12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1467
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна
5

План-конспект урока литературы «Гроза». История создания. Художественное своеобразие пьесы»

Урок 4

Тема: «Гроза». История создания. Художественное своеобразие пьесы.

Цель: познакомить учащихся с творческой историей пьесы; выявить художественные особенности конфликта и жанра произведения.

Эпиграф: В «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов»

                                                                                                     И. А. Гончаров

                 «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Остров ского;                          взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых                           трагических последствий…

                                                        Н.А. Добролюбов

Ход урока

Оргмомент. Самостоятельная работа (одно из заданий по выбору преподавателя):

- перечислите особенности театра Островского.

- перечислите основные периоды творчества драматурга. Дайте им краткую характеристику.

II. Вступительное слово.

«Гроза» - одна из самых ярких, необычных и острых по проблематике пьес русского театра. На протяжении почти полутора столетий отношение к драме не устоялось, каждая новая театральная постановка открывала что-то новое в поэтике и содержании «Грозы», неизменно вызывая интерес к этому загадочному творению Островского.

III. История создания произведения.

1. 1856 год – по инициативе Морского министерства была организована литературная экспедиция с целью изучения быта жителей Волги. Включение в число участников Островского. Вынужденное прерывание путешествия. 1857 год – продолжение экспедиции: Ярославль, Углич, Кострома.

2. История купеческой семьи Клыковых. Факт или вымысел? Несоответствие в датах: работу над «Грозой» Островский начал в июне – июле 1859 года, закончил 9 октября 1859 г. Первое представление – 16 ноября 1859 г. Первая публикация – январский номер журнала «Библиотека для чтения». Смерть Александры Клыковой – 10 ноября 1859 года. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной.

- Как вы думаете, почему появилась эта версия? (История семьи Кабановых была типичной для провинциальных городов Росиии).

3. 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе Большую Уваровскую премию. Учёный мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства произведения.

4. Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню.

Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» (1860) и «Темное царство» (1859). Единодушны с ним были И. А. Гончаров, П. П. Плетнев, А. Д. Галахов.

Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «Гроза» Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д.И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света «в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Великий артист М. С. Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859 г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в Московском Малом театре.

IV. Беседа по первому восприятию произведения.

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось? Почему?

- Как вы думаете, о чём это произведение? ( «Гроза» - пьеса об особенностях национального бытового уклада, о характере миросозерцания русского человека, об индивидуальных психологических качествах человека, его эстетических воззрениях, о типе взаимоотношениях людей, принадлежащих к одному социальному слою).

- Что является содержанием пьесы? Отказ от идеализации купечества, патриархального быта.

- С чем это связано? Произведение во второй половине 1850-х годов, когда драматург отходит от поэтизации купеческого уклада жизни, осознавая все острейшие социальные проблемы общества.

V. Идейно-художественное своеобразие произведения.

1. Смысл названия пьесы.

- Как вы поняли смысл названия пьесы?

50-60-е годы - это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди этой эпохи. Это было ожидание реформ, многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение, напряжённое состояние общества, как ощущение в душах людей.

- Как вы думаете, каково значение образа грозы в пьесе? Это и образ душевного переживания, и образ страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

2. Тема произведения.

- Попробуйте определить тему пьесы. Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между угнетателями и угнетёнными, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Общая тема произведения влечёт за собой ряд частных тем:

рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества;

излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания героев, писатель с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства;

отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорого, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

3. Конфликт произведения.

Тема «Грозы» органически связана с её конфликтом.

- Дайте определение понятию конфликт в литературном произведении.

- Из-за чего возникла конфликтная ситуация в пьесе? В результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь омертвелым догмам.

Какой конфликт составляет основу сюжета пьесы? Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности (конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой).

Основной конфликт произведения объединяет все остальные конфликты. Попробуйте выделить их:

- конфликт Кулигина с Диким и Кабанихой;

- конфликт Кудряша с Диким;

- конфликт Бориса с Диким;

- конфликт Варвары с Кабанихой;

- конфликт Тихона с Кабанихой.

Основной конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряжённо. Это достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой растёт напряжённость борьбы. Давайте проследим развитие основного конфликта.:

Действие 1 – социально-бытовой фон конфликта; неизбежность, предчувствие конфликта.

Действие 2 – непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «тёмным царством»;

Действие 3 – свобода, обретённая Катериной, - шаг к трагической гибели героини;

Действие 4 – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею;

Действие 5 – самоубийство Катерины как вызов самодурству.

4. Особенности жанра произведения.

Впервые в своём творчестве Островский привёл драматургический конфликт к трагической развязке.

- Вспомнить определения драмы, трагедии.

- Почему пьесу Островского «Гроза» можно отнести и к жанру драмы, и к жанру трагедиии? Выделите в произведении признаки обоих жанров.

Трагедия - действие развивается в трагедийном ключе, конфликт между героями приводит к трагическим последствиям, масштабность образов героев, символико-мифологические ассоциации.

Драма – широкая распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в произведении событий.

 

                                                            «Гроза»

                                                        

                                            автор                         современники

                                                                                   

драма                           трагедия    

VI. Итог.

Драма «Гроза» стала своеобразным итогом творчества драматурга 1856-1860 годов. Проблемы личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к «заветным преданьям» «темной старины» (М.Ю. Лермонтов) в «Грозе» достигают своей кульминации. Возможно ли совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом - подменой подённой нравственности, основанной на христианских заповедях и опыте народной жизни? На эти вопросы пьеса дает ответ, содержащий принципиальный протест против всего антиприродного, насильственного, стремящегося тиранически собой присущие каждой живой душе здоровые силы.

Словарь:

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста; предмет изображения, те факты и явления жизни, которые запечатлел в своем произведении писатель.

Конфликт – столкновение, противостояние, воплощённое в сюжете произведения.

Сюжет – развитие действия, ход событий в повествовательных    и    драматических    произведениях.

Драма – пьеса с острым конфликтом, который не возвышен, приземлён, обычен и так или иначе разрешён.

Трагедия – пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чьё разрешение чаще всего завершается гибелью героя.

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.