Конспект урока по литературе «Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» (5 класс)
Конспект урока
Тема урока - «Х. К. Андерсен и его сказочный мир .Сказка « Снежная королева».».
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»;
- через поступки героев и их поведение проанализировать сказку; проследить главную мысль сказки: готовность жертвовать собой для благополучия любимых людей).
- Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас.
- Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба.
Ход урока
I. Оргмомент
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Руки – на месте?
Ноги – на месте?
Локти – у края.
Спина – прямая.
II. Актуализация знаний
- На доске вы видите иллюстрации из известных вам произведений. Назовите их.
- Можно их все объединить и по какому признаку? Кто их автор? (Это всё сказки, их автор Х.К.Андерсен)
- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
- Благодаря чему он прославился на весь мир?
III. Работа над н/м
- А сейчас я хочу с вами поиграть. Звучит мелодия «В гостях у сказки»
Задание каждому ряду: собрать картинку из пазлов и ответить на вопрос: Из какой сказки эти иллюстрации? Назвать эпизод, изображенный на картинке.
( Кай и Герда; Похищение Кая; В поисках Кая)
- Скажите мне, так о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Называем тему, записываем. Определяем цели.
- А какие задачи мы поставим перед собой?
- Правильно, сегодня мы поработаем над содержанием сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»; и через поступки главных героев и их поведение проанализируем сказку; проследим главную мысль сказки: готовность жертвовать собой для благополучия любимых людей)
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:
Эпиграф к уроку: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом. К. Г. Паустовский.»
Что хотел сказать писатель, написав эти строки?
- Добро всегда побеждает зло.
Однажды в старом бедном доме в Копенгагене на подоконнике сидел мальчик. В руках у него была единственная игрушка – оловянный солдатик. Мать мальчика вышивала у окна. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой господин в чёрном. Он быстро шёл, размахивая руками. Был некрасив, но изящен. Женщина подняла голову и сказала сыну:
— Вот идёт наш господин Андерсен, под его колыбельные ты так хорошо засыпаешь.
Мальчик соскочил с подоконника, схватил своего единственного солдатика и выбежал на улицу. Подбежав к сказочнику, он положил игрушку в его руку. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен понял это. Он закрепил игрушку в петлице сюртука – как драгоценный орден – и вытер слёзы.
- Так давайте обратимся к творчеству известного датского сказочника и тоже будем учиться делиться друг с другом только хорошим.
( У вас на партах стоят тарелки, в которых лежат зерна добра. В течение урока за правильные ответы вы будете брать себе каждый раз по одному зернышку)
- Итак, дома вы познакомились со сказкой «Снежная королева»
Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Герда, не смотря на все трудности, спасла Кая и победила Снежную королеву.
Как построена сказка?( Сказка в семи историях)
1)-Вы хорошо ее помните? Случилось так, что злой тролль перепутал страницы сказки, нарушил ее содержание. Расположите события из сказки в правильной последовательности. (работа в парах)
1.История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках. 1
2.История вторая. Мальчик и девочка. 2
3.История третья. Принц и принцесса. 4
4. История четвертая. Маленькая разбойница.5
5.История пятая. Цветник женщины, умевшей колдовать. 3
6.История шестая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.7
7. История седьмая. Лапландка и финка. 6
(если вы успешно справились с заданием, возьмите по три зернышка, затруднялись – по два, допустили много ошибок – 1)
- Молодцы, хорошо знаете сказку. Продолжим.
Сейчас я проведу небольшую викторину по сказке, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили героев.
1. «…дряхлая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами» Это - … (Старушка – волшебница)
2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.
-Жена придворного ворона.
3. «…волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза». О ком идёт речь? (о Герде)
4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.
-Снежная королева.
5.Из льдинок он складывал слова. «он совсем посинел, даже чуть почернел от холода, но не замечал этого…» -Кай.
6. «…необузданная и своенравная…, на редкость избалованная и упрямая…». «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие – то печальные» Кто это? (маленькая разбойница)
7. «…злой – презлой – сущий дьявол!» Кто он? (тролль)
8. «Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра» Кто? (Кай и Герда)
9. «Он и представить себе не мог более умного, более пленительного лица…Она представлялась ему совершенством» Кто? (Снежная королева)
10. всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё плохое и безобразное бросалось в глаза и выглядело ещё отвратительнее». Отражаясь в чём? (в зеркале)
Молодцы, хорошо знаете героев сказки.
- Ребята, назовите главных героев сказки. Давайте в тексте найдем описание их внешности, поступки.
Кай и Герда. Запись в тетради. Главные герои сказки.
-Как дети относились друг к другу?
Давайте ненадолго перенесемся в дом Герды и послушаем, о чем рассказала бабушка.
(история 2, стр.70)
- Назовите еще одного главного героя сказки.
3)-Выборочное чтение
Снежная королева:(история2, стр 71,стр.201)
-Какая она?
-«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
Это первая встреча с Каем.
Кай (история2,стр 198, стр 199, стр200, стр.222)
-Каким вы видите Кая в начале сказки?
-Добрым, ласковым, умеющим защитить своих родных.
Что случилось с ним потом?
-Он стал злым. (зачитайте, стр.72-73)
Виноват Кай в том, что с ним произошло?
-Нет. Виноват осколок зеркала, попавший Каю в сердце и превративший его в ледяное.
Найдите и зачитайте отрывок, в котором говорится о второй встрече Кая с Снежной королевой, какой он видит её в этот раз? Почему Кай перестал бояться Снежную королеву? (… потому что в его глаз и сердце попал осколок волшебного зеркала)
Кто помогает Каю стать опять обычным мальчиком?
Герда, которая пошла его спасать.
Герда (история 3, стр.203,стр 207 и т.д.)(Слайд 15)
Какой вы представляете себе Герду?
-Доброй, ласковой, храброй, любящей своего названого брата, готовой на самопожертвование ради Кая.
Что решает предпринять Герда? (она отправляется на поиски Кая)
Давайте восстановим путь Герды, используя иллюстрации.
Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее. Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь).
-Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности? ( Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).храброй, искренной, целеустремленной, настойчивой
- Давайте вспомним, кто помогал ей в достижении цели, а кто мешал?
В этом девочке помогли учёные вороны, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень.
Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей.
Финка говорит, что Герде «служат люди и животные».
Прочтем этот эпизод (стр. 94
- Как вы думаете, почему?
.
Ученики:
Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика. Если бы Герда была настоящей, а не сказочной девочкой, у нее было бы полным-полно друзей. Я в этом ни капельки не сомневаюсь.
Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок льда. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика.
- Представьте себе, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же. как она?
-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? (У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее. Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).
IV. Подведение итогов
Что вы поняли из сказки? Что дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
А я хочу закончить урок словами великого сказочника:
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!
Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»
V. Рефлексия
- В течение урока вы собирали зернышки добра, посчитайте их, и у кого их больше 5, поставьте себе 5, у кого 4-5 зернышек, поставьте себе 4 и поделитесь зернами добра с теми, у кого их вообще нет или мало.