Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных»
Цели и задачи.
Образовательные цели:
Познакомить с приёмом распознавания падежей имен прилагательных.
Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающие цели:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задачи:
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные цели:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задачи:
Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку русского языка.
1. Организационный этап
Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.Урок русского языка.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)
- Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.
1. Мобилизирующий этап.
Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку
Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.
1.Самоопределение к деятельности .
-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(часть речи имя прилагательное)
- А какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать?
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)
Какие признаки помогли узнать время года?
2. Метод ассоциаций ( наша отгадка), какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима, какая она? (картинка на экране)
ска Зочная
длИнная
Морозная
снежнАя
Какие особенности вы увидели у прилагательных? ( они ж. р. с окончаниями ая)
Вот из этих окончаний (ая) составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы.
2. Работа со словарными словами.
М…роз, п…года, …кно.
- Какое слово лишнее и почему?
- Какое задание можно придумать с этими словами?
- Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.
- Почему у прилагательных разные окончания?
- Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).
3. Этап формулировки темы и целей урока.
Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.
Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.
- Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
-Какую цель можно поставить, глядя на схему?
Повторить……
Научиться ……
Составить …..
Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.
Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.
Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.
4. Актуализация знаний учащихся.
Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. –
- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)
Тест: Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его .
1) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие?
3) Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой
5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7) С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
а) проводка и) вода е) уводить
9) Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
Какова цель этого задания?
- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово
- Как будете выполнять задание?( Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).
- Желаю удачи!(дети работают в парах)
- Какое ключевое слово вы получили?
Дети: склонение.
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)
- Я рада за вас!
5. Репродуктивно-поисковый этап.
Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.
Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.
Учитель: У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.
Объясните почему:
К- №1. Допиши прилагательное, определи его род. Мак………, пальто ………., мороз …….., трава ………, снежинка ……, Дерево ……, молоко …, потолок ……, сыр ……., щенок ……, собака …. 2. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного, Определи склонение существительного. Был белый дом, 3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят. Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце. Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром. Я направился по лисьему следу. |
- Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.
- Приступаем к реализации второй цели нашего урока.
Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
1ряд просклоняет прилагательное мужского рода – зимний лес
2 ряд просклоняет прилагательное женского рода – зимняя погода
3ряд просклоняет прилагательное среднего рода – зимнее утро.
(проверка на слайде )
м.р. |
ж.р. |
ср.р. |
И.п. зимний лес |
зимняя погода |
Зимнее утро |
Р.п. зимнего леса |
зимней погоды |
Зимнего утра |
Д.п. зимнему лесу |
Зимней погоде |
Зимнему утру |
В.п. зимний лес |
Зимнюю погоду |
Зимнее утро |
Т.п. зимним лесом |
Зимней погодой |
Зимним утром |
П.п. о зимнем лесе |
о зимней погоде |
о зимнем утре |
- Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?
- Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. (слайд подчеркн)
- А как можно определить падеж у прилагательного?( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)
Учитель: Докажите на примере данного стихотворения.
Считалка
Жил да был на белом свете П. п.
Медвежонок белый Петя. И.п.
Он не ел, не пил, не спал:
Мишу бурого искал, В.п.
Но везде один ответ:
Миши бурого здесь нет, Р.п.
Петя шёл, шёл, шёл,
К лесу тёмному пришёл, Д.п.
Повидался с бурым братом Т.п.
И пошёл к себе обратно.
- Жил где? Существительное «на свете» стоит в Предложном падеже. На свете каком? белом. Прилагательное неразрывно связано с существительным, значит, принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное “белом” тоже стоит в Предложном падеже.
- Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.
Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг – определить падеж у имени существительного.
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного.
(каждый шаг памятки открывается на доске или слайде)
- Молодцы, вы хорошо поработали!
Физминутка.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду – упадёт.
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету
Что скажи за месяц это?
- Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Спишите предложения, вставьте окончания, (выделите), определите падеж имен прилагательных.
Удивительн… утро! Пухов… одеялом укутана сонн…. земля. Над серебрист… лесом синеет зимн… небо. (проверка)
6. Поисково-творческий этап
Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.
Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.
Учитель: Рассмотрите следующую карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.
К - №2
на ………поле |
открытое |
у ………окна |
хоккейное |
около ………елки |
веселый |
без ………друга |
пушистая |
- : нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.
По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку.
(дети работают самостоятельно)
Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
- Научились определять падеж имен прилагательных.
К № 3.
Придумай и запиши предложения, поставив данные словосочетания в
Синее небо – П.п.
Высокое дерево – В.п.
Весёлый друг – Т.п.
- Молодцы! Вы хорошо поработали.
7. Аналитический этап
- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
Что нам в этом помогло?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
Кому было трудно и почему?
А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.
- Какой я? ( умный, красивый, старательный, добрый, веселый и т.д.)
- Ребята, спасибо за урок.
Карине Рафаеловна
Серая Татьяна Николаевна
Акатова Ирина Анатольевна