Сочинение "Юбилеи российских писателей"
Сочинение
Тема
«Юбилеи российских писателей»
Автор:
Политова Екатерина,
ученица 8 «б» класса
МБОУ «Гимназия»,
г. Александровска Пермского края
Руководитель:
Политова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия» г. Александровска
Александровск
В 2017 году исполнилось 115 лет со дня рождения Вениамина Александровича Каверина. Интерес к личности и творчеству писателя-юбиляра привёл меня к поиску материалов, связанных с биографией писателя и историей создания самого известного его романа «Два капитана».
Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове. По окончании средней школы В.Каверин получает высшее образование, обучаясь на историко-филологическом факультете Ленинградского Государственного университета (ЛГУ) и в Институте иностранных языков. По окончании университета В.Каверин был оставлен в аспирантуре и в 1928 году написал диссертацию, принесшую автору звание научного сотрудника.
Ещё в студенческие годы пробует писать стихи, но оставляет это занятие после резких отзывов.
Обратившись к прозе, В.А.Каверин создаёт фантастические рассказы, детективные повести, очерки. Пробует себя в историко-литературной работе. Героями его книг стали моряки, летчики, ученые, школьники, инженеры, военные.
В разные годы своей жизни В. Каверин, будучи известным писателем и ученым, призывал к свободе творчества, выступая в защиту М. А. Булгакова (1954г.), М. М. Зощенко (1962г.), А. И. Солженицына(1970г.).
В годы Великой Отечественной войны В.А.Каверин работал военным корреспондентом.
Самое известное своё произведение - роман "Два капитана" - писатель создавал на протяжении 10 лет, с 1936 по1944год.
В своём сочинении мне хочется подробнее рассказать о том, что послужило созданию этой удивительной книги, перечитать заново страницы романа, имеющие к личности писателя самое прямое отношение. Назвать имена прототипов ярких, запоминающихся персонажей: Сани Григорьева, Ивана Львовича Татаринова.
Одним из прототипов Сани Григорьева был Михаил Лобашов. Вениамин Каверин писал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов: «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство – с удивительной определённостью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.
Ещё одним прототипом главного героя - Сани Григорьева - стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.
А жизненный путь Самуила Яковлевича Клебанова теснейшим образом связан с северным краем: с 1935 года он работал в Нарьян-Маре, летал на «У-2», а в 1938 году стал старшим пилотом Архангельского аэропорта. Учился лётному делу в Ленинграде, вместе с Чкаловым (почти как Саня Григорьев в романе).
А история жизни героя романа «Два капитана» - Ивана Львовича Татаринова, отца Кати Татариновой, - напоминает нам о судьбе нескольких морских экспедиций.
Обратимся к истории освоения русскими мореплавателями Северных земель.
В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» с участием Владимира Русанова. Экспедиция на шхуне «Св. Мария» под командованием И.Л.Татаринова в романе повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны». Внешность, характер, взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым. Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова. А судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова.
Говоря о прообразах героев романа «Два капитана», нельзя не сказать об Арсении Григорьевиче Головко, командовавшим Северным флотом в годы войны. «Замечательный человек, один из лучших флотоводцев страны, - вспоминал В.А.Каверин. - Мне многое дала его помощь». Образ А.Головко не раз возникает на страницах «Двух капитанов».
Вот в офицерской столовой по старой флотской традиции отмечают тремя жареными поросятами потопленный вражеский транспорт, сторожевик и эсминец, и командующий Северным флотом стоя произносит тост за командиров-победителей, за их экипажи. Адмирал молод, всего четырьмя годами старше Сани Григорьева, который помнит его ещё по боям в Испании (испанская страница есть и в биографии А.Г.Головко), - и по приездам в их лётный полк. В свою очередь, командующий Северным флотом, увидев Саню, что-то говорит соседу, командиру дивизиона, - и тот произносит тост за капитана Григорьева, который умело навёл на германский караван подводную лодку.
Адмирал А.Г.Головко оставил заметный след в творчестве В.А.Каверина. Они были дружны и в послевоенные годы.
На страницах романа возникают также незабываемые образы городов военного времени. Ленинград, Архангельск, Соломбала, Молотов, Москва – здесь не раз бывал писатель в разные годы своей жизни.
«Острый запах соснового бора стоял над рекой, мост был разведён, маленький пароходик, огибая бесконечные плоты, возил народ к пристани от пролёта. Куда ни глянешь, везде было дерево и дерево – узкие деревянные мостки вдоль приземистых николаевских зданий, в которых были разбиты теперь госпитали и школы, деревянные мостовые, а на берегах целые фантастические здания из штабелей свежераспиленных досок», - читаем мы на страницах романа. Это Соломбала в годы войны.
А вот полярный лётчик Саня Григорьев идёт по военному Архангельску, встречая на его улицах американских и английских моряков с кораблей союзников, среди них – негры, мулаты; видит, как китайцы стирают рубахи в Северной Двине, прямо под набережной… Наблюдая всю эту архангельскую экзотику 1942 года, капитан Григорьев взволнован другим: он идёт по городу, откуда начинался путь в неизведанное Пахтусова, Седова, Русанова, Брусилова и других великих полярных исследователей. На Соломбальском кладбище он долго стоит у могилы с надписью на скромном памятнике: «Корпуса штурманов подпоручик и кавалер Пётр Кузьмич Пахтусов. Умер в 1835 году 7 дня. От роду 36 лет…».
Соломбала, Бакарица, Кузнечиха встают со страниц романа именно такими, какими они выглядели в то время, - и какими увидел их автор «Двух капитанов». Вениамин Александрович Каверин, по его словам, бывал в Архангельске раз двадцать, наверное. Впервые попал в этот город летом 42-го, во время бомбёжек: пожары, попадались разрушенные дома, осколки стёкол хрустели под ногами…
От лица Кати Татариновой ведётся повествование, связанное с жизнью героев в Ленинграде, куда молодая семья Григорьевых переезжает в 1941 году, как раз перед началом войны. Старая дача, сонное озеро, пузатый медный самовар, прекрасная тишина… И всё это вдруг обрывается, навсегда оставшись в памяти героев доброй, счастливой сказкой. Эвакуация детей и стариков, работа на укреплениях города, уход за тяжелоранеными в госпитале – всё это коснулось Кати Татариновой в блокадном Ленинграде. Обессилевшую, в январе 1941 года героиню отправляют в эвакуацию.
Глазами Сани Григорьева мы видим город Молотов (Пермь) в годы войны. «Город был просторный, спокойный. Все лучшие улицы стремились взлететь на высокий берег Камы», - читаем мы на страницах романа.
Ленинградский театр оперы и балета, эвакуированный в Молотов в 1941 году. Балет «Лебединое озеро», на котором побывал наш герой.
А вот выздоравливающий Саня Григорьев «проходит мимо лучшего в городе здания авиашколы и в тысячный раз прочитывает надпись на мраморной доске: «Здесь учился Попов, изобретатель радио, гениальный учёный».
Мутноватая, ещё весенняя Кама. «Ляпидевский», «Каманин», «Мазурук»… Герой невольно улыбнулся при мысли, что в Камском пароходстве все суда названы фамилиями лётчиков, да ещё его хороших знакомых.
И, конечно, Москва. Она впервые встретила нашего героя в феврале 1917 года холодно и равнодушно. Дома казались ему огромными вокзалами, а огромные кучи снега и редкие трамваи дополняли унылую панораму чужого города.
И только после многодневных скитаний Саня Григорьев узнал и полюбил Москву. Она была таинственная, огромная, снежная, занятая голодом и войной. Карты висели на площадях, художники-футуристы разместили странные картины на стенах Охотного ряда. В окнах магазинов висели плакаты РОСТА…
С Москвой связаны значительные этапы жизни главного героя: поездка в Ташкент, спецприёмник, тяжёлая болезнь и выздоровление, школа-коммуна, знакомство с семьёй Н.А.Татаринова и самое главное – встреча с Катей. Москва заставила повзрослеть и рано определить для себя очень важные вещи: Кто ты? Чем ты можешь быть полезен для дорогих тебе людей? Как противостоять злу, которое искусно маскируется в окружающих тебя людях?
В Москву вернётся наш герой во время войны после длительного выздоровления в поисках своей Кати и по странному стечению обстоятельств разминётся с ней. Но от этого его желание вновь обрести дом и семью будет ещё сильнее.
Картины довоенной жизни и военного лихолетья, мастерски созданные писателем в романе, позволяют нам представить и блокадный Ленинград, и пограничный Архангельск, и Молотов, город, находящийся далеко от линии фронта, и многим просто неизвестный. И … огромную Москву, застывшую в тревожном ожидании…
Знакомство с историей создания романа «Два капитана» помогло мне увидеть автобиографичность произведения, убедиться в том, что благодаря таланту и личным качествам В.А.Каверина в художественной литературе на века осталась память о великих русских мореплавателях, покорителях Севера, а его герои: Саня Григорьев и Иван Львович Татаринов - стали примером мужества, благородства, верности и чести для многих поколений читателей.
Сочинение "Юбилеи российских писателей"
DOCX / 25.03 Кб