12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Виктория Владимировна1524
Работаю с детьми с ОВЗ
Россия, Луганская Народная Респ., г. Суходольск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
10

Содержание и методические особенности изучения нумерации чисел в пределах 5 в подготовительном классе коррекционной школы

Государственное общеобразовательное учреждение ЛНР

«Суходольская специальная (коррекционная) школа - интернат»






СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 5

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ






ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ





Подготовила

Кузнецова В.В.


2021 г.



Содержание

1. Значение формирования математических представлений у детей

2. Методика изучения чисел в пределах 5


1. Значение формирования математических представлений у детей

Основные задачи специальной (коррекционной) школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии - такие цели предполагает изучение курса математики в специальной (коррекционной) школе. 

Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий. Вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

В своих исследованиях Ю.Ю. Помпутис отметил важность и влияние мотивации, опоры применения полученных знаний при решении практических жизненных задач на качество усвоения математического материала.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Отличительными чертами процесса формирования математических представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются  развивающая, коррекционная направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью. Для формирования представления числа, счета и некоторых первоначальных свойств натурального ряда чисел у обучающихся с УО необходимо широкое использование средств наглядности, учет индивидуальных возможностей каждого ребенка, его прошлого опыта. 

2. Методика изучения чисел в пределах 5

В подготовительном классе изучаются числа в пределах 5 и действия с ними. Учащиеся знакомятся с каждым числом в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, изучаются их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у школьников с нарушением интеллекта очень медленно формируются знание о числах, практические умения счета (вербального, количественного, порядкового, в прямом и обратном порядке числового ряда по единице и равными числами по 2, 3 и т. д.).

Учащиеся, пришедшие в подготовительный класс коррекционной школы, как правило, знают названия количественных числительных в определенном порядке в разных пределах, но называние числительных часто не совпадает с показом предметов: называние числительных отстает или опережает показ предметов. Например, называют пять, а показывают шестой предмет или третий.

Учащиеся с нарушением интеллекта подготовительного класса нередко отказываются считать, допускают много ошибок при счете незнакомых предметов, особенно если объекты счета даны в непривычном для учащихся положении в пространстве или на плоскости (например, расположены вертикально, вразброс).

Ученики не знают, откуда надо начать счет. Как правило, умственно отсталые ученики, если их не обучить вариантам счета, могут считать только от единицы.

Учащиеся затрудняются ответить на вопрос «Сколько?». Каждый раз они начинают пересчитывать предметы снова, но не могут назвать и показать результат счета.

У большинства учащихся нет различия между количественным и порядковым счетом: в ответ на задание показать 5 предметов ученик показывает пятый по счету предмет.

Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в подготовительном классе

1. Предметные пособия:

а) предметы окружающей действительности: классная мебель, учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи, пуговицы, крючки, наперстки, игрушки;

б) предметы для счета: палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные;

в) геометрические фигуры;

г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т. д.

2. Иллюстративные пособия:

а) предметные картинки с изображением овощей, фруктов, зверей, транспорта, цветов, деревьев;

б) изображения предметов от 1 до 10;

в) картины с изображением как однородных, так и разнородных предметов, объединенных каким-нибудь сюжетом;

г) таблица «Числовая лесенка»;

д) набор подвижных цифр и знаков (демонстрационные и индивидуальные), фланелевые и наждачные цифры;

е) таблицы правильного написания цифр;

ж) монетные кассы с набором монет в 1,5, 10 к., 1, 5, 10 р.;

з) таблицы по теме «Нумерация чисел первого десятка».

 3. Пособия для демонстрации:

наборные полотна, демонстрационный стол, магнитные и фланелевые доски, экран и иллюстрации с изображением объектов для счета.

Учитель должен помнить, что необходимо использовать материал в предметно-практической деятельности для обеспечения сознательного усвоения математических знаний.

Методика изучения чисел первого десятка:

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Знакомство с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показ места числа в числовом ряду, соотношение количества элементов предметной совокупности, числа и цифры, количественные и порядковые отношения уже известного учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют знания  о месте данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), прямой и обратный счет. Сравнение количества предметов, чисел, установление отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).

