- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Тип урока
Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты
Предметные : Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему.
Метапредметные :
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи; выполняют действия по инструкциям.
Коммуникативные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
Личностные: Проявляют чувство прекрасного через анализ репродукции картины; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников
Методы и формы обучения:
Фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование
Учебник, репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе», орфографический словарь.
1. Работа до чтения текста.
Учитель
Ученики
Поиграем в игру «Да или нет»
На мои вопросы вы должны ответить да или нет.
Вспомнить типы речи и их характеристики вам поможет таблица, которую вы видите на экране.
- Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности?
-Правда ли, что в текстах- повествованиях происходят какие-то события?
-Правда ли, что в текстах –описаниях – это признаки предметов или явлений?
-Правда ли, что в текстах рассуждениях приводятся доказательства какой-либо мысли?
-Какие типы речи вы вспомнили?
-Это повествование, описание и рассуждение.
- Давайте вспомним, чем отличается текст-описание от других типов речи?
1. Текст-описание отвечает на вопрос какой.?
2 Текст –повествование на вопрос что произошло?
3. Текст-рассуждение на вопрос почему?
Описание – это текст, в котором названы признакипредмета или явления .
-А теперь закроем глаза и послушаем мелодию.
Какое явление природы вы представили?
-Я представил радугу.
-Мне показалось, что падает снег.
Как называют художника, изображающего
природу?
-Пейзажист.
Сегодня мы познакомимся с пейзажистом А.А.Пластовым
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893г.в с. Прислонихе Ульяновской области.
Путь его в искусстве был нелёгким, хотя имел свои естественные истоки .Дед и отец его были иконописцами, расписывали местные церкви. Они и передали мальчику любовь к искусству. Будущий художник начал рисовать с раннего детства. А 15-летним подростком даёт себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».
Он окончил московское училище живописи, ваяния и зодчества. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно.
Примечательно, что почти на каждом из полотен А. Пластова есть дети. И саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их непосредственное, чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Серьёзность и добросовестность в работе юношеская, даже какая-то детская влюблённость в каждую деталь природы ,в птицу , в цветок, в букашку- вот что поражает в Пластове.
Аркадий Александрович Пластов известен своими великолепными пейзажами. Давайте на них посмотрим.
Просматриваются картины А.А.Пластова.
Сегодня мы рассмотрим картину А,А,Пластова «Первый снег»
Художник написал картину в 1946 году. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния зимней природы, которое бывает в час первого снегопада.
-Какое чувство испытывает человек при виде первого снега?
-Чувство радости, восторга, восхищения.
-О чём мы будем говорить?
1 Будем рассматривать репродукцию.
2 Объяснять значение изображенных на ней предметов.
3 Мы должны понять чувства и мысли художника.
Я вам предлагаю план описания картины:
1. Описание картины
а) дети
б) берёза
в) птица
г) взрослые люди
2. Заключение. Моё отношение к картине.
- Вы согласны с моим планом?
Что бы вы хотели добавить или изменить?
- А что обычно мы пишем во вступлении?
Нет. В плане нет вступления.
(Кто написал картину, как она называется.
Что изображено на картине)
-Какое время года изобразил художник?
-Начало зимы.
-Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
-Нет сугробов, местами ещё видна голая земля.
-Какое время суток изображено? Как вы догадались?
Я думаю, что снег выпал ночью, Сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.
Кого изобразил художник на переднем плане?
Де На переднем плане -девочку лет десяти и мальчик лет семи .Это деревенские ребята.
Опишите их внещний вид.
Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им хочется скорее увидеть первый снег.
У Девочке валенки не по размеру. Видно, одевались наспех.
-Чем заинтересовались ребята?
Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?
На их лицах радость, удивление, восторг, восхищение.
-Почему их удивляет первый снег?
Первый снег преображает природу. Всё вокруг становится волшебным. Сказочное преображение природы - это праздник.
- Какой автор изобразил берёзу?
- Берёза широко раскинула ветви в стороны, как будто ждала эту встречу.
Знала, что снег сделает её необыкновенно красивой.
- Что переживает ворона?
-Ворона рада первому снегу. Хочет его попробовать.
- Кого мы видим на заднем плане?
- На заднем плане появились люди на санях.
-Почему художник изобразил вертикальный формат картины?
-Хочет усилить впечатление от долгого полёта снежинок.
- Почему на картине преобладает розовый цвет?
-Помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снега.
Сейчас мы поработаем по подгруппам. Каждая из подгрупп поработает над отдельными частями сочинения. Подбирает нужные слова и вставляет в текст.
Затем мы сложим это воедино.
1 Вступление. Картину «-----------------------------------снег» написал -----------------------------------.Картина передаёт тот ----------------------------------------------час, когда на землю падают ------------------------------------------снежинки.
Основная часть 1
2. ---------------------------------------утро. В комнате -------------------------------свет.
Дети проснулись и увидели, что за окном всё белым-бело. Оказывается, что ночью выпал ---------------------------------снег. Он покрыл --------------слоем землю, дома, деревья.
Основная часть 2
---------------------------------------------------------------брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик успел надеть -----------------------------------пальто, шапку-ушанку, валенки. Мечтает покататься на санках. Девочка в ----------------- платьице, в тапочках, успела накинуть только платок. Видно, очень торопилась. Она подняла голову и наблюдала за ----------------------------------- и ------------------------------------снегом.
Основная часть 3
Рядом с домом стоит ----------------------------------------берёза. За ночь она преобразилась. Стала ----------------------------и -----------------------------------
Основная часть 4
Около сада проталинка . По ней шагает---------------------------------------ворона. Ищет себе корм. ----------------------жители вывели лошадей с санями.
Крыши домов покрылись -----------------------------покрывалом.
Основная часть 5
Главный цвет картины - ----------------------------. Он помогает ощутить красоту природы, праздник первого снега.
Заключение.
Трудно оставаться ----------------------------------------------------------, когда видишь-----------------------снег.
-Какое вы написали бы заключение?
Выберите тот вариант, который вам нравится.
1. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
2.Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
3.Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
- Мы рассмотрели примерный образец написания сочинения.
Помните, что вы должны передать своё отношение к картине. Найти слова, помогающие представить изображённое на картине. Они должны быть яркими, образными. Избегайте повторов.