Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Методическая разработка урока по литературе
Разработчик:
Мащинская К. А.
Томск-2020 г
Пояснительная записка
Урок по теме «Смысл названия пьесы «Гроза» разработан для обучающихся учебных заведений системы СПО для специальности «Туризм», (на примере ОГБПОУ «ТомИнТех») с использованием сервиса LеarningApps.
Сегодня к уровню подготовки учителя предъявляются высокие требования. Требования ФГОС таковы, что учитель должен обладать ИКТ-компетентностью, применять современные образовательные технологии, в том числе информационные.
В настоящее время учителю предоставляется широкий арсенал готовых электронных образовательных ресурсов: электронные формы учебников, Российской электронной школы, электронной образовательной платформы LECTA и других современных инновационных образовательных площадок. Однако не всегда ресурсы, представленные в сети Интернет, удовлетворяют требованиям учителя или соответствуют техническому оснащению образовательного учреждения. Кроме того, профессия учителя творческая, каждый педагог преподносит один и тот же учебный материал по-разному.
Конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps можно назвать универсальным. Данное приложения имеет ряд преимуществ:
1) студенты могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к учебному предмету и повышению учебной мотивации;
2) сервис имеет достаточно простой и удобный пользовательский интерфейс, все подсказки по созданию ресурсов размещены в шаблонах упражнений;
3) с помощью LearningApps можно создавать самые разные виды интерактивных упражнений (викторины, тесты, кроссворды, игры и т. д.);
4) пользоваться созданными упражнениями можно без регистрации, так как они находятся в свободном доступе;
Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью сервиса LearningApps на уроке литературы, позволило обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, совершенствовать контроль знаний, повысить эффективность урока.
Дисциплина: Литература.
Тема урока: Смысл названия пьесы «Гроза».
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид урока: урок-беседа.
Время проведения урока: 45 мин.
Цель урока: раскрыть смысл названия пьесы «Гроза».
Задачи:
воспитательные:
формировать самостоятельность при работе с книгой;
развивать личные качества;
обогащать словарный запас.
обучающие:
1. сформировать представление о том, как относятся к грозе персонажи, как реализуется метафора грозы в данной пьесе.
развивающие:
1. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
2. совершенствовать навыки устной речи;
3.развивать умения грамотного высказывания собственного мнения.
Методическое обоснование урока: в данном уроке применяются интерактивные упражнения, созданные с помощью сервиса LearningApps
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.
Технологическая карта
Этапы занятия | Цель этапа | Время | Содержание деятельности | Средства | Формы и методы | |||
Преподаватель | Обучающийся | |||||||
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя | Организовать и настроить обучающихся на работу. | 2 | Реализует мотивационный компонент. Актуализация знаний. | Погружаются в тему урока. | | Фронтальная. Объяснение педагога | ||
2. Проверка домашнего задания 3. Подготовка к усвоению нового материала 4. Сообщение нового материала 4. Закрепление полученных знаний. | Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе
Закрепить знания и умения | 5 13 10 15 | Сообщает об установочном задании Сообщает цель и объясняет специфику выполнения задания Объясняет новый материал Задает вопросы | Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения в конструкторе Learning.apps Слушают педагога и фиксирую материал Отвечают на поставленные вопросы и обосновывают свой выбор | Технические средства обучения Технические средства обучения Чередование беседы и рассказа Беседа | Фронтальная. Ответы на вопросы. Фронтальная Фронтальная Фронтальная |
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя | Постоянно задумываясь над названиями художественных произведений, вы наверняка заметили, что русская национальная культура создала ряд выразительных символических образов, насыщенных этическим и эстетическим содержанием. И гроза заняла среди них далеко не последнее место. Этот образ стал особенно популярным в художественных произведениях русской литературы в 50-е годы 19 века. В романе Тургенева «Накануне» объяснение в любви главных героев происходит на фоне грозы, что олицетворяет решительные перемены в их жизни. А у Достоевского в «Белых ночах» это воплощение стихийной, неподвластной человеку силы. |
2. Проверка домашнего задания | Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним изученное раннее. Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, касающиеся биографии и творчества Островского. |
3. Подготовка к усвоению нового материала | Сегодня мы с вами поразмышляем о смысле названия пьесы А.Островского «Гроза». Чтобы раскрыть смысл названия «Грозы», символическое значение этого образа, следует вспомнить фрагменты текста, ремарки, в которых упоминается гроза в восприятие ее жителями города Калинова. Для этого обратимся к приложению Learning.apps и найдем соответствие героя с его высказыванием о грозе.
Проверяем правильность выполнения задания
|
4. Сообщение нового материала |
1.Как вы думаете, почему в толковом словаре В.И. Даля первым значением этого слова было «угроза, острастка», а «гром и молния» - только пятым? 2. Назовите возможные варианты трактовки данного символа в пьесе. Подготовить ответ на этот вопрос вам поможет отрывок из книги В.Я. Лакшина «Островский», в котором говорится о многоликости грозы в пьесе. Выберите из него необходимый материал. «Гроза в пьесе многолика – не только образ душевного переворота, но и страха: наказание, греха, родительского авторитета, людского суда. «Недели две надо мной никакой грозы не будет», - радуется, уезжая в Москву, Тихон. Россказни Феклуши – этой Калиновской устной газеты, готовно осуждающей иноземное и восхваляющей родную темь, своими упоминаниями о «Махнут - салтане» и «судьях неправедных» приоткрывают еще один литературный источник образа грозы в пьесе. Это «Сказание о Магмете- салтане» Ивана Пересветова. Образ грозы как страха – сквозной в сочинении этого старинного писателя, желающего поддержать и наставить своего государя – Ивана Грозного. Турецкий царь Махмет – салтан по рассказу Пересветова, навел в своем царстве порядок с помощью «великой грозы». Судей неправедных он велел «ободрать», а на их коже написать: «Без таковыя грозы правды в царство не мочно ввести… Как конь царем без узды, так царство без грозы». Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет сов сей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, раздражается громом и молнией и освежающим дождем - и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного раскаяния и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины ». |
Запись в тетради под диктовку: | Давайте запишем: Гроза как природное явление: Тучи сгущаются над городом Калиновым. Испугавшись раскатов грома и криков сумасшедшей барыни, Катерина признается в своем грехе. «Гроза» над «темным царством»: Кажется, что порядок установленный Кабановой, непоколебим, но искренность Катерины, сила ее чувства, свобода в выборе своей судьбы подточила устои «темного царства». «Все наше семейство врозь расшиблось», - говорит Тихон. Катерина бросается в Волгу, Варвара сбегает с Кудряшом, а бессловесный Тихон бросает в лицо матери: «Это вы ее погубили! Вы! Вы!» «Гроза» в душе Катерины: Катерина сама сделала свой выбор между долгом и любовью. Сама она и платит за этот выбор: «Никто не виноват – сама на то пошла». Она предчувствует, что ее ждет гибель. Еще в первом действии Катерина говорит: «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться» .Тихон и Борис отказывают ей в помощи, Катерине остается только умереть. |
4.Закрепление полученных знаний. | Представьте, что вам предстоит поставить «Грозу» А.Островского на сцене современного российского театра. Какой театр вы бы избрали для этой цели? В каком жанре вы бы поставили эту пьесу, что бы выделили в качестве основного конфликта? На какие проблемы, поднятые Островским в «Грозе», вы считаете нужным обратить внимание современного зрителя и почему? Каких актеров вы бы пригласили на роли персонажей пьесы? Обоснуйте мотивы своего выбора. |
3