12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ксения Александровна48

t1589707427aa.jpg

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ











«Смысл названия пьесы «Гроза»

Методическая разработка урока по литературе







Разработчик:

Мащинская К. А.













Томск-2020 г





Пояснительная записка

Урок по теме «Смысл названия пьесы «Гроза» разработан для обучающихся учебных заведений системы СПО для специальности «Туризм», (на примере ОГБПОУ «ТомИнТех») с использованием сервиса LеarningApps.

Сегодня к уровню подготовки учителя предъявляются высокие требования. Требования ФГОС таковы, что учитель должен обладать ИКТ-компетентностью, применять современные образовательные технологии, в том числе информационные.

В настоящее время учителю предоставляется широкий арсенал готовых электронных образовательных ресурсов: электронные формы учебников, Российской электронной школы, электронной образовательной платформы LECTA и других современных инновационных образовательных площадок. Однако не всегда ресурсы, представленные в сети Интернет, удовлетворяют требованиям учителя или соответствуют техническому оснащению образовательного учреждения. Кроме того, профессия учителя творческая, каждый педагог преподносит один и тот же учебный материал по-разному.

Конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps можно назвать универсальным. Данное приложения имеет ряд преимуществ:

1) студенты могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к учебному предмету и повышению учебной мотивации;

2) сервис имеет достаточно простой и удобный пользовательский интерфейс, все подсказки по созданию ресурсов размещены в шаблонах упражнений;

3) с помощью LearningApps можно создавать самые разные виды интерактивных упражнений (викторины, тесты, кроссворды, игры и т. д.);

4) пользоваться созданными упражнениями можно без регистрации, так как они находятся в свободном доступе;

Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью сервиса LearningApps на уроке литературы, позволило обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, совершенствовать контроль знаний, повысить эффективность урока.

 





















Дисциплина: Литература.

Тема урока: Смысл названия пьесы «Гроза».

Тип урока: Комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

Время проведения урока: 45 мин.

Цель урока: раскрыть смысл названия пьесы «Гроза».

Задачи:

воспитательные:

формировать самостоятельность при работе с книгой;

развивать личные качества;

обогащать словарный запас.

обучающие:

1. сформировать представление о том, как относятся к грозе персонажи, как реализуется метафора грозы в данной пьесе.

развивающие:

1. совершенствовать умение анализировать художественный текст;

2. совершенствовать навыки устной речи;

3.развивать умения грамотного высказывания собственного мнения.

Методическое обоснование урока: в данном уроке применяются интерактивные упражнения, созданные с помощью сервиса LearningApps

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.









Технологическая карта

Этапы

занятия

Цель этапа

Время

Содержание деятельности

Средства

Формы и методы

Преподаватель

Обучающийся

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

Организовать и настроить обучающихся на работу.


2

Реализует мотивационный компонент. Актуализация знаний.

Погружаются в тему урока.


Фронтальная. Объяснение педагога

2. Проверка домашнего задания







3. Подготовка к усвоению нового материала








4. Сообщение нового материала



4. Закрепление полученных знаний.



Выявить уровень знаний учащихся, повторить

пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы





Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы



Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе


Закрепить знания и умения


5









13










10





15






Сообщает об установочном задании








Сообщает цель и объясняет специфику выполнения задания






Объясняет новый материал




Задает вопросы








Отвечают на поставленные вопросы.








Выполняют упражнения в конструкторе Learning.apps







Слушают педагога и фиксирую материал


Отвечают на поставленные вопросы и обосновывают свой выбор

Технические средства обучения








Технические средства обучения








Чередование беседы и рассказа




Беседа


Фронтальная. Ответы на вопросы.







Фронтальная









Фронтальная




Фронтальная



Ход урока



1. Организационный момент. Вступительное слово учителя







Постоянно задумываясь над названиями художественных произведений, вы наверняка заметили, что русская национальная культура создала ряд выразительных символических образов, насыщенных этическим и эстетическим содержанием. И гроза заняла среди них далеко не последнее место. Этот образ стал особенно популярным в художественных произведениях русской литературы в 50-е годы 19 века. В романе Тургенева «Накануне» объяснение в любви главных героев происходит на фоне грозы, что олицетворяет решительные перемены в их жизни. А у Достоевского в «Белых ночах» это воплощение стихийной, неподвластной человеку силы.




2. Проверка домашнего задания


Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним изученное раннее. Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, касающиеся биографии и творчества Островского.


t1589707427ab.png








t1589707427ac.png


3. Подготовка к усвоению нового материала


Сегодня мы с вами поразмышляем о смысле названия пьесы А.Островского «Гроза».


Чтобы раскрыть смысл названия «Грозы», символическое значение этого образа, следует вспомнить фрагменты текста, ремарки, в которых упоминается гроза в восприятие ее жителями города Калинова.

Для этого обратимся к приложению Learning.apps и найдем соответствие героя с его высказыванием о грозе.

t1589707427ad.png


Проверяем правильность выполнения задания




t1589707427ae.png





4. Сообщение нового материала


1.Как вы думаете, почему в толковом словаре В.И. Даля первым значением этого слова было «угроза, острастка», а «гром и молния» - только пятым?

2. Назовите возможные варианты трактовки данного символа в пьесе.

Подготовить ответ на этот вопрос вам поможет отрывок из книги В.Я. Лакшина «Островский», в котором говорится о многоликости грозы в пьесе. Выберите из него необходимый материал.

«Гроза в пьесе многолика – не только образ душевного переворота, но и страха: наказание, греха, родительского авторитета, людского суда. «Недели две надо мной никакой грозы не будет», - радуется, уезжая в Москву, Тихон. Россказни Феклуши – этой Калиновской устной газеты, готовно осуждающей иноземное и восхваляющей родную темь, своими упоминаниями о «Махнут - салтане» и «судьях неправедных» приоткрывают еще один литературный источник образа грозы в пьесе. Это «Сказание о Магмете- салтане» Ивана Пересветова. Образ грозы как страха – сквозной в сочинении этого старинного писателя, желающего поддержать и наставить своего государя – Ивана Грозного. Турецкий царь Махмет – салтан по рассказу Пересветова, навел в своем царстве порядок с помощью «великой грозы». Судей неправедных он велел «ободрать», а на их коже написать: «Без таковыя грозы правды в царство не мочно ввести… Как конь царем без узды, так царство без грозы».

Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет сов сей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, раздражается громом и молнией и освежающим дождем - и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного раскаяния и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины ».



Запись в тетради под диктовку:


Давайте запишем:

Гроза как природное явление: Тучи сгущаются над городом Калиновым. Испугавшись раскатов грома и криков сумасшедшей барыни, Катерина признается в своем грехе.

«Гроза» над «темным царством»: Кажется, что порядок установленный Кабановой, непоколебим, но искренность Катерины, сила ее чувства, свобода в выборе своей судьбы подточила устои «темного царства». «Все наше семейство врозь расшиблось», - говорит Тихон. Катерина бросается в Волгу, Варвара сбегает с Кудряшом, а бессловесный Тихон бросает в лицо матери: «Это вы ее погубили! Вы! Вы!»

«Гроза» в душе Катерины: Катерина сама сделала свой выбор между долгом и любовью. Сама она и платит за этот выбор: «Никто не виноват – сама на то пошла». Она предчувствует, что ее ждет гибель. Еще в первом действии Катерина говорит: «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться» .Тихон и Борис отказывают ей в помощи, Катерине остается только умереть.




4.Закрепление полученных знаний.



Представьте, что вам предстоит поставить «Грозу» А.Островского на сцене современного российского театра. Какой театр вы бы избрали для этой цели?

В каком жанре вы бы поставили эту пьесу, что бы выделили в качестве основного конфликта?

На какие проблемы, поднятые Островским в «Грозе», вы считаете нужным обратить внимание современного зрителя и почему?

Каких актеров вы бы пригласили на роли персонажей пьесы? Обоснуйте мотивы своего выбора.

















3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.