Мастер-класс по лепке из солёного теста «Снеговик» (1–2 классы)
МАСТЕР-КЛАСС
Лепим Снеговика из солёного теста
Возраст: 6-8 лет.
Цель: Развитие мелкой моторики кисти руки посредством лепки.
Задачи:
- обучить разнообразным техническим приёмам при работе со стеками.
- обучить использованию в своей работе декоративных элементов для обогащения лепного образа.
- расширить кругозор учащихся.
- развить трудовые умения навыки.
- воспитать чувство пропорции и формы предмета.
Содержание:
1. Краткая беседа с учениками о разнообразии лепных материалов (глина, солёное тесто, пластилин, снег, песок). Педагог спрашивает у учеников, что зимой чаще всего лепят из снега (снеговик). На занятии мы будем лепить снеговика из солёного теста, т.к. это легкодоступный, дешёвый и экологически чистый материал. (4 минуты)
2. Педагог демонстрирует детям схематическое изображение снеговика и обсуждает его пропорции и форму отдельных элементов. (4 минуты)
Рисунок 1 - Схема
3. Перед занятием выполняется короткая гимнастика для разогрева кистей рук (https://www.youtube.com/watch?v=Yluffkknvzw&feature=emb_logo) (2 минуты)
4. Пошаговая лепка снеговика (25 минут):
Рисунок 2 - Шаг 1
Катаем на ладонях 3 шара разного размера, размещаем их вертикально на листе бумаги в порядке убывания. Ладонью придавливаем шарики, превращая их в диски. Места соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 3 - Шаг 2
Одновременно на пальцах обеих рук катаем шарики небольшого размера. Затем мы прокатываем шарики указательным и большим пальцем, превращая их в капельки (тоже на обеих руках одновременно). Прикрепляем капельки под самым большим диском, острыми концами друг к другу. Места соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 4 - Шаг 3
Катаем небольшой шарик между ладонями, прикрепляем его над самым маленьким диском (головой снеговика). Ладонью слегка его сплющиваем и пальцами придаём ему трапецеобразную форму. Место соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 5 - Шаг 4
Одновременно на пальцах обеих рук катаем шарики небольшого размера. Прокатываем их продольными движениями на пальцах превращая их в овалы. У каждого овала поочерёдно указательным и большим пальцами делаем защипы, имитирующие большие пальцы у варежек. Прикрепляем их симметрично, большими пальцами вверх, к среднему диску туловища снеговика. Места соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 6 - Шаг 5
Катаем небольшой шарик между ладонями, прокатываем его продольными движениями, формируя длинную колбаску. Устанавливаем её вертикально, нижним концом на ножку снеговика, а верхним на варежку. Место соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 7 - Шаг 6
Катаем небольшой шарик между ладонями. Затем прокатываем его на ладони одной руки пальцами другой руки, превращая шарик в конус. Конус прикрепляем острой частью к палке метлы, широкой частью вверх. Ладонью немного придавливаем конус и пальцами формируем нижнюю зауженную часть метлы. Место соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 8 - Шаг 7
Зубочисткой продавливаем бороздки, имитирующие ветки метлы.
Рисунок 9 - Шаг 8
Катаем на пальцах одной руки шарик, продольными движениями раскатываем его в небольшую колбаску. Прикрепляем её на зауженную нижнюю часть метлы – это имитация верёвки, связывающей метлу. Место соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 10 - Шаг 9
Сначала на пальцах обеих рук одновременно катаем два шарика, а затем еще один шарик любой рукой. Три получившихся шарика имитируют пуговицы. Прикрепляем их вертикально друг над другом на средний диск туловища снеговика. Места соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 11 - Шаг 10
Катаем на пальцах одной руки маленький шарик, указательным и большим пальцем прокатываем конус. Устанавливаем его вертикально, острой частью вверх, в середине головы снеговика. Место соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 12 - Шаг 11
Между указательным и большим пальцем прокатываем небольшой шарик круговыми движениями, продольными движениями прокатываем его в небольшую колбаску. Прикрепляем его под носом-конусом снеговика и с помощью зубочистки изгибаем дугой. Место соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 13 - Шаг 12
Одновременно между указательными и большими пальцами двух рук, катаем маленькие шарики. Прикрепляем их симметрично над носом-конусом в верхней части головы снеговика. С помощью зубочистки делаем зрачки на глазах. Места соединения смачиваем водой для лучшего скрепления.
Рисунок 14 - Шаг 13
Декорируем снеговика, делая отпечатки на ведре и нижнем шарике крышкой от фломастера.
5. Краткая беседа-обсуждение получившихся работ педагогом и учениками. (5 минут)
6. Уборка рабочего места. (5 минут)
Ожидаемый результат:
- дети изучат разнообразные технические приёмы работы со стеками.
- дети научатся использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа.
- дети будут уметь условно передавать форму предмета и его пропорции.
- рационально планировать свои действия.
Материалы для занятия:
- солёное тесто (мука с солью разводятся в соотношении 1,5:1 по объёму).
- бумага (на которой будет размещена работа).
- стакан с водой (для скрепления мелких деталей).
- стеки (зубочистка и фломастер с рельефной крышкой).