния Львовна.
4.Постановка и решение учебной задачи.
У. Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;
П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф
У. Скажите, как называется первое произведение с которым мы познакомимся, и как вы определили его название?
Д. Произведение называется «Помощница».
У. Мы прочитали запись на доске через одну букву.
Сформулируйте полностью тему нашего урока.
Д. Тема урока: «Агния Львовна Барто и ее произведения.
Выставка детских книг и портрет на доске.
У. Рассмотрите выставку книг с произведениями нашего автора.
Знакомство с писательницей.
У. Стихи А.Л.Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже дедушки и бабушки. Поэтому, наверное, в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь. Например, есть несколько маленьких стихотворений , которые объединяются в цикл стихов под названием « Игрушки». Я начну читать первые строчки , а вы продолжайте.
Идёт бычок, качается…
Наша Таня …
Я люблю свою лошадку…
Нет, напрасно мы решили…
Спать пора! Уснул бычок…
А сейчас мы откроем « Азбуку» и прочитаем стихотворение « Зайка». Получилось ли у вас запомнить это стихотворение сразу?Теперь вы сможете любому малышу рассказать это стихотворение. Это будет очень полезное дело.
Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. А еще она вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разбросанных по белу свету войной.
А теперь встанем и немного разомнемся.
6. Физминутка
7.Работа с учебником
У. Ребята, как вы думаете, кому посвящено творчество Агнии Барто ?
Д. Творчество Агнии Барто посвящено детям.
У. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.
Вспомните название произведения, с которым мы должны познакомиться на уроке, смысл прочитанных в начале урока строк и скажите, о ком пойдет речь в новом стихотворении и какой это герой.
Д. Главным героем в произведении Агнии Барто «Помощница» будет девочка, которая совершила не очень хороший поступок, вела себя неправильно.
У.Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?
Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.)
У.Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
8.Решение учебной задачи
У.Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение). О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?
Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане
У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани? Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница» .Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия? Как вы ответите на поставленный вопрос?
Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.
У. Чем вы это можете доказать?
Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.
Выборочное чтение
Д. Таня открыла дверь кошке. Таня ела, чай пила.
У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?
Д. Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.) Выборочное чтение
У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала? Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.)
Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.
У. Докажите это словами текста.
Выборочное чтение.
У. Можно ли назвать Таню помощницей?
Д. Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.
У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?
У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.
У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.)
У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?
Д. Автор называет ее Танюша.)
У. Каково ваше отношение к Тане?
У. Ребята, вы знаете, что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они хотят рассказать нам что- то , чему- то научить нас. Какие выводы вы можете сделать для себя, прочитав это произведение?
9. Итог урока .Рефлексия
У. С творчеством какого писателя мы познакомились?
- С какими его произведениями познакомились?
- Выразите своё настроение, продолжив предложение:
- Я для себя сделал открытие…
- Меня удивило…
- Оказывается, что …
-Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Урок 2.
Изучение стихотворения «Верёвочка»
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Изучение нового материала. Сообщение темы урока. Вводная беседа.
У. Агния Львовна Барто родилась в 1906 год в Москве в семье
врача-ветеринара. Учась в школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. В годы Великой Отечественной войны Агния Львовна Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Та передача была такой но, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей. Стихи А.Л. Барто переведены на многие языки и печатаются в разных странах. Но больше всего они издаются в нашей стране, где Барто знают и любят все – «от двух до восьмидесяти».
4.Актуализация знаний учащихся.
У. Какие стихи А.Л. Барто вы знаете?
У. Постарайтесь вспомнить. Из каких стихов Агнии Барто эти слова. Подбери к стихотворениям рисунки. ( Используется презентация «Барто-Детям». Учитель начинает читать стихотворение, а дети продолжают хором.)
У. «Уронили Мишку на пол,
Оторвали мишке лапу
Д. Всё равно его не брошу –Потому что он хороший».
У. «Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу
Д. Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!»
У. «Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в кроватку на бочок
У. Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Д. Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон».
У. «Самолёт построим сами,
Понесемся над лесами…
Д. Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме».
У. Я люблю свою лошадку,
Д Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости».
У. Наша Таня громко плачет:
Д. Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.».
У. «Зайку бросила хозяйка –
Д. Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок».
У. «У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу…
Д. Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду».
.У. «Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Д. Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан»!
У. «Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Д. Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик».
4. Физкультминутка..
5.Работа над произведением «Верёвочка».
У. Что происходит в природе с наступлением весны? Чем занимаются люди с приходом весны?
У. В какие игры вы играете весной?
У. У поэтессы Агнии Львовны Барто есть стихотворение, которое даже так и называется «Веревочка».
Первичное чтение стихотворения.
А) Чтение стихотворения учителем.
-Какое настроение вызывает это стихотворение?
-О чем оно? Перечислите все приметы весны, о которых пишет Барто. Нравится ли ей весна?
Б) Выразительное чтение стихотворения детьми.
У. -Перечитай начало стихотворения, где автор описывает приход весны. Какие
слова создают весёлое настроение? Выдели их голосом при чтении.
-Какие приметы весны подметила А.Л. Барто на улицах Москвы?
-Почему А. Барто озаглавила стихотворение «Верёвочка», а не «Весна», «Весенние деньки» или «Девочки»?
-С чем сравнивает трамвайные звонки? Почему дается такое сравнение?
-Чем занимаются девочки? Где они скачут?
-Прочитайте, кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?
-Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему? Кто из вас наблюдал такую картину? Какие соревнования были в вашем дворе? Есть ли у вас во дворе чемпионы и мастера?
Чтобы открыть тайну поэтической речи, попробуй выполнить следующее задания.
Найдите строки, где автор описывает, как скачет Лида через верёвочку.
-Прочитай их вслух, при этом прохлопай в ладоши ритм.
-Как вы думаете, детям нравится весна? Почему так решили? Прочитайте.
Это хорошо, что все дети так радуются. Какое у вас было настроение, когда вы читали это стихотворение? Какова тема этого произведения? А главная мысль?
Чтение стихотворения в лицах. Работа в парах.
Повторное чтение стихотворения в лицах.
6. Итоги урока.
Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Веревочка».
Урок 3. Изучение стихотворение «В театре».
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
У. Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте проверим домашнее задание. Что было задано?
Д. Читать выразительно А. Барто «Разлука».
У. Ребята, а что вы можете рассказать о писателе Агнии Барто?
У. А сейчас прочитайте выразительно стихотворение, (читают несколько человек).
У. Ребята, а сейчас, чтобы узнать автора, о котором мы сегодня поговорим, разгадаем кроссворд.
У. Кто идет, качается, вздыхает на ходу?
Д. Бычок
Д. Как звали девочку, которая уронила мяч?
У. Таня
У. Кот кататься не привык – опрокинул…..
Д. Грузовик
У. Дополните одним словом –
Д. самолёт
У. ………построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
У. Из какого стихотворения эти строки?
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Д. Помощница
У.Фамилия, какого писателя получилась?
Д. Барто
У. О ком поговорим ещё раз?
Д. А. Барто.
У.Откройте учебники и посмотрите, с каким стихотворением познакомимся?
Д. в театре.
У. - Какие цели поставим на урок?
Д. познакомиться со стихотворением.
3. Физминутка
4.Сообщение темы урока
У. Продолжаем работать. Познакомимся и прочитаем стихотворение А. Барто. «В театре» (Учитель читает стихотворение.)
У - Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр?
- Прочитайте о том, что девочки увидели в театре?
- Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом.
- Прочитайте, как они искали номерок.
- Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
- Это стихотворение веселое, насмешливое или грустное? Объясните.
Приготовьтесь читать выразительно.
У. Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. Я вам раздам карточки, а вы заполните пропуски в строках из стихотворений Агнии Барто.
Все мальчишки в речку…
Д. лезли
У. Я один сидел на пляже.
Для неё после болезни
Не купался в речке…
Д. даже.
У. Ну, сначала, я без…
Д. мамы
У. Отложил в сторонку…
Д. гаммы,
У. Нагляделся в телевизор.
На вечерние…
Д. программы.
У. И наверно по…
Д. привычке.
У. Или, может быть, от скуки,
Я кладу на место
Д. спички.
У. И зачем-то мою
Д. руки.
У. Вот оркестр грянул в…
Д. трубы.
У. Мы с моей подругой…
Д. Любой.
У. Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету…
Д. номерка.
У. По сцене бабочка…
Д. порхала,
У. Я не видала ничего:
Я номерок везде…
Д. искала.
У. И наконец, нашла…
Д. его.
У. Молодцы. Проверим, какие слова вы вставили.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Итак, ребята подведём итог урока. О какой писательнице, поэтессе мы говорили? Что вы нового интересного узнали? Какие стихотворения изучили? Что ещё вам запомнилось? Понравился ли тебе урок? Достиг ли ты поставленных целей?
И закончить урок я хочу такими словами:
Да, бесценно значение книги.
Ученик читает стихотворение:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает.
Учиться, работать и жить!
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Урок 4.Литературное путешествие по творчеству А.Л.Барто.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели занятия.
У– Ребята, сегодня на нашем занятии мы познакомимся с творчеством и стихотворениями известной детской писательницы. А как ее зовут, давайте прочитаем все вместе на доске.
Д. АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО ( 1906 – 1981)
3. Беседа учителя о творчестве А.Л.Барто
У. Агния Барто родилась в Москве в 1906 году, умерла в 1981 году, прожила 75 лет. Родилась она в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова, который и внушил ей с самых ранних лет любовь к чтению, к великим русским поэтам и писателям. Писать она начала с детства в младших классах. Серьезные это были стихи – о влюбленных принцах! И лишь потом, когда стала постарше, написала стихи о своих подружках. С тех пор ее стихи стали отличаться доступностью, понятностью, юмористичностью, как бы выражением детских чувств. Стихи Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. Она писала не только стихи, а песни и различные комедии для представлений в театрах и снятия фильмов. После войны А.Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием.
Вот и сегодня ребята мне хочется познакомить вас с некоторыми стихотворениями А.Л. Барто и вспомнить те которые вы уже знаете.
4. Путешествие по станциям
У. А сейчас, ребята, давайте совершим путешествие по прекрасной поэтической стране А.Л. Барто, чтобы услышать ее произведения. А путешествовать мы с вами будем вот на таком поезде. (на доску вывешивается иллюстрация поезда).
Итак, в путь! (звучит музыка, ребята делают движения поезда колес).
1-я станция,; на которой мы сделаем остановку, называется «Игрушка».
У. Когда вы были совсем маленькими, мамы читали вам и разучивали с вами стихотворения А.Барто об игрушках. Давайте их вспомним, а в этом нам помогут игрушки. Я показываю игрушку, а вы вспоминаете и рассказываете стихотворение о ней.
«Мишка» «Бычок»
«Мяч» «Слон»
«Грузовик» «Козленок»
«Лошадка» «Зайка»
У. Молодцы , хорошо помните детские стихотворения А. Барто.
5. Физминутка
У. Путешествие продолжается дальше (звучит музыка). На пути у нас станция.
«Веселая переменка»
У. Здесь вы услышите веселые стихотворения о школьной жизни.
Стихотворения:
«Я выросла»
«Звонки»
У. Спасибо ребята. Садитесь.
Музыка: Отправляемся дальше, следующая станция.
«Школа»
– Здесь услышите стихи о школьной жизни ребят-учеников.
«Первый урок»
«Петя утомлен»
У. Спасибо ребята.
Музыка: Отправляемся путешествовать дальше следующая станция.
«Юмор»
У. Ребята, вы услышите стихотворения и разные смешинки, которые можно воспринять с юмором и задуматься над содержанием стихотворения о помощнице Танюше, нет ли таких среди вас.
«Помощница»
«Полезная коза» (шутка)
Разные смешинки
У. Почему это смешинки? В чём их смысл?
Спасибо ребята. Путешествуем дальше. (Музыка.)
Следующая наша станция «Подружки»
Прослушав стихотворение подумайте: Правильно ли себе вели девочки-подружки?
Ребята слушают стихотворение и отвечают на вопрос.
А как вы понимаете что такое дружба?
А как бы вы им посоветовали дружить?
Спасибо ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие.
6. Итог урока
– Что интересного вы узнали о жизни А. Л. Барто.
– Какие стихотворения вам понравились?
– Ребята, посмотрите, сколько книг различных у нас стоят на полке А. Барто. Я думаю, что вы будете искать ее стихотворения и читать. Многое можно рассказать и прочитать о ее стихотворениях. Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Поэтессы нет с нами, она умерла 1 апреля 1981 г., но из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение.
– Наше мероприятие подошло к концу, и я хочу спросить: Что для вас было открытием?
– А закончить наш урок-путешествие мне хочется песенкой А. Барто «Любитель рыболов»1. Давайте ее споем!.
Урок 5. Литературный праздник по творчеству А.Л.Барто.
У. Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего праздника!
Усаживайтесь поудобнее! Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодня мы будем говорить о замечательной детской писательнице Агнии Львовне Барто, которая сочинила для детей множество веселых и забавных стихотворений.
Родилась Агния Барто 17февраля 1906 года в Москве. Ее отец Лев Николаевич Волов был ветеринарным врачом, а мать Мария Ильинична домохозяйкой. Агния Львовна получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец.
Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила.
Первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет. Стихи понравились читателям.
В 1936 году была издана книга «Игрушки», которая сделала поэтессу по-настоящему популярной и принесла ей поистине всенародную любовь.Стихи из этой книжки знает и стар и млад.
-Давайте вспомним, отгадав загадки, о каких игрушках идёт речь, и послушаем эти замечательные стихи.
У. .Зверь забавный, сшит из плюша, есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу.
Д. Мишка
У. Встал он прямо у дорожки: не идут со страха ножки
И мычит бедняга «му» шаг я сделать не могу.
Д. Бычок
У. В небо птицей он взлетает,
Белый видно фюзеляж,
След на небе оставляет,
Круто делая вираж.
У. Самолёт
У. Он стройный и красивый, у него густая грива.
Жаль нельзя на нём промчаться, можно только покачаться.
Д. Лошадка
У.Статный парень заводной, носит короб за спиной.
И в тот короб поместится с поля целого пшеница.
Д. Грузовик
У.Он лежать совсем не хочет, если бросить, он подскачет.
Бросишь снова – мчится вскачь, ну конечно – это
Д.Мяч
У.Серый байковый зверюшка, косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай, и морковку ему дай.
Д. Зайка
У. Агния Львовна Барто написала очень много стихотворений для детей. Её стихи очень легко запомнить. Они простые и очень интересные. Совместно со своим мужем поэтом Павлом Барто она написала стихотворения «Девочка –рёвушка», «Девочка чумазая», «Считалочка». Давайте послушаем одно из них.
(Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Считалочка»2)
У. У Агнии Львовны было двое детей: Эдгар и Таня. Многие свои стихи она написала именно для них. Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок.
А с какой целью Агния Львовна посещала уроки в школах? Ваши версии. (ответы детей)
У. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети «разоблачили» Агнию Львовну.
– Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.
– Да, – смущенно ответила писательница.
– А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…
С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Она встречалась со своими читателями в детских библиотеках, школах, детских домах.
Во время Великой Отечественной войны А. Барто выступала по радио, писала военные стихи, статьи, очерки.
После войны в течение девяти лет А. Барто вела на радио передачу
«Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлучённых войной.
С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе А.Л. Барто написала повесть «Найти человека»3.
В 1947 году вышла в свет ее поэма «Звенигород», в которой Барто, побывавшая в этом городе, описала детский дом для детей, чьи родители погибли.
По сценариям Агнии Львовны вышло несколько художественных фильмов: «Подкидыш» 4(1939 г.), «Слон и верёвочка» 5(1946 г.) , «Алёша Птицын вырабатывает характер»6 (1953 г.), «Десять тысяч мальчиков» (1963г.), «Чёрный котёнок»7 (1965г.)
Многие стихи Агнии Львовны стали мультфильмами. Сейчас я предлагаю
посмотреть один из них.
(Просмотр мультфильма «Снегирь» по стихотворению А.Л.Барто)
https://yandex.ua/video/search?filmId=1535687719071415579&text=мультфильм%20снегирь%20барто
А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара. Из каждой поездки она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов» – так она в шутку их
называла. В результате этих стихов накопилось очень много и Агния Львовна
решила написать книгу, которую назвала «Переводы с детского».(Показываю книгу) В ней помещены стихи написанные от имени детей разных стран, а рисунки советских ребят. Послушайте одно из них.
(Чтение стихотворения учителем)
От имени Александры Фернандес
ЦВЕТОК ХОЧЕТ ЖИТЬ
Цветок пробился из земли,
Не распустился он и замер,
Один, от всех других вдали,
Стоит с закрытыми глазами.
Нет, не тепличные условья,
Не чья-то добрая рука,—
Земля, не политая кровью,
Нужна для этого цветка.
А где-то, может быть, пилот,
Чужое выполнив решенье,
Сейчас по мирным людям бьет,—
По убегающей мишени.
Пускай скорей исчезнут распри,
Людская ненависть и ложь!
Ты расцветешь, цветок прекрасный,
Ты непременно расцветешь.
Стихи же самой Агнии Барто переведены на 86 языках мира и печатаются в разных странах. Послушайте как звучат стихотворения А.Л.Барто на английском языке. (Чтение стихотворений учителем английского языка)
My Billy Goat
With my goat, so small and funny,
I go walking every day.
In our garden, green and sunny,
I and Billy love to play.
Should my little Billy stray,
I shall find him right away
А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знала детские проказы, маленькие хитрости, и умела весело обо всем рассказывать. Она владела неоценимым даром юмора, умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками. Читать стихи А. Барто очень легко и интересно. Читаешь и сразу представляешь себе этих ребят живо, как будто встречал их в жизни.
Какие стихотворения Агнии Львовны вам хотелось бы прочесть сейчас?
(Чтение учащимися полюбившихся стихотворений)
А сейчас я предлагаю послушать ещё несколько стихотворений в исполнении артистов театра и кино.
Агния Барто –« Сонечка8» и «Буква Р»9
Агния Барто – личность талантливая. Её творчество было нацелено на сближение народов разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и детям. За свой труд она получила множество наград.
Среди них:
*Сталинская премия второй степени (1950)
* Ленинская премия (1972)
* орден Ленина
* орден Октябрьской Революции
* два ордена Трудового Красного Знамени
* орден «Знак Почёта»
Так же ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Этой золотой медалью награждались лучшие писатели и художники- иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль также почетно, как стать Нобелевским лауреатом.
Орден Улыбки - международная награда, присуждаемая известным людям, которые доставляют детям радость. Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно).
Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Есть музей Агнии Барто. В экспозиции музея представлены: портреты Агнии Львовны различных периодов ее жизни, дипломы, которыми отмечены ее литературные достижения и общественная деятельность, членские книжки, фотографии, рукописи, различные издания произведений на многих языках планеты, уникальные подарки детей и взрослых, книги других авторов с адресованными ей дарственными надписями.
Отдельное место в музее занимают документы, рассказывающие о цикле радиопередач «Найти человека», инициатором и ведущей которых много лет была А.Л.Барто.
Умерла Агния Львовна Барто 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь. Похоронена Агния Львовна на Новодевичьем кладбище.
Но её добрые стихи живы и сейчас и переживут, как мне кажется, ещё не одно поколение людей.
Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. На память об этом дне дарю вам сборники стихотворений нашего юбиляра Агнии Львовны Барто. Благодарю всех ребят за внимание и активное участие.
1 https://zvooq.online/tracks/любитель-рыболов
3 https://www.youtube.com/watch?v=y9qShpzwWaE
4 https://www.youtube.com/watch?v=CcYyWFcm5BA
5 https://www.youtube.com/watch?v=9kbvJN24y3s
6https://yandex.ua/video/search?text=%D0%90%D0%BB%D1%91%D1%88%D0%B0%20%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%20%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80
7https://yandex.ua/video/search?text=%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%201965