12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Вера Владимировна174
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок ( 4 класс)


Русский язык

Тема: Сочинение - описание по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег».

Цели:

- познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;

- учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

- совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;

- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные : Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему.

Метапредметные :

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи; выполняют действия по инструкциям.

Коммуникативные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Личностные: Проявляют чувство прекрасного через анализ репродукции картины; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников

Методы и формы обучения:

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

Учебник, репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе», орфографический словарь.

1. Работа до чтения текста.

Учитель

Ученики

Поиграем в игру «Да или нет»

На мои вопросы вы должны ответить да или нет.

Вспомнить типы речи и их характеристики вам поможет таблица, которую вы видите на экране.



- Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности?

-Правда ли, что в текстах- повествованиях происходят какие-то события?

-Правда ли, что в текстах –описаниях – это признаки предметов или явлений?

-Правда ли, что в текстах рассуждениях приводятся доказательства какой-либо мысли?



-Какие типы речи вы вспомнили?

-Это повествование, описание и рассуждение.

- Давайте вспомним, чем отличается текст-описание от других типов речи?

1. Текст-описание отвечает на вопрос какой.?

2 Текст –повествование на вопрос что произошло?

3. Текст-рассуждение на вопрос почему?

Описание – это текст, в котором названы признаки предмета или явления .

-А теперь закроем глаза и послушаем мелодию.

Какое явление природы вы представили?

-Я представил радугу.

-Мне показалось, что падает снег.

Как называют художника, изображающего

природу?

-Пейзажист.

Сегодня мы познакомимся с пейзажистом А.А.Пластовым

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893г.в с. Прислонихе Ульяновской области.

Путь его в искусстве был нелёгким, хотя имел свои естественные истоки .Дед и отец его были иконописцами, расписывали местные церкви. Они и передали мальчику любовь к искусству. Будущий художник начал рисовать с раннего детства. А 15-летним подростком даёт себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».

Он окончил московское училище живописи, ваяния и зодчества. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно.

Примечательно, что почти на каждом из полотен А. Пластова есть дети. И саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их непосредственное, чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Серьёзность и добросовестность в работе юношеская, даже какая-то детская влюблённость в каждую деталь природы ,в птицу , в цветок, в букашку- вот что поражает в Пластове.


Аркадий Александрович Пластов известен своими великолепными пейзажами. Давайте на них посмотрим.

Просматриваются картины А.А.Пластова.


 Сегодня мы рассмотрим картину А,А,Пластова «Первый снег»

Художник написал картину в 1946 году. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния зимней природы, которое бывает в час первого снегопада.


-Какое чувство испытывает человек при виде первого снега?

-Чувство радости, восторга, восхищения.

-О чём мы будем говорить?

1 Будем рассматривать репродукцию.

2 Объяснять значение изображенных на ней предметов.

3 Мы должны понять чувства и мысли художника.

Я вам предлагаю план описания картины:

1. Описание картины

а) дети

б) берёза

в) птица

г) взрослые люди

2. Заключение. Моё отношение к картине.

- Вы согласны с моим планом?

Что бы вы хотели добавить или изменить?

- А что обычно мы пишем во вступлении?









Нет. В плане нет вступления.


(Кто написал картину, как она называется.

Что изображено на картине)


-Какое время года изобразил художник?


-Начало зимы.

-Почему вы догадались, что это именно начало зимы?


-Нет сугробов, местами ещё видна голая земля.

-Какое время суток изображено? Как вы догадались?


Я думаю, что снег выпал ночью, Сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.


Кого изобразил художник на переднем плане?


Де На переднем плане -девочку лет десяти и мальчик лет семи .Это деревенские ребята.


Опишите их внещний вид.


Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им хочется скорее увидеть первый снег.

У Девочке валенки не по размеру. Видно, одевались наспех.


-Чем заинтересовались ребята?

Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.


-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?


На их лицах радость, удивление, восторг, восхищение.



-Почему их удивляет первый снег?


Первый снег преображает природу. Всё вокруг становится волшебным. Сказочное преображение природы - это праздник.

- Какой автор изобразил берёзу?

- Берёза широко раскинула ветви в стороны, как будто ждала эту встречу.

Знала, что снег сделает её необыкновенно красивой.

- Что переживает ворона?

-Ворона рада первому снегу. Хочет его попробовать.

- Кого мы видим на заднем плане?

- На заднем плане появились люди на санях.

-Почему художник изобразил вертикальный формат картины?

-Хочет усилить впечатление от долгого полёта снежинок.

- Почему на картине преобладает розовый цвет?

-Помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снега.

Сейчас мы поработаем по подгруппам. Каждая из подгрупп поработает над отдельными частями сочинения. Подбирает нужные слова и вставляет в текст.

Затем мы сложим это воедино.

1 Вступление. Картину «-----------------------------------снег» написал -----------------------------------.Картина передаёт тот ----------------------------------------------час, когда на землю падают ------------------------------------------снежинки.



Основная часть 1

2. ---------------------------------------утро. В комнате -------------------------------свет.

Дети проснулись и увидели, что за окном всё белым-бело. Оказывается, что ночью выпал ---------------------------------снег. Он покрыл --------------слоем землю, дома, деревья.



Основная часть 2

---------------------------------------------------------------брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик успел надеть -----------------------------------пальто, шапку-ушанку, валенки. Мечтает покататься на санках. Девочка в ----------------- платьице, в тапочках, успела накинуть только платок. Видно, очень торопилась. Она подняла голову и наблюдала за ----------------------------------- и ------------------------------------снегом.



Основная часть 3

Рядом с домом стоит ----------------------------------------берёза. За ночь она преобразилась. Стала ----------------------------и -----------------------------------


Основная часть 4

Около сада проталинка . По ней шагает---------------------------------------ворона. Ищет себе корм. ----------------------жители вывели лошадей с санями.

Крыши домов покрылись -----------------------------покрывалом.



Основная часть 5

Главный цвет картины - ----------------------------. Он помогает ощутить красоту природы, праздник первого снега.



Заключение.

Трудно оставаться ----------------------------------------------------------, когда видишь-----------------------снег.


-Какое вы написали бы заключение?

Выберите тот вариант, который вам нравится.

1. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

2.Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

3.Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

- Мы рассмотрели примерный образец написания сочинения.

Помните, что вы должны передать своё отношение к картине. Найти слова, помогающие представить изображённое на картине. Они должны быть яркими, образными. Избегайте повторов.






Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Галина Меркулова, 31.08.23 в 07:55 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Вера Владимировна, за ваш материал.
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.08.23 в 08:07 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.