12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Титова Людмила Николаевна53

Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России»

Титова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Чебоксары



Тема «Склонение прилагательных м.р. и ср. р. в ед. ч , в Т.п и П.п»



Цель: формировать навык различать прилагательные м.р - ср.р. в Т.п. и П.п.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации по теме урока,

структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных приёмов решения орфографической задачи,

самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении орфографической задачи,

построение логической цепи рассуждения.



Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,

контроль в форме сличения способа действия и его результата,

оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться, находить общее решение,

умение слушать собеседника,

способность строить понятные высказывания.

Ход урока

Актуализация знаний.

Итак, мы начинаем урок, на котором будем изучать «самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Паустовский.)

- Слова какой части речи особенно много в этом высказывании?

(имена прилагательные)

- Что мы знаем об имени прилагательном? (ответы «по цепочке»)

- Прилагательные в каком роде и числе склоняются одинаково?

- Прочитайте слова:

дерево, деревце, деревянный, деревяшка, деревообработка.

Какое слово «лишнее»? Почему?

- Что вы можете сказать об имени прилагательном «деревянный»?

(стоит в начальной форме, т.е. в м.р., ед.ч., И.п.)

- Какие ещё грамматические признаки вы можете назвать?

(это прилагательное можно просклонять)

- Просклоняйте прилагательное «деревянный», подбирая в каждом падеже новое существительное. Выделите падежные окончания имени прилагательного.

(Предполагаемый ответ.

И.п. деревянн -ый стул Д.п. к деревянн-ому человечку

Р.п. деревянн-ого забора В.п. деревянн - ый дом

Т.п. деревянн-ым носом

П.п. в деревянн - ом шкафу

- В сочинении по картине В. Серова «Мика Морозов» в предложении «Мальчик сидит в деревянным кресле.» прилагательное было написано с окончанием - ым?

- Определите падеж прилагательного.

А вы, ребята, как думаете, правильно ли написано окончание прилагательного в Т.п.?

- Как быть? Как решить эту грамматическую задачу?

- Вспомните, какие способы решения данной проблемы мы можем применить?

(Надо проверить окончание прилагательного по вопросу, который задаётся от существительного, связанного с ним. Окончание вопроса подскажет, какое окончание у прилагательного, потому что окончание вопроса стоит под ударением:

в кресле каком? деревянном).

2. Определение темы урока.

1) - Подумайте и скажите, над какой темой мы будем сегодня работать?

- Чему мы должны сегодня учиться?

(Как различать безударные окончания прилагательных в м.р.- ср.р. в Т.п. и П.п.)

2) (парная работа) Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Назовите то существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будет серьёзный.

а) чемодан; б) урок ; в) ветер; г) музыка.

(лёгкий чемодан - тяжёлый чемодан лёгкий ветер - сильный ветер

легкий урок - трудный урок лёгкая музыка - серьёзная музыка

- Поработаем со словосочетаниями, которые стоят в м.р.

Ребята Iварианта. полученные словосочетания поставят в форму Т.п.

Ученики II варианта. - в форму П.п.

I в. II в.

тяжёлым каким? чемоданом в тяжёлом каком? чемодане

трудным каким? уроком о трудном каком? уроке

сильным каким? ветром о сильном каком? ветре

3) (групповая работа) Объединившись в группу (4 человека), составьте инструкцию (алгоритм) правильного написания окончаний прилагательных м.р.- ср.р. в ед. ч. в Т.п. и П.п.

4) сравните ваши выводы с учебником на стр.25.

- Сделайте вывод, по каким признакам можно различить прилагательные в Т.п.от прилагательных в П.п.?

Материал для закрепления.

Упр. 55 стр.26.

Самостоятельная работа (на планшетах) на платформе ЯКласс

Рефлексия.

- Выберите из предложенных высказываний то, которое вам больше подходит:

1) Я научился распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильно записывать окончания. Могу научить другого.

2) Я знаю, как задавать вопросы и распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.

Было трудно.

Домашнее задание по уровням трудности:

- упр. 55 стр. 26,

- записать по 3 пословицы с прилагательными м.р.- ср.р в Т.п. и П.п.

Выбрать одну из пословиц и написать, в какой жизненной ситуации можно использовать выбранную пословицу.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.