Сочинение «Помним! Чтим! Гордимся!»
Автор: Батмазова Ольга, ученица 5 класса
Руководитель: Герасимова В.Ф., учитель русского языка и литературы
Сочинение на тему «Помним! Чтим! Гордимся!»
Вот уже прошло семьдесят два года со дня окончания Великой Отечественной войны. Конечно, для мировой истории, это может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Многие семьи затронула эта страшная беда, и наша семья не стала исключением.
Мой рассказ – дань памяти моему прадеду Фролкину Алексею Ивановичу.
Родился мой прадедушка в 1926 году в селе Новая Пырма Кочкуровского района Мордовской АССР, ныне Республика Мордовия. Это селение, окруженное с восточной стороны лесом, с юго-западной - полями, расположилось вдоль речки Пырма. Село это эрзянское, и живет здесь скромный, трудолюбивый, гостеприимный народ, основным богатством которого является земля, которая кормит сейчас селян и кормила в те страшные военные годы и жителей, и фронт.
Когда у прадеда было свободное время, то своим детям рассказывал о тяжелой поре своего детства, юности. Моя бабушка, Богомолова Валентина Алексеевна, никогда не забывает о моем прадедушке, постоянно вспоминает его, рассказывая о перенесенных трудностях и страданиях, которые выпали на его долю, на долю сверстников. Все деревенские ребята работали в поле с раннего утра и до позднего вечера. Приходили, не могли разогнуть свои еще не окрепшие спинки. А рано утром – опять ждет поле! Сильно уставал, не успевал за взрослыми, но хотел казаться сильным, не показывал свою слабость, терпел.
Формирование колхозов началось в 1927 году, когда прадеду был один годик. Что было у Фролкиных из скотины, пришлось отвести в общее хозяйство. Вся семья плакала, переживала, как жить дальше без молока, без мяса…
Жизнь была тяжелой, когда прадед вспоминал, даже плакал. Еды не было никакой. В весеннюю распутицу по полям и огородам ребятишки собирали гнилую, мерзлую картошку, чтобы выжать из нее крахмал. Приходилось питаться и травами, и липовыми листьями, и лебедой. Летом выручал лес: собирали грибы, орехи, ягоды – и в Саранск, и на вырученные деньги покупали хлеб, соль, спички. Но чувство постоянного голода изводило всех. Сил день ото дня становилось все меньше и меньше, ноги слабели, не хотелось подниматься, кружилась голова, желудок болел. Люди пухли от голода. Была у него одна мечта наесться черного хлеба вдоволь, именно черного. Почему? Наверное, запах этого хлеба необычный, крестьянский, запах трудового народа. Невозможно было смотреть на страдания матери, Хавроньи Степановны, которая видела и понимала, что может потерять своих детей, но ничем помочь не могла. Голод, холод – все обрушилось на людей. В домах было холодно. Не было никакой теплой одежды, обуви, чтобы ходить в школу. В школе также была холодина, чернила замерзали, потому что не было дров, некому было готовить и привезти. Несмотря ни на что, прадедушка учился очень хорошо.
Школа находилась в обычном сельском доме. Потом, когда стали ликвидировать церкви, школу перевели в нее. Она находилась в центре села. Все, что было в церкви, все разрушалось, сжигалось. Люди кричали, плакали, жаловались по поводу этого безобразия, но простой народ никто не слушал.
В селе в то время не было ни света, ни радио. В домах освещение – лучинка. Мать посылала своих детей к соседям за угольками, чтобы затопить печь. Так вот сообща люди выживали. Вот в таких условиях люди жили, дети учились, постигали грамоту, чтобы выучиться, быть грамотным, помочь стране подняться!
Было, конечно, очень трудно, но эти годы остались в памяти. Вечерами люди, усталые, пусть даже голодные (в это время как бы голод уходил на второй план), выходили на улицу. Везде слышался звук гармони. Девушки, парни ходили вместе, пели, веселились, кружили хороводы. Бедные, но такие счастливые! Вроде бы стало все налаживаться. Конец тридцатых годов. Зажила деревня: строились дома, дети ходили в школу, у крестьян был какой-то заработок. Колхозы стали крепче.
И вдруг… война. Тяжёлое испытание выпало на долю народа, война коснулась всех. Тогда, 22 июня 1941 года, село узнало, что фашисты напали на нашу Родину. Все плакали, думали, что будет со страной, народом.
Миллионы людей погибли в жестоких боях, а для победы нужны были новые и новые силы. В начале 1942 года с нашего села призвали парней 1924-1925 годов рождения. В селе оставались старики, женщины и дети. Пришло время отправиться на войну Фролкину Алексею и всем его одногодкам. Призывников провожало все село: родные, близкие. Все плакали без всхлипов, сжав побелевшие губы. Это были слезы не жалости, а негодования. Вернется ли кто из них к родительскому порогу? Не придумать худшей доли, чем ту, что выпала на эти неокрепшие мальчишечьи плечи.
Война уже вела свой ожесточенный бой. Прадеда призвали через районный военкомат в ноябре 1943года. Ему тогда не исполнилось и восемнадцати лет. Его, как и всех призывников, отправили на учебу. Это был ускоренный курс с военной подготовкой. После учебы, 13 мая 1944 года, его отправили на фронт.
«Фролкин Алексей Иванович, гвардии сержант, командир стрелкового отделения 295гв. стр. Краснознаменного полка 96 гв. стр. Иловайской ордена Ленина Краснознаменной дивизии», - надпись в наградном листе. В красноармейской книжке записано, что воевал стрелком в стрелковом полку. В одном из боев он со своими товарищами попал под обстрел. Это было 21 января 1945 года. В одном из боев в районе селения Куббельн мой прадед со своим отрядом ворвался в расположение вражеской обороны и прочно удерживал занимательный рубеж до прихода основных сил подразделения. 31 января 1945 года при отражении контратаки противника в районе господского двора Беген мой прадедушка со своим отделением дважды отбивал врага. В этом бою мой прадед был ранен в голову. Кровь лилась, не переставая, прадед тогда потерял сознание, и долгое время лежал без памяти. Все думали, что он умер. Случайно кто-то еще раз решил проверить, вдруг есть еще кто живой, то обнаружил, что кто-то подает признаки жизни. Это был Фролкин Алексей, который прошептал своими бескровными губами, чтобы не сообщали родным. Не хотел беспокоить, волновать семью. Товарищи не оставили его умирать. На шинели, снятой с плеч одного из солдат, бережно по очереди тащили на себе бойцы. Так он был доставлен в лазарет. Осколок из головы не извлекли, так как слишком глубоко засел. Операцию не сделали. Ни один хирург не согласился, потому что боялись, что прадед мог ослепнуть. Врачи шутили, что это, мол, пожизненный «подарок» от Гитлера. И всю оставшуюся жизнь с этим фашистским подарком пришлось жить: мучили головные боли, падало зрение, постоянно приходилось наблюдаться у врачей. Но, несмотря на ранение, он в письмах к матери всегда успокаивал родных и писал: «Здравствуйте, дорогие мои родные, авай (мама), тетяй (отец). Первым делом сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Простите меня, что так долго не писал, были такие обстоятельства… Заняты уничтожением врага, и писать совершенно некогда. Главное – победа близка. Враг отступает. Ждите, скоро вернусь. Ваш сын Алексей».
Мой прадедушка честно исполнил свой воинский долг, верой и правдой прослужив Отечеству, прославив наш род своим мужеством, героизмом, смелостью.
За умелое командование отделением в бою, уничтожение живой силы противника и проявленное мужество при отражении вражеской контратаки Фролкин Алексей Иванович удостоен правительственной награды, ордена Красной Звезды (наградной лист с подписью Волошина и приказ о награждении).
Вот так я выразила в своих стихах заслугу прадеда перед Родиной:
К ордену представили прадеда,
Ему его за храбрость дали.
Он тогда фашистов бил!
И стрелял он метко в них.
Был на фронте он тогда,
Раненый, но гнал врага!
Каким был мой прадед на фронте? Об этом рассказывают факты, его награды: орден Красной Звезды, орден Славы III степени, медаль «За победу над Германией».
Мой прадедушка выжил, вернулся домой. После войны влюбился в односельчанку, а потом женился. Как грамотного, дисциплинированного человека приняли на работу в Кочкуровский районный финансовый отдел инспектором госдоходов в 1946году. Потом поступил учиться в Канашский финансовый техникум. Опять трудности: работа, учеба, семья, дети, а их было четверо – один другого меньше. Со всеми проблемами справлялся, везде успевал.
Работа была ответственная и трудная: транспорта никакого не было, приходилось зимой и летом, весной и осенью добираться пешком во все населенные пункты района с инспекцией. Были случаи, когда прадедушка, приходил с работы поздно через лес, на своем пути встречал голодных волков. Часто вспоминал один случай: возвращаясь осенью домой через майдановский лес, он встретил шесть сверкающих глаз, которые проводили его до самого села Пырма. Прадед всегда с собой носил лыжную палку, обмотанную паклей, пропитанной керосином. При случае всегда с ним был такой факел, с помощью чего и отбивался от серых хищников. Зимой с инспекцией по селам ходил на лыжах. Когда приходил в следующий день на работу, всем рассказывал о своих «встречах». Было страшно, но дома ждала семья, поэтому он спешил к своим детям. Потом для инспекции выделили лошадь. Да, с таким транспортом и работа стала намного легче.
В 1964 году Кочкуровский район объединили с Рузаевским. Прадеда назначили начальником финансового отдела. Но такой объединенный район просуществовал недолго: в 1965 году Кочкуровский район стал самостоятельным, поэтому прадеда перевели в качестве ведущего специалиста в финотдел.
Его уважали на работе - тактичный, добропорядочный, знающий свое дело, дисциплинированный. По словам Любови Константиновны Кузнецовой, одной из коллег по работе, прадед был умный, деловой, всегда защищал своих подчиненных, но в то же время строго спрашивал с них; любил в людях честность, доброту. Не забывали друзья-фронтовики, их было четверо, с которыми до конца своей смерти держал связь мой прадед: созванивались, переписывались. Ценили односельчане. Всем помогал советами, никому не отказывал. Дети обожали своего отца. После работы по очереди садились к нему на колени, рассказывали свои истории, он, усталый, слушал их внимательно. Сам иногда рассказывал забавные рассказы, сказки. У прадеда был коричневый портфель с замочками, где хранилось самое сокровенное, дорогое: его награды, документы. Всегда просил детей ничего не трогать без его разрешения. А в праздничные дни, когда все семейство собиралось вместе, прадед доставал свои награды, показывал своим сыновьям и дочерям, даже давал потрогать. Говорил, что они потом и кровью заслужены. Но, к сожалению, этого портфеля сейчас нет. Не смогли сберечь эту святыню деда, потерялась…
Дети выросли, женились сыновья, дочери вышли замуж, появились внуки. Радоваться и радоваться Алексею Ивановичу. Все ладно, все хорошо. Но невозможно отказаться от любимого дела, от работы. Болезнь не оставляла его в покое, осколок в голове постоянно напоминал, невыносимые боли испытывал и во время работы, и во время отдыха. Мой прадед - инвалид Великой Отечественной войны.
И вот заслуженный отдых, но и здесь он всем нужен. То нужна помощь колхозу: нет бухгалтера – он на подхвате, то с финотдела - подготовить молодого специалиста. Отказа нет! Таков весь Алексей Иванович.
Мой прадед, Фролкин Алексей Иванович после войны неоднократно награждался грамотами Министерства финансов МАССР, райкома КПСС, ценными подарками, как например: наручными часами, магнитофонами и т.д. Неоднократно избирался депутатом райсовета, сельсовета села Кочкурово, заседателем товарищеского суда.
Моего прадедушки не стало в 1982 году. Я не видела своего прадеда, но память о нём живёт в сердцах его детей и внуков, правнуков.
Каждый год, 9 мая, мы идем на парад почтить память павших, возложить цветы. В церковные праздники и в дни памяти мы ходим на кладбище помянуть моего прадеда.
За тебя, Родина, за поля, леса, луга, за города и сёла сражались наши деды и прадеды в годы войны. С каждым годом война от нас всё дальше и дальше, а ветеранов, участников той великой войны, остаётся всё меньше и меньше. Мальчикам, которым в дни Победы было восемнадцать-двадцать, сейчас уже все девяносто, а многих нет в живых…!
Мы благодарны тебе, солдат- победитель! И земле нашей, израненной, всё вынесшей, но так буйно цветущей этой семидесяти двухлетней мирной весной.
Отгремели взрывы, отгремели,
Родину спасти они сумели.
Нелегко далась им та победа,
За неё «спасибо» скажем
Своим дедам, прадедам!
(А. Твардовский)
Мой прадед – настоящий пример для нашего поколения, поколения XXI века! Для него слова: честь, семья, Родина - святы. Конечно, мне хотелось бы, чтобы наши солдаты, офицеры были опорой и защитой, пусть их военные знания проявляются для мира и блага людей, а не на войне. И еще хочу, чтобы я, как и мой прадедушка, была такой же целеустремленной, ответственной и храброй. А когда я вырасту, надеюсь встретить на своем пути молодого человека, похожего на него.
Источники:
1.Интернет: банк данных «По́двиг наро́да в Вели́кой Оте́чественной войне́ 1941—1945 гг. Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО), наградные дела и документы по оперативному управлению боевыми действиями. Приказ о награждении и сопроводительные документы к нему, а так же учётная картотека.
2. Воспоминания Богомоловой (Фролкиной) В.А.
3. Воспоминания коллеги по работе Кузнецовой Л.К.