Конспект урока окружающего мира «Воздух. Состав воздуха» (2 класс)
Урок: "Воздух. Состав воздуха."
Идея урока: осмысление нового материала через постановку проблемы и пути её решения.
Цели для учителя: организация продуктивной деятельности учащихся по усвоению понятия "Воздух", использование понятия в повседневной жизни, значение кислорода в живой и неживой природе. Для учащихся: усвоить новое понятие, усвоить новы знания о составе воздуха, рассмотреть значимость компонентов в жизни живой и неживой природы, формировать надпредметные умения, учиться оперировать новым понятием, развивать любознательность, интерес к изучению окружающего мира, воспитывать бережное отношение ко всему, что необходимо для сохранения жизни на Земле, формировать умение работать в парах.
Задачи.
Предметные: продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
Метапредметные: развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой; развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.
За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.
Оборудование: карточки, учебник, лабораторное оборудование, компьютер, smart доска.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
1этап: Введение в тему урока (3 минуты)
Слайд 1.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1460202930.png (864x753)
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1460204275.mp3 (музыка)
Под музыку учитель говорит:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
Ик сердечку поднесем.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистый воздух. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2 этап урока: Проверка изученного материала (7 минут)
Слайд 2.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1460202997.png (859x699)
Учитель: Вы познакомились со множеством понятий по окружающему миру. А что такое атмосфера?
Высказывания детей.
Учитель: Все ли согласны с этим определением? Точно сформулировать вам помогут карточки оранжевого цвета. Давайте проверим.
Учитель: Сегодня мы узнаем еще одно понятие, которое расширит знание об атмосфере. А какое это понятие, вы назовете сами, отгадав мою загадку:
Слайд 3.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1460203052.png (894x700)
Учитель: Есть невидимка, в дом не просится. А прежде людей бежит, торопится. Ответы детей. Правильно воздух.
Учитель: А зачем нам нужно изучать воздух?
3 этап урока: осмысление нового материала.(25 минут)
Слайд 4.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1460203115.png (831x694)
Учитель: Мы сегодня узнаем о составе воздуха, значении кислорода в живой и неживой природе, и поговорим об охране природы.
Как вы думаете, где находится воздух?
Слайд 5.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1460203216.png (695x706)
Опыты:
1.Опыт: На столе учеников лежит веер. Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.
2.Опыт: Ученики закрывают глаза, Учитель разрезает апельсин и открывает флакон духов. Задаются вопросы:
Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?
3 Опыт: ученики должны опустить стакан вверх дном в банку с водой.
Ответы:
1. между веером и лицом есть какое-то тело - это воздух,
2. запах распространяется по воздуху,
3. вода не входит в стакан, ей мешает туда войти воздух
Физминутка.
Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.
Взмахните левой рукой.
Взмахните правой рукой.
Левой, правой.
Наклонитесь вперед.
Повороты туловища.
Потоки ветерка, который появился в ваших движениях - это воздух.
Слайд 6.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1460203289.png (946x653)
Учитель: Что такое воздух? Из чего он состоит? Внимание на экран. Видео состав воздуха.
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1460204412.mp4 (состав воздуха)
Вопросы учителя после просмотра фильма. Что такое воздух? Какого газа в составе воздуха больше всего? Азот занимает 1 место по количеству газов в составе воздуха. Какой газ мы поставим на 2 место? Какие газы мы еще не называли?
Слайд 7.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/g1460203340.png (919x710)
Учитель: А теперь из частей составим целое. Что для этого нужно сделать? Какая часть самая большая? Какого она цвета? Как называется этот газ? Давайте проверим.
Азот входит в состав всех живых организмов.
На Smart board учащиеся составляют из частей целое и сверяют свои ответы с правильными при помощи стирания смайликов.
Слайд 8. Учитель: Ребята, а каково значение кислорода в живой природе?
Учитель убирает шторку на доске и учащиеся при помощи разноцветных маркеров показывают стрелками что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1460203388.png (977x701)
Учитель: Кислород участвует в процессе дыхания. Действительно, недостаток или отсутствие кислорода опасно для жизни. Почему это особенно опасно для альпинистов?
Слайд 9.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1460203489.png (848x698)
Работа с учебником. Стр. 30. Людям какой профессии необходимы кислородные приборы? (Дети читают и рассказывают, что альпинистам нужны такие приборы, потому, что при восхождении на вершины гор, воздуха становится меньше и им трудно дышать.)
Слайд 10.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1460203569.png (596x653)
Учитель: Ребята, а каково значение кислорода в неживой природе? Без кислорода невозможно горение. Как это доказать?
Ученики: нужно зажечь свечу и накрыть стаканом. Свеча потухнет из-за нехватки кислорода. Вывод: без кислорода горение невозможно.
Слайд 11.
А как дышат растения?
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460203624.png (947x622)
Учащиеся при помощи разноцветных маркеров показывают стрелками, что растение вдыхает углекислый газ, а выдыхает кислород. Однако ночью происходит все наоборот: растение вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Слайд 12.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/h1460203686.png (825x640)
Учитель: Ребята, мы говорили как дышит человек, растения, говорили, из каких газов состоит воздух. У меня к вам вопрос: меняется ли состав воздуха в классе? Нас так много и мы все дышим.
Ученики: Да.
Учитель: А что нужно сделать?
Ученики: проветрить помещение.
Слайд 13.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1460203749.png (842x709)
Учитель: Как вы думаете, будет ли отличаться состав воздуха в нашем городе и за его пределами? Растения еще называют «легкими земли».
Учитель: Сейчас я предлагаю поработать в парах. Ваша задача: выбрать и наклеить картинки с изображением что можно делать, а что нельзя. Итак, что бы вы сделали, чтобы сохранить "легкие Земли"?
4 этап урока.Рефлексия (10 минут)
Слайд 14
Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1460203888.png (849x685).
Давайте подведем итог.
Слайд 15.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1460203966.png (785x642)
Учитель: Сейчас у меня для вас сюрприз. Каждому из вас я раздам шарик и его надо надуть. А какой газ вам поможет в этом? Вам понравился урок? А что понравилось больше всего? Изобразите свое настроение фломастером.
Опыты можно проделывать и с воздушными шарами. (ссылки на экране)
Слайд 16.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460204026.png (889x748)
Учитель: Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами поработать
Здесь будет файл: /data/edu/files/a1460205455.notebook (Урок. Воздух. Состав воздуха.)
Канаев Семен Иванович