Сочинение-рассуждение на тему: «Стать богатым, продавая воздух?!» на примере главного героя произведения А. Беляева «Продавец воздуха»

7
0
Материал опубликован 15 June 2020

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска







РАБОТА НА КОНКУРС

УЧЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«УЧИМСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЕ НА ОШИБКАХ И УСПЕХАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ» 2019

Номинация: Сочинение-рассуждение на тему:

«Стать богатым, продавая воздух?!» на примере главного героя произведения А. Беляева «Продавец воздуха»





Работу выполнил: ученик 10 «а» класса

Иванов Михаил Германович

Руководитель: учитель истории и обществознания

Гусева Анна Владимировна









Магнитогорск 2019 год




Мы, люди, ежедневно пользуемся такими благами, как воздух, вода, солнечный свет. Мы встаём утром и, совершенно не задумываясь, видим солнце, светящее нам, делаем первый вдох, второй, третий. Мы беззаботно потребляем все те природные ресурсы, которые необходимы нам для жизни. Невозможно запретить дышать ровно в той степени, в какой невозможно запретить существовать. Именно для этого обществоведческая наука вводит термин даровых или свободных благ, обозначающий блага, необходимость в производстве которых отсутствует из-за их огромных количеств, и, следовательно, цена которых равна нулю. Но, задумывались ли вы когда-нибудь, что однажды этих ресурсов (например: воздуха) может не хватить для удовлетворения всех человеческих потребностей?


С точки зрения экономики, большой спрос порождает собой большое предложение со стороны предпринимателей, целью которых является получение прибыли. Это означает, что, если по какой-либо причине такие вещи, как солнечный свет и кислород, утратят свою даровость, тут же найдутся люди, готовые предложить это за определённую цену. Таким образом, мы сталкиваемся с "проблемой исчезновения свободных благ" и "проблемой жадности предпринимательской деятельности".

В наше время уже трудно удивиться такому товару в магазине, как вода в бутылке. Обычным для нас стал счёт за пользование водопроводом в своей квартире. Однако, что если прогресс пойдёт дальше? Уже сейчас мы загрязняем природу продуктами своей жизнедеятельности, она же, в свою очередь, не успевает регенерировать эти раны. И вот, в ближайшем будущем, простому обывателю приходится работать не только для обеспечения собственного жилища электрическим светом, водой, теплом, но и очищенным свежим воздухом. Конечно же, по нашим меркам – это дикость. Но для людей того времени, когда, казалось бы, легко возобновляемый естественный ресурс стал заканчиваться, это насущная проблема и постоянная прихоть, с которой они будут сталкиваться каждый день. И если уже имеет спрос пакетированная вода, когда всё ещё есть колодцы и колонки с бесплатной водой, почему бы не сделать то же самое с кислородом.

Постепенно понижая концентрацию воздуха в нашей атмосфере, человечество повышает вероятность того, что этот продукт быстро станет очень востребованным на ранке товаров и услуг. Ведь всем известно, любой организм не проживёт и дня без него, для этого вещества не существует субститута (заменителя). Так что может помешать предпринимателям получать прибыль, за столь необходимый людям ресурс, который никто не закупал и не запасал. Нет же закона, запрещающего вести торговлю чистым воздухом, при том в удобной и компактной упаковке. Такого же мнения придерживался и главный герой произведения А. Беляева «Продавец воздуха», мистер Бейли.


Уникальное торговое предложение мистера Бейли заключалось в том, чтобы сначала приватизировать весь воздух планеты и, видоизменяя и расщепляя на отдельные составляющие, запасти его в форме шариков, небольших сфер, изнутри заполненных сжатым газом, а затем приступить к его последующей продаже. Стоит подчеркнуть идею монополизации, или же, иными словами, устранения потенциальных конкурентов и присвоение себе исключительного права на поставку воздуха. Конечно же, в конце романа его хитрый план был разрушен, а преступление-посягательство на свободные блага предотвращено. В чем же были "ошибки", которые привели к провалу этой затейливой бизнес-идеи.


Первая из них - это начало своей деятельности на одном из краёв земного шара, и, как следствие, постепенное изменение климата планеты, которое не могло быть незамеченным со стороны учёных-метеорологов. Вторым его неверным шагом оказались неподходящие внутриполитические условия и слабо развитая рыночная экономика Советского Союза, государства, где он и основал свою фабрику. В СССР так же действовали кооперации на основе взаимовыгодных денежных и трудовых вложений, называемые артелями, но к таковым нельзя было отнести предпринимательскую деятельность нашего героя. Третьей и роковой ошибкой стал недостаточный стартовый капитал, являющийся причиной неспособности одной небольшой фабрики обработать всю атмосферу. Наш герой тоже это понимал и, в тот момент, когда органы исполнительной власти потребовали прекращения экспроприации воздуха, его действия приобрели террористический характер - он попытался взорвать своё предприятие, а вместе с ним и часть Верхоянского хребта, места, где происходили события романа.

Как можно оценить поступок мистера Бейли с точки зрения предпринимательского риска? Думается, можем назвать его крайне рискованным, а план трудноосуществимым, однако, несмотря на это, находчивый бизнесмен был достаточно целеустремлен в своем желании заработать.

Рассматривая всё происходящее в произведении с точки зрения юриспруденции, Бейли ничего противозаконного не совершал. Он лишь реализовывал своё право на даровые блага, которое, между прочим, не ограничено какими-то конкретными рамками. Регистрация индивидуального предпринимателя в "позднем" Советском Союзе тоже существовала и позволяла свободно заниматься той или иной деятельностью. Значит ли всё это то, что данный персонаж не совершил преступления или проступка, а "проблема исчезновения свободных благ" и вовсе не является проблемой? Однозначного ответа дать нельзя.

Согласно морали, поступок одноимённого коммерсанта был ужасен. Его действия не поддаются оправданию по своему вреду, как экосистеме планеты, рельефу, косвенному истреблению биосферы, так и всему человечеству. Глобализация кислорода послужила бы причиной не только к вымиранию практически всех видов живой природы, но и к прекращению важнейших естественных процессов, без которых мир бы навсегда изменился. Действуя в сугубо своих интересах и руководствуясь собственными девиантными убеждениями, наш герой, можно сказать, был обречён на отшельничество, тем самым оказавшись лишённым тех или иных партнёров, единомышленников, что, несомненно, тоже является одной из его ошибок.

С позиции психологии последние деяния мистера Бейли действительно отклонялись от норм поведения. Попытка взрыва воздухообрабатывающей фабрики после осознания некомпетентности своего плана обогащения и последующее самоубийство являются лишь доказательствами этому. Сюда же можно отнести идеологию массового истребления биосферы ради собственной выгоды.

Таким образом, только что мы рассмотрели все основные ошибки смелого предпринимателя. Теперь давайте ознакомимся с необычными решениями, принесшими ему успех.

Первым из таких будет поддержание партнёрских отношений со странами запада. Предполагая возможный военный конфликт с СССР, он заранее заручился поддержкой и договорился о взаимном сотрудничестве с США. Во-вторых, это постоянное финансирование своего предприятия, его развитие и постепенное увеличение объёмов производства, что несомненно лишь ускоряло процесс запасания воздуха и приближало к моменту его продажи на мировом рынке.

События изложенные Беляевым в произведении (оно написано в в 1929г.) кажутся даже сегодня нам фантастичными и футуристичными. Но настолько ли идея продажи воздуха абсурдна в современном мире? Представьте, мистер Бейли… нет!

Сегодня находятся смекалистые предприниматели, предлагающие баночки консервированного чистого воздуха в качестве сувенира. Правильно оформленная реклама и в ответ на их предложение появляется растущее с каждым днём число потребителей, готовых приобрести памятный подарок «Воздух Балтики», глоток свежего воздуха в душный офис, страшно токсичные в современном ремонте квартиры требуют очищенного воздуха и т.д.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что, хоть план главного героя романа "Продавец воздуха" и был частично нерационален и трудноосуществим, тем не менее, он вполне мог быть воплощён в жизнь. Допущенные мистером Бейли ошибки и предпринятые им эксцентричные методы их решения, наглядно иллюстрируют актуальность как проблемы "жадности" предпринимательской деятельности, всегда нацеленной на получение прибыли, так и проблемы ограниченности и исчезновения свободных благ, таких как воздух, солнечный свет, снег, ветер. Замечая подобные аспекты и тенденции спроса каких-либо товаров и услуг, некоторым людям в современном мире удаётся в значительной мере обогатиться, не только из-за удачи и упорства, но и в большей степени благодаря собственной финансовой грамотности.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.