Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

1
0
Материал опубликован 20 June

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка


Один из этапов урока русского языка словарно-орфографическая работа. Цель учителя пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Все слова, рекомендуемые для изучения, я делю на тематические группы (по 5–7 слов в каждой). Работу начинаю с повторения уже изученных слов группы. Ежедневно ввожу по одному новому словарному слову. После того как спустя неделю (если в группе 5 слов) или чуть больше (если в группе 7 слов) все слова будут изучены, усиленно работаю в течение 5 дней над их запоминанием, подключая все анализаторы.

й день. Демонстрирую детям для записи поочередно карточки с изученными словарными словами группы, в которых проставлено ударение и выделены другим цветом непроверяемые буквы. Например, карточка со словом воробей.

Этот прием в I классе постепенно готовит учеников к работе со зрительными диктантами И.Т. Федоренко, способствующими развитию оперативной памяти, устойчивости и распределения внимания.

й день. Предъявляю детям для записи на карточках эти же слова с «дырками». Это эффективный прием формирования орфографической зоркости: в.робей.

й день. Провожу предметно-картинный словарный диктант, сопровождающийся хоровым орфографическим произнесением слов.

й день. Предлагаю ученикам интеллектуально-лингвистические упражнения со словами изученной группы.

й день. Провожу проверочный диктант, в который включены изученные слова, или осложненное списывание.

Как правило, после проведенной таким образом работы ошибка в словарных словах изученной группы — большая редкость. Приведу пример.

Группа «Птицы»: слова воробей, ворона, сорока, соловей, петух (I класс).

Слова воробей, ворона.

Если вы внимательно послушаете стихотворение, то узнаете два новых словарных слова, — сообщаю детям.

О двух ворах

Как у наших у ворот

Птичий собрался народ.

У кормушки не зевают,

На угощенье налетают,

Друг у друга отнимают.

Ты прислушайся скорей

И услышишь: «Вор, о, бей!»

Я отвечу не спеша:

«Не деритесь! Вор, о, на!»

Вы можете проверить свою догадку, если внимательно посмотрите на данную запись:

                                                     .    .   .    .  .       .   .

В. О. Р. О. Б Н. Е Й А.


Как назвали первого вора? Как вы нашли это слово?

Соединили буквы, у которых точки стоят сверху, и получили слово воробей.

(Демонстрируется карточка со словом воробей.)

Произнесите это слово и подумайте, где звук не совпадает с буквой? Почему так происходит?

Запишите слово воробей в словарик, отмечая «дыркой» (пропуском буквы) место несовпадения.

Попробуйте проверить безударные гласные. Воробушек. Давайте превратим проверенную безударную гласную букву о в круглую крошку хлеба, чтобы воробей не был воришкой.

(Создаем на основе ассоциаций «образ» буквы. Первую безударную гласную букву проверить не получается.)

В слове воробей первую безударную гласную в корне слова нужно запомнить, так как проверить ее нельзя. (Давайте и ее превратим в хлебную крошку.)

Прочитайте слово орфографически, деля на слоги. Произнесите с ударением.

Прочитайте это слово нормальным голосом; тихо; шепотом; закройте глаза и проговорите его также отчетливо, плотно сжав губы; не открывая глаза, напишите его носом в воздухе.

Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

Может быть, потому, что он вертится около человеческого жилья, садится на забор, ворота, ждет, что бы ему своровать.

Придумайте и запишите об этом предложение.

Воробей сидел на воротах.

Как назвали второго вора?

Ворона.

Как вы нашли это слово? (Демонстрируется карточка со словом ворона.)

Произнесите и подумайте, где звук расходится с буквой?

Запишите слово в словарик, отметив место несовпадения «дыркой».

Остальная работа проводится по аналогии. В I классе некоторые этапы работы над словарным словом можно опустить, потому что тема «Правописание безударных гласных» к моменту изучения словарного слова может быть не пройдена. Тогда после демонстрации карточки со словом проводится работа над проговариванием, а также работа по развитию зрительной, слуховой, речедвигательной, образной памяти. Дома дети с удовольствием и по своей инициативе придумывают маленькие истории (2–3 предложения) по записанному фронтально в классе предложению началу. Получаются очень интересные импровизации. Вот, например, две из них.

«Воробей сидел на воротах. Он мечтал о пшене и хлебных крошках. Вдруг он заметил на крылечке корочку хлеба. Воробей схватил ее и был таков» (Ева В.).

Проворонила ворона вороненка.

Улетела ворона ненадолго.

Не дождался птенчик мать,

Научился вороненок сам летать».

(Гордей Б.)

Необходимо пропустить словарное слово через сознание ребенка. Для этого часто использую интеллектуальные упражнения, мнемотехнику, непроверяемую орфограмму стараюсь связать с ярким ассоциативным образом.

