Лабораторная работа по физике в 8 классе «Сборка электрической цепи. Действия электрического тока. Измерение силы тока»
Лабораторная работа
СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ.
ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.
ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА.
Цель работы: - собрать электрическую цепь и убедиться, что она работает,
- продемонстрировать действия тока,
- изменив силу тока, убедиться в изменении степени действия тока.
Оборудование: источник постоянного тока, лампочка на подставке, реостат, ключ, провода, магнитная стрелка или электромагнит, раствор медного купороса, угольные электроды.
ТЕОРИЯ.
Движение зарядов по проводникам не видно, но о наличии тока можно судить по явлениям, которые он вызывает. Такие явления называют действиями тока.
Указывают следующие действия тока:
- тепловое действие, сопровождающееся нагревом проводника;
- световое действие, сопровождающееся свечением раскаленного проводника;
- магнитное действие, сопровождающееся намагничиванием;
- химическое действие, сопровождающееся химическими реакциями и выделением вещества на электродах.
ВЫПОЛНЕНИЕ.
1.Соберите электрическую цепь из источника тока, ключа и резистора на колодке. 2. Замкните ключ. 3. Убедитесь в тепловом действиях тока: резистор на ощупь теплый. 4.Замените резистор на колодке на лампочку и убедитесь в тепловом и световом действиях тока: лампочка светит. | схема 1 | Исследование: 1)пропускайте ток через резистор (лампу) разное время; 2) используйте разные резисторы (лампы). |
5.Добаввьте в электрическую цепь амперметр, замкните ключ. 6. Убедитесь в наличии тока: стрелка амперметра сместилась по шкале от нулевого деления. Запишите показания. | схема 2 | Исследование: 1)сравните показания амперметра для нагрузок; 2)повторите опыт, изменив источник тока. |
7. Расположите рядом с проводом магнитную стрелку и убедитесь в магнитном действии тока: при замыкании ключа магнитная стрелка поворачивается и ориентируется в пространстве. R.S. Можно к клеммам А и В подсоединить катушку и убедиться в притяжении якоря к ней. | схема 3 | Исследование: 1)выясните, как ориентируется магнитная стрелка, если ее располагать на разном расстоянии от провода. |
8. К клеммам А и В вместо лампочки подключите два угольных электрода, помещенных в раствор медного купороса. 9. Пропускайте ток через раствор в течении нескольких минут. 10. Убедитесь в химическом действии тока (выделение вещества на электроде). | схема 4
| Исследование: 1)пропускайте ток через раствор разное время, оцените количество выделяющегося вещества; 2)используйте другой раствор. |
11.Добавтн в цепь реостат. Передвиньте ползунок реостата, изменив ток в цепи. 12. Повторите опыты, сравнивая степень выраженности действия тока (сильнее, слабее). | схема 5 | Исследование: 1)выясните между какими величинами есть функциональная зависимость; 2)покажите зависимость графиком |
13. Сделайте выводы. |
Павкина Галина Геннадьевна
Шамбилова Гульнара Абибуллаевна