Лабораторная работа № 4.
«Сложная цепь постоянного тока».
Цель: Экспериментальная проверка результатов аналитического расчёта электрической цепи с двумя источниками питания.
Оборудование: лабораторный стенд, два тумблера, резисторы 10, 47 и 120 Ом.
Ход работы.
1) Собрать цепь. В качестве амперметров использовать два стрелочных амперметра и мультиметр в режим измерения постоянного тока, для измерения напряжения использовать мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, в качестве источников питания Е1 и Е2 использовать источники постоянного напряжения +5В и +12В соответственно.
2) При разомкнутых ключах измерить ЭДС источников10 47 120 питания. Замкнуть ключи и измерить токи I1, I2 и I3.
Полагая, φа = 0, измерить мультиметром в режиме измерения постоянного напряжения потенциалы точек b,с и d. Результаты занести в таблицу 1.
Таблица 1.
Е1, В |
Е2, В |
I1, мА |
I2, мА |
I3, мА |
φb, В |
φ с, В |
φd, В |
|
|
|
|
|
|
|
|
3) По результатам измерений вычислить напряжения U1 и U2 на зажимах источника при замкнутых ключах, внутреннее сопротивления r1и r2 источников, сопротивления ветвей R1, R2 и R3 (с учётом сопротивлений измерительных приборов). U1= φ b - φ а; U2= φ d - φа; r1=( Е1- U1,)/ I1; r2=( Е2- U2,)/ I2; U3 = φс- φа; R1=(( Е1- U3)/ I1)- r1; R2=(( Е2- U3)/ I2)- r2; R3=U3/ I3. Результаты занести в таблицу 2.
4) Используя метод узлового напряжения Uса, рассчитать величину узлового напряжения и токи I1, I2 и I3. Результаты занести в таблицу 2:
U1,В |
U2,В |
Uса,В |
r1, Ом |
r2, Ом |
R1, Ом |
R2, Ом |
R3, Ом |
I1, мА |
I2, мА |
I3, мА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Uса=(Е1/( R1+ r1)+ Е2/( R2+ r2))/(1/( R1+ r1)+1/( R2+ r2)+1/ R3); I1=( Е1- Uса)/ ( R1+ r1); I2=( Е2- Uса)/ ( R2+ r2); I3= Uса/ R3.
5) Сделать вывод.
Контрольные вопросы:
1. Какие методы анализа цепей постоянного тока могут быть использованы для расчёта исследуемой цепи?
2. Запишите для исследуемой цепи уравнения по законам Кирхгофа.
3. В каких случаях целесообразно применять метод узлового напряжения?
4. В чём состоит основное достоинство метода узлового напряжения?