Слово сорока.

С какими двумя «ворами» вы познакомились на прошлом уроке?

Послоговое орфографическое проговаривание изученных слов. Прослушивание 2–3 небольших историй, записанных в словарик дома.

Сегодня у нас в гостях новое словарное слово.

(Демонстрируется карточка со словом сорока.)

Прочитайте это слово нормальным голосом; тихо; шепотом; закройте глаза и проговорите его, затем отчетливо, плотно сжав губы; не открывая глаз, напишите в словарик: сорока.

Далее слово делится на слоги, ставится ударение, с ним составляется предложение, а дома ученики сочиняют и записывают в словарик небольшую историю по данному предложению — началу.

Следующее слово соловей.

Названия каких пернатых поселились в нашем словарике?

(Послоговое, орфографическое проговаривание изученных слов. Прослушивание 2–3 историй, записанных дома в словарик, со словом сорока.)

Попробуйте отгадать певца по голосу. (Прослушивается фонограмма с пением соловья.)

Кто знает, какой птице принадлежит этот голос?

Соловью.

(Демонстрируется карточка со словом соловей.)

Слышишь соло меж ветвей?

Трель выводит соловей.

Кто может объяснить значение слова соло?

Это когда выступает один исполнитель.

Возможно, эту птицу назвали так потому, что любит соловей в одиночестве навечерней и утренней зорях распевать, встречая и провожая солнышко. Возможно, потому, что один среди всех певчих птиц нашей страны знаменит чудесным голосом. (Показывается карточка со словом соловей.)

Далее проводится работа со словом, аналогичная описанной выше. Используя мнемотехнику, ученики вместе со мной оживляют безударные гласные, превращая их в ноты, ведь соловей певец: соловей.

Слово петух.

Посмотрите на слова из группы «Птицы». Что общего у птиц, обозначенных этими словами?

Они не домашние птицы, человек их специально не выращивает.

(Послоговое, орфографическое проговаривание названий этих птиц.)

Сегодня вы сможете узнать новое словарное слово, если найдете круг с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв.

t1750399173aa.gift1750399173ab.gift1750399173ac.gif t1750399173ad.gift1750399173ae.gif

Какое слово вы прочитали? Как вы это осуществили?

Мы прочитали слово петух. Начали с самого маленького круга и соединяли буквы в порядке возрастания размера кругов.

Как вы думаете, почему так назвали эту птицу?

Может быть, потому, что она, как и соловей, любит петь.

Какое имя чаще всего дают этой птице в сказках?

Петя.

Петуха спросили дети:

Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

Хорошо умею петь я.

И. Коньков

Демонстрирую карточку с этим словом. Выясняю, какую букву надо запомнить, провожу работу над проговариванием. Дети записывают слово в словарик. Затем придумывают и записывают предложение. (Петя-петух любит петь.)

И вновь в словариках детей рождаются интересные истории.

Петя-петух любит петь. Он просыпается вместе с солнышком и будит всех на работу. Ходит по двору петушок, как генерал. Командует курами и цыплят учит уму-разуму. Червяка найдет, цыплят позовёт. Вечером команду даёт всем спать (Дима Г.).

Работа со словарными словами на уроке проходит быстро и увлекательно. После того как изучены все словарные слова группы

«Птицы», провожу углубленную работу по их запоминанию в соответствии с вышеописанным планом.

й день. Демонстрирую для записи карточки с выделенными непроверяемыми орфограммами.

й день. Демонстрирую для записи на карточках эти же слова с «дырками».

й день. Провожу предметно-картинный словарный диктант.

й день. Предлагаю интеллектуально- лингвистические упражнения.

На какие две группы можно разделить изученные слова?

В одну группу объединим слова, называющие диких птиц, в другую домашних. В одну группу поместим слова с двумя безударными гласными, в другую с одной и т.д.

​​​​​​​



 ворона важничает

воробей прыгает

сорока сплетничаетэ

соловей каркает

петух заливается

Что общего у слов первого столбика?

Эти слова обозначают предмет.

Что общего у слов второго столбика?

Они обозначают действия предметов.

Подберите к каждому слову из первого столбика соответствующее слово, обозначающее действие из второго столбика, и соедините их стрелками.

Такие задания способствуют развитию речи, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти.


5-й день. Провожу проверочный диктант.

Почему?

Решил воробей Новый год встречать. Вспомнил о лесном соловье, о деревенском знакомом Пете-петухе. А в гости пригласить смог только сороку и ворону. Почему?

Словарно-орфографическая работа, проведенная таким образом, помогает достигать желаемых результатов, увлекает и развивает учеников. Возможно, мой опыт заинтересует коллег, дополнит и укрепит почву для новых творческих находок.

Брылёва Е.В.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.