12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Амина Ю.3429
С детства любознательна . Люблю читать, саморазвиваться.
Россия, Дагестан респ., Охли

МКОУ «Охлинская СОШ» Левашинский р-н РД

 

Сценарий - конспект внеурочного мероприятия «Юбилей писателя И. А. Крылова»

Разработала: учитель русского языка и литературы МКОУ «Охлинская СОШ» - Омарова А.Ю.

 

Сценарий - конспект внеурочного мероприятия «Юбилей И. А. Крылова» к 250 - летию писателя

Цель: Познакомить учащихся с творчеством писателя, расширить знания о его творчестве.

Задачи:

Познакомить школьников с жизнью и творчеством И. А. Крылова.

Углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы.

Развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.

Развить творческие способности учащихся.

Учиться выразительно читать и анализировать басни.

Развивать актерские способности учащихся.

Оборудование: компьютер, выставка книг, иллюстрации, портрет писателя, декорации.

 

Ход мероприятия

1. Слово учителя.

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

 

 

2. Сообщение ученика 5 класса.

Басни Крылова привлекают и детей, и взрослых своей непосредственностью, запоминающимися и жизненными сюжетами. Что ни басня то шедевр!

3. Выставка книг писателя.

 

4. Миниатюры по басням «Лиса и ворона», «Квартет» и др. в исполнении учащихся 7 – х классов.

Иван Андреевич Крылов

Ворона и Лисица

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица:

Ворона

Лиса

Рассказчик

На сцене слева – ель, справа – куст.

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

(Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.)

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша.

Лиса

Голубушка, ах, как ты хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, в сказке!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона

Кар!

(Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.)

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.

(Ворона сетует.)

Ворона

Ах, если бы я знала

Ее коварство, рта б не раскрывала.

Ни речи лживые, ни лести сладкий яд

Отныне мне ничем не навредят.

Их презираю! Им я знаю цену!

От правды отличу всенепременно!

О, жизнь! Ты мне преподала урок.

(Ворона улетает.)

Рассказчик

Но не пошел урок Вороне впрок.

Ей в искушенье, прочим в назиданье

Послал Господь ей снова испытанье –

Дал сыру вдвое больше.

(Появляется Ворона с большущим куском сыра и тяжело взгромождается на ель.)

Рассказчик

Сей же час

Ворона с ним на елку вознеслась

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Опять Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

И снова сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

Ворона ждет.

Лиса

От пуха до пера,

Голубушка, ты лучше, чем вчера!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, в сказке!

Какие коготки! Какой носок!

А что за диво этот голосок!

Спой, светик, не стыдись! Не станешь же, сестрица,

Ты на меня за прошлое сердиться.

Тебя заслышав, соловей смутится.

Спой для меня! Ведь ты всем птицам птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на уветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона

Кар!

(Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.)

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.

История дословно повторилась

Да и мораль ничуть не изменилась.

Я вам ее напомню простодушно:

Увы, но неискоренима лесть,

Покуда любо лис воронам слушать,

А лисам – сыр вороний есть.

Конец.

5. Вывод учащихся 10 класса:

Некоторых людей жизнь ничему не учит.

Люди падки на лесть.

Наступать на одни и те же грабли – призвание недалеких людей.

6. Декламированное чтение басни «Ларчик» в исполнении ученицы 9 класса.

«Ларчик»

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.


 

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,

Так; он и без замка;


 

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».


 

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;


 

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.

Потел, потел; но наконец устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

7. Опрос по крылатым выражениям, цитатам.

- Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

- Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

В какой басне была такая мораль?

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой" («Волк на псарне»)

В какой басне: «Кошка … попалась в когти льву…» («Мышь и Крыса»)

К кому обращены эти слова? «Соседушка, я сыт по горло» (к Демьяну из басни «Демьянова уха»)

Назовите место, в котором главный герой басни «не приметил слона». (Кунсткамера)

К кому обращены эти слова? «Соседка перестань срамиться, - Ее шавка говорит, тебе ль с Слоном возиться?» (к Моське из басни «Слон и Моська»)

8. Викторина по творчеству Крылова:

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? 2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? 3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? 4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться? 5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? 6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха? 7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? 8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? 9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? 10. Какую любезность оказал Волку Журавль? 11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? 12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? 13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? 14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? 15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»? 16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»? 17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем? 18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку? 19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? 20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

Ответы: 1. Около 200 басен. 2. «Квартет». 3. На ель. 4. На вола. 5. Муравей. 6. Петуха. 7. Моська и Шавка. 8. Везти воз с поклажей. 9. Нет. Она думала, что это одна из ее подружек. 10. Вытащил, застрявшую в горле кость. 11. Воробей. 12. Ударила об камень и разбила. 13. «Волк и ягненок». 14. Была ночь и он перепутал строения. 15. Не обращать на них внимания. 16. В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным. 17. «Чиж и голубь». 18. Кошку. 19. Виноград. 20. Невежество.

9. Подведение итогов.

Закончим сегодняшнее мероприятие мы словами С.В. Михалкова: «Крылов и сегодня живёт среди нас, «как живой с живыми говоря»».

10. Просмотр мультфильма по басне «Стрекоза и муравей»

11. Список использованных интернет – источников:

1.https://obrazovaka.ru/alpha/k/krylov-ivan-andreevich-krylov-ivan-andreyevich

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич

3.http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-vorona_i_lisitsa.html

4.Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

5.https://infourok.ru/literaturnaya-igra-po-basnyam-iakrilova-a-u-nashey-vasenki-pro-vse-pobasenki-398777.html

6.https://www.youtube.com/watch?v=32QNEV4lZlE

Дата проведения: 13 февраля 
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.