Текст:
(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля
Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно
и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.
(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.
(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.
(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе
не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.
(По С. Покровскому*)
* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.
Сочинение по тексту С. Покровского
Национальный дух, самосознание…
Какое веское, многогранное понятие… Что оно вмещает в себя? Влияет ли национльный дух на ход исторических событий? О проблеме влияния национального духа на исторические события рассуждает Покровский С. в своем тексте публицистического стиля. Его интересует богатейший опыт прошлых исторических событий.
Рассматриваемая им проблема актуальна, так как мы должны изучать опыт предков, ведь народ умирает, если он не знает своего прошлого. Публицист обращает внимание читателя в далекие петровские времена. Во время турецкого похода русские войска оказались в безвыходной ситуации. Причина этого – головокружение от успехов у многих государственных деятелей. Драматизм, неизбежность положения лучше всего понимает царь. Более того, с глубоким уважением автор показывает понимание Петром I серьезности положения, отмечает его мужество, ответственность перед Родиной. Из письма Петра 1 визирь понял готовность к самопожертвованию и царя, и воинов. Да, не была одержана блестящая победа, но добыта главная мудрость; побеждает стойкий и мужественный. Перед лицом страшной неизбежности на первый план выступило главное, что таится в человеческой душе, крупица русского чувства, которая превращает человека в неприступную крепость.
Автор справедливо считает, что национальный дух включает в себе патриотизм и большую ответственность за судьбу народа, родины.
Трудно не согласиться с позицией автора, ведь именно национальный дух делает народ непобедимым. Он помогает ему выжить в трагические моменты, помогает достойно выйти из безвыходного положения.
Подтверждение этой мысли можно найти в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Солдаты решили твердо: «Уж постоим мы головою за родину свою». Насмерть сражались и герои Толстого на поле битвы: Болконский, Денисов, капитан Тушин и т.д. Мужество, героизм проявил советский народ в боях за Родину под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, во время блокады Ленинграда и т.д.
Любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предшествующих поколений делает народ непобедимым.