12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина28

Разработка урока в 6 классе по математике с применением ИКТ и здоровье сберегающих технологий

по теме « Сложение отрицательных чисел»

Позикова Марина Вениаминовна

МБОУ «Озеркинская СОШ»

Цель: совершенствовать навык выполнения сложения отрицательных чисел

УУД:

Личностные: устойчивый познавательный интерес; потребность в самовыражении и самореализации.

Предметные: систематизировать знания учащихся по теме «Сложение отрицательных чисел», проверить усвоение материала учащимися в ходе выполнения упражнений.

Метапредметные:

Познавательные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные:

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Умение работать индивидуально

Владение устной и письменной речью

Регулятивные:

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Владение основами самоконтроля, самооценки

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

Структура и ход урока

 1.     Организационный момент.    1 -2 слайд

2.     Актуализация опорных знаний 3-6 слайд 

3. Практическое закрепление 7-12 слайд      

4.     Физминутка 13 слайд

5. Практическое закрепление 14-18 слайд

6.     Самостоятельная работа 19-20 слайд.

7.     Подведение итогов урока. 

8. .     Домашнее задание. 21 слайд.

9. Рефлексия 22 слайд

Ход урока:

1Вступительное слово учителя.   1,2 слайд

Сегодня мы продолжим работу по теме « Сложение отрицательных чисел». Эпиграфом к уроку могут служить слова Ф. Сефа: «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». Но проведем мы ее необычно, а отправимся в плавание на корабле знаний.    

Учитель объясняет учащимся, что им предстоит повторение и проверка уровня усвоения  ранее изученного теоретического материала,  проверить усвоение материала учащимися в ходе выполнения упражнений.

2. Актуализация опорных знаний

       Давайте перед отплытием проверим, в порядке ли наше снаряжение. Вспомните, пожалуйста, как складывают натуральные числа?

 Проверка теоретических знаний  3 слайд

1.Какие числа называются положительными?

2.Какие числа называются отрицательными?

3.А «0» относится к положительным или к отрицательным числам?

4.Какие числа называются противоположными?

5.Что вы можете сказать о модуле числа?

6.Что вы знаете о расстоянии?

Молодцы! Все готовы к путешествию, и мы отправляемся в путь. 4 слайд.

И вот перед нами на горизонте появился первый остров – исторический. Давайте сделаем остановку и посетим этот остров. 5 слайд.

Исторический материал

1 ученик: Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II веке до нашей эры. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни древние греки, ни вавилоняне отрицательных чисел не знали. Лишь в VII веке индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.

2 ученик: В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их «ложными» в отличие от положительных чисел – «истинных». Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637).

3 ученик: Окончательное и всеобщее признание, как действительно существующие, отрицательные числа получили лишь в первой половине XVII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел. Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей эры.

Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущество», отрицательные числа – как «долги». Вот как индийский математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество.», «Сумма двух долгов есть долг».

Попробуйте перевести эти правила на современный язык. 6 слайд.

3. Практическое закрепление

Учитель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие.

Мы плывем по морю, и вот вдали показался следующий остров – биологический. 7 слайд.

Давайте сойдем на берег и познакомимся с обитателями этого острова. У берегов Мадагаскара очень редко встречается живое ископаемое – кистеперая рыба. Ее предки процветали около 300 млн. лет назад, а вымерли свыше 100 млн. лет назад. К настоящему времени остался лишь один вид, численность которого невелика. Если вы правильно решите примеры, то узнаете, как называется эта рыба. 8 слайд.

-26+(-6)= -80+(-120)= -1+(-0,39)=

-70+(-56)= -6,3+(-7,8)= -0,3+(-0,39)=

-17+(-30)= -9+(-10,2)= 5,4+(-5,4)=



















9 слайд.

Проверка. 10 слайд.

На крутом обрывистом берегу в норках живут птицы. Они своими клювами и лапками вырыли себе глубокие норы. Похожих птичек можно встретить и в городе, и в деревне. Только гнезда у них другие. Построены они где-нибудь под крышей из комочков земли. Когда наблюдаешь за полетом этих птиц, кажется, что они все время резвятся и играют, весело щебеча. На самом деле они так, только в полете, ловят насекомых. А легко ли наловить их столько, чтобы им самим насытиться и птенцов накормить? Вот и приходится им целый день проводить в воздухе.

Расположите числа в порядке убывания: 2,8; 0,5; -1; -3,6; 0; -1,1; 0,2; -1,6 11 слайд.

















12 слайд.



Учитель: Молодцы! Все задания выполнены, можно продолжать наш путь.

Ребята, мы с вами находимся в пути довольно долго, немного притомились. Давайте устроим физкультминутку и немного отдохнем. 13 слайд.

4. Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз (хлопок) – росой она умылась,

Два (хлопок) – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Раз – два – выше голова,

Три – четыре – руки шире,

Пять – шесть – тихо сесть.

5. Практическое закрепление

Отдохнули, и снова в путь. Нас ждет встреча с математическим островом.

Прежде, чем сойти на берег, нужно дать ответы на следующие вопросы:

Какие числа называют противоположными?

Что такое модуль числа?

Может ли модуль быть отрицательным числом?

Чему равна сумма противоположных чисел?

Как сложить два отрицательных числа?

Может ли при сложении отрицательных чисел получится нуль?

Как сравнить два отрицательных числа? 14 слайд.

Учитель: Хорошо! На этом острове вам предстоит пройти несколько испытаний. А вот и одно из них.

Подберите такие числа, чтобы получились верные равенства:

а) -6 +…= -8 б) … + (-3,8) = - 4 в) – 6,5 + … = - 10

г) … + (- 9,1) = -10.1 д) … + (- 3,9) = - 13,9 е) – 0,2 + … = - 0,4 15 слайд.

Учитель: Проверим, верно ли вы нашли пропущенные числа.

Слайд 16. (проверка).

Учитель: Идем дальше. Нас ждет работа с учебником.17 слайд.

Проверяем. 18 слайд.

6.  Выполнение самостоятельной работы:

Учитель: Вот и последнее испытание – самостоятельная работа. 19 слайд.

Сложите числа с помощью координатной прямой:



1 вариант

2 вариант

а) – 3 и 5; б) 7 и – 4; в) -6 и 3;

а) 8 и - 6; б) - 4 и 5; в) 8 и - 8;

г) – 1 и – 4; д) – 2 и 2; е) – 3 и 0

г) – 7 и 0; д) – 3 и - 1; е) 3 и - 2

ж) – 5 и 6; з) – 2 и 1

ж) – 1 и - 6; з) – 5 и 3



6. Контроль выполнения самостоятельной работы. 20 слайд.

7. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока? (Дети отвечают.)

Давайте вернемся к ним и проанализируем.



Домашнее задание:

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

- Повторить правила.

- Решить №№ 1056.1057. 21 слайд.

6. Рефлексия

(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!.

Наш корабль прибыл в свою гавань. Спасибо за урок! 22 слайд.



Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.03.24 в 22:47 1Ответить Пожаловаться
А, где можно ознакомиться с презентацией?
Потамошнева Наталья Алексеевна, 05.03.24 в 07:02 0Ответить Пожаловаться
Хорошо, но с презентацией было бы лучше!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.