Система вопросов по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»
Система вопросов по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»
- «История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках»
В центре первой главы, да и всей сказки лежит конфликт дьявольского и божественного, человек тоже находится в этой системе координат. Что победит (дьявольское или божественное), зависит от человека.
Кто такой тролль? Встречался ли вам этот герой в других сказках? Что вы знаете о нем? Какие слова передают отношение автора к нему?
С какой целью тролль создал зеркало? Развиваем мотив зеркала, вспоминаем, в каких произведениях пятиклассники уже встречались с этим предметом («Сказка о мертвой царевне…», «Королевство кривых зеркал»).
Говорят, что самое страшное орудие зла – насмешка. Согласны ли вы с этим? Докажите, используя текст главы. Один мудрый человек сказал, «дьявол – обезьяна Бога». Как вы понимаете эту фразу?
Что задумали ученики тролля? Допустимо ли это? Можно вспомнить мифы об Икаре, библейское предание о Вавилонском столпотворении. Почему зеркало разбилось? Что случилось с осколками?
Почему у тролля были ученики, ведь он был «злющий-презлющий». Может ли зло иметь последователей? Приведите примеры.
- «История вторая. Мальчик и девочка»
1.Опишите то место, где жили Кай и Герда (устное словесное рисование).
Какие цветы росли в их садике? Почему именно розы? // А.Плещеев «Был у Христа-Младенца сад…»
2. Чем занимались дети летом? Зимой? О каких пчелах заходит речь? Они принадлежат тому же миру что и розы?
3. Почему после слов Кая о Снежной королеве бабушка завела разговор о другом?
4. Опишите Снежную королеву. Какова реакция Кая на ее появление?
5. Чем Герда отличается от Кая? (речевая характеристика) Почему ей, а не Каю автор доверяет петь псалом?
6. Как вы думаете, почему не Герде, а Каю попал в глаз осколок? Как изменилось его поведение? Обращаем внимание на то, что Кай выучился передразнивать бабушку, соседей, Герду // «дьявол – обезьяна Бога»
7.Какую характеристику дает автор Герде? В каких словах она звучит?
8. Снежинка – цветок, но цветок какого мира?
9. Анализ эпизода «Кай в санях Снежной королевы». Почему Кай не может вспомнить «Отче наш», а в уме у него вертится она таблица умножения?
10. Почему Снежная королева путешествует на белых курицах?
11. Как меняется Кай с каждым поцелуем Снежной королевы?
Домашнее задание. Представьте, что вы цветок. Какой именно? Расскажите почему он? + рисунок цветка
- «История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать»
- Что внушило Герде мысль о том, что Кай жив? //близость к природе//фольклор
- Какую роль в понимании образа Герды играют красные башмачки? Почему речка вернула их Герде?
- Расскажите о старушке. Не настораживает ли что-то в ее поведении? Почему она названа то «старушка», то «старуха». Зачем она запирает дверь на ключ?
- Старушка говорит: «Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!» Как эти слова характеризуют ее? О ком думает она прежде всего?
- Что рассказали Герде розы? Почему они не смогли помочь ей? Чем они похожи на свою хозяйку?
- «История четвертая. Принц и принцесса»
- Почему посещение замка – это испытание для Герды? Как она справляется с ним?
- «История пятая. Маленькая разбойница»
- Расскажите о характере, поведении маленькой разбойницы? Почему она такая «необузданная и своевольная»? Она «избалованна и упряма», но почему у нее «какие-то печальные глаза»?
- Как разбойница относится к окружающим: людям, животным?
- Как ведет себя разбойница при расставании? Какие качества проявляет?
- «История шестая. Лапландка и финка»
- Что за герой олень? Зачем дан его образ? Что и с какими ранее встретившимися героями его сближает?
- В чем заключается мудрость финки? В чем, по мнению финки, заключается сила Герды?
- Анализ эпизода «Противостояние Герды войскам Снежной королевы». Что помогло Герде победить?
- «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»
- Опишите царство Снежной королевы. Почему здесь опять встречается зеркало/озеро? Что оно символизирует?
- Почему Снежная королева обещает Каю «весь свет и пару новых коньков»?
- Как изменились Кай и Герда, вернувшись домой? В чем смысл слов, сказанных бабушкой: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное»? Как они соотносятся со словами финки о Герде « … ее сила в том, что она невинный милый ребенок»?
- /data/files/i1658317965.pptx (Презентация СК)
Легоцкая Вера Сергеевна
Чиганова Елена Анатольевна
Устинова Валентина Ивановна