Учитель | Ученики |
Поиграем в игру «Да или нет» На мои вопросы вы должны ответить да или нет. Вспомнить типы речи и их характеристики вам поможет таблица, которую вы видите на экране.
| - Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности? -Правда ли, что в текстах- повествованиях происходят какие-то события? -Правда ли, что в текстах –описаниях – это признаки предметов или явлений? -Правда ли, что в текстах рассуждениях приводятся доказательства какой-либо мысли?
|
|
|
-Какие типы речи вы вспомнили? | -Это повествование, описание и рассуждение. |
- Давайте вспомним, чем отличается текст-описание от других типов речи? | 1. Текст-описание отвечает на вопрос какой.? 2 Текст –повествование на вопрос что произошло? 3. Текст-рассуждение на вопрос почему? Описание – это текст, в котором названы признаки предмета или явления . |
-А теперь закроем глаза и послушаем мелодию. Какое явление природы вы представили? | -Я представил радугу. -Мне показалось, что падает снег. |
Как называют художника, изображающего природу? | -Пейзажист. |
Сегодня мы познакомимся с пейзажистом А.А.Пластовым | Аркадий Александрович Пластов родился в 1893г.в с. Прислонихе Ульяновской области. Путь его в искусстве был нелёгким, хотя имел свои естественные истоки .Дед и отец его были иконописцами, расписывали местные церкви. Они и передали мальчику любовь к искусству. Будущий художник начал рисовать с раннего детства. А 15-летним подростком даёт себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Он окончил московское училище живописи, ваяния и зодчества. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно. Примечательно, что почти на каждом из полотен А. Пластова есть дети. И саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их непосредственное, чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Серьёзность и добросовестность в работе юношеская, даже какая-то детская влюблённость в каждую деталь природы ,в птицу , в цветок, в букашку- вот что поражает в Пластове.
|
Аркадий Александрович Пластов известен своими великолепными пейзажами. Давайте на них посмотрим. | Просматриваются картины А.А.Пластова.
|
Сегодня мы рассмотрим картину А,А,Пластова «Первый снег» Художник написал картину в 1946 году. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния зимней природы, которое бывает в час первого снегопада. |
|
-Какое чувство испытывает человек при виде первого снега? | -Чувство радости, восторга, восхищения. |
-О чём мы будем говорить? | 1 Будем рассматривать репродукцию. 2 Объяснять значение изображенных на ней предметов. 3 Мы должны понять чувства и мысли художника. |
Я вам предлагаю план описания картины: 1. Описание картины а) дети б) берёза в) птица г) взрослые люди 2. Заключение. Моё отношение к картине. - Вы согласны с моим планом? Что бы вы хотели добавить или изменить? - А что обычно мы пишем во вступлении?
|
Нет. В плане нет вступления.
(Кто написал картину, как она называется. Что изображено на картине)
|
-Какое время года изобразил художник?
| -Начало зимы.
|
-Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
| -Нет сугробов, местами ещё видна голая земля.
|
-Какое время суток изображено? Как вы догадались?
| Я думаю, что снег выпал ночью, Сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.
|
Кого изобразил художник на переднем плане?
| Де На переднем плане -девочку лет десяти и мальчик лет семи .Это деревенские ребята.
|
Опишите их внещний вид.
| Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им хочется скорее увидеть первый снег. У Девочке валенки не по размеру. Видно, одевались наспех.
|
-Чем заинтересовались ребята? | Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
|
-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?
| На их лицах радость, удивление, восторг, восхищение.
|
-Почему их удивляет первый снег?
| Первый снег преображает природу. Всё вокруг становится волшебным. Сказочное преображение природы - это праздник. |
- Какой автор изобразил берёзу? | - Берёза широко раскинула ветви в стороны, как будто ждала эту встречу. Знала, что снег сделает её необыкновенно красивой. |
- Что переживает ворона? | -Ворона рада первому снегу. Хочет его попробовать. |
- Кого мы видим на заднем плане? | - На заднем плане появились люди на санях. |
-Почему художник изобразил вертикальный формат картины? | -Хочет усилить впечатление от долгого полёта снежинок. |
- Почему на картине преобладает розовый цвет? | -Помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снега. |
Сейчас мы поработаем по подгруппам. Каждая из подгрупп поработает над отдельными частями сочинения. Подбирает нужные слова и вставляет в текст. Затем мы сложим это воедино. | 1 Вступление. Картину «-----------------------------------снег» написал -----------------------------------.Картина передаёт тот ----------------------------------------------час, когда на землю падают ------------------------------------------снежинки.
|
| Основная часть 1 2. ---------------------------------------утро. В комнате -------------------------------свет. Дети проснулись и увидели, что за окном всё белым-бело. Оказывается, что ночью выпал ---------------------------------снег. Он покрыл --------------слоем землю, дома, деревья.
|
| Основная часть 2 ---------------------------------------------------------------брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик успел надеть -----------------------------------пальто, шапку-ушанку, валенки. Мечтает покататься на санках. Девочка в ----------------- платьице, в тапочках, успела накинуть только платок. Видно, очень торопилась. Она подняла голову и наблюдала за ----------------------------------- и ------------------------------------снегом.
|
| Основная часть 3 Рядом с домом стоит ----------------------------------------берёза. За ночь она преобразилась. Стала ----------------------------и ----------------------------------- |
| Основная часть 4 Около сада проталинка . По ней шагает---------------------------------------ворона. Ищет себе корм. ----------------------жители вывели лошадей с санями. Крыши домов покрылись -----------------------------покрывалом.
|
| Основная часть 5 Главный цвет картины - ----------------------------. Он помогает ощутить красоту природы, праздник первого снега.
|
| Заключение. Трудно оставаться ----------------------------------------------------------, когда видишь-----------------------снег.
|
-Какое вы написали бы заключение? Выберите тот вариант, который вам нравится. | 1. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. 2.Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. 3.Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. |
- Мы рассмотрели примерный образец написания сочинения. Помните, что вы должны передать своё отношение к картине. Найти слова, помогающие представить изображённое на картине. Они должны быть яркими, образными. Избегайте повторов. |
|
Галина Медакина
Легоцкая Вера Сергеевна