12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ситникова Антонида Евгеньевна24


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 «А»

Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»



Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

Формировать представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре

Формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Предметные.

Учащиеся получат представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре

Учащиеся научатся находить нужный отрывок в тексте по вопросам.



Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; строить

логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ

объектов с выявлением существенных и несущественных

признаков.




3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёра

1.Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению;

- владеть диалогической речью;

- контролировать действия партнёра.

Воспитательные:
- в
оспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Дидактические средства: учебник,

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)




Наглядный (демонстрация)

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонида Евгеньевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте для начала проверим готовность к уроку. На столе у вас должны находиться, учебник, тетрадь, пенал и лист с заданием.




Приветствуют учителя.




















Р: осуществлять саморегуляцию











К: владеть диалогической речью

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)







Наглядный(демонстрация)










Слайд

Посмотрите на портрет писателя

Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?

- Что вы помните о поэте? Послушайте несколько интересных фактов о Пушкине.

- Пушкин был невысок: всего 161 см. У него были голубые глаза, выпуклая челюсть и вьющиеся непослушные волосы. Однажды он описал свою внешность как достойную «истинной обезьяны».

- По всей России именем Пушкина названы улицы, дворцы, площади, города и музеи. Дом, в котором он жил — национальная святыня.
- Уже в возрасте 8 лет он запоминал сложные сказки, которые ему рассказывала няня, и писал стихи по-французски.

- Пушкин был заядлым дуэлянтом, который на каждом шагу чувствовал пренебрежение к своей чести. Он тренировался для дуэлей, стреляя по 100 патронов в день.

Он страдал от сильной боли после дуэли с Дантесом и оставался в живых в течение еще 46 часов. Когда доктор спросил, есть ли кто-то, с кем он хочет попрощаться, поэт посмотрел на свою коллекцию книг, сказав: «Прощайте, друзья». Он умер в окружении своей семьи.

Вот несколько фактов о Пушкине. Если вы захотите узнать больше, можно многое найти в книгах и интернете.


- Он боялся слушать сказки, но сам больше всего любил страшные сказки.

- Ребята, а вы знаете, сколько всего сказок написал Пушкин?




А. С. Пушкин




Рассказывают








































Как Александр Сергеевич слушал сказки.



Всего сказок было написано 7 и вот как они называются: Жених , Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о медведихе, Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о золотом петушке.












- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)





Демонстрационный

Практический(упражнение)

Слайд

Давайте вспомним, что такое сказка?









-Посмотрите внимательно на слайд.

Какая из данных иллюстраций не относится к сказке, которую мы с вами проходим?

А как называется сказка, к которой относятся остальные иллюстрации?

Кто назовет полное название сказки?







Какую тему сегодняшнего урока мы будем продолжать?






Какую цель поставим перед собой?

Какова же будет цель нашего сегодняшнего урока?

- произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном Сказка–это богатейшая сокровищница народной мудрости.

«О рыбаке и рыбке»




Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди


Продолжить чтение и анализ сказки «О царе Салтане…»


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)






Ребята, на слайде представлен план урока, но он дан нам в неправильном порядке. Вам необходимо поставить его в правильной последовательности.

Молодцы, ребята. Это будет наш план на урок.




- Читают задачи со слайда


1.Вспомнить факты биографии А.С. Пушкина

2. Продолжить чтение «сказки о царе Салтане»

3. Проанализировать содержание сказки







К: слушать и понимать речь других;


К: владеть диалогической речью

П:

осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественныхпризнаком: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёрК: слушать и понимать речь других К: владеть диалогической речью

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


5.Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)


Наглядный(демонстрация)





























































Перед тем, как мы начнем чтение произведения, обратим внимание на слова, понимание которых может вызвать у вас затруднение?


Слова затруднительные:

Как вы думаете, что значат данные слова. Как вы их понимаете.

Престол – трон правителя (царя).

Терем – дом в виде башни. Высокий богатый дом.

Венец – драгоценный головной убор, корона.

Палата – большое богатое здание или помещение.


Теперь мы готовы к тому, чтобы продолжать читать это произведение.

Я начну, а вы продолжите.

Ветер по морю гуляет….
Анализируем каждую строфу.
Шлет царю-де свой поклон.


- Понравилось ли вам продолжение сказки?

-Что показалось вам интересным в этой сказке?

- Какой герой больше понравился?

- Какие чудеса происходят в сказке?




















Отвечают






















































Учащиеся научатся анализировать содержание и находить нужный отрывок в тексте по вопросам






















Учащиеся получат представление о сказке, как о литературном жанре.










П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий




П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий



П:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.


П:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.


П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.



П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий



6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный (беседа)





Наглядный(демонстрация)

Ребята, посмотрите на слайд, здесь иллюстрации из данной сказки. Давайте по ним вспомним, что происходило в сказке.

Чем вам запомнились герои?

Как вы относитесь к данным персонажам?

Говорим о сказке по иллюстрациям









способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)



Сейчас вам нужно будет выполнить небольшую работу по данной сказке.

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна Б) устроить пир на весь крещёный мир

В) во всём слушаться царя Г) родить богатыря


2. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту Б) в путешествие В) на войну

3. Каким посланием было заменено письмо царицы?

А) что царица болеет Б) что у царицы всё хорошо

В) что царица родила неведому зверушку Г) что царица злая и неблагодарная


4. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое Б) не было доставлено никакого послания

В) оно было доставлено по назначению


5. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла

6. Что делали девицы под окном поздно вечерком?

А) вязали В) шили Б) пряли Г) гадали

8. В кого не превращался князь Гвидон?

А) в комара В) в муху Б) в пчелу Г) в шмеля

9. Какие ядра имели орешки, которые грызла белочка?

а) изумрудные; б) золотые; в) железные.


Это правда, это неправда».


Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)

Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)








































К: владеть диалогической речью


П: устанавливать аналогии



П: устанавливать причинно-следственные связи.


П:осуществлять обобщение изученного





8. Включение нового знания в систему знаний и повторений



Словесный

(беседа)




Какую сказку мы с вами продолжили читать?

Ребята, кто автор данной сказки?



Какие моменты вам больше запомнились?




Учащиеся отвечают на заданные вопросы

Учащиеся научатся анализировать содержание.


К: владеть диалогической речью







9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

На партах у вас лежат маленькая сказка, сейчас я предлагаю вам подойти к доске и положить свою сказку в большую книгу, если вам понравился урок. А если на уроке вам было неинтересно, вам ничего не понравилось, положите свою сказку в маленькую книгу.

Отлично, теперь запишем домашнее задание.





Всем спасибо за урок, до свидания!




.





Оценивают свою деятельность на уроке.









Р: осуществлять самооценку деятельности

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.