На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа. 

Рассмотрим каждый этап работы над любым из чисел первого десятка.

Получение чисел

Получение числа 5. 

Положите перед собой 4 зелёных прямоугольника, добавьте ещё один красный. Сколько стало? Как получилось 5 прямоугольников? Сколько фигур лежало? Сколько добавили фигур? Сколько их стало? Затем рассматривается получение числа 5 на других пособиях (счетных подставках, счетах и т. д.). «Как же получить число 5? К какому числу нужно прибавить единицу?» - учитель подводит учащихся к обобщению на основе рассмотрения конкретных случаев получения числа 5 : «Число 5 получится, если к четырем прибавить один». 

К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Обозначение числа цифрой и письмо цифр

Обозначаем число цифрой, печатной и прописной. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Запоминаем образ цифры.

Учитель ставит цифру под соответствующим количеством предметов или под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре.

Последовательность знакомства с написанием цифр:

показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;

показ учителем письма цифры на доске (при этом обращается внимание на направление движения мела);

обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

письмо цифры в воздухе;

письмо цифры на доске несколькими учениками;

6) письмо цифр в тетрадях по образцу. Предварительно учитель готовит тетрадь, в которой ученикам предстоит писать цифры. Для всех учащихся дается образец: записываются 2-3 цифры.

Для отдельных учащихся учитель пунктиром или тонкими линиями пишет цифры, а они лишь обводят их. Некоторым ученикам необходимо поставить лишь две-три опорные точки. Учащимся, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при написании цифр, необходимо выделять (проводить) строчки синим карандашом. Отдельным учащимся доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафаретам, письмо вместе с учителем.

Перед письмом цифр учащимся предлагается обвести цифры из наждачной бумаги или фланели, наклеенные на карточках. Ребенок водит пальцем по цифре, как бы вычерчивая ее, затем повторяет ее название. Письмо цифр сочетается с их проговариванием, а также счетом (написать одну, две, три, четыре цифры).

Счет в прямой и обратной последовательности

Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства учащихся с его образованием. Прежде всего учитель учит брать предмет в руку и откладывать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до каждого предмета, затем только показывают предметы, не дотрагиваясь до них. После этого они считают «глазками», т. е. смотрят на предметы. Во всех этих упражнениях ученики считают вслух. И только тогда учитель просит пересчитать предметы про себя.

Каждый раз после пересчета предметов учитель должен задавать вопрос: «Сколько?» Например: «Сколько здесь кружков, посчитай». После пересчета учитель опять спрашивает: «Здесь 4 кружка?» (Кружкии можно собрать в одну кучку.)

Первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им знакомы.

Для счета сначала выбирают одинаковые предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся размером, цветом, материалом. Учащиеся пересчитывают предметы, объединяя в одну совокупность множество синих и красных карандашей, больших и маленьких шаров, деревянных и пластмассовых палочек различной окраски.

Наконец, они пересчитывают и разнородные предметы: «Сколько птиц (ворон и голубей) стоит в ряду?», «Сколько деревьев?».

Счет ведется как слева направо, так и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Только разнообразные упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у учащихся навыки счета.

Сначала дети учатся присчитывать по одному предмету,  затем считать равными числовыми группами - по 2, 5, 3, 4.

Счет в обратном порядке более труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием сначала конкретных предметов, которые ученик мог бы взять в руки, отодвинуть. Например: «Сосчитаем карандаши». Ученик сосчитал: «Всего 5 карандашей». «Уберем 1 карандаш в коробку. Осталось 4 карандаша. Уберем еще 1 карандаш. Осталось 3 карандаша» и т. д. Затем отрабатывается обратный счет на цепочках, счетах и, наконец, отвлеченно.

При изучении каждого из чисел учащиеся не только пересчитывают предметы и отвечают на вопрос «Сколько?», но и определяют порядковый номер предмета.

Определение порядкового номера пересчитываемых предметов имеет большое значение для развития пространственных представлений: перед, между, за, около - это слова, которые указывают на пространственное положение предмета. Начинают работу в подготовительный период.

Необходимо показать учащимся, что для ответа на вопрос «Сколько?» им нужно определить общее число пересчитываемых предметов, а при ответе на вопрос «Который?» - назвать номер предмета по порядку. Например, учитель просит выйти к столу нескольких учеников и построиться в ряд. «Посчитаем, сколько учеников стоит у доски», - говорит учитель. Учащиеся хором считают: «5 учеников». «Сколько всего учеников? Покажите 5 учеников. Кто стоит первым слева в ряду? Который по счету Сережа? Пересчитайтесь по порядку номеров. Кто пятый в ряду? Покажите пятого ученика». Учащиеся должны понять, что 5 - это общее количество, а пятый - это один ученик, стоящий пятым по порядку.

Полезно подбирать для счета предметы, при пересчете которых необходимо употреблять числительные разного рода.

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел

По мере изучения чисел первого десятка учим сравнивать это число с числами, стоящими рядом, а также другими числами. Например, уже при изучении числа 2 следует показать , что 2 больше 1. Вначале это сравнение проходит на предметных множествах: «В верхнем ряду 1 круг, а в нижнем - 2 круга. Где кругов больше? Где меньше? Почему? В каком ряду лишний круг? В каком ряду не хватает кругов?» Аналогичные упражнения проводятся и на других множествах: «Какую цифру поставим около одного круга? Какую цифру поставим около двух кругов? Какое число больше: 2 или 1? Какое число меньше: 2 или 1? Почему 2 больше, чем 1? Покажи сначала на кругах, а потом на яблоках».

Далее учитель просит уравнять количество кругов в верхнем и нижнем рядах: «Что нужно сделать, чтобы в верхнем ряду было столько же кругов, сколько в нижнем?» (Добавить 1 круг.) «Что нужно сделать, чтобы в нижнем ряду кругов было столько же, сколько в верхнем?» (Убрать 1 лишний круг.)

Учащиеся работают в этот период в основном с множеством предметов, устанавливая взаимно однозначное соответствие между элементами множеств: они не только выясняют, где предметов больше (меньше), но и определяют, сколько лишних предметов в большем множестве и сколько их недостает в меньшем. Одновременно они сравнивают и числа, которые являются характеристикой этих множеств. Сначала сравниваются два рядом стоящих числа, например 3 и 4, а затем и любые два числа.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 5

С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2.  Действия сложения и вычитания изучаются параллельно. Учащиеся знакомятся со знаками сложения - плюсом (+), вычитания - минусом (-) и знаком равенства - равно ( = ).

При изучении данной темы учащиеся должны овладеть вычислительными приемами, получить прочные вычислительные навыки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 5, а также состав чисел первого десятка, узнавать и показывать компоненты и результаты двух арифметических действий (сложения и вычитания) и понимать их названия в речи учителя.

В основе сложения и вычитания в пределах 5 лежат операции с предметными совокупностями и некоторые вычислительные приемы. Предметно-практическая деятельность детей сопровождается счетом: «К одной конфете прибавить еще конфету. Сколько всего конфет?» Это записывается так: 1 + 1=2. Учащиеся на партах прибавляют к одному предмету еще один предмет и пересчитывают результат.

Запись примеров идет на доске и в тетрадях. Учащиеся учатся читать пример: «К одному прибавить один, получится два». На этом же уроке учащиеся знакомятся с решением и записью примеров на вычитание. Пример читают так: «От двух отнять один, получится (останется) один».

Одновременно на этом же этапе организуются наблюдения учащихся над переместительным свойством сложения. Учитель показывает, что если к двум красным кругам прибавить один зеленый, то получится три круга. И наоборот: если к одному зеленому кругу прибавить два красных, тоже получится три круга. 

По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряда (каждое число меньше следующего за ним на единицу и больше стоящего перед ним на единицу) нужно знакомить их и с приемом сложения и вычитания, опирающимся на это свойство натурального ряда чисел. Дети учатся этим приемом прибавлять и вычитать единицу из числа, т. е. присчитывать и отсчитывать по 1.

С первых уроков математики важно обучать комментировать свою деятельность с предметами и числами. Сначала учитель сам комментирует производимые им совместно с учениками действия, а учащиеся повторяют. Постепенно учащиеся овладевают самостоятельным  комментированием деятельности.

При использовании приема присчитывания учащиеся пересчитывают первое множество, запоминают это число, к нему по одному присчитывают элементы второго множества и сразу говорят сумму. Например: 2+2 = ? Учитель говорит: «Сосчитаем яблоки в корзине. Их 2. Нужно прибавить к ним еще 2 яблока. Узнаем, сколько всего яблок в корзине. Считать будем так: к двум прибавим еще 1, будет 3 и еще 1, будет 4. В корзине 4 яблока, значит 2+2=4. Проверим, что в корзине 4 яблока (пересчитаем)». Затем учащиеся не пересчитывают первое множество, а сразу называют число. В коробке 3 карандаша. Прибавим еще 2 карандаша. Считаем так: к трем прибавим 1, будет 4, прибавим 1, будет 5.

Затем следует знакомство с приемом отсчитывания: 3-2=? На наборном полотне выставляют 3 квадрата. Нужно отнять 2 квадрата. Отсчитываем 1, осталось 2, отсчитываем еще 1, осталось 1, значит, 3-2=1.

При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представления и о составе этих чисел. Состав чисел усваивается учащимися при объединении двух предметных совокупностей, а также разложении их на две группы и определении количества предметов в каждой группе.

Выводы:

Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью требует специально организованного подхода. Анализ, сравнение, обобщение способствуют активизации познавательной и мыслительной деятельности ребенка, что способствует осознанности обучения. Для усиления коррекционно - развивающей направленности обучения на уроках я использую предметно - практическую деятельность, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера – для коррекции  мелкой моторики рук, использую развивающие игры, упражнения с конкретными примерами. Обязательное условие - осуществлять индивидуальный подход к детям, применять дифференцированные задания, хвалить за достижения, замечать каждый успех, пробуждать интерес у детей к изучению математики, а значит мотивировать.

Содержание и методические особенности изучения нумерации чисел в подготовительном классе коррекционной школы представлены мной при проведении открытого урока  «Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3, 4». Использованы методы и приёмы: игровой, словесный, сюрпризный момент, практический, демонстрационный, соревновательный, поощрение. Трансляция опыта отражена в публикации:         https://урок.рф/library/razrabotka_uroka_po_matematike_sootnoshenie_kolich_222431.html

Во время дистанционного обучения  мной был создан видеоурок по математике, представленный на сайте нашего ОУ (https://disk.yandex.ru/i/Em7zOEarW7ik6w)


Список использованных источников

  1. Крутецкий В.А. Психология математических способностей / Крутецкий В.А. – М., 2000. -241 с
  2. Методика формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии : электронное учебно-методическое пособие / сост. Т.Ю. Плотникова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. 
  3. Мыслюк В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов. – Минск : Народная асвета, 2007. – 94 с.
  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, : Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. ' центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная 1 педагогика).
  5. Пумпутис Ю.Ю. Воспитание интереса к занятиям по математике у учащихся V-VI классов вспомогательной школы [Текст] : (На материале изучения мер. длины, веса и времени) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.03) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : [б. и.], 1975. - 17 с.
  6. Уфимцева Л.П. Коррекционные приемы обучения младших школьников математике / Уфимцева Л.П. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2016 . – №2.
  7. Юхтанова Е.А. Формирование элементарных математических

представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной

умственной отсталостью // Образование и воспитание. – 2017 – № 1.

  1. https://урок.рф/library/razrabotka_uroka_po_matematike_sootnoshenie_kolich_222431.html
  2. https://сскши.школа-лнр.рф/page/static/Uchebnii%20protsess-Videouroki?uuid=e951fe42-9747-459e-9394-5d772e106d48



Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Тарасова Ирина Викторовна, 22.09.23 в 16:04 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Виктория Владимировна! Вдобавок к материалу на странице, просмотрела видеоурок. Отлично, ярко, грамотно и доступно!
Кузнецова Виктория Владимировна, 23.09.23 в 06:40 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за высокую оценку, Ирина Викторовